Абстрагирование – художественный прием древнерусской литературы (высоких жанров), преследующий цель «увидеть во всем «временном» и «тленном», в явлениях природы, человеческой жизни, в исторических событиях символы и знаки вечного, вневременного, «духовного», божественного», «найти общее, абсолютное и вечное в частном, конкретном и временном, «невещественное» в вещественном, христианские истины во всех явлениях жизни». (Д.С. Лихачев).
Агиография - (от греч. hagios – святой, grapho – пишу) – 1) литература в жанре житий, одной из основных форм церковной словесности (т.н. «практическая» агиография); 2) научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых как памятников религиозной и литературной истории (т.н. «критическая» агиография, которая в научной литературе может осмысляться как часть агиологии – теории святости).
Апокриф (греч. apokryphos — тайный, сокровенный), произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон (не используются при богослужении), особый жанр.
Житие (греч. βιος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается наука агиография.
Литературный этикет – прием в др.-рус. лит-ре, объясняющий ее традиционность. Описан Д.С Лихачевым. Л.Э. зависит от церк. и светской обрядности феод. об-ва. Выражается в использовании др.-рус. книжниками устойчивых лит. формул и образов (напр., "воинских", "житийных", "летописных" и т. д.). Л.Э. складывается из представлений о том, как должны были происходить те или иные события (ситуация микропорядка), как должны вести себя определ. персонажи в соотв. со своим соц. положением (поведение героя), какими словесными выражениями поступки героя описаны в тексте (речевая характеристика). Т.о., выделяются три уровня Л. Э.: 1) этикет ситуации; 2) этикет поведения; 3) этикет речевой, или словесный (см., напр., анонимное "Сказание о Борисе и Глебе", где автор стремится дать образы идеальных героев — князей-мучеников, идущих на "вольную жертву". Еще сильнее Л. Э. выражен в Несторовом "Чтении о Борисе и Глебе"). Выбор писателем средств выражения зависел от предмета изображения и, соответственно, жанра. Лит.: Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.
Литературная трансплантация (термин, введенный Д.С. Лихачевым) - перенос литературы на другую (чужую) почву и дальнейшее её развитие. Например, при слиянии государств разных культур (как Византия и Древняя Русь (на Руси литературы как таковой до крещения не было), византийская литература перешла на территорию Руси, продолжали издаваться произведения, русифицироваться). См.: Д.С. Лихачев «Великое наследие».
Медиевистика (от лат. medius – средний и лат. aevum – век, эпоха) – раздел исторической науки, изучающий историю средних веков.
Монументальный историзм – первый стиль в изображении человека, стиль, сильнейшим образом сказавшийся в литературе XI—XIII вв. и «тесно связанный с феодальным устройством общества, с рыцарскими представлениями о чести, правах и долге феодала, о его патриотических обязанностях и т. д. Стиль этот развивается главным образом в летописях, в воинских повестях, в повестях о княжеских преступлениях, но пронизывает собой и другие жанры. Он более отчетлив в летописях, составлявшихся по указаниям князей, чем в летописях епископских, монастырских и городских,— в светских произведениях, чем в церковных» (Д.С. Лихачев).
Патери́к (греч. πατεριχόν, или отеческая книга, отечник (греч. πατεριχόν βιβλίον), а также старческая книга (греч. γεροντιχόν βιβλίον) или вертоград (греч. λειμωνάριον) – жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов подвижников или рассказов о них.
Силлаби́ческое стихосложе́ние или изосиллаби́зм (ἰσοσυλλαβία – равносложность, от ἴσος – равный и συλλαβή – слог) – принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения.
Секуляризация (от позднелатинского saecularis – мирской, светский) – освобождение от церковного, духовного влияния. Секуляризация мысли, литературы.
ПЕРСОНАЛИИ
АДРИАНОВА-ПЕРЕТЦ Варвара Павловна (1888–1972).Историк литературы, чл.-корр. АН СССР (с 1943) и УССР (с 1926). Заслуженный деятель науки (с 1959). Научную деятельность начала в 1907 с доклада "Филология и ее методы", прочитанного в семинарии проф. В.Н. Перетца в Киеве, наметив одно из основных направлений своих исследований: проблему "лит. истории" памятников Древней Руси. В 1912 А.-П. сдала экстерном экзамены за курс историко-филологического факультета Киевского университета. В 1917 защитила магистерскую диссертацию на тему «Житие Алексея человека Божия в древней рус. литре и нар. словесности». Работы А.-П. 1920–30-х гг. посвящены вопросам поэтики др.-рус. литературы и ее связям с фольклором, изучению демократической литературы (сб. «Очерки по истории рус. сатирич. лит-ры XVII в.»., 1937). В 1954 г. в сер. «Лит. памятники» вышел подготовленный А.-П. сб. «Рус. демократич. сатира XVII в.», включавший, в т. ч., неск. не изв. ранее текстов. Одновременно А.-П. проводила исследования по истории школьного театра, предприняв единств. в своем роде попытку реконструкции сценич. приемов рус. школьного театра на основе ремарок и спец. пособий по постановке (ст. «Новые материалылы по истории рус. школьного театра XVIII в.», 1940). В ее монографии «Очерки поэтич. стиля Древней Руси» (1947г.) на основе анализа «Слова о полку Игореве» выявлен ряд метафорических символов, общих для народной и книжной традиции. Текстологич. иссл. 40-х гг. посвящены выявлению различий редакций «Задонщины» и восстановлению первонач. авторского текста (3 варианта опублик. в сб. «Воинские повести Др. Руси», 1949). В полемике о подлинности «Слова» отстаивала его первичность по отношению к «Задонщине». В 1933 А.-П. вошла в организованный по инициативе акад. А.С. Орлова, Перетца и Н.К. Никольского отдел (сектор) др.-рус. литературы ИРЛИ АН СССР; в 1947–1954 гг. возглавляла ред. и соавтор ряда коллективных монографий и библ. пособий. Автор также ряда статей методологич. характера.
БАХТИНА Ольга Николаевна (р. 1950) – доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Томского университета. Кандидатская диссертация посвящена изучению Повести о меркурии Смоленском (1982г.), докторская диссертация рассматривает «Проблемы поэтики старообрядческой литературы: агиографические тексты» (2000 г.). Научные интересы О.Н. Бахтиной связаны с изучением исторической поэтики на материале древнерусской и старообрядческой литературы, проблем литературных жанров. В 2002 году награждена премией ТГУ за монографию «Старообрядческая литература и традиции христианского понимания слова».
ГУДЗИЙ Николай Каллиникович (1887–1965). Научную работу начал в 1908 г. в семинаре В.Н. Перетца в Киевском университете, который окончил в 1911 г. Первая статья Гудзия напечатана в 1910г. С 1922г. стал профессором кафедры истории русской литературы Московского государственного университета. Впоследствии первый декан филологического факультета МГУ, заведующий кафедрой русского устного народного творчества (1941–1946). Руководил отделом древнерусской литературы в Институте мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР (1938—1947), отделом русской литературы (1945—1952) и отделом украинской древней литературы (1952—1961) в Институте литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР. Основной сферой научной и научно-педагогической деятельности Гудзия была история древнерусской литературы. Гудзий Н.К. – автор первого учебника по истории древнерусской литературы (М., 1938) и составитель хрестоматии по литературе XI–XVII вв. (М., 1935, дополнялась и переиздавалась неоднократно, используется в преподавании и сейчас). Ему принадлежат работы, посвященные отдельным авторам и памятникам древнерусской литературы: Максим Грек, Серапион Владимирский, митрополит Даниил, Аввакум, легенда о папе Григории, легенды об Иуде предателе и Андрее Критском, История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе, Александрия, Моление Даниила Заточника, Слово о полку Игореве, Слово о погибели Русской земли, Прение Живота и Смерти, Беседа Валаамских чудотворцев и другие.
ДМИТРИЕВ Лев Александрович (1921–1993). Известный российский учёный литературовед, исследователь древнерусской литературы. Член-корреспондент АН СССР (с 1984), член-корреспондент РАН (1991). Главный научный сотрудник Института русской литературы РАН. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993, посмертно). автор обобщающих исследований по древнерус. лит-ре XIII—XIV вв., по древнерус. агиографии. Ему принадлежат ист.-лит. и текстологич. разыскания о «Сказании о Мамаевом побоище» и др. памятниках Куликовского цикла, им осуществлено несколько изд. текстов этих произведений. Д. посвятил ряд работ рус.-болг. лит. связям, истории отеч. медиевистики, изучению отдельных памятников древнерус. повествоват. лит-ры. Он являлся сост., ред. (совм. с Д. С. Лихачевым) и автором мн. публикаций сер. «Памятники литературы Древней Руси» (1978—93), чл. редколлегий сер. «Лит. памятники» и «Памятники культуры: Новые открытия».
ЕРЁМИН Игорь Петрович (1904–1963) – исследователь древнерусской и украинской литературы. Доктор филологических наук (1937), профессор Ленинградского университета, В 1957–1963гг. был заведующим кафедрой русской литературы филологического факультета ЛГУ. Основные работы И. П. Ерёмина посвящены изучению жанровых особенностей произведений древнерусской литературы, их стилистического строя, художественного метода. Особенное внимание уделил «Слову о полку Игореве». Также изучал украинскую публицистику XVI–XVII веков, историю народного театра. И. П. Ерёмин подготовил критически комментированные издания древнерусских писателей: Симеона Полоцкого (1953), Феофана Прокоповича (1961), украинского писателя Ивана Вишенского (1955) и др.
