Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика преподавания дисциплины



Данная дисциплина входит группу специальных дисциплин учебного плана факультета журналистики и социологии КГУ и рассчитана всего на 18 часов (9 занятий вместе с зачетом) на пятом курсе дневного обучения отделения журналистики на девятом семестре по специализации «Периодическая печать» и входит в Государственный стандарт обучения по специальности «журналистика». Как показывает практика, к этому времени большинство студентов выпускного курса уже работают в штате редакций не только печатных изданий, но и в информационных службах радио, телевидения, Интернет-агентств. Получив теоретические знания в университете на младших курсах, они теперь набираются практических навыков.

В связи с этим, преподаватель дисциплины должен таким образом выстроить вектор обучения, чтобы, с одной стороны, не перегружать слушателей теорией, а с другой – больше внимания уделять тренировке их практических навыков. Но вот вопрос: что из себя представляет техника безопасности журналиста? В других отраслях все конкретно. Например, в строительстве всегда необходимо надевать каску, а площадку огораживать забором. При работе с компьютером надо знать, что от долгого смотрения на монитор устанут глаза и, в конце концов, у человека может испортиться зрение. Еще можно представить специальный журнал, в котором каждый из журналистов пишет, что «технику безопасности изучил» и расписывается.

Как нам представляется, задача преподавателя заключается в том, чтобы сделать данный курс междисциплинарным. За полсеместра студенты должны вспомнить все те навыки и умения, которым их учили за четыре предыдущих года. Казалось бы, никаких проблем здесь возникнуть не должно: преподаватель дает конкретное задание, студент, работая индивидуально или в группе, его выполняет. Преподаватель обязан так построить направление обучения, чтобы учащиеся смогли еще раз создать для себя наиболее типичные условия, с которыми журналисты часто сталкиваются в своей профессиональной деятельности, и отработать технику поведения в них. Важно, чтобы в процессе обучения слушатели старались придумать максимально возможные варианты своей будущей тактики при решении спорных ситуаций.

Однако наш четырехлетний опыт ведения данной дисциплины показывает, что на даже на выпускном курсе у почти уже профессиональных (хотя бы по прослушанным лекциям) журналистов возникают несколько серьезных проблем, связанных с коммуникацией и персональной мобильностью. Прослушав значительный объем информации по праву СМИ, профессиональной этике журналиста, жанровой структуре, побывав на различных мастер-классах известных журналистов-практиков, ребята в большинстве своем не умеют или не знают, как применить полученные знания в жизни. На наш взгляд, в этом заключается одна из причин замкнутости студентов и их психологической неуверенности в себе на первых занятиях. В основном они слушают преподавателя, изредка вставляя свои реплики, делясь некоторыми профессиональными наблюдениями. Но на вопрос преподавателя «как бы вы повели себя в определенной заданной сложной ситуации» многие не сразу находят, что ответить.

На отделении журналистики КГУ ведется обучение по пяти специализациям, поэтому в последние годы на специализации «Периодическая печать» проходит обучение не более десяти студентов. Малочисленность аудитории с одной стороны, позволяет преподавателю находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, а с другой – предполагает, что каждый студент будет втянут в работу и не сможет просто спокойно провести время на занятии. Кроме того, – и это наиболее важно – что каждая встреча в рамках освоения настоящей дисциплины может проходить в виде диалога со студентами, где преподаватель выступает не как лектор, а как коллега, друг и помощник младшим товарищам, которые делают первые шаги в журналистике. Поэтому с первого дня изучения данной дисциплины как преподавателю, так и студентам необходимо установить атмосферу взаимного доверия и уважения друг к другу.

На наш взгляд, для наиболее оптимального усвоения слушателями материала процесс обучения в рамках дисциплины «Техника безопасности журналиста» можно вести, применяя следующие формы.

1. Лекция. Этот блок предусматривает информирования студентов об их правах и возможностях, которые им придется постоянно совершенствовать на практике. В рамках 16 часов, предусмотренных на освоение дисциплины (два зачетных часа не в счет), невозможно осветить и закрепить весь теоретический материал, поэтому преподавателю необходимо остановить свое внимание лишь на 5-6 проблемах, которые журналистам приходится решать наиболее часто. Например, как нам представляется, необходимо еще раз обратиться к Закону РФ «О средствах массовой информации»: вспомнить все предусмотренные в нем права и обязанности журналиста; рассмотреть, в каких случаях и кем редакции может быть вынесено предупреждение о нарушении действующего законодательства; конкретно определить правила аккредитации корреспондентов и возможности ее лишения. Необходимо еще раз конкретно рассмотреть статьи законов, касающихся непосредственно деятельности работников СМИ. Это Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд других законов, в том числе и тех, которые были приняты недавно. Жизнь не стоит на месте, и со времени отчетности студентов по дисциплине «Право СМИ» какие-то законы, а также другие важные документы могли быть приняты или утратить силу. Задача преподавателя – на примерах разъяснить студентам необходимость выработать привычку постоянно следить за изменениями в законодательной базе. Практика показывает, что с каждым годов взаимоотношения власти и журналистов становятся все напряженнее, что выражается в увеличении исков, поданных чиновниками против работников СМИ.

