Идеологией называется упрощённое изложение философских идей для восприятия их народными массами, выполненное с целью оказать влияние на эти народные массы. Идеология всегда неполна, всегда излагает только часть породившего её философского учения, всегда связывает эту часть с привычными для народа представлениями. Таким образом:
1) Идеология зависит от исторической ситуации и от культуры народа, среди которого она распространяется.
2) Разные идеологии, построенные на основе одной и той же философии, могут и противоречить друг другу.
Идеология – систематизированная совокупность идей, связанных с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив ее преобразования.
Идеология предполагает определение целей человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности.
В марксизме идеология рассматривается как ложное сознание, основанное на классовом интересе и его выражающее.
Особенности идеологии как особой мировоззренческой конструкции выражаются в незыблемости ее исходных принципов, в открытой апелляции к интересам, потребностям человека, в претензии на всеобщность (стремление выдать свое социально ограниченное содержание за выражение общего интереса) и одновременно – в конкретности, «зримости» выводов, нечувствительности к отдельным противоречиям.
Идеология и утопия.
Карл Мангейм (1893-1947) — немецкий философ, социолог культуры, один из основателей социологии знания, которая рассматривает познание как дело не мышления, а переживания, являющегося результатом совместной деятельности людей в обществе. В своей работе "Идеология и утопия" Маннгейм подчеркнул, что любая идеология — это апология существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. "Идеологиям" всегда противостоят "утопии" — как правило, недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные "духовные образования", порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев и групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастные, как и "идеологии". По существу "утопии" ничем не отличаются от "идеологий", поскольку также стремятся "выдать часть за целое" — свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев "утопии" автоматически превращаются в "идеологии".
В идее идеологии и утопии, в стремлении избежать как идеологии, так и утопии по существу содержится поиск реальности. Оба эти современные представления являются орудиями плодотворного скепсиса; их следует всячески приветствовать, поскольку они выступают против двух серьезных искушений, порождаемых сознанием, – тенденции мышления замкнуться в себе, скрыть реальность или опередить ее.
Идеологии и утопии различаются не своим содержанием, и не степенью истинности, а тем, что одна система идейного воздействия способна поддерживать существующие социальные т политические институты (идеологии), другая же подвергнуть их критическому пересмотру (утопии).
Идеология как современная мифология.
С чем можем мы связать сегодня наши надежды на лучшее будущее? Можем ли мы положиться на разум, научный метод мышления, чтобы найти нужную линию поведения и решить сложные проблемы, с которыми столкнулось сегодня общество? Казалось бы, вопрос этот чисто риторического характера, и другого ответа быть не может: чтобы выжить, человечество должно стать умнее, точнее рассчитывать последствия своих действий.
Мы привыкли думать, что человеческое познание развивается от фантастического к все более верному отражению действительности, от "мифа" - такого типа мышления, к которому относятся наряду с первобытными мифами алхимия, астрология и т. п., - к "логосу", т. е. к науке.
Функции идеологии.
Основная задача идеологии - объяснение сущности природы человека и мира вокруг него. Среда международных отношений в различных идеологических концепциях. Транснациональный характер идеологий. Роль идеологии в легитимизации власти и функций государства. Обеспечение устойчивого консенсуса в обществе с помощью идеологии. Идея прогресса и формула ее реализации в различных идеологических построениях. Мифы, символы, образы героев в идеологии, их роль.
Внешнеполитическая функция государства и ее идеологические обоснования. Идеологические цели и задачи во внешней политике государства. Мессианство, борьба “добра” и “зла” в идеологических схемах, объясняющих международные отношения.
Официально-государственная идеология как особый вид объяснения внешней политики. Причины создания, источники исходных аксиом, цели и методы привнесения в общество. Цель - контролируемая социализация человека (усвоение им определенных ценностей, норм, институтов общества, социально-политических ролей, формирование ценностных ориентаций и основной мотивации поведения).
35.ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТНОШЕНИЙ И ИНСТИТУТОВ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.