Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система согласных фонем современного русского языка. Исторические изменения согласных.



 

· данном вопросе характеристика состава и системы соглас-ных фонем даётся с точки зрения Московской фонологической школы.

 

· современном русском языке 37 согласных фонем. Каждая из них занимает строго определенное место в системе и находится

 

· отношении противопоставления к любой другой фонеме. Так, непарная фонема <j> противопоставлена всем остальным фонемам и, следовательно, образует 36 оппозиций (противопоставлений). Фонемы противопоставлены по одному дифференциальному при-знаку (ДП) или нескольким ДП. По одному ДП противопоставля-ются фонемы по глухости/ звонкости. В русской фонетической си-стеме 12 пар фонем (оппозиций), противопоставленных по этому признаку. А также есть непарные по звонкости и непарные по глу-хости – все сонанты. 15 пар оппозиций противопоставлены по ДП мягкости – твердости. Фонемы могут быть противопоставлены по способу образования а) смычный / щелевой (<д> ~ <з>, <т> ~ <с>); неносовой – носовой <б> ~ <м>, <д> ~ <н>. По нескольким ДП противопоставляются, например, фонемы <д> и <к>.

 

Особо следует сказать о некоторых фонемах.

 

Фонема <j> – это сонорная согласная фонема, если находится перед ударным гласным, и это неслоговая гласная во всех осталь-ных случаях.

 

Как сонорная <j> имеет следующие признаки:

 

· Не образует пары по глухости/ звонкости;

 

· Перед ней различаются глухие – звонкие.

 

· <j>в основном состоит из голоса.

 

Но есть признаки, которые отличают <j> от сонорных:

· Не образует пары по твердости – мягкости.

 

· <j>является щелевым.

 

· Не употребляется в начале слова перед согласным и в кон-це слова после согласного.

 

· Может употребляться факультативно: перед <и>: мой – моiи;перед безударными гласными: красный красныiи.

 

Фонемы <в>, <в’>. В литературном языке <в>, <в’> – это звонкие шумные согласные. Они похожи на сонорные согласные, так как перед ними глухой не чередуется со звонким: сверь – зверь.

 

Но в конце слова и перед глухим согласным, как и все шум-ные звонкие, они чередуются с глухими.

 

Долгие согласные в фонологической системе русского языказанимают особое положение.

 

Исторические изменения согласных.История согласныхшла по пути становления фонологической категории «твёрдость/ мягкость», что проявилось в различного рода палатализациях и в количественном усилении мягких согласных.

 

Процессы смягчения согласных начались ещё в праславян-ском языке, что проявилось в йотовых процессах и трёх палатали-зациях заднеязычных.

 

Йотовая палатализация – изменение согласных перед йотом (*j). В русском языке йотовая палатализация действует и на зуб-

 

ные, и на губные: носить – ношу, возить – вожу, катить – качу, ходить – хожу, рубить – рублю, топить – топлю, томить – томлю, молить – молю, верить – верю.

 

Обратим внимание на смягчение заднеязычных г, к, х.

 

В древнерусском языке заднеязычные были только твёрдыми,

 

ср.: были сочетания кы, гы, хы (Кыевъ, гыбель, хытрый, рукы,

 

ногы, сохы)и не было сочетаний[ки], [ги], [хи]:т.к. [к], [г], [х]пе-ред [и] не могли сохраняться еще с праславянской эпохи: в соседстве с гласными переднего ряда они изменялись в мягкие шипящие или свистящие.

 

· зависимости от конечного результата смягчения, а также от условий и времени осуществления различаются несколько типов палатализаций.

 

· результате первой палатализации заднеязычные согласные под воздействием последующих гласных переднего ряда е, и, ь, , в праславянском языке изменились в мягкие шипящие: [г] > [ж’], [к] > [ч’], [х] > [ш’] (дроугъ – дроужина, слоухъ – слышьно, роука – пороучити).

 

· связи с разными условиями, в которых происходило изме-нение заднеязычных согласных в свистящие, некоторые ученые различают вторую и третью палатализации.

