Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Идеология как ценностная форма сознания.



Идеологией называется упрощённое изложение философских идей для восприятия их народными массами, выполненное с целью оказать влияние на эти народные массы. Идеология всегда неполна, всегда излагает только часть породившего её философского учения, всегда связывает эту часть с привычными для народа представлениями. Таким образом:

1) Идеология зависит от исторической ситуации и от культуры народа, среди которого она распространяется.

2) Разные идеологии, построенные на основе одной и той же философии, могут и противоречить друг другу.

Идеология – систематизированная совокупность идей, связанных с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив ее преобразования.

Идеология предполагает определение целей человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности.

 

В марксизме идеология рассматривается как ложное сознание, основанное на классовом интересе и его выражающее.

Особенности идеологии как особой мировоззренческой конструкции выражаются в незыблемости ее исходных принципов, в открытой апелляции к интересам, потребностям человека, в претензии на всеобщность (стремление выдать свое социально ограниченное содержание за выражение общего интереса) и одновременно – в конкретности, «зримости» выводов, нечувствительности к отдельным противоречиям.

 

Идеология и утопия.

Карл Мангейм (1893-1947) — немецкий философ, социолог культуры, один из основателей социологии знания, которая рассматривает познание как дело не мышления, а переживания, являющегося результатом совместной деятельности людей в обществе. В своей работе "Идеология и утопия" Маннгейм подчеркнул, что любая идеология — это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. "Идеологиям" всегда противостоят "утопии" — как правило, недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные "духовные образования", порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев и групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастные, как и "идеологии". По существу "утопии" ничем не отличаются от "идеологий", поскольку также стремятся "выдать часть за целое" — свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев "утопии" автоматически превращаются в "идеологии".

В идее идеологии и утопии, в стремлении избежать как идеологии, так и утопии по существу содержится поиск реальности. Оба эти современные представления являются орудиями плодотворного скепсиса; их следует всячески приветствовать, поскольку они выступают против двух серьезных искушений, порождаемых сознанием, – тенденции мышления замкнуться в себе, скрыть реальность или опередить ее.

Идеологии и утопии различаются не своим содержанием, и не степенью истинности, а тем, что одна система идейного воздействия способна поддерживать существующие социальные т политические институты (идеологии), другая же подвергнуть их критическому пересмотру (утопии).

Идеология как современная мифология.

С чем можем мы связать сегодня наши надежды на лучшее будущее? Можем ли мы положиться на разум, научный метод мышления, чтобы найти нужную линию поведения и решить сложные проблемы, с которыми столкнулось сегодня общество? Казалось бы, вопрос этот чисто риторического характера, и другого ответа быть не может: чтобы выжить, человечество должно стать умнее, точнее рассчитывать последствия своих действий.

Мы привыкли думать, что человеческое познание развивается от фантастического к все более верному отражению действительности, от "мифа" - такого типа мышления, к которому относятся наряду с первобытными мифами алхимия, астрология и т. п., - к "логосу", т. е. к науке.

 

Функции идеологии.

Основная задача идеологии - объяснение сущности природы человека и мира вокруг него. Среда международных отношений в различных идеологических концепциях. Транснациональный характер идеологий. Роль идеологии в легитимизации власти и функций государства. Обеспечение устойчивого консенсуса в обществе с помощью идеологии. Идея прогресса и формула ее реализации в различных идеологических построениях. Мифы, символы, образы героев в идеологии, их роль.

Внешнеполитическая функция государства и ее идеологические обоснования. Идеологические цели и задачи во внешней политике государства. Мессианство, борьба “добра” и “зла” в идеологических схемах, объясняющих международные отношения.

Официально-государственная идеология как особый вид объяснения внешней политики. Причины создания, источники исходных аксиом, цели и методы привнесения в общество. Цель - контролируемая социализация человека (усвоение им определенных ценностей, норм, институтов общества, социально-политических ролей, формирование ценностных ориентаций и основной мотивации поведения).

 

35.ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТНОШЕНИЙ И ИНСТИТУТОВ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.