В процессе изучения «Техники безопасности журналиста» каждый студент должен поставить себе задачу: чему бы я хотел научиться, посещая данную дисциплину. Преподаватель будет разговаривать с группой, как с профессиональными журналистами, владеющими приемами оперативной подготовки текста, законами повышения восприятия информации аудиторией. Поэтому желательно подумать и вместе с преподавателем обсудить проблемы, возникающие у вас в работе. Допустим, у кого-то начинается сильное волнение при подготовке и/или проведении интервью с высокопоставленными чиновниками или известными артистами, у кого-то есть трудности с придумыванием первого вопроса разговора или заголовка будущей публикации. А может, вы хотите отработать навыки составления юридически грамотного запроса информации в государственные органы или научиться аргументировано отвечать на критику в свой адрес?
Несомненную пользу принесет вам внимательное чтение законов, которыми руководствуется журналист в своей работе. Это Конституция РФ и РТ, Закон РФ «О СМИ», Закон РФ «О государственной тайне», Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, различные этические рекомендации журналистам и другие ведомственные документы, разработанные Союзом журналистов России. Постарайтесь знакомиться не только со статьями этих документов, но и прочесть комментарии к ним: там говорится об условиях применения статей, есть практические примеры. Статьи, непосредственно касающиеся работы журналиста (например, ст.280 Уголовного кодекса РФ «Клевета», в которой указывается конкретное наказание за распространение заведомо ложной информации о чем-то или о ком-то), лучше выписывать в свой блокнот. В нужный момент книги может не оказаться под рукой, а маленький блокнот удобно носить с собой.
При освоении дисциплины целесообразно самостоятельно задуматься над слабыми и сильными сторонами вас как творческой личности, определить тактику своего профессионального развития хотя на два-три ближайших года. Если есть трудности, обратитесь за помощью к преподавателю.
Будьте постоянно «в теме». Ежедневно смотрите новости различных федеральных и местных телеканалов, читайте как минимум пять центральных и четыре республиканских и/или местных газет, посещайте ленты ведущих информационных агентств России и мира. Знакомьтесь с аналитическими материалами по важным проблемам современного общества. Это необходимо не только для воспитания в себе такого качества, как стремление получать только оперативную информацию и формирования привычки начинать день с чтения газет и журналов, но и для выявления противоречивых ситуаций или конфликтов, одной из сторон которого являются журналисты. Данные примеры можно обсудить на занятиях, рассмотрев их с точки зрения правомерных неправомерных действий работников СМИ и их поведении (фактическом и возможном), направленном на предотвращение конфликта.
Таким образом, чем больше вы будете интересоваться освещением проблем в СМИ, тем богаче окажется ваше портфолио, в котором могут быть собраны материалы в прессе, рассказывающие о конкретных случаях нарушений прав журналиста, и ваши письменные пусть еще только учебные, но уже своего рода экспертные мнения о них. В условиях обучения в рамках балльно-рейтинговой системы каждый студент обязательно должен вести и представить на зачете самостоятельно подготовленное портфолио. Самые интересные из них могут быть оценены в 50 баллов, что составляет половину общей оценки работы студента в семестре и при прохождении контроля знаний. Поэтому не стоит замыкаться только на освоении теоретического материала! Кроме публикаций и сообщений СМИ, знакомьтесь с регулярными бюллетенями и отчетами мониторинга о нарушениях прав журналиста в России и мире, которые в нашей стране делают, например, Фонд защиты гласности (председатель Алексей Симонов) и Центр экстремальной журналистики (директор Олег Панфилов). Ссылки на эти организации имеются в разделе «Интернет-сайты». Помимо их, в мире существует много общественных и исследовательских центром, занимающихся изучением проблем восприятия журналиста социумом. В разделе «Полезные ссылки» официального сайта факультета журналистики и социологии КГУ (www.ksu.ru/f13) можно найти адреса некоторых известных организаций. Они оперативно публикуют на английском языке результаты своих наблюдений.
Одной из эффективных форм организации учебного процесса по данной дисциплине является импровизированная пресс-конференция или мастер-класс с приглашенным практиком. Преподаватель проинформирует вас о встрече заранее. Подготовьтесь к приходу гостя: досконально изучите его творческую биографию, найдите и внимательно прочтите не менее десяти его публикаций, установите его профессиональную специализацию. Это необходимо, чтобы задать небанальный вопрос. Согласитесь, что интереснее – спросить журналиста-практика о его местах работы, смешных случаях при выполнении редакционных заданий, в который раз заставить задуматься о причинах выбора такого нестандартного занятия, как журналистика или задать такой вопрос, на который бы гость не смог однозначно ответить. Речь вовсе не о том, чтобы застать врасплох, но о том, чтобы показать себя профессиональным, толковым и умным собеседником, умеющим говорить на равных, не волноваться и не тушеваться при встречных вопросах. Ваша задача: получить максимум полезной информации от гостя, осмыслить ее, постараться заинтересовать его продуманными вопросами, а также, возможно, в чем-то дополнить эксперта, продемонстрировав заинтересованность в изучаемой теме.
Словом, считайте данную форму занятий тем же интервью или пресс-конференцией. Не ждите, что эксперт сам все расскажет, а вы аккуратно запишете советы в тетрадь. Ему интересен диалог, он хочет узнать мнение выпускников о том, какой вы видите современную журналистику, и что это слово для вас означает. Отстройтесь от одногруппников, задавайте каверзные вопросы, имейте свое мнение о предмете разговора и не бойтесь его (мнение) озвучить. Обратите внимание на детали, например, не опаздывайте на занятие! Тем самым можно пропустить что-то важное и в то же время отвлечь собеседника от мысли. Нет ничего приятного, если видишь, что твоя аудитория, словно в троллейбусе, постоянно перемещается.
Зачет, скорее всего, будет организован либо в форме дискуссии по актуальным проблемам профессиональной работы журналиста (коллоквиум), либо в форме защиты творческой работы по заданной теме. Найдите и представьте коллегам как можно больше точек зрения на проблему, расскажите, как она решается за рубежом. Используйте как можно больше возможностей поиска информации: библиотека, Интернет-ресурсы, на которых собраны различные сведения для журналистов… Если владеете иностранным языком, обратитесь к многочисленным сайтам (например, www.journalism.org), содержащим библиотеку литературы в помощь журналистам всего мира.
Итак, в процессе обучения дисциплине «Техника безопасности журналиста» (пятый курс, 18 часов) студенты специализации «Периодическая печать» должны вспомнить или изучить теоретические аспекты общения с собеседником, правила поведения в различных экстремальных ситуациях, этические требования к журналисту. Кроме того, вам придется выполнить ряд самостоятельных аудиторных работ, в которых необходимо продемонстрировать свою готовность работать в практической журналистике.