 

· результате второй палатализации заднеязычные согласные изменялись в мягкие свистящие в положении перед гласными и и , возникшими из дифтонгов *oi, *ai: [г] > [з’], [к] > [ц’], [х] > [с’] (им.п. ед.ч. вълкъ – им.п. мн.ч. вълци, им.п. ед.ч. нога – м.п. ед.ч. на ноз , однокоренное к слову слухъпослоуси).

 

Такой же результат изменения заднеязычных согласных в мягкие свистящие был и после гласных переднего ряда и, ь, (так называемая третья палатализация): овьца, польза, отьць, кн зь,

вьсь.

 

Однако после гласных переднего ряда изменение заднеязыч-ных в свистящие осуществлялось непоследовательно (ср. древне-

 

русское лице, но ликъ, мученица, но мученик и т.д.).

 

· результате йотовой палатализации и изменения заднеязыч-ных согласных в праславянском языке появились следующие мяг-кие согласные: ж’, ш’, ц’, ч’, з’, с’, н’, р’, л’.

 

К этому ряду в нач. XI в. – нач. XII в. в результате вторично-го смягчения согласных (смягчения полумягких) прибавилось шесть мягких согласных: в’, м’, п’, т’, д’, б’.

 

Падение редуцированных коренным образом изменило фоне-тическую систему русского языка, придав ей облик современной. Окончательно установилась категория твёрдости/ мягкости соглас-ных, и исконно существовавшая звуковая система вокалического типа (когда гласные влияли на согласные) трансформировалась в систему консонантного типа, что проявляется сейчас в воздействии согласных на соседние гласные (аккомодация).

 

Лишь позже некоторые из мягких согласных подверглись отвердению. История [ж’], [ш’] и [ц’] в древнерусском языке за-ключается в их отвердении. На отвердение шипящих и [ц’] указы-вают написания жы, шы, цы в памятниках древнерусской пись-менности. Приблизительно к XIV в. отвердели шипящие, т.к. перед этими звуками уже осуществляется переход е> o (ср. ёжик). Звук [ц’] отвердел приблизительно к XVI в., т.к. перед этим звуком пе-рехода е> o уже не было (ср. отец).

 

Кроме этого, в результате падения редуцированных прекра-тил своё действие закон открытого слога и для шумных согласных возникли позиции нейтрализации по глухости/ звонкости: на конце слова, перед звонкими и глухими шумными (пру[т], [з]делать,

 

ска[с]ка).

 

 

Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного рус-ского литературного языка. Варианты произносительных норм. Методика изучения орфоэпии в школе.

 

Слово «орфоэпия», как и большинство лингвистических тер-минов, имеет два значения: 1 – совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений; 2 – раздел языкознания, изучающий такие нормы и вырабатывающий орфоэпические правила.

 

· выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому говору. Уже в XVII веке сложились основные зако-номерности современного русского литературного языка. В основу этого языка лег говор Москвы, принадлежащий к среднерусским говорам (в нем сглажены наиболее резкие диалектные черты Се-верного и Южного наречий). Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изме-нившийся в ХХ в.

 

· устной литературной речи выделяются ее разновидности, называемые обычно произносительными стилями. Фонетические стили устной речи следует отличать от функциональных! Впер-

 

вые о них заговорил Л.В. Щерба в 1915 году в статье «О разных стилях произношения и об идеальном фонетическом составе слов».

 

Современные фонетисты выделяют полный, нейтральный и разговорный стили произношения. Когда мы отчетливо выговари-ваем все звуки, речь делается размеренной, слова произносятся «в их идеальном фонетическом составе» (Щерба), ясно и отчетливо, следует говорить о полном (высоком, в некоторой интерпретации) стиле. В основном полный стиль свойствен устной публичной речи, ораторам, дикторам. В повседневной речи он встречается, когда мы медленно произносим фразу, при этом желая обратить внимание на те или иные элементы нашей речи (например, когда употребляем термины или говорим на большом расстоянии по телефону). Нейтральный стиль характеризуется менее отчетливым произно-шением, например, допускает редукцию гласных в безударном по-ложении. Разговорный стиль используется в непринужденном об-щении. Доля него, например, характерна большая редукция без-ударных гласных, вплоть до их полного выпадения, несколько убыстренный темп, отсутствие четкости и т.д.

