Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие фонемы в Московской и Петербургской фо-нологических школах. Функции фонемы. Позиции фонем.



 

Фонема –это абстрактный символ,единица теоретическогоописания звуковой системы, минимальная единица хранения ин-формации, главное свойство которой – способность самостоятель-но участвовать в различении звуковых оболочек значимых единиц.

 

По определению М. В. Панова, «фонема – это минимальная, далее неделимая единица фонетического уровня языка, представ-ленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для отождествления и различения слов и морфем».

 

Для описания и характеристики любой фонемы необходимо учитывать следующее ее качество: Фонема обладает постоянными и переменными признаками. Постоянные – общие признаки. Пере-менные меняются в зависимости от аллофона (конкретного звука – представителя фонемы в речи). Исходя из этой характеристики фо-нем, можно сформулировать ее следующее определение:

 

Фонема – это обобщение постоянных признаков аллофонов. Задача фонологического описания языка состоит в том, чтобы вы-делить среди всех возможных признаков фонологически суще-ственные или дифференциальные признаки, то есть такие, которые участвуют в смыслоразличении.

 

Итак, дифференциальные признаки – это такие акустико-

 

артикуляционные признаки, которыми данные фонемы противопо-ставлены другим фонемам или отличаются от других фонем.

Функции фонемы.Выделяют следующие функции:

 

· Сигнификативная (лат. significare –обозначать) –это функцияразличения значимых единиц языка (слов или морфем), которая осуществляется с помощью разных фонем. Иначе она называется смыслоразличительной.

 

· Перцептивная (лат. perception –восприятие) –это функцияотождествления значимых единиц языка – слов и морфем – при помощи звуков одной фонемы. Иначе она называется идентифици-рующей.

 

· Кроме того, фонемы являются строительным материалом для значимых единиц языка – морфем и слов, фонемы служат для фор-мирования этих единиц, их плана выражения – звуковых оболочек. Эта функция фонем называется конституирующей.

 

Позиции фонем.Фонологическая позиция–это условие упо-

 

требления, реализации фонемы в речи. В разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах.

 

Позиции могут быть:

· Комбинаторными и конститутативными.

 

· Сильными и слабыми.

 

Комбинаторная позиция – положение фонемы перед опреде-ленными звуками или после них.

 

Конститутативная позиция – положение фонемы на границе слова или слога, в ударном или безударном слоге, в том или ином месте фразы.

 

Сильная позиция – та, в которой фонема наилучшим образом выполняет свои функции.

 

Слабая позиция – та, в которой возможности выполнения фонемами своих функций ограничены.

 

Поскольку у фонемы 2 основные функции – перцептивная и сигнификативная, следовательно, выделяются два типа позиций: перцептивная сильная и слабая и сигнификативная сильная и сла-бая.

 

Фонемы в сильной позиции называются сильными, сильная позиция различает максимальное количество фонем. Есть случаи, когда невозможно однозначно определить фонемную принадлеж-ность звука, поскольку для него не может быть сильной позиции в том же морфе. В таком случае принято говорить о гиперфонеме.

 

Гиперфонема –это слабая фонема,представленная в преде-лах одной морфемы рядом позиционно чередующихся звуков, об-щих для нескольких фонем при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции (капуста).

 

Сигнификативно сильная –это позиция фонем,обладающихполным набором дифференциальных признаков (ДП). Сигнифика-тивно слабая –это позиция неразличения фонем.В сигнификатив-но слабых позициях фонемы ограничены в возможности различать разные слова и морфемы. Сигнификативно слабые позиции возни-кают в результате перекрещивающихся чередований.

 

Фонетическое чередование называется перекрещивающимся, если оно приводит к нейтрализации фонем.

 

Нейтрализацией называется совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции.

 

Другой тип фонетических чередований, в результате которо-го не происходит нейтрализации фонем, называется параллельным. Например, год – годик.

 

На основании параллельных чередований выделяются пер-цептивно сильные и перцептивно слабые позиции.

 

Позиция, в которой звук не испытывает влияния соседних звуков, является перцептивно сильной (например [о] в междометии

О!).

