Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глобальные проблемы современности и перспективы человечества



Сегодня на географической карте планеты не осталось не только «белых пятен», куда еще не проник человек, но и пространств, не затронутых в той или иной степени деятельностью человека или ее последствиями. Биосфера Земли подвергается мощному воздействию различных видов человеческой деятельности. Поэтому перед человечеством возник целый ряд ранее неизвестных проблем, от степени успешности и оперативности решения которых зависит его существование. Эти проблемы получили название глобальных. Под глобальными проблемами современности понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним отдельные регионы и страны.

Можно выделить следующие характерные черты глобальных проблем. Во-первых, это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества (т.е. на перспективы будущего развития мира). Во-вторых, глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. В-третьих глобальные проблемы тесно связаны одна с другой. Поэтому довольно трудно даже теоретически вычислить и систематизировать их, но еще сложнее разработать систему последовательных шагов для их решения.

Метод изучения глобальных проблем получил название глобального моделирования. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу – организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, занятых выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Клубом была проведена целая серия исследований пределов роста мировой цивилизации, обусловленных конечностью размеров и ограниченностью ее возможностей выносить нагрузку антропогенного характера. Исследователи пришли к заключению, что при сохранении существующих тенденций уже в первой четверти 3-го тысячелетия человечество может прийти ко всеобщей катастрофе. Выступив в начале 70-х гг. с провозвестием катастрофы, которая грозит технической цивилизации, т.е. цивилизации, основанной на использовании машин и индустриальной технологии, члены клуба выделили следующие глобальные проблемы, которые создают угрозу существованию человечества в целом:

· гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны;

· загрязнение окружающей среды и Мирового океана, истощение природных ресурсов;

· рост народонаселения на планете, расширение зон бедности, нищеты.

Несомненно, со временем идет формирование концепций преодоления перечисленных проблем. Сегодня эти концепции глобального развития подчас характеризуются как поиск «стратегии выживания». Так, например, сейчас формулируется концепция «устойчивого развития», названная стратегией человечества. В центре ее находятся те действия, которые люди Земли должны предпринять для обеспечения сопряженного коэволюционного развития Человека и Природы.

Особое место в глобальной проблематике и концепциях развития человечества заняли идеи русского космизма. В работе «Философия общего дела» Н. Федоров ставит все проблемы человеческого бытия в зависимость от отношения человека к Космосу. По Федорову, люди вполне могут победить смерть, и в будущем они станут существами бессмертными. Но следует стремиться не только к достижению бессмертия для будущих поколений, но и к воскрешению для бессмертной жизни всех ранее живших. Такой преображенный человек будет иметь право стать подлинным хозяином Вселенной, т.к. он перестанет выступать хищником по отношении к природе.

Еще одной из концепций русского космизма относительно перспектив человечества является концепция перехода к Ноосфере. Под ноосферой понимают область взаимодействия природы и общества, т.е. ту область биосферы, которая находится под влиянием активной деятельности человека, и поэтому многие ее процессы в принципе могут быть управляемы и направляемы человеком.

Понятие ноосферы является ключевым понятием учения В.И. Вернадского. Основные положения концепции Ноосферы можно сформулировать следующим образом: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы и всей Земли как космического тела; 2) для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен будет однажды взять ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов нашей планеты.

Рубеж 20-21 веков должен (по мнению философов) стать эпохой утверждения новых технологий в сфере производства, быта, общественной организации, политики, общения и государственной жизни. Философы вполне правомерно говорят о «гуманистической революции», которая призвана соотнести социальное развитие с запросами человека, с его интересами. Это будет общество, зиждущееся на узах братства и солидарности, а не на кровных или почвенных узах; общество, которое даст человеку возможность господства над природой через творчество, создание, а не разрушение; общество, в котором каждый будет обладать чувством индивидуальности и переживать самого себя как личность. Наконец, это будет общество, в котором система ориентации и увлеченности человека не будет отягчена искажениями реальности и поклонением идолам.

 

31.ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ. ПОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА. ИСТИНА: ЕЕ СВОЙСТВА И ХАРАТКЕРИСТИКА. ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. ИСТИНА, ЛОЖЬ, ЗНАНИЕ И ВЕРА.

 

Познавательная деятельность и ее основные виды:

В науке различают эмпирическую и теоретическую познавательную деятельность. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Познание и практика.

Маркс и Энгельс разработали качественно новую диалектико-материалистическую теорию познания. В трудах Ленина и Сталина теория познания марксизма была обогащена новыми важными положениями и выводами. Марксистская теория познания выдвинула на первый план вопросы о роли практики в познании мира, о диалектике самого процесса познания.