Отдельное внимание преподаватель должен уделить этическим требованиям, предъявляемым к каждому журналисту, а также совместно со студентами провести обсуждение такой проблемы: в какой степени поведение отдельных корреспондентов (например, работающих в редакциях таблоидов) соотносится с профессиональной этикой журналиста? В рамках лекционных занятий для лучшего усвоения знаний студентами преподаватель подкрепляет теоретические сведения примерами из современной практики отечественных и зарубежных СМИ.

Помимо этого, полезными для будущих журналистов станут полезные советы от опытных коллег о том, как вести себя в случаях, если чиновники отказывают в получении нужной информации; ситуациях, когда факты, изложенные в вашей публикации, становятся со стороны власть предержащих поводом для обращения в суд с обвинениями в клевете. Не должны остаться без внимания и правила поведения журналиста в «горячих точках», а также при судебных разбирательствах, и анализ различных – административных, познавательных и других – преград деятельности журналиста.

Таким образом, сведения, полученные студентами на лекционных занятиях, лишь теоретически обогатят их, но практической пользы от такой формы организации обучения будет недостаточно. Поэтому преподавателю нужно продумать и применить другую методику. Например, провести встречи с практиками, организовать семинары и круглые столы по конкретно обозначенным проблемам или деловые игры.

2. Приглашение практиков в качестве экспертов по определенному вопросу. Необходимое условие – гость должен быть известен аудитории своими публикациями (выступлениями на радио или ТВ). В зависимости от того, насколько он располагает свободным временем, занятие может быть построено по-разному. Во-первых, можно организовать импровизированную пресс-конференцию, в ходе которой приглашенный журналист отвечал бы на вопросы студентов, делился опытом, рассказывал случаи из своей практики. Во-вторых, гостя можно попросить провести мастер-класс на все занятие, временем которого распоряжается он сам. В данном случае роль преподавателя заключается в том, что он дополняет коллегу, задает ему уточняющие вопросы, описывает различные проблемные ситуации и вместе с гостем ищет пути ее решения. В-третьих, пригласить эксперта имеет смысл и в случае деловой игры, так как в таком случае в его функцию будет входить, например, рецензирование работы выполняющих задания групп и отдельно каждого студента.

Итак, приглашение практиков-экспертов нам представляется удачным вариантом, поскольку они находятся, что называется, «на переднее крае» журналистской работы, постоянно в теме и могут рассказать о своей работе не академично, а с чувством юмора, с примерами и т.д. Преподаватель обязан заранее проинформировать слушателей о приходе гостя, назвать его настоящую должность, предельно конкретно обозначить тему предстоящего разговора и попросить ребят подготовиться к встрече (найти и изучить автобиографию, прочесть несколько публикаций, продумать вопросы к будущему собеседнику). Такая форма проведения занятия важна еще и тем, что учащиеся могут завязать деловые отношения с гостем: побывать в его редакции, посмотреть, как там организована работа и, возможно, опубликовать в том издании свои материалы.

Однако из-за небольшого объема учебных часов, отведенных на изучение «Техники безопасности журналиста», рекомендуется приглашать журналистов-практиков не более трех раз. Важно, чтобы по окончании встреч преподаватель совместно со студентами снова осмыслили и обсудили сказанное, зафиксировали или закрепили в деловых играх все самое важное, что может пригодиться начинающим журналистам в повседневной работе.

3. Деловая игра. Данная форма организации занятия хороша для закрепления пройденного ранее материала и дальнейшей рефлексии поведения каждого студента в игровой ситуации. Например, при изучении проблем юридической безопасности журналиста учащимся можно предложить самостоятельную или групповую работу по технике юридически верного составления письменного запроса в организацию с просьбой предоставления конкретной, необходимой для публикации, информации и на отработку поведения в случае, если на ваше официальное обращение получен отказ. Важно, чтобы в таких случаях в каждой учебной работе содержались ссылки на конкретные статьи законов и содержались цитаты из их текста. Кроме того, на наш взгляд, целесообразно проиграть ролевую игру по подготовке ответа на исковые заявления в суд или рассмотреть правила взаимоотношений журналиста со своими оппонентами

Деловая игра обычно нравится студентам, потому что каждый из них имеет мотивацию на качественное выполнение задания, в процессе выполнения которого они «проживают» конкретную ситуацию. Не стоит исключать также и некоторый соревновательный момент, выраженный в стремлении подготовить задание не только как можно качественнее, но и быстрее остальных. Обязанность преподавателя – внимательно выслушать каждого отвечающего и сразу же разобрать допущенные им ошибки. В заключение очередной встречи необходимо еще раз в тезисном виде выявить и суммировать ее ключевые моменты, подводя своеобразный итог определенной изученной теме.

4. Семинар или коллоквиум. Позволяет обсуждать со студентами самые актуальные и оперативные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью журналиста. Данная форма проведения занятия предусматривает тщательную подготовку как со стороны преподавателя, так и слушателя. Преподаватель может раздать задания учащимся, которые они должны подготовить либо в виде устного выступления, либо в виде реферата. Выслушав студента, он должен начать дискуссию по только что обозначенной проблеме и опросить всех присутствующих на занятии. При этом преподаватель обязательно выполняет обязанности модератора: выделяет главное в проблеме, задает актуальные вопросы, предоставляет возможность каждому студенту высказать свое мнение, следит за тем, чтобы дискуссия не отходила в сторону от заявленной для обсуждения проблемы. Много обязанