· Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в др. и ни один вид не берется ниоткуда.
Движение не есть что-то внешнее по отношению к материи. Это — ее коренное, существенное, неотъемлемое свойство — ее атрибут. Именно благодаря движению, вещи и тела и являются тем, что они есть.
Под движением в обыденном сознании понимается изменение взаимного расположения тел, пространственное перемещение объектов. В философии понятие «движение» характеризует любое изменение. И действительно, в окружающем нас мире все находится в движении, постоянном изменении.
Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.
Основные свойства движения:
1) противоречивость: движение есть единство изменчивости и ее коренной противоположности — устойчивости, покоя. Как бы не изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность.
В противоречивом единстве движения и покоя эти стороны неравнозначны. Ведущей, главной стороной действительности является именно движение, ибо оно приводит к развитию, к новообразованиям. Покой лишь является характеристикой устойчивости, сохранения того или иного состояния.
Устойчивость и изменчивость — необходимые противоречивые черты любого процесса. Каждое изменение сопровождается какими-то сохраняющимися величинами, свойствами, так же как и всякая устойчивость может быть лишь в каком-либо изменяющемся процессе. Нет ни абсолютного изменения, ни абсолютного постоянства. Реально существует лишь некоторое их единство.
Диалектический материализм рассматривает движение как единство абсолютного и относительного. Абсолютность движения означает, что материя не может существовать без движения, т.к. движение есть всеобщий способ бытия материи. Движение, как и материя, неуничтожимо и несотворимо.
Но движение вместе с тем и относительно. Это значит, что оно проявляется только через конкретные и преходящие формы изменения явления.
2) материальный характер: это означает, что оно есть неотъемлемое свойство материи. Движутся, изменяются обязательно какие-либо частицы или тела, всегда имеется какая-то материальная основа движения, носитель его, и в этом смысле движение материально.
3) объективность: движение материальных объектов независимо от сознания, оно происходит по объективным законам.
· Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.
Развитие характеризуется прежде всего своей неотрывностью от движения, изменения. Основные признаки развития: 1) качественный характер изменений, 2) их необратимость и 3) направленность. Исходное определение данного понятия следующее: развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы.
· Общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальным принципом философского учения о бытии. Если принцип субстанциального единства мира дает ответ на вопрос о том, является ли ми единым или множественным и что лежит в основе его единства, если принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает изменения, то принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, это вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос.
Детерминизм(от лат. «определяю») — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.
Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма.
Принцип детерминизма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:
1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которых каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки и которая объясняет изменение явлений.
2. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая, причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, каждое событие порождается, производится другим событием. Иными словами, принцип детерминизма в качестве своего обязательного компонента включает принцип причинности.
3. Тезис о многообразии типов детерминации.
4. Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания: процесс обусловливания имеет регулярный упорядоченный характер.
Антропный принцип.
Антро́пный принцип – один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной. Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных, то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов – ядер, атомов и т.д. Осмысление этих зависимостей и привело к выдвижению в науке и философии антропного принципа.
Существуют различные формулировки антропного принципа, но чаще всего он используется в форме двух утверждений (слабого и сильного), выдвинутых Б. Картером.
Слабый антропный принцип: во вселенной встречаются разные значения физических величин, но наблюдение некоторых значений более вероятно, поскольку в регионах, где величины принимают некоторые значения, жизнь более возможна. Сильный антропный принцип: вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни.
Очевидно, что в мировоззренческом плане антропный принцип воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсума, выдвинутую еще в античности и развиваемую целой плеядой философов и естествоиспытателей (Протагор, Анаксагор, Бруно, Циолковский, Тейяр де Шарден, Ф.Крик,Ф.Дайсон, Ф.Хойл и др.).
Антропный принцип допускает как религиозную, так и научную интерпретацию. Согласно первой, антропные характеристики Вселенной выглядят как «подтверждение веры в Творца, спроектировавшего мир так, чтобы удовлетворить в точности нашим требованиям» (Хойл). Научная позиция основана на тезисе о принципиальной возможности естественного существования множества миров, в которых воплощаются самые различные комбинации физических параметров и законов. При этом в одних мирах реализуются самые простые стационарные физические состояния, в других же возможно формирование сложных физических систем – в том числе и жизни в ее многообразных формах.
Значение антропного принципа возрастает в наше время, для которого характерны космическая активность человека и все более серьезный поворот современной науки к гуманистической проблематике.