Русская орфография – это система правил написания слов. Иначе говоря, предметом орфографии является написание конкретных слов и морфем. Цель орфографии состоит в установлении единообразного написания слов, которое объявляется правильным. Как правило, орфография выбирает его из числа правильных с точки зрения графики, но в редких случаях орфографические правила узаконивают и написания, противоречащие графической системе (например, написание окончания -ого или иноязычные написания
(майор, павильон и т.д.) (См. написания, нарушающие основные принципы графики).Русская орфография состоит из5основныхразделов: передача буквами фонемного состава слов; слитные, раз-дельные и дефисные написания; употребление прописных и строч-ных букв; перенос и графические сокращения слов.
Орфограмма – это такое написание слов, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же произношении и отвечает определенному орфографическому правилу.
В соответствии с разделами русской орфографии и орфо-граммы подразделяются на 5 типов: 1) та или иная буква в слове в соответствии с фонемой в сильной позиции душонка – тушенка; в слабой позиции кот – год; наличие или отсутствие буквы станьте
– бантик; пятибалльный – кристальный; 2)слитное,раздельноеили дефисное написание слова встарь – в старину; 3) строчная или прописная буква, начинающая слово: отчизна – Отчизна; 4) пере-нос части слова с одной строки на другую ар-мия, не а-рмия; 5) графические сокращения сущ., н.-т.
По тому, какие отношения устанавливаются в процессе раз-вития языка между его орфографической и фонетическими систе-мами, можно говорить о нескольких разных принципах устройства орфографии. Сосуществуют 3 возможности отношения орфографии к живому языку и, соответственно, три принципа орфографии: фо-нетический, фонематический и традиционный. Основным является фонематический принцип русской орфографии,который состоит вследующем: одна и та же буква обозначает фонему в сигнифика-тивно сильных и слабых позициях.Этот принцип осуществляется втех случаях, когда слабая позиция фонемы может быть однозначно проверена сильной позицией в той же морфеме. Фонематический принцип орфографии обеспечивает единообразное написание од-ной и той же морфемы в формах одного и того же слова и в разных словах (вода, водный – <о>; зуб, зуба – <б>). Как особый он выде-ляется представителями МФШ. С точки зрения ЛФШ в корневых морфемах данных слов разные гласные <а>, <о> и разные соглас-ные фонемы <п>, <б>. А написание одной и той же буквы в подоб-ных случаях представители ЛФШ объясняют морфологическим принципом орфографии.
Морфематический (или морфологический) принцип орфогра-фии состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем.В связи с этим морфологический принцип часто назы-вают доминирующим принципом русской орфографии. Так опре-деляют его представители концепции ЛФШ Л.В. Щерба, Л.Р. Зин-дер, В.Ф. Иванова и др. Морфологическим называли его и предста-вители «дофонологической» науки. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда одна и та же морфема в разных словах или формах одного слова имеет разный фонемный состав. Представи-тели МФШ считают, что на морфематическом принципе построена орфография лишь в редких случаях, когда написание противоречит фонематическому принципу. Это убедительно доказано в работах М.В. Панова.
Однако в мире не существует ни одного конкретного языка, орфографическая система которого строилась бы целиком на одном принципе. В русской орфографии таковыми являются фонетиче-ский и традиционный принципы.Фонетический принцип состоит втом, что написание слова максимально близко к звуковому составу любой его формы – буква обозначает не фонему, а звук в перцеп-тивно слабой позиции.
перед глухими к, п, с, т, ф, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, напри-
мер: бесполезный, рассада. Не под ударением всегда пишется раз-(рас-), под ударением – роз- (рос-), например: раздать (но роздал), расписка (но роспись).
Согласно фонематическому принципу в словах типа баллы,
группа и т.д.пишутся две буквы,но колонка (ср. колонна), оперетка (ср. оперетта)по фонетическому принципу пишутся с одной согласной.
При склонении некоторых словоформ существительных со-гласно фонематическому принципу без ударения пишется оконча-ние -е: на воле, о доме, но в соответствии с фонетическим принци-пом после и пишется и, так как произносится [и]: к армии, о здании. В форме мн.ч. р.п. судей, ружей, но по фонематическому принципу оладий, ожерелий.
По фонетическому принципу пишется ы после ц: цыган, огурцы.
Традиционный принцип русской орфографии заключается втом, что употребляется написание, закрепленное традицией. Традиционные написания надо запомнить. Это написания корневых морфем с чередованием гласных (гар-, гор-, зар-, зор- и т.д.); в названиях лиц женского пола суффиксов -анк(а), -янк(а) (гречанка, француженка), суффиксов -ив, -ев (топливо, варево).Традиционные написания могут соответствовать этимологии слова собака, товар, сапог.
Два частных принципа, играющих существенную роль в практической орфографии, действуют при передаче иноязычных слов, главным образом, имен собственных. Л.Р. Зиндер называет их транскрипционным и транслитерационным. Транскрипционный способ состоит в максимально точной передаче звучания заимство-ванного слова средствами графики принимающего языка футбол, Шекспир. Транслитерационный способ предлагает побуквеннуюпередачу написания заимствуемого слова средствами графики при-нимающего языка; звучание его при этом может искажаться, например Невтон – Ньютон. Среди традиционных разграничивают
Проблема повышения орфографической грамотности про-должает оставаться актуальной для вуза и школы. Обучение по школьным учебникам имеет разную направленность: по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой – практическую орфографико-пунктуационную, под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – рече-вую. Особую группу орфографических понятий, необходимых учи-телю для построения методики обучения школьников орфографии, составляют следующие понятия: принципы орфографии, теория орфографии, хотя они и не входят в содержание обучения детей. Орфографические понятия, которыми пользуются в практике обу-чения учитель и ученик, это: орфограмма, орфографический сло-варь, орфографическое правило.
· методам практического обучения орфографии относят:
· Словарно-орфографические упражнения, направленные на обо-гащение словаря учащихся новой лексикой с трудными орфограм-мами.
· Письменные работы с грамматико-орфографическими задания-ми.