Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Барокко в русской литературе второй половины XVII - первой четверти XVIII в.



Морозов А.А. Проблема барокко в русской литературе XVII - начала XVIII века // Русская литература. 1962. № 3. С. 3 - 38.

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. Гл. 11.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

15 – 16 недели семестра:

Подготовка и участие в коллоквиуме.

 

План коллоквиума:

РУССКОЕ СТИХОТВОРСТВО XVII В.

1. Причины позднего появления стихотворства на Руси. Как удовлетворялась потребность древнерусского человека в поэзии до XVII в.? Какие процессы и явления общественной и культурной жизни Руси способствовали формированию стихотворства?

2. Досиллабический период русского стихотворства. «Стихопроза» древнерусской литературы, песенный (былинный) стих, молитвословный стих, говорный (раешный) стих и их характерные особенности. Поэзия И.А. Хворостина, С.И.Шаховского, И. Наседки, справщика Савватия, монаха Германа. Роль «приказной» и «новоиерусалимской» школ в становлении отече­ственной поэзии.

3. Силлабический период русского стихосложения и основные этапы его развития. Значение барокко в становлении русской силлабики. Связь поэтов-силлабиков с традициями европейского гуманизма и просветительства, с русским средневековым искусством слова. Особенности жанровой системы силлабического стихотворства и принципы построения стиха.

4. Московский поэтический кружок Симеона Полоцкого, его цели, задачи и просветительская программа. Близость ко двору, активная политическая и просветительская деятельность, профессионализм в литературном деле, энциклопедизм интересов, библиофильство, логизация поэзии и поэтизация науки, черты барочной поэтики в творчестве писателей кружка Симеона Полоцкого.Судьба Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

 

Задания

1. По литературоведческим словарям отработайте понятия «силлабическая система стихосложения» и «досиллабические системы стиха». Проведите сравнительный анализ стиха в произведении П.А. Квашнина-Самарина «Свет моя милая-дорогая» и вирши Симеона Полоцкого «Живописание». Запишите в тетрадь, чем отличается силлабический стих от досиллабического.

2. Дайте краткую характеристику жизни и творчества русских поэтов-силлабиков: Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина. Составьте в тетради летопись жизни и творчества одного из писателей этого круга.

Литература

I. Тексты

Полоцкий Симеон. Избр. соч. / Подгот. текста, статья и коммент. И.П. Еремина. М.; Л., 1953. С. 7, 8, 45, 51, 54, 64, 68, 80 («Литературные памятники»).

Демократическая поэзия XVII века / Вступ. статья В.П. Адриановой-Перетц и Д.С. Лихачева. Подгот. текста и примеч. В.П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1962. С. 93 («Б-ка поэта». Бол. сер.).

Русская силлабическая поэзия XVII–XVIII вв. / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. А.М. Панченко. Л., 1970. С. 128, 150, 156, 160, 163, 164, 184–202, 203–215, 250–254, 255–265, 266–273, 275, 281–283 («Б-ка поэта». Бол. сер.).

Силлабическое стихотворство // Древняя русская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. М., 1980. С. 305–319.

II. Исследования

Панченко А.М.Истоки русской поэзии // Русская силлабическая поэзия XVII–XVIII вв. Л., 1970. С. 5–34; или: Панченко А.М.Русская стихотворная культура XVII века. М., 1973. С.З–33.

Федотов О.И.Фольклорные и литературные корни русского стиха. Владимир, 1981. С. 73–121.

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984. С. 22–28, 29–31, 37–49.

Адрианова-Перетц В.П., Лихачев Д.С.Русская демократическая поэзия XVII века // Демократическая поэзия XVII века. М.; Л., 1962. С. 5—30.

Еремин И.П.Лекции и статьи по истории древней русской литературы. 2-е изд. Л., 1987. С.194–206, 282–304.

 

Вопросы к экзамену по истории древнерусской литературы

1. Возникновение древнерусской литературы, ее специфика.

2. Жанры древнерусской литературы. Периодизация древнерусской литературы.

3. Переводная литература XI–XIII вв. Естественнонаучные и исторические сочинения.

4. Древнехристианская книжность на Руси. Библейские канонические книги и апокрифы.

5. Переводная беллетристика XI – XIII вв.

6. “Повесть временных лет”. Типы летописного повествования.

7. “Повесть временных лет” как литературный памятник. Ее состав, редакции, источники.

8. Летописное время. Концепция Д.С. Лихачева.

