Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коэволюция человека и природы: от антропогенеза до наших дней.



Человек, как продукт природы, зависит от нее, зависит от естественной среды обитания. Но по мере развития производственных сил общества, человек повышал свою защищенность от стихийного "буйства природы".

Подчеркивая активное, деятельное начало человека, идеализм усматривал существо его активности в свойствах духа, который принципиально противостоит природе. Дух при этом понимается как внутренняя активность, спонтанность человеческой деятельности, как способность, определяющая свободу человека.

Таким образом, в домарксовской философии сложилось два альтернативных подхода к пониманию сущности человека и его отношению к миру: признание органической включенности человека в материальный мир исключало его понимание как деятельного, активного существа. Там же, где эта деятельная сущность человека признавалась и подчеркивалась, она отрывалась от материального мира и рассматривалась как выражение сверхматериального духовного начала.

С точки зрения марксизма взаимодействие общества и природы носит исторический характер, формы, масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития. Материальное производство, деятельность человека выступают как мощный фактор, воздействующий на среду его обитания. К. Маркс подчеркивает, что исходным отношением человека к миру вовсе не является пассивное восприятие, испытание воздействия внешнего мира и переживание их в сознании.

Как и любое живое существо, человек вписан в окружающую среду, но способ включения человека в эту окружающую среду носит принципиально иной характер. Этот способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира и определяется как практика.

Становление практически-преобразовательного отношения к миру как специфического для человека способа “включения” в мир потребовало в процессе антропогенеза перестройки телесной и психической организации, доставшейся человеку от его животного предка. Но с завершением процесса антропогенеза дальнейшее совершенствование человека идет по линии развития его способностей, формирования новых способов деятельности, связанных с реальным практическим взаимодействием с окружающим миром природы и культуры, а также общением с другими людьми.

Вопрос 25:

Феномен сознания.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Идеализм говорил о том, что сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения, а сознание - производное от материи. Сознание связано не со всей материей, а только с частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Характеристики сознания человека:

1. Дана в его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания

2. Закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.

4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

Философские характеристики сознания: сознание – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Свойства сознания.

1) Рефлексивная способность, т. е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Рефлексия включает в себя:

а) ощущение человека того, что он познающий субъект;

б) способность представлять существующую и воображаемую действительность;

в) контролировать собственные психические и поведенческие состояния;

г) управлять этими состояниями;

д) способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

2) Мысленное представление и воображение действительности.

3) Осмысленность представляемого, или осознаваемого, т. е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

4) Отражение только основных, главных характеристики предметов, событий и явлений, т. е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

5) Сознание «оперирует» словами-понятиями, в которых отражаются только главные признаки. Например, понятием являются такие слова, как «стол», «яблоко» и др., которые вбирают в себя все главные признаки того или иного класса предметов. Понятия затем являются составляющими интеллектуальных схем.

6) Наличие интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.

7) Сознание тесным образом связано с речьюи без нее в высших своих формах не существует.

8) Способность к коммуникации, т. е. передаче другим лицам того, что знает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. С помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную информацию об окружающем мире.

 

Сознание и психика.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Психика- это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Проблема идеального.

Сознание — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности.

Идеальное – это:

1) нечто существующее не в действительности, а только в сознании; способ бытия предмета, отражённого в сознании; в этом плане И. обычно противопоставляется реальному;

2) результат процесса идеализации — абстрактный объект, который не может быть дан в опыте, например идеальный газ, точка, абсолютно чёрное тело;

3) нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Идеальное — субъективный образ объективной реальности, т. е. отра­жение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его соз­нания и воли. Идеальное есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический факт, а факт общественно-исторический, про­дукт и форма духовного производства. Оно существует в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общест­венного производства материальной и духовной жизни.

Многообразные концепции идеального тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму.

- Идеализм: идеальное - это самодовлеющее начало, которое находится вне материального мира, и не может быть выведено из материи и объяснено с её помощью. В различных системах идеалистического мировоззрения идеальное истолковывается в виде изначальных нематериальных сущностей — «идей» как прообразов всех вещей (объективный идеализм платоновского типа), в виде деятельности абсолютного духа или мирового разума (объективный идеализм гегелевского типа), в виде особой субстанции наряду с материальной (дуализм картезианского типа), в виде непосредственных данностей индивидуального сознания, превращенных в нечто первичное и исходное (субъективный идеализм), в виде особого мира ценностей и значений (современный критический реализм и феноменология).

- Домарксовский материализм: критикует представления об идеальном как особой субстанции, противостоящей материальному миру, истолковывает идеальное как функцию особым образом организованной материи. Слабая сторона домарксовского материализма в трактовке заключалась в том, что он рассматривал идеальное как продукт пассивного созерцания, а не как результат и способ человеческой деятельности.

- Диалектический материализм: понимание идеального как явления общественно-исторического по своей природе и происхождению. Рассматривает идеальное, прежде всего, как отражение предметного, материального мира в сознании человека, как субъективный образ объективной действительности, опосредствованный социальной практикой. Оно представляет собой, таким образом, определённый аспект человеческого сознания, характеризующий специфический способ его бытия, несводимость его к каким-либо материальным процессам и явлениям (физическим, физиологическим и т.п.).

По характеристике Маркса «... идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Здесь имеется в виду общественно раз­витая голова человека, все формы деятельности которой, начиная с форм языка, его словарного запаса и синтаксического строя и кон­чая логическими категориями, суть продукты и формы общественного развития. Только будучи выражено в этих формах, внешнее, материаль­ное превращается в общественный факт, в достояние общественного человека, т. е. в идеальное.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.