Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА,. КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ

Кафедра журналистики

 

Р.П. БАКАНОВ

 

 

Техника безопасности

Журналиста

 

Учебно-методический комплекс

 

Для студентов, обучающихся по специальности

030601 – «Журналистика»

 

Специализация «Периодическая печать»

 

 

Казань – 2009

Научный редактор

Доктор филологических наук, профессор

В.З. Гарифуллин

 

Печатается по решению

заседания кафедры журналистики

Казанского государственного университета

Протокол № 6 от 26.03.2009 г.

и

заседания Учебно-методической комиссии

факультета журналистики и социологии

от 31.03.2009 г.

 

 

Рецензенты

Доктор философских наук, заведующая кафедрой журналистики, профессор С.К. Шайхитдинова

Кандидат филологических наук, доцент

Д.В. Туманов

 

 

Баканов Р.П.

Техника безопасности журналиста: Программа дисциплины, методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специальности 030601 – «Журналистика» / Автор-составитель канд. фил. наук, старший преподаватель кафедры журналистики КГУ Р.П.Баканов. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, – 2009. – 106 с.

 

В учебно-методическое пособие по дисциплине «Техника безопасности журналиста» включены: требования к студентам по успешному освоению дисциплины, программа курса, методические указания по преподаванию и изучению данной дисциплины, материалы к лекциям и практическим занятиям, примерный перечень тем реферативных работ, контрольные задания как для экзамена в устной, так и для отчетности в виде компьютерного тестирования.

Цикл: СД.03 – Специальные дисциплины.

 

Соответствует требованиям ГОС.

 

 

© Казанский государственный

университет, 2009

© Р.П.Баканов, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка…………………………………………………..

Задачи курса……………………………………………………………….

Требования к уровню подготовки студента……………………………..

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….

Содержание дисциплины «Техника безопасности журналиста»……

Содержание разделов дисциплины……………………………………..

 

Материалы к лекциям……………………………………

- Методика преподавания дисциплины………………………………..

- Методические рекомендации студентам по успешному

освоению дисциплины………………………………………………….

- Слагаемые безопасности журналиста…………………………………

- Виды журналистской безопасности……………………………………

- Преграды в работе журналиста………………………………………….

- Юридическая компетентность журналиста……………………………

- Международные обязательства России

и саморегулирование журналистики…………………………………….

- Как не стать участником информационного конфликта………………

- На журналиста подали в суд. Советы профессионалов:

как защитить себя?...................................................................................

- Способы привлечения и удержания внимания…………………......

- Безопасность журналиста при работе в «горячей точке»…………….

- Творческие и деловые игры………………………………………….

 

Оценка работы студента в семестре

(текущий контроль знаний)……………………………………………..

Литература И ИСТОЧНИКИ (основные)………………………..

Литература (дополнительная)…………………………………….

Интернет-сайты………………………………………………………….

Темы рефератов………………………………………………….

Вопросы к зачету (вопросно-ответная форма)………………..

Контрольные вопросы и задания

для компьютерного тестирования

по дисциплине…………………………………………………

- Задания открытой формы;

- Задания закрытой формы;

- Задания на установление соответствия.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая дисциплина предназначена для студентов факультетов и отделений журналистики и способствует формированию у слушателей представлений о слагаемых безопасности журналиста.

Профессиональная деятельность работника СМИ требует четкой ориентировки на получение новой социальной информации. Под безопасностью в данном курсе мы подразумеваем не только умение журналиста избежать конфликтных ситуаций, но и, случись что, способность правильно выстроить собственную защиту. Поэтому в данном курсе особое внимание уделяется изучению законодательной базы, с которой соприкасается журналист в своей повседневной работе, новым поправкам к законам. Несколько часов отводится на изучение правил работы журналиста с источниками информации, его поведению при подготовке к судебным заседаниям, а также во время командировок в «горячие точки». Большое значение придается рассмотрению редакционной практики непростых отношений с государственными структурами, законным приемам получения информации и моделям поведения журналиста в тех случаях, когда необходимые для публикации сведения долгое время получить не удается. Отдельное занятие может быть отведено на изучение способов привлечения и удержания внимания аудитории.

Мы сознательно позиционируем предлагаемый курс, как междисциплинарный. Он содержит некоторые темы, которые студенты ранее изучают на занятиях по профессиональной этике журналиста (проф. С.К.Шайхитдинова); конфликтологии, психологии рекламы (доц. Ю.В.Андреева); праву СМИ (ст. преп. Т.А.Леонтьева); новостной журналистике (ст. преп. Р.П.Баканов). Однако наша практика работы со студентами показывает, что в большинстве случаев, после успешного прохождения отчетности по указанным дисциплинам, учащиеся забывают их материал и не могут применить его на практике. Поэтому занятия по данной дисциплине мы видим, как практические (тренинговые), а не лекционные.

В предлагаемый учебно-методический комплекс мы намеренно включили больше информации, чем обычно удается пройти в рамках часов, отведенных на изучение данной дисциплины. Во-первых, у преподавателя появляется возможность варьирования учебной информацией, исходя из профессиональных знаний, которыми студент обладает на данное время, а также их (учащихся) актуальных потребностей. Во-вторых, собранные здесь из разных источников рекомендации и советы, думается, будут полезны слушателям и после окончания обучения на отделении журналистики.

ЗАДАЧИ КУРСА

1. Ознакомить студентов с законодательной базой, с которой непосредственно соприкасается работа журналиста и редакции СМИ: некоторые статьи из Конституции РФ и РТ, Закон РФ «О СМИ», Закон РФ «О рекламе», Закон «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», некоторыми важными статьями из Уголовного и Гражданского кодексов РФ. Эти документы уже изучались на младших курсах, в частности, по предмету «Право средств массовой информации», «Новостная журналистика». В нашем курсе акцент будет сделан на правоприменение законодательных статей в повседневной практике журналистики.

2. Дать представление студентам о таких понятиях как «личная безопасность журналиста» (кто и что может ему угрожать?), «информационная безопасность журналиста» (ее виды, утрата полученной информации, использование дезинформации, и т.д.), «имущественная безопасность журналиста» (средства ее нанесения работнику СМИ), «юридическая безопасность журналиста» (знание и своевременное применение законов как основа юридической безопасности);

3. Инициировать внеаудиторную подготовку студентов к самостоятельной профессиональной работе, помогая, таким образом, росту их творческого мастерства;

4. Закрепить у студентов технику успешного получения желаемой информации. Например, схему взаимодействия с силовыми органами и органами власти. Обучающимся будет предложено практическое занятие в виде деловой игры, на котором будут отрабатываться различные ситуации взаимодействия журналиста и сотрудников отдела по связям с общественностью и СМИ: как правильно сформулировать цель звонка, работа с оперативными сводками силовых министерств, пресс-релизами, работа журналиста с конфиденциальными источниками информации, психологические моменты урегулирования спорных (конфликтных) ситуаций, и т.д.

5. Ознакомить студентов с работой журналистов в «горячих точках» последних лет: Югославии, Таджикистане, Чечне, Ираке. Используя практические советы военных журналистов, познакомить обучающихся с технологией поведения в «горячей точке», методами сбора и подготовки, спецификой информации, подготовленной в экстремальных условиях.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.