ЛИХАЧЁВ Дмитрий Сергеевич (1906–1999) – литературовед и историк культуры, глава школы отечественной медиевистики, академик АН СССР с 1970г, председатель советского фонда культуры с 1987г., с 1954 г. руководил сектором древнерусской литературы ИРЛИ (Пушкинский дом). Родился в Петербурге. В 1928 окончил Ленинградский университет. Научную деятельность начал в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) в 1938, где с 1954 руководил сектором древнерусской литературы. Профессор Ленинградского университета (1946–55). В своих трудах Лихачев ставил важные теоретические проблемы литературоведения. Исследуя древнерусскую литературу и культуру X–XVII вв. («Слово о полку Игореве», 1950; «Человек в литературе древней Руси», 1958; «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого», 1962, «Поэтика древнерусской литературы», 1967, 1979, и др.), Лихачев впервые установил наличие разных литературных стилей при изображении человека в различные исторические периоды. Одной из важнейших задач Лихачев считал «анализ эстетической ценности памятников словесного искусства древней Руси». Его работы о возникновении древнерусской литературы, об изображении в ней человеческого характера, о зарождении литературных направлений, образовании жанровых и стилистических систем отличались комплексным изучением общественной идеологии, литературы, народной поэзии и изобразительного искусства. В работах по истории русского летописания Лихачев поставил по-новому вопросы истории Киевского и Новгородского летописания XI–XII вв. В монографии «Текстология» (1962) Лихачев, исходя из традиций А. А. Шахматова, на обширном фактическом материале древнерусской литературы и текстологической практики выдвигает мысль о самостоятельном значении текстологии как науки. Лихачев утверждает необходимость комплексного изучения текстов: не только различных редакций памятников, но и их создателей, переписчиков, идейных и общественных факторов. Лихачев – также автор трудов, посвященных «Молению» Даниила Заточника, повестям о разорении Рязани и др., эссе «Заметки о русском» (1981), работы о русской культуре и наследовании ее традиций (сб. «Прошлое – будущему» (1985), «Воспоминания» (1995)).
ОРЛОВ Александр Сергеевич (1871–1947).Окончил Московский университет, научная и педагогическая деятельность О. связана с Московским и Ленинградским университетами. С 1931 г. академик АН СССР, в 1933 г. организовал отдел, а затем сектор древней русской литературы в ИРЛИ, начавший выпускать Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), первый том вышел в 1934 г., издание продолжается по настоящее время.
Научные труды О. посвящены древнерусской литературе и литературе нового врмени. Опираясь на традиции культурно-исторической школы академического русского литературоведения, О. обратился к изучению древнерусских литературных памятников как произведений словесного искусства. В этом плане принципиально важное значение имеет исследование «Об особенностях формы русских воинских повестей (кончая XVII в.)» (1902), где анализируются стилистические особенности древнерусской воинской повести.
В центре внимания исследователя столяи произведения светской исторической повествовательной литературы: «История о российском дворянине, кавалере Александре» (первая треть XVIII в.), цикл повестей об Азове (XVII в.), переводные повести Древней Руси. Значительный вклад был внесен О. в изучение «Слова о полку Игореве».
РОБИНСОН Андрей Николаевич (1917–1993). Известный русский литературовед, исследователь древнерусской и славянских литератур, длительное время возглавлявший группу, а затем сектор древнерусской литературы и литературы XVIII в. Института мировой литературы РАН им. А.М. Горького.
А.Н. Робинсон окончил Московский институт истории, философии и литературы, ученик профессора Н.К. Гудзия. Крупное исследование Р. Посвящено творчеству протопопа Аввакума – «Жизнеописание Аввакума и Епифания». Исследование и тексты». – М., 1963г.
Р. Начал разрабатывать вопросы типологического изучения славянских литератур. Обстоятельное изучение русской литературы XVII века, путей её развития в переходный период позволило ученому внести свой значительный вклад в решение таких важных проблем, как формирование литературных направлений, развития ранней русской драматургии, творчества Симеона Полоцкого.
РОМОДАНОВСКАЯ Елена Константиновна (1937–2013) – чл-кор. РАН, директор Института филологии СО РАН (г. Новосибирск). Крупнейший в стране специалист по истории и теории древнерусской литературы, источниковедению, археографии, текстологии, исторической поэтике. Выпускница филологического факультета Ленинградского государственного университета (1959), ученица И.П. Еремина и Л.А. Дмитриева, закончившая аспирантуру ИРЛИ и защитившая в Пушкинском Доме обе диссертации, активная участница заседаний его знаменитого Отдела (Сектора) древнерусской литературы, постоянный автор издаваемых этим отделом сборников трудов (ТОДРЛ). Значительный вклад – десятки статей – внесен Е.К. Ромодановской в фундаментальные исследовательские проекты Пушкинского Дома: десятитомник «Памятники литературы Древней Руси» и «Словарь книжников и книжности Древней Руси».
ШАХМАТОВ Алексей Александрович (1864–1920). Русский филолог, языковед, историк русского летописания, исследователь русского языка и его истории. Окончил Московский университет (1887), приват-доцент того же университета (1890), профессор Петербургского университета (с 1909), председатель Отделения русского языка и словесности АН (1906–1920), академик Петербургской АН с 1894г.
Ш. заложил основы текстологического изучения русских летописей, разработал научную гипотезу возникновения русского летописания, которую изложил в своих капитальных исследованиях «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908) и «Повесть временных лет» (т. 1 – 1916 г., изд. 2-го т. не было осуществлено); проследил историю развития русского летописания с XI по XVI век.