Содержание курса “История древнерусской литературы” (лекции)
Наименование тем, их содержание.
Лекция 1. Своеобразие древнерусской литературы, ее художественного метода и жанровой системы, периодизация, значение древнерусской литературы.Проблемы литературной преемственности. Значение литературы Древней Руси в становлении и развитии русской литературы нового времени Древняя русская литература – начальный этап развития русской литературы. Хронологические и географические границы древнерусской литературы. Ее объем и специфические особенности: рукописный характер, «анонимность», взаимосвязи с фольклором, деловой и церковной письменностью. Центральные темы древнерусской литературы: патриотизм, государственное строительство, народное единство и героизм. Характер ее историзма, публицистичность. Проблема художественных методов древнерусской литературы, система жанров, тесная связь жанра и стиля.
Познавательное, воспитательное и эстетическое значение древнерусской литературы. Ее роль в развитии литературного языка. Взаимодействие древнерусского и старославянского языков. Литература и письменность. Понятие литературного памятника. Рукопись и печатная книга. Списки, редакции, изводы. Критика текста: научное установление родства списков и первоначального текста памятника. Эволюция писчего материала и письма. Древнерусские почерки и орнаментика рукописей. Определение по этим данным места и времени написания списка. Проблема авторства и хронологического приурочивания памятника. Возникновение древнерусской литературы. Место и роль фольклора в формировании литературы. Вопрос о начале письменности у восточных славян. Политическое и культурное значение введения христианства в Киевской Руси. Культурные и литературные связи Руси с Византией, южными и западными славянами, со странами Западной Европы и Востока.
Краткие сведения по источниковедению древнерусской литературы. Этапы ее изучения. Значение трудов Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, А.Н. Пыпина, Н.С. Тихонравова. Достижения отечественной литературоведческой науки в исследовании древнерусской литературы. Курс лекций А.С. Орлова, учебник Н.К. Гудзия, работы И.П. Еремина, В.П. Адриановой-Перетц, Д.С. Лихачева, Е.К. Ромодановской и др. Задачи дальнейшего изучения и проблема периодизации древнерусской литературы.
Лекция 2. Русское летописание XI–XII вв. «Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII в. Проблема связи древнерусской литературы и фольклора. Состав, редакции и источники «Повести временных лет». Гипотезы А.А. Шахматова, В.М. Истрина, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова. Возникновение летописных сводов на основе устных народных эпических сказаний, исторических преданий, погодных записей, местных летописей и юридических документов. Редакторские приемы составителей летописных сводов. Характер миросозерцания летописцев, их политическая позиция: защита идей единства Русской земли в борьбе со степными кочевниками, политической и религиозной ее независимости от Византии, осуждение княжеских междоусобиц. Отражение в летописи общественных интересов.
«Повесть временных лет» и фольклор: отзвуки в летописи обрядовой поэзии, топонимических легенд, преданий, связанных с могильниками, дружинной поэзии, народного эпоса, сказочного предания, пословиц, поговорок, загадок. Историческая повесть и сказание в летописи («Повесть об ослеплении Василька Теребовльского»). Приемы изображения исторических событий, характер стиля. Элементы агиографического жанра и стиля в летописи. Язык и стиль «Повести временных лет». Связь стиля летописи с народно-поэтической и книжной традициями. Значение «Повести временных лет» для последующего развития русского летописания и литературы.
Лекция 3. Древнехристианская книжность на Руси, переводные исторические хроники. Древнехристианская книжность на Руси. Библейские канонические книги и апокрифы. Демократизм содержания и формы апокрифов. Связь апокрифов с фольклором. Отражение в них социальных противоречий. Элементы «реалистичности».
Идеологические, тематические и стилистические особенности переводных житий и житийных сборников («Четьи-Минеи», «Прологи», «Патерики»).
Исторические хроники Иоанна Малалы, Георгия Амартола. «Естественнонаучные» сочинения: «Шестоднев», «Физиолог», «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, «Пчела». Переводные воинские повести: «Александрия» и «Девгениево деяние». Проблема положительного героя в этих повестях и характер их изображения. «История Иудейской войны» Иосифа Флавия. Идейно-художественные особенности переводных дидактических повестей об Акире Премудром и Варлааме и Иоасафе.
Отбор и характер перевода иноязычных памятников, их значение для развития древнерусской литературы.
Лекция 4. Агиография Киевской Руси. Основные темы, жанровые формы. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». Основная публицистическая тенденция «Сказания» – осуждение княжеских братоубийственных распрей и пропаганда родового старшинства в системе княжеского наследования. Черты сходства и отличия «Сказания» от канонических житий. Элементы исторической повести в «Сказании». Приемы изображения положительных и отрицательных героев. Стиль “Сказания”. “Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба”, написанное Нестором. Жанровые и стилистические особенности “Чтения”. “Житие Феодосия. Печерского”, созданное Нестором. Особенности композиции, приемы изображения центрального героя.
Киево-Печерский патерик. История создания патерика, его основные редакции. Идейная направленность патерика, отражение монастырского быта и характера взаимоотношений монастыря с князьями. Пушкин о патериковых рассказах. Их литературное значение.
Лекция 5. Ораторская проза Древней Руси. Ораторская проза XI-XII вв. “Слово о законе и благодати” Илариона - выдающийся памятник ораторского красноречия XI в. Политическая и публицистическая направленность “Слова”: утверждение идеи равноправия всех христианских народов, величия Руси и ее государственной и религиозной самостоятельности, независимости от Византии. Композиция и стиль “Слова о законе и благодати”: олицетворения, параллелизмы, сравнения, ритмическая организация речи.
Торжественные “слова” Кирилла Туровского (вторая половина XII в.). “Слово на новую неделю по пасхе”. Лирико-драматический характер “слов” Кирилла Туровского, элементы символического пейзажа.
“Поучение” Владимира Мономаха. Образ выдающегося государственного деятеля древней Руси. Идеал князя-воина и правителя в “Поучении”. Элементы автобиографии. Соотношение церковных и светских элементов в языке и стиле “Поучения”.
Лекция 6. Слово о полку Игореве. История открытия и изучения. Поэтика. “Слово о полку Игореве”. История его открытия, опубликования и изучения. Споры о подлинности “Слова”. Достижения современной отечественной науки в его изучении. Историческая основа памятника и хронологическое его приурочивание. “Слово” и летописные повести о походе Игоря на половцев. Идея “Слова” - единение русских князей для защиты Руси от вражеских нападений. Сюжет и композиция. Место и роль исторических, публицистических и лирических отступлений в раскрытии основной идеи “Слова”. Образная система памятника: изображение князей, природы, образ Русской земли, образ Бояна. Жанровое своеобразие и стиль “Слова”, его связь с жанром и стилем ораторской прозы, воинской повести и народной эпической песни. Проблема автора “Слова”.
Типологические связи “Слова о полку Игореве” со средневековым эпосом других народов (“Песней о Роланде”, “Песней о моем Сиде”, “Песней о Нибелунгах”, “Витязем в барсовой шкуре”. Идейно-художественное своеобразие “Слова”, его мировое значение.
Диалогическая природа “Слова о полку Игореве”.
Лекция 7. Литература XII-XIII вв. Моление Даниила Заточника. Жанр “хожения” в древнерусской литературе.“Моление Даниила Заточника”. Две редакции памятника и проблема их соотношения. Обличительный пафос “Моления”, его антибоярская направленность, обличение монашества. Элементы сатиры в “Молении”. Апология князя и сильной княжеской власти. Новые критерии в определении общественной ценности человека. Особенности стиля “Моления”, его книжные и устно-поэтические традиции. Вопрос о социальной принадлежности автора “Моления”. В.Г. Белинский о “Молении”. Повести о татарском нашествии. Тема общенародного единства и героизма. “Повесть о битве на реке Калке” в 1223 г. Фольклорные мотивы “Повести”. “Повесть о разорении Батыем Рязани” (1237 г.). Апофеоз мужества и героизма русского народа в борьбе с поработителями. Изображение князей и княжеской дружины. Эпический характер образа народного мстителя - Евпатия Коловрата. Композиция и стиль “Повести”.
“Хожение” как литературный жанр. “Хождение игумена Даниила в “святую землю”. Широта интересов Даниила. Чувство родины в “Хождении”. Легендарные апокрифические элементы “Хождения”.
Поучения Серапиона Владимирского, отражение и оценка в них событий, связанных с татарским нашествием. Художественное своеобразие поучений Серапиона Владимирского.
Отражение событий татарского нашествия в агиографической литературе (“Житие Меркурия Смоленского”, “Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина Федора”).