 

Орфоэпические нормы в области гласных.«Старшая»орфоэпическая нома – эканье, «младшая» – иканье, т.е. совпадение в первом предударном после мягких согласных всех гласных фонем.

 

Орфоэпические нормы в области согласных.Д.Н.Ушаковрекомендовал (и практиковал в своей собственной речи) мягкое произношение первого согласного в сочетаниях зубных согласных с зубными, переднеязычными и губными; губных с заднеязычны-ми; [р] с губными и переднеязычными; любых согласных с [j]. В современной фонетике наблюдается разрушение обязательной ас-симиляции по мягкости, переход некоторых сочетаний с первым мягким согласным в разряд факультативных или запрещенных.

 

Нормы произношения [чн] или [шн] весьма неопределенны. Д.Н. Ушаков предписывал произношение [шн] в обиходно-бытовой лексике и [чн] в книжной (друг сердешный, но болезнь сердечная).

 

Р. И. Аванесов добавляет к этому обязательность произношения [чн] в словах, имеющих родственные образования со звуком ч (дачный, речной, начну) и допускает вариативность в словах типа булочная, яблочная и т.д.Очевидно,что в современном произно-шении эта вариативность разрешается в пользу [чн]. <чт> – норма предписывает произношение этого сочетания как [шт] в слове что и его производных, кроме нечто и ничто. В сочетании <гк> первый согласный «фрикатизируется», фрикатизация заднеязычных со-гласных перед смычными была значительно шире распространена раньше.

Произношение отдельных грамматических форм.1.Безударное окончание формы И. п. мн. ч. сущ. ср. р. в старшей орфоэпической норме, рекомендованной Ушаковым, произносилось как [ы] (пятны, окны). В современной норме оно заменилось произно-шением [ъ] или а (пятна). 2. Заднеязычные согласные <к>, <г>, <х> перед окончанием прилагательных и глагольным суффиксом -ива по старшей орфоэпической норме произносились твердо, в современной – мягко, в соответствии с их написанием. Однако зна-ние старшей нормы важно для правильного прочтения стихов. 3. Безударные окончания 3 л. мн.ч. глаголов 2 спр. по тарой москов-ской норме вопреки написанию -ат, -ят произносились как -ут. В современной орфоэпической норме установилось соответствие произношения с фонемным составом, старое произношение, если оно не является стилизацией, расценивается как просторечное. 4. -сь, -ся произносятся мягко.

 

Определенные особенности сохраняются также в написании заимствованных слов, например, на месте безударного э в начале слова и е после твердых произносятся различные звуки в зависимо-сти от степени освоенности слова русским языком.

 

Большинство вариантов наблюдается в области ударения, что связано, как правило, с разными акцентными типами.

 

При обучении орфоэпии в школе необходимо учитывать сле-дующие вопросы: так называемое «узкое» и «широкое» понимание предмете орфоэпии (более приемлемое для школы – второе, где орфоэпия определяется как совокупность норм произношения и ударения); орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов и отдельных грамма-тических форм; основные признаки русского словесного ударения; стили произношения. В школьных учебниках намечено и рекомен-дуется практическое направление в обучении орфоэпии. Таким об-разом, начинать работу рекомендуется с введения орфоэпического разбора слов по следующей схеме:

 

· Выписать из текста выделенное слово.

 

· Подумать, произносится ли данное слово всеми и всегда одина-ково.

 

· Справиться в словаре, какое произношение считается верным.

 

· Произнести слово вслух правильно (если производится письменный разбор, то записать его с орфоэпическими пометами).

 

Орфоэпические упражнения обычно комбинируются с фонетическими и орфографическими упражнениями, а также с обучением выразительному чтению. Решающая роль в овладении орфоэпией принадлежит речевой среде, хорошим образцам в речи учащихся и учителей.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.