Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация гласных и согласных звуков совре-менного русского языка. Методика изучения фонетики в шко-ле.



 

Акустическая классификация звуков многих языков,в томчисле русского, была дана в 1955 году Р.О. Якобсоном, Г. Фантом и М. Халле. Чтобы характеризовать звук акустически, надо указать его частоту, силу и тембр. В артикуляционную характеристику

 

согласных звуков входит 5 основных признаков: 1) место образо-вания (основная артикуляция); 2) способ образования (основная артикуляция); 3) уровень шума (фонация); 4) глухость-звонкость (фонация); 5) твердость – мягкость (дополнительная артикуляция).

 

По месту образования согласные делятся на губные и языч-

 

ные.Губные могут быть губно-губными: [п], [б], [м](пассивныйорган – верхняя губа) и губно-зубными: [в], [ф] (пассивный орган – верхние зубы). Язычные делятся на переднеязычные, среднеязыч-ные и заднеязычные.Переднеязычные согласные бывают зубными:[т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц] и передненёбными: [р], [ш], [ж], [ч’].

 

Среднеязычные всегда средненёбные: [j]. Заднеязычные либо средненёбные: [к’], [г’], [х’],либо задненёбные: [к], [г], [х].

 

По способу образования согласные подразделяются на смыч-ные и щелевые (фрикативные,от лат. fricatio – трение).

Смычные согласные в зависимости от характера преодоления смычки делятся на носовые: [м], [н], взрывные: [п], [б], [т], [д], [к], [г], аффрикаты (смычно-щелевые, слитные согласные): [ц], [ч’], имплозивные (или сомкнутые, – выступают на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед такими же аффрикатами: оттуда, подделка,

отца дрожащие: [р], [р’].

 

Щелевые согласные делятся на щелевые срединные: [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х] и щелевые боковые: [л], [л’].

 

По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р], [л], [м], [н], [j] и шумные.

По наличию при произнесении голоса (тона) согласные делятся на глухие и звонкие. По этому признаку согласные обра-зуют пары: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к] и др. Звук [ц] глухой, но у него есть парный звонкий [дз ], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным: плацдарм, конец года. Такую же пару составляют глухой [ч’] и звонкий звонкий [д ж’]: начбазы, мяч забили.Сонорные могут иметь звонкие и глухие пары: [р]–[р˰], [м] – [м˰] и др. Глухие сонорные выступают , например, на конце слова после глухого согласного: вихрь, мысль.

 

· зависимости от характера артикуляции различаются твердые и мягкие согласные.При образовании мягких согласныхнаблюдается палатализация (от лат. palatum – небо) – приподнятие по направлению к твердому небу передней части языка; поэтому мягкие согласные, кроме [j] – палатализованные. У [j] приподня-тие передней части языка – не дополнительная, а основная артику-ляция, поэтому [j] – палатальный согласный.

 

При образовании твердых согласных часто наблюдается ве-ляризация –приподнятие по направлению к мягкому небу заднейчасти языка. Согласные, при которых наблюдается веляризация, называются веляризованными. Согласные звуки могут быть лабиа-лизованными (перед у или о,а также перед лабиализованными со-

 

гласными): суд, стул, звук и нелабиализованными: сад, стал. Итак,

 

лабиализация, палатализация и веляризация – это три типа допол-нительной артикуляции, характерные для согласных звуков рус-ского языка.

 

Классификация гласных звуков основывается на трех при-знаках: участии губ, степени подъема языка по вертикали по от-ношению к небу, степени продвинутости языка вперед или ото-двинутости по горизонтали. Иначе говоря, все гласные (по уча-

 

стию губ) делятся на огубленные (лабиализованные) и неогублен-

 

ные (нелабиализованные).Степень огубленности может быть раз-ной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а], [э], [и], [ы] – нео-губленные. По степени подъема различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема: [э], [о]; нижнего подъема [а]. По ряду различаются гласные переднего ряда [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а] и заднего ряда: [у], [о]. Но деление на 3 ряда и 3 подъема не отражает всего богатства гласных звуков. Например, М.В. Панов предложил таблицу с 5 рядами и 5 подъемами.

 

· соответствии с программами разделы «Фонетика. Графика. Орфография» изучаются в V классе. Однако следует отчетливо осознавать, что на основе фонетических умений и навыков изуча-ются все последующие темы, связанные со словообразованием, грамматикой и т.д. В процессе ознакомления с фонетическим ма-териалом и отработки практических навыков в виде выполнения системы упражнений школьники должны знать:

 

· деление речевого потока на слова,

· слогоделение,

· звуковой и слоговой синтез,

· характеристику гласных и согласных звуков,

 

· фонетические законы в области гласных и согласных звуков и т.д.;

 

· уметь: обнаруживать и анализировать чередования, объяснять их типы и причины; обнаруживать и объяснять действия законов фо-нетики; транскрибировать; выполнять фонетический разбор.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.