1. Определение К. Термин К. латинского происхождения, первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование.
Трактовка понятия менялась со временем. К. – превосходное состояние чего-либо. Это основание личности, без которого сама личность невозможна. К. – природа, присущая только человеку.
В философии "К." соотносится с понятием "цивилизация", является оценочным понятием.
В современной философии - два подхода к культуре: узкий и широкий.
К. в узком смысле: система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам.
К. включает в себя: 1) знако-символический элемент(знания, зафиксир-е в языке) 2) ценностно-нормативная система 3)Синтетической формой К. называют обряды, обычаи, традиции, то, что является образцом поведения. Обряд - воплощение соц-х идей, коллективн-х чувств, в рез-те происходит усвоение ценностей и норм. Обычай – не писанное правило поведения. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающееся из поколения в поколение.
К. в широком смысле : специфическая, генетическая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования, которое они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.
К. включает: результаты материального и духовного производства. К. истолковывается как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над первой, естественной природой. Ч/з К. происходит единение природного, рукотворного, духовного и социальных миров.
К.- не только результат деятельности человека, но и способ его существования (человек - результат К.), то есть содержание К. определяется содержанием человеческой деятельности( и наоборот). Человек- единство “натуры” и К. К.- это все искусственно сотворенное человеком, что человек “наслаивает” на природу.
К. как идеальное: весь накопленный народом в идеальной форме опыт, способ духовного производства.
К. материальная. Существует 3 формы предметности культурной реальности (в зависимости от соотношения с природой, человеком, обществом):
- физическая культура (превращение телесной структуры в культурную)
- техническая деятельность с целью создания вещей так называемой “второй природы”
- сфера социально-организационной деятельности людей, создающих самостоятельно общественные институты. Все социальные институты (от семьи до государства) принадлежат одновременно и обществу, и культуре.
К. как качественная характеристика осуществляемой деят-ти:
- целенаправленная
- самоцельная (игра как феномен культуры)
Формы присвоения продуктов материальной, духовной и художественной К..
1) использование полезных предметов по их прямому назначению. (человек, удовлетворяя свои потребности в получении благ, научается нормам и приемам коллективного бытия)
2) передача ценностей от поколения к поколению и от общества к личности (ценности будут приняты в том случае, если они пережиты личностью индивидуально, эмоционально. К. делает возможными сохранение и передачу ценностей от поколения к поколению, от народа к народу, от общества к личности. Передача эта и составляет сущность воспитания )
3) восприятие произведений искусства. (носит диалогический характер)
Не всякая деятельность человека творит культуру, а лишь та, которая несет смысл. В К. человек пытается реализовать свои инстинктивные → целью и смыслом К. является максимальная реализация потенциала, заложенного в личности.
К. как технология и как текст
Функции К.
К. как способ созидательной деятельности.
- объективация фундаментального призвания, связанного с формированием человека как универсального существа, утверждающего непреходящее, вечное.
- К. как основа развития человеческой индивидуальности, личности, воплощающей общечеловеческие цели и устремления.
- как форма самодетерминации человека, его самовоспроизводства или творчества.
К. как способ деятельного присвоения человеческого опыта
- К. как способ коммуникации (м/у людьми, поколениями)
- сохранение и передача человеческого опыта, фиксация его в знаках и символах.