Борьба Северной Руси с шведскими феодалами и ливонскими рыцарями. “Слово о погибели Русской земли”. Гражданский и патриотический пафос “Слова” и поэтические формы его выражения. “Житие Александра Невского”. ОбразАлександра Невского как воина-героя и государственного деятеля. Элементы стиля воинской повести и жития в данном памятнике.
Лекция 8. Литература XIV–XV вв. Предвозрождение в русской литературе.Московская литература XIV–XV вв. Возвышение Москвы в XIV в. Отражение в литературных памятниках роли Москвы как центра, вокруг которого объединяются другие русские земли.
Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. и ее изображение в литературе. Летописные повести о Куликовской битве, “Сказание о Мамаевом побоище”, их источники и стиль.
Поэтическая повесть о Куликовской битве – “Задонщина”. Прославление победы, одержанной над татарами в результате единения всех русских земель вокруг Москвы. Соотношение “Задонщины” и “Слова о полку Игореве”. Сходство и различие обоих памятников. Художественное своеобразие стиля “Задонщины”, связь ее с устной народной поэзией. Развитие жанра исторической повести в Московской литературе конца XIV - начала XV в. “Повесть о Московском взятии от царя Тахтамыша” и “Повесть о Темир-Аксаке”.
Подъем национального самосознания в конце XIV – начале XV в. Усиление культурных связей Руси с южнославянскими странами. Идея Киевского наследства. Зарождение риторическо-панегирического стиля в русской агиографии. Изменение жанровой, композиционной и образной структуры жития. “Слово о житии и о преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского”, его политическая направленность и стилистическое своеобразие. Творчество Епифания Премудрого. “Житие Стефана Пермского”, написанное Епифанием Премудрым. Прославление Стефана Пермского, просветителя-мессионера коми-пермяцкого населения Урала. Принципы изображения человека в “Житии”. Его композиционная структура и особенности стиля. “Житие Сергия Радонежского”.
Общая характеристика творчества Пахомия Логофета-агиографа, представителя византийско-славянского панегирического стиля.
Исторические предпосылки возникновения политической теории “Москва – третий Рим”, ее формирование и отражение в памятниках письменности второй половины XV в. “Повесть о взятии Царьграда” в 1453 г. Нестора-Искандера. Основные идеи “Повести” и художественные средства их выражения. Характер изображения царя Константина и султана Магомета. Картины боя и средства их изображения. Истолкование “Повести” московскими идеологами.
Повести о Вавилонском царстве. “Сказание о князьях Владимирских”. Решение вопроса о происхождении знаков царского достоинства власти в данных повестях. Политическое и художественное значение повестей.
Проблема пределов и границ царской власти в “Повести о Мутьянском воеводе Дракуле” и “Повести об Иверской царице Динаре”. Соотношение исторического факта и художественного вымысла. Принципы изображения центральных героев.
“Хождение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина. Описание Индии, личность путешественника. Патриотизм Афанасия Никитина, общерусский характер его произведения. Особенности языка и стиля “Хождения”.
“Повесть о Петре и Февронии”. Жанровое своеобразие “Повести”, ее политические и общественные тенденции. Фольклоризм. Приемы изображения центральных героев. Прославление красоты и силы женской любви. Элементы агиографического стиля в “Повести”.
Лекция 9. Литература XVI в.Расцвет публицистики в связи с острой политической борьбой служилого дворянства и родовитой боярской знати. Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека. Различие их литературных и идейных позиций. Публицистические сочинения Ивана Пересветова: “Челобитная”, “Сказание о царе Константине и Магомет-салтане”. Политический идеал Пересветова. Антибоярская направленность его сочинений. Программа общественных преобразований, необходимых для укрепления централизованной власти. Стиль публицистических памфлетов Пересветова.
Письма Андрея Курбского к Ивану Грозному; выражение в них идеологии опального и реакционного боярства. Стиль писем Курбского.
Иван Грозный как писатель. Его письма к Курбскому и послание в Кирилло-Белозерский монастырь. Автобиографические элементы в письмах Грозного, ирония и сарказм, способы их выражения. Элементы просторечия в стиле посланий Грозного.
Начало книгопечатания в Москве. Обобщающие литературные работы второй половины XVI в. “Великие Четьи Минеи” митрополита Макария - свод памятников древнерусской литературы. Литературные элементы “Домостроя”: повествовательные, бытовые эпизоды, просторечие.
