Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные этапы взаимодействия общества и природы



В широком смысле слова природа понимается как весь окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова под природой понимается весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано.

Диалектика взаимодействия общества и природы по марксизму.

· природа и общество находятся в отношениях сложной взаимосвязи и взаимодействия, представляя собой две стороны одного явления – единой системы “общество – природа ”;

· природа выступает базисом, а ее изменение – основой человеческой истории не только потому что человек генетически связан с ней, но и потому, что в процессе трудовой деятельности, представляющей собой обмен веществом и энергией между человеком и природой, человек использует ее как свое “жизненное средство”. Исходным пунктом взаимоотношений общества и природы являлось их единство на базе почти абсолютной беспомощности человека перед силами природы, подчинения им. Однако уже на этом этапе благодаря специфической для человека преобразовательной деятельности единство общества и природы органически включало в себя противоречие между ними. Впоследствии с возникновением частной собственности и возрастанием масштабов преобразовательной деятельности общества это противоречие резко обострилось. В то же время, поскольку человеческая история выступает качественно новым этапом природной эволюции и одновременно историей становления новой, преобразованной природы, прогресс общества оказывается неразрывно обусловленным состоянием природной среды, которое, в свою очередь, во многом определяется тем, как относятся люди к природе.

В общем виде всю историю взаимоотношений человека и природы можно представить как лестницу, каждая ступенька которой означает еще один шаг вверх, от полной несвободы и подчинения себя природе, через отчуждение от нее, к ясному и осознанному единству с ней, к познанию основных законов ее функционирования и развития. Можно выделить следующие основные этапы взаимодействия природы и общества в понимании философии:

1. Во времена античной философии человек и природа мыслились как единое целое, гармонически взаимосвязанное. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать в качестве объекта наблюдения. Еще не сильно развитые материальные силы общества не позволяли рассматривать природу как цель потребительской деятельности человека.

2. В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Поэтому природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. Речь идет уже не о слиянии человека с природой, а о их противопоставлении и возвеличивании человека над природой – падает и не поощряется интерес к изучению материального мира.

3. Но в последовавшую за средневековьем эпоху Возрождения этот взгляд существенно изменился. То, что прежде считалось Божьей волей, отныне приписывается человеку. Он – средоточие всего. Меняется отношение к человеку, меняется и отношение к природе. Если до этого времени она была лишь объектом воздействия, то теперь становится предметом активной эксплуатации – интеллектуальной и промышленной. Она не просто поприще для человеческой деятельности, а «мастерская» (как ее назвал Ф. Бэкон). В тоже время природу начинают рассматривать как источник красоты, радости и вдохновения. Даже раздаются призывы вернуться назад, к природе, к «золотому веку» человечества.

4. В Новое время (17-18 вв.) бурно развиваются науки. И в философских воззрениях, и в практических действиях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений природы и общества.

Природа как целое перестала существовать для ученых. Она оказалась разветвленной, раздробленной. Многие исследователи видели в природе объект для насильственных действий со стороны человека. Молитвенное, поэтическое отношение к природе начало постепенно разрушаться. Центральная идея Нового времени – человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы. Господство техники и машины, по словам Н.А. Бердяева, есть прежде всего переход от органической жизни (в единстве с природой) к организованной деятельности. Такой переход является результатом прорыва духа в природу и внедрением разума в стихийные процессы.

5. Постепенно в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все полного господства человека над природой. Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины 20 века. И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидна задача поиска разумного баланса в отношениях общества и природы.

В современном мире особое место в изучении взаимоотношений природы и общества занимают имеющиеся между ними противоречия. С развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Однако одновременно с этим процессом растет дисгармония между человеком и природой, которая приводит к неразрешимым последствиям.

Сегодня особенно важно понять, что природа, несмотря на все бесчисленное многообразие ее составных частей, есть единое целое и воздействие общества на отдельные ее части оказывает (даже независимо от воли людей) одновременное воздействие и надругие. Понятно, что игнорирование человеком целостного диалектического характера природы приводит к отрицательным последствиям как для природы, так и для общества.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.