Марксистская теория познания исходит из того, что материя является источником ощущений, а ощущения являются отображением бытия, отображением материи в сознании человека. Она отвергает утверждение философов-идеалистов о существовании так называемых “вещей в себе”, будто бы абсолютно непознаваемых. В противоположность идеализму марксистский философский материализм утверждает, что мир познаваем. Проверенные практикой, опытом знания людей о законах природы являются достоверными, объективно истинными.

Марксистский философский материализм утверждает, что процесс познания неисчерпаем, поскольку всегда в бесконечной природе наряду с уже познанными предметами и явлениями имеются ещё не познанные предметы и явления. Однако эти предметы и явления познаются всё глубже в ходе общественно-производственной деятельности людей и развития наук.

Истина: ее свойства и характеристика.

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина ограниченна, т.к. она отражает объект не целиком, а в известных пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпыва­ющее знание о действительности в целом — гносеологи­ческий идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему. Во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда оп­ровергнут в будущем: «Птицы имеют клюв», «Люди смер­тны» и т. д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объек­тивной истине) выражает изменчивость каждого истинно­го знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо за­меняются новыми (например, классическая механика сме­нилась квантовой.), либо опровергаются ,и становятся за­блуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя, понятия о теплороде, флогистоне и т. п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, услов­ности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывает­ся из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

 

Истина и заблуждение.

Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Заблуждениезнание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность обществен­но-исторической практики и самого познания. Заблужде­ние по своей сути есть искаженное отражение действи­тельности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждения, конечно, затрудняют постижение исти­ны, но они неизбежны, есть необходимый момент движе­ния познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого «грандиозного заб­луждения» как алхимия происходило формирование хи­мии как науки о веществе.

Истина, ложь, знание и вера.

Заблуждения следует отличать от лжи — преднамерен­ного искажения истины в чьих-то корыстных интересах — и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации.

Вере принадлежит важнейшая роль в познавательном процессе. «Вовлеченное познание, - подчеркивает Ж. Лакруа, - имеет старое и прекрасное имя – вера». Персоналисты стремятся доказать, что вера входит необходимым составным компонентом во всякий познавательный акт. Она предшествует знанию, является движущей причиной и конечной целью познания.

Истина никогда не выступает в абсолютно законченном и завершенном виде: какая-то часть нашего знания получила свое подтверждение общественной практикой и стала объективной истиной, другая же часть еще не проверена и вызывает сомнение. И то, что в процессе познания человек непременно становится перед выбором между более убедительным и менее убедительным объяснением процессом действительности является объективным основанием необходимости веры как определенного этапа в процессе познания. Вера необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил при недостатке информации или отсутствии достаточных доказательств. Она играет компенсаторную функцию: в качестве положительной эмоции вера позволяет человеку двигаться дальше в сфере неизвестного.

 

32. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА НАУЧНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ОБЩАЯ СТРУКТУРА НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В НАУКЕ. ПРИНЦИПЫ ВЕРИФИКАЦИИ И ФАЛЬСИФИКАЦИИ. ФУНКЦИИ НАУКИ В ОБЩЕСТВЕ И КУЛЬТУРЕ.

 

Специфика научного познания.

Наука имеет систему отличительных признаков научного познания от обыденного: 1) установка на исследования законов преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучение его объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения.

Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии). Поэтому основная задача науки - выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.

Научное познание необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Проблема научных методологий.

Методология научного познания – это теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного исследования, на анализ природы и функций научного знания. Непосредственно методология научного познания изучает способы получения, генезис, структуру, функции, типы познавательных форм, их отношения между собой, а также смену одних познавательных другими в конкретно-исторических условиях. Многообразие методов и форм научного познания, а также их функций делает необходимыми их специальное и систематическое изучение.

Диалектика и ее характеристики.

Диалектика- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Первоначально этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов (Сократ); 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды (Платон). Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее за рамки движения мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре. В марксистской философской традиции диалектика определялась как учение о всеобщей связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал. В современных вариантах доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Таким образом, - понимание диалектики как учения о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли.

Общая структура научно-познавательного процесса.

 

Проблема истины в науке.

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту — это “классическая” концепция истины. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Когда относительная истина становится заблуждением? Когда появляется новая теория, которая помогает нам увидеть несовершенства старой. Защищать заблуждение — значит выступать против истины.

Проблема истины ни в естествознании, ни в социальных науках, ни в любой другой сфере познания и знания никогда не теряла своей остроты и актуальности. Истина как соответствие знаний действительности имеет нормативную природу, так что вместо чего-то внешнего по отношению к субъекту она оказывается зависящей от него, сам субъект предстает правомерным и необходимым основанием для истины: как соответствие знания предмету и соответствие предмета предзнанию (понятию).