Лекция 10. Литература XVII в. Начало процесса “обмирщения” и демократизации литературы. Изменения традиционных жанровых форм жития, усиление бытовых повествовательных элементов. “Житие Юлиании Лазаревской”. Изображение в нем жизни и быта дворянской усадьбы конца XVI - начала XVII в. Приемы раскрытия характера героини. Стиль “Жития”.
Значительное усиление светских элементов в литературе второй половины XVIII в. в связи с политической активизацией поместного дворянства, посадских людей и крестьянства. Борьба старого и нового во всех сферах общественной и культурной жизни. Усиление экономических и культурных связей России с Западной Европой. Роль Украины и Белоруссии в развитии русского литературного процесса. Деятельность в Москве украинских и белорусских писателей, книги украинских и белорусских типографий в Москве. Развитие школьного образования.
Появление новых жанров в русской литературе: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, “комедии”. Зарождение литературного направления барокко. Проблема барокко в русской литературе XVII в. Различные точки зрения в литературоведении на решение данной проблемы. Переходный характер литературы XVII в. от древнерусского периода к литературе XVIII.
Бытовая повесть второй половины XVII в. “Повесть о Горе и Злочастии”. Отражение в ней основного конфликта эпохи. Появление вымышленного героя. Характер художественного обобщения в “Повести”. Связь “Повести” с устным народным творчеством. Книжные элементы в ней.
“Повесть о Савве Грудцыне”. Широта охвата действительности. Приемы раскрытия характера центрального героя. Роль и место любовной интриги в сюжете “Повести”. Исторические и бытовые элементы в ней; демонологические мотивы. Соотношение традиции и новизны в идейном содержании “Повести”, ее жанре и стиле.
“Повесть о Фроле Скобееве”. Полный разрыв с традиционными воззрениями на семью, брак, общественные отношения. Новые качества характера героя. Место и роль сатиры и юмора в “Повести”. Особенности языка.
“Повесть о Карпе Сутулове”. Образ купеческой жены Татьяны. Сатирическое обличение духовенства. Особенности жанра “Повести”.
Демократическая сатира второй половины XVII в. Исторические причины возникновения самостоятельных сатирических жанров в русской литературе. Обличение несправедливости и взяточничества судей и судебной волокиты в повестях о Шемякином суде и Ерше Ершовиче сыне Щетинникове. Обличение социального неравенства и протест против власти богатых в “Азбуке о голом и небогатом человеке”. Антиклерикальная сатира: “Калязинская челобитная”, “Притча о бражнике”, “Повесть о Куре и Лисице”, “Повесть о попе Савве”, “Праздник кабацких ярыжек”. Приемы и средства сатирического обличения. Использование пародийных форм и форм аллегорической сатиры. Роль демократической сатиры в развитии реалистического стиля.
Раскол в русской церкви, его социальная сущность и значение. Старообрядческая литература XVII в. Протопоп Аввакум и его сочинения. “Житие протопопа Аввакума, им самим написанное”. Отражение в нем социальных противоречий эпохи. Личность Аввакума и противоречия его мировоззрения. Литературные приемы “Жития” на фоне традиционной житийной литературы: внесение бытовых представлений и образов в традиционные библейские и агиографические сюжеты; сатира и юмор. “Житие Аввакума” как образец раннего автобиографического жанра. Эстетическая позиция Аввакума в современных ему спорах об иконописании. Новаторство Аввакума в области языка и стиля. Элементы “реализма” в сочинениях Аввакума.
Стихотворство второй половины XVII в. Причины возникновения стихотворства, его истоки. Досиллабические вирши.
Появление силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого. Элементы барокко в виршевой поэзии Симеона Полоцкого. Просветительский характер его поэзии. Своеобразие панегирических виршей Симеона Полоцкого; сатиры “Купецтво” и “Монах”. Творчество учеников и последователей Симеона Полоцкого: Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.
Зарождение придворного театра и его репертуар. “Комидия-притча о блуднем сыне” Симеона Полоцкого как образец школьной драмы конца XVII в. Злободневность проблематики “комидии” и художественные приемы се раскрытия. Интермедии и их отношение к школьной драме. Элементы “реализма” в интермедиях.
Зарождение классицистического стиля в виршевой поэзии и драматической литературе конца XVII в. Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы. Использование образов и сюжетов древнерусской литературы писателями XVIII, XIX и XX вв. Общекультурное, воспитательное и художественное значение древнерусской литературы.