 

Позиция, в которой звук испытывает влияние соседних зву-ков, называется перцептивно слабой. Перцептивно слабая позиция является следствием параллельного чередования, не приводящего к мене звукотипов или нейтрализации фонем.

 

Перцептивно и сигнификативно сильная позиция называется абсолютно сильной. По абсолютно сильной позиции определяется состав фонем конкретного языка – сколько звуковых единиц про-тивопоставлено в этой позиции, столько в данном языке фонем. В русском языке такими позициями, в частности, являются: для со-гласных – положение перед гласными; для гласных – позиция под ударением.

 

· абсолютно сильной позиции фонема реализуется своим ос-новным представителем – доминантой.

 

· сигнификативно слабых позициях фонема представлена своими вариантами.

 

· сигнификативно сильных, но перцептивно слабых позици-ях фонема представлена своими вариациями.

 

Позиции по твердости-мягкости.Для фонемй,ц,чпозициипо твердости-мягкости не могут быть охарактеризованы ни как сильные, ни как слабые, так как у этих фонем данный ДП отсут-ствует.

 

Для фонем ш, ж и к, г, х (в том случае, если мягкие не при-знаются отдельными фонемами) позиции не могут быть охаракте-ризованы с точки зрения мягкости – твердости.

 

Для согласных фонем л, л, все позиции являются сильными, кроме позиций перед й и л, л’ (полкаполька).

 

Сигнификативно сильные позиции по твердости-мягкости:

 

· Перед гласными (за исключением некорневого э).

 

Позиция перед некорневым э слабая по твердости-мягкости, так как при словоизменении перед флексией – э, например, в предл.п. ед.ч., твердый согласный чередуется с мягким: вода – на воде, стол – на столе,а твердый парный согласный перед э возможен только в за-имствованных словах. Но в настоящее время существует тенденция к признанию этой позиции абсолютно сильной, так как в современ-ном русском языке появляется все больше и больше слов с твердым согласным перед э, большинство из которых перешло в разряд об-щеупотребительных и их иностранное происхождение уже не осо-знается носителями русского языка: пастель – постель, теста (от тест) – теста, мэра, мера, панель – шинель, сэра – сера и т.д. В

 

этом случае чередование вода – на воде рассматривается как нефо-нетическое (подобное стол – столик).

 

· На конце слова: кон – конь там – Томь, брат – брать, удар – ударь. Кроме заднеязычных–на конце слова возможны толькотвердые [к], [г] и не встречаются мягкие.

 

· Для переднеязычных согласных – перед твердыми и мягкими заднеязычными: тонко – Тонька, воска – моська, санки – Саньки,

 

банка - банька; и перед твердыми губными согласными: изба – резьба, Кузьма – размах, корма – сурьма.

 

Сигнификативно слабые позиции по твердости-мягкости:

 

· перед некорневым э;

 

· зубные перед мягкими зубными;

 

· зубные перед ш, ч;

 

· зубные перед мягкими губными.

 

· целом для согласных, парных по твердости – мягкости, слабой по этому признаку является позиция перед согласным того же места артикуляции: перед твердым гоморганным (гоморганные

 

– согласные одного и того же места артикуляции) возможен только твердый, а перед мягким – мягкий.

 

· русистике известны две прямо противоположные теории фонемы. – Московская (ее представители Р.И. Аванесов, П.С. Куз-нецов, А.А. Реформатский, М.В. Панов; близки теории МФШ фо-нологические взгляды Н.С. Трубецкого) и Ленинградская (Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер и др.). Каждая из них разра-ботана на базе одной из двух фонологических концепций Бодуэна де Куртенэ.

 

· концепции МФШ звуковое качество фонемы определяетсяпо звуку в сильной позиции. Качество фонемы в концепции ЛФШ определяется по звуку в любой (сильной и слабой) позиции и не нужно обращаться к морфеме, когда выделяется состав фонем определенной словоформы или в целом состав фонем. С точки зре-ния ЛФШ, например, в словоформе игры – фонема <и>, а в слово-форме разыгрывать – фонема <ы>; <ы> и <и> – разные фонемы. Следовательно, в выделении и определении фонемы представители ЛФШ исходят из словоформы, а представители МФШ – из морфемы.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.