9. Абстрагированность и литературный этикет в древнерусской литературе.

10. Житие как жанр. Анонимное “Сказание о Борисе и Глебе” как произведение агиографического жанра.

11. “Житие Феодосия Печерского”, его сюжет и композиция. Черты исторической действительности, метафоры-символы в системе изобразительных средств “Жития”.

12. Киево-Печерский патерик. История создания. Литературное значение памятника.

13. Стиль монументального историзма в древнерусской литературе XI - XIII вв.

14. Красноречие в Древней Руси, его виды. Учительное красноречие. “Поучение” Владимира Мономаха.

15. Торжественное красноречие. “Слово о Законе и Благодати” митрополита Иллариона. Композиция “Слова...”, его идейный смысл.

16. История открытия и изучения “Слова о полку Игореве”.

17. “Слово о полку Игореве” и книжная традиция.

18. “Слово о полку Игореве” и устное народное творчество. Проблема влияний.

19. Сюжет и композиция “Слова о полку Игореве”.

20. Творчество Кирилла Туровского. Лирико-драматический характер “Слов”. Элементы символического пейзажа.

21. “Повесть о битве на реке Калке”, “Слово о погибели русской земли” как повести о татарском нашествии.

22. “Повесть о разорении Рязани Батыем”. Композиция и стиль.

23. “Житие” Александра Невского. Элементы стиля воинской повести и жития.

24. Жанр хождения в древнерусской литературе. “Хождение” игумена Даниила.

25. “Моление” Даниила Заточника. Жанровое и стилевое своеобразие.

26. Отражение и оценка событий монголо-татарского нашествия в “Словах” Серапиона Владимирского. Художественное своеобразие “Слов”.

27. Отражение событий монголо-татарского нашествия в агиографической литературе XIII в. “Слово о Меркурии Смоленском”, “Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора”.

28. Предвозрождение в русской культуре XIV - первой половине XV в. Изобразительное искусство этого периода.

29. Литература XIV – первой половины XV в. Экспрессивно-эмоциональный стиль. Абстрактный психологизм.

30. Историческая ситуация XIV в. События, лежащие в основе Куликовского цикла. “Сказание о Мамаевом побоище”. Соотношение книжно-церковного и эпического стиля в “Сказании ...”.

31. “Задонщина”. Время создания, вопрос об авторе. Соотношение “Задонщины” и “Слова о полку Игореве”. Композиция, образы, стилистические средства.

32. “Житие Сергия Радонежского”. Композиционная структура и особенности стиля.

33. “Житие Стефана Пермского” Епифания Премудрого. Принципы изображения человека.

34. “Повесть о Петре и Февронии Муромских”. Художественное своеобразие.

35. Литература XVI в. Основные идеологические течения. “Послание о Мономаховом венце” (“Сказание о князьях Владимирских”), “Послание на звездочетцев” (“Москва - Третий Рим”).

36. “Хождение за три моря” Афанасия Никитина. Особенности стиля. Личность путешественника

37. “Повесть о Дракуле”.

38. Иван Грозный как писатель. Стиль его посланий.

39. “Повесть о взятии Казани”. Особенности повествования.

40. Домострой. Проблематика. Структура памятника. Публицистическая направленность.

41. XVII век в русской литературе как переходное время от средневекового (древнерусского) типа литературы к литературе нового времени.

42. “Повесть об Ульянии Осоргиной” («Житие Юлиании Лазаревской») как житийно-биографическая повесть.

43. Агиографическая традиция и художественная природа “Жития” протопопа Аввакума. Вопрос о жанре. Художественное время в “Житии”.

44. Церковный раскол, его причины и последствия. Протопоп Аввакум - идеолог раскола.

45. Стиль “Жития” протопопа Аввакума. Символика в художественной структуре произведения. Юмор протопопа Аввакума.

46. “Повесть о Горе-Злочастии”. Характер художественного обобщения в повести. Конфликт. Традиции устного народного творчества.

47. “Повесть о Савве Грудцыне”. Беллетризация сюжета, тема двойничества и причины ее появления в повести, сочетание светского и религиозного начал. Авторская позиция. Средства ее выражения в повести.

48. “Повесть о Фроле Скобееве” как плутовская новелла. Новый тип героя. Особенности языка повести.

49. Барокко в русской литературе XVII века. Творчество Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева.

50. Возникновение русского театра.

51. Сатирическая литература XVII века, ее проблематика и жанровые формы.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.