Морозов А.А. Проблема барокко в русской литературе XVII - начала XVIII века // Русская литература. 1962. № 3. С. 3 - 38.
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. Гл. 11.
Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
15 – 16 недели семестра:
Подготовка и участие в коллоквиуме.
План коллоквиума:
РУССКОЕ СТИХОТВОРСТВО XVII В.
1. Причины позднего появления стихотворства на Руси. Как удовлетворялась потребность древнерусского человека в поэзии до XVII в.? Какие процессы и явления общественной и культурной жизни Руси способствовали формированию стихотворства?
2. Досиллабический период русского стихотворства. «Стихопроза» древнерусской литературы, песенный (былинный) стих, молитвословный стих, говорный (раешный) стих и их характерные особенности. Поэзия И.А. Хворостина, С.И.Шаховского, И. Наседки, справщика Савватия, монаха Германа. Роль «приказной» и «новоиерусалимской» школ в становлении отечественной поэзии.
3. Силлабический период русского стихосложения и основные этапы его развития. Значение барокко в становлении русской силлабики. Связь поэтов-силлабиков с традициями европейского гуманизма и просветительства, с русским средневековым искусством слова. Особенности жанровой системы силлабического стихотворства и принципы построения стиха.
4. Московский поэтический кружок Симеона Полоцкого, его цели, задачи и просветительская программа. Близость ко двору, активная политическая и просветительская деятельность, профессионализм в литературном деле, энциклопедизм интересов, библиофильство, логизация поэзии и поэтизация науки, черты барочной поэтики в творчестве писателей кружка Симеона Полоцкого.Судьба Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.
Задания
1. По литературоведческим словарям отработайте понятия «силлабическая система стихосложения» и «досиллабические системы стиха». Проведите сравнительный анализ стиха в произведении П.А. Квашнина-Самарина «Свет моя милая-дорогая» и вирши Симеона Полоцкого «Живописание». Запишите в тетрадь, чем отличается силлабический стих от досиллабического.
2. Дайте краткую характеристику жизни и творчества русских поэтов-силлабиков: Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина. Составьте в тетради летопись жизни и творчества одного из писателей этого круга.
Литература
I. Тексты
Полоцкий Симеон. Избр. соч. / Подгот. текста, статья и коммент. И.П. Еремина. М.; Л., 1953. С. 7, 8, 45, 51, 54, 64, 68, 80 («Литературные памятники»).
Демократическая поэзия XVII века / Вступ. статья В.П. Адриановой-Перетц и Д.С. Лихачева. Подгот. текста и примеч. В.П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1962. С. 93 («Б-ка поэта». Бол. сер.).
Русская силлабическая поэзия XVII–XVIII вв. / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. А.М. Панченко. Л., 1970. С. 128, 150, 156, 160, 163, 164, 184–202, 203–215, 250–254, 255–265, 266–273, 275, 281–283 («Б-ка поэта». Бол. сер.).
Силлабическое стихотворство // Древняя русская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. М., 1980. С. 305–319.
II. Исследования
Панченко А.М.Истоки русской поэзии // Русская силлабическая поэзия XVII–XVIII вв. Л., 1970. С. 5–34; или: Панченко А.М.Русская стихотворная культура XVII века. М., 1973. С.З–33.
Федотов О.И.Фольклорные и литературные корни русского стиха. Владимир, 1981. С. 73–121.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984. С. 22–28, 29–31, 37–49.
Адрианова-Перетц В.П., Лихачев Д.С.Русская демократическая поэзия XVII века // Демократическая поэзия XVII века. М.; Л., 1962. С. 5—30.
Еремин И.П.Лекции и статьи по истории древней русской литературы. 2-е изд. Л., 1987. С.194–206, 282–304.
Вопросы к экзамену по истории древнерусской литературы
1. Возникновение древнерусской литературы, ее специфика.
7. “Повесть временных лет” как литературный памятник. Ее состав, редакции, источники.
8. Летописное время. Концепция Д.С. Лихачева.
9. Абстрагированность и литературный этикет в древнерусской литературе.
10. Житие как жанр. Анонимное “Сказание о Борисе и Глебе” как произведение агиографического жанра.
