Акустическая классификация звуков многих языков,в томчисле русского, была дана в 1955 году Р.О. Якобсоном, Г. Фантом и М. Халле. Чтобы характеризовать звук акустически, надо указать его частоту, силу и тембр. В артикуляционную характеристику
согласных звуков входит 5 основных признаков: 1) место образо-вания (основная артикуляция); 2) способ образования (основная артикуляция); 3) уровень шума (фонация); 4) глухость-звонкость (фонация); 5) твердость – мягкость (дополнительная артикуляция).
По месту образования согласные делятся на губные и языч-
ные.Губные могут быть губно-губными: [п], [б], [м](пассивныйорган – верхняя губа) и губно-зубными: [в], [ф] (пассивный орган – верхние зубы). Язычные делятся на переднеязычные, среднеязыч-ные и заднеязычные.Переднеязычные согласные бывают зубными:[т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц] и передненёбными: [р], [ш], [ж], [ч’].
Среднеязычные всегда средненёбные: [j]. Заднеязычные либо средненёбные: [к’], [г’], [х’],либо задненёбные: [к], [г], [х].
По способу образования согласные подразделяются на смыч-ные и щелевые (фрикативные,от лат. fricatio – трение).
Смычные согласные в зависимости от характера преодоления смычки делятся на носовые: [м], [н], взрывные: [п], [б], [т], [д], [к], [г], аффрикаты(смычно-щелевые, слитные согласные): [ц], [ч’], имплозивные (или сомкнутые, – выступают на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед такими же аффрикатами: оттуда, подделка,
отца)и дрожащие: [р], [р’].
Щелевые согласные делятся на щелевые срединные: [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х] и щелевые боковые: [л], [л’].
По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р], [л], [м], [н], [j] и шумные.
По наличию при произнесении голоса (тона) согласные делятся на глухие и звонкие. По этому признаку согласные обра-зуют пары: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к] и др. Звук [ц] глухой, но у него есть парный звонкий [дз ], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным: плацдарм, конец года. Такую же пару составляют глухой [ч’] и звонкий звонкий [д ж’]: начбазы, мяч забили.Сонорные могут иметь звонкие и глухие пары: [р]–[р˰], [м] – [м˰] и др. Глухие сонорные выступают , например, на конце слова после глухого согласного: вихрь, мысль.
· зависимости от характера артикуляции различаются твердые и мягкие согласные.При образовании мягких согласныхнаблюдается палатализация (от лат. palatum – небо) – приподнятие по направлению к твердому небу передней части языка; поэтому мягкие согласные, кроме [j] – палатализованные. У [j] приподня-тие передней части языка – не дополнительная, а основная артику-ляция, поэтому [j] – палатальный согласный.
При образовании твердых согласных часто наблюдается ве-ляризация –приподнятие по направлению к мягкому небу заднейчасти языка. Согласные, при которых наблюдается веляризация, называются веляризованными. Согласные звуки могут быть лабиа-лизованными (перед у или о,а также перед лабиализованными со-
гласными): суд, стул, звук и нелабиализованными: сад, стал. Итак,
лабиализация, палатализация и веляризация – это три типа допол-нительной артикуляции, характерные для согласных звуков рус-ского языка.
Классификация гласных звуков основывается на трех при-знаках: участии губ, степени подъема языка по вертикали по от-ношению к небу, степени продвинутости языка вперед или ото-двинутости по горизонтали. Иначе говоря, все гласные (по уча-
стию губ) делятся на огубленные (лабиализованные) и неогублен-
ные (нелабиализованные).Степень огубленности может быть раз-ной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а], [э], [и], [ы] – нео-губленные. По степени подъема различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема: [э], [о]; нижнего подъема [а]. По ряду различаются гласные переднего ряда [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а] и заднего ряда: [у], [о]. Но деление на 3 ряда и 3 подъема не отражает всего богатства гласных звуков. Например, М.В. Панов предложил таблицу с 5 рядами и 5 подъемами.
· соответствии с программами разделы «Фонетика. Графика. Орфография» изучаются в V классе. Однако следует отчетливо осознавать, что на основе фонетических умений и навыков изуча-ются все последующие темы, связанные со словообразованием, грамматикой и т.д. В процессе ознакомления с фонетическим ма-териалом и отработки практических навыков в виде выполнения системы упражнений школьники должны знать:
· деление речевого потока на слова,
· слогоделение,
· звуковой и слоговой синтез,
· характеристику гласных и согласных звуков,
· фонетические законы в области гласных и согласных звуков и т.д.;
· уметь: обнаруживать и анализировать чередования, объяснять их типы и причины; обнаруживать и объяснять действия законов фо-нетики; транскрибировать; выполнять фонетический разбор.