Существует целый ряд проблем, связанный с необходимостью согласования знаний в рамках одной и той же идеи, концепции, программы, теории. Не случайно в теории познания сложились разные концепции истин – теория корреспонденции, теория когеренции, прагматическая концепция, т.д.

Проблема истины актуализируется в связи с необходимостью анализа многообразия видов знания, по отношению к которым проблема истинности никак не может быть снята.

Принципы верификации и фальсификации.

Принцип верификации высказываний. Согласно этому принципу, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают сведение их к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида, к «атомарным высказываниям».

Фальсификация – не подтверждение на истинность, а опровержение неистинности. Фальсификация, по Попперу, это принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого учреждения, относящегося к науке. Принцип фальсификации используется К. Поппером как разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного.

 

Функции науки в обществе и культуре.

В обществе:

· В развитии науки воплощена, прежде всего, эволюция мышления человека, его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и

обогащению абстрактнологического мышления, делая его все более утонченным и изощренным.

· Наука ставит перед собой задачу решения определенной технической проблемы в непосредственной связи с материальными интересами общества.

· Наука создает новую среду для бытия человека.

· Выполняет социальные функции культурно-мировоззр., наука как непоср. производ. сила, как социальн. сила (использ. при реш. разл. проблем, возник. в ходе общ. разв-я) .

33. ТЕОРИЯ, ПРОБЛЕМА, ГИПОТЕЗА И ФАКТ В НАУКЕ. УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ И ПРЕДВИДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНОМ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ.

 

ТЕОРИЯ, ПРОБЛЕМА, ГИПОТЕЗА И ФАКТ В НАУКЕ.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают:

неразвитые – это задачи, которые характеризуются след чертами: а) это нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, которая возникла как закономерный результат познания, в) задача – решение которой направленно на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия м/у потребностями и наличием средств для их удовлетворения, г) задача, путей решения которой не видно.

Задача, которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Т.о. развитая проблема – это знание о некотором не знании, дополненное определенным указанием путей устранения этого незнания.

Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней: 1) формирование неразвитой проблемы; 2) развитие проблемы – формирование развитой проблемы путем постепенной конкретизации путей ее решения; 3) решение (или установление неразрешимости) проблемы.

Гипотеза (греч – предположение). Начиная исследование, человек выдвигает предположение о его результатах, т е видит желаемый результат в начале исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотезой называют также процесс познания, который заключается в выдвижении этого предположения. Т. о. гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д., а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении). В последнем процессе выделяют две ступени: Развитие предположения и Доказательство и опровержение гипотез.

Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Т – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения м/у высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания – эмпирический и теоретический (чувственное и рациональное).

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Оно непосредственно включено в материально-чувственную деятельность людей и связано с непосредственными контактами человека с внешним миром.

Самой простой, элементарной формой чувственного познания является ощущение. Ощущение является субъективным идеальным образом предмета. Именно через ощущение человек получает всю первичную информацию об объективном мире. Следующей формой является восприятие, - это целостный чувственный образ предметов, процессов данных посредством наблюдения. Более сложная форма чувственного познания – представление – это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый в сознании посредством памяти.

Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности.

Рациональное познание – более высокий уровень познания. Сторонники диалектического материализма: Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности. Существует 3 формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Содержание понятия лишено наглядности. Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в виде суждений. Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. К тому или иному суждению человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованно с помощью умозаключения. Умозаключение – это форма мыслив виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием.

 

ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ И ПРЕДВИДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНОМ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ.

Есть разнообразие самой действительности, в которой выделяют две основных сферы: природу в ее естественном физико-химико-биологическом существовании и общество, мир человеческого бытия и культуры. Уже в зависимости от этих объектов можно выделить познание естественнонаучное и социально-гуманитарное.

Своеобразие познания природных явлений состоит в том, что в ней действуют бессознательные, стихийные силы, суммарный результат их действий и представляет собой законы природы. Суть познания природы заключается в том, чтобы выявить, исследовать и объяснить закономерности взаимодействия ее объектов, установить причинно-следственные связи. При изучении общественных явлений встает задача раскрытия смыслового плана, субъективного замысла действий человека. к причинно-следственному объяснению добавляется необходимость понимания сути человеческих действий. С такого рода проблемой естествоиспытатель не сталкивается, хотя и в естествознании тоже, безусловно, идет речь о понимании физических явлений. Но для исследования распада и образования элементарных частиц совсем не обязательно выявлять мотивы и целей участвующих в данных взаимодействиях нейтронов и фотонов.

 

34. ИДЕОЛОГИЯ КАК ЦЕННОСТНАЯ ФОРМА СОЗНАНИЯ. ИДЕОЛОГИЯ И ВЛАСТЬ. ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ. ИДЕОЛОГИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЯ. ФУНКЦИИ ИДЕОЛОГИИ.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.