11. “Житие Феодосия Печерского”, его сюжет и композиция. Черты исторической действительности, метафоры-символы в системе изобразительных средств “Жития”.
12. Киево-Печерский патерик. История создания. Литературное значение памятника.
13. Стиль монументального историзма в древнерусской литературе XI - XIII вв.
14. Красноречие в Древней Руси, его виды. Учительное красноречие. “Поучение” Владимира Мономаха.
15. Торжественное красноречие. “Слово о Законе и Благодати” митрополита Иллариона. Композиция “Слова...”, его идейный смысл.
16. История открытия и изучения “Слова о полку Игореве”.
17. “Слово о полку Игореве” и книжная традиция.
18. “Слово о полку Игореве” и устное народное творчество. Проблема влияний.
19. Сюжет и композиция “Слова о полку Игореве”.
20. Творчество Кирилла Туровского. Лирико-драматический характер “Слов”. Элементы символического пейзажа.
21. “Повесть о битве на реке Калке”, “Слово о погибели русской земли” как повести о татарском нашествии.
22. “Повесть о разорении Рязани Батыем”. Композиция и стиль.
23. “Житие” Александра Невского. Элементы стиля воинской повести и жития.
24. Жанр хождения в древнерусской литературе. “Хождение” игумена Даниила.
25. “Моление” Даниила Заточника. Жанровое и стилевое своеобразие.
26. Отражение и оценка событий монголо-татарского нашествия в “Словах” Серапиона Владимирского. Художественное своеобразие “Слов”.
27. Отражение событий монголо-татарского нашествия в агиографической литературе XIII в. “Слово о Меркурии Смоленском”, “Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора”.
28. Предвозрождение в русской культуре XIV - первой половине XV в. Изобразительное искусство этого периода.
29. Литература XIV – первой половины XV в. Экспрессивно-эмоциональный стиль. Абстрактный психологизм.
30. Историческая ситуация XIV в. События, лежащие в основе Куликовского цикла. “Сказание о Мамаевом побоище”. Соотношение книжно-церковного и эпического стиля в “Сказании ...”.
31. “Задонщина”. Время создания, вопрос об авторе. Соотношение “Задонщины” и “Слова о полку Игореве”. Композиция, образы, стилистические средства.
32. “Житие Сергия Радонежского”. Композиционная структура и особенности стиля.
33. “Житие Стефана Пермского” Епифания Премудрого. Принципы изображения человека.
34. “Повесть о Петре и Февронии Муромских”. Художественное своеобразие.
35. Литература XVI в. Основные идеологические течения. “Послание о Мономаховом венце” (“Сказание о князьях Владимирских”), “Послание на звездочетцев” (“Москва - Третий Рим”).
36. “Хождение за три моря” Афанасия Никитина. Особенности стиля. Личность путешественника
37. “Повесть о Дракуле”.
38. Иван Грозный как писатель. Стиль его посланий.
39. “Повесть о взятии Казани”. Особенности повествования.
40. Домострой. Проблематика. Структура памятника. Публицистическая направленность.
41. XVII век в русской литературе как переходное время от средневекового (древнерусского) типа литературы к литературе нового времени.
42. “Повесть об Ульянии Осоргиной” («Житие Юлиании Лазаревской») как житийно-биографическая повесть.
43. Агиографическая традиция и художественная природа “Жития” протопопа Аввакума. Вопрос о жанре. Художественное время в “Житии”.
44. Церковный раскол, его причины и последствия. Протопоп Аввакум - идеолог раскола.
45. Стиль “Жития” протопопа Аввакума. Символика в художественной структуре произведения. Юмор протопопа Аввакума.
46. “Повесть о Горе-Злочастии”. Характер художественного обобщения в повести. Конфликт. Традиции устного народного творчества.
47. “Повесть о Савве Грудцыне”. Беллетризация сюжета, тема двойничества и причины ее появления в повести, сочетание светского и религиозного начал. Авторская позиция. Средства ее выражения в повести.
48. “Повесть о Фроле Скобееве” как плутовская новелла. Новый тип героя. Особенности языка повести.
49. Барокко в русской литературе XVII века. Творчество Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева.
50. Возникновение русского театра.
51. Сатирическая литература XVII века, ее проблематика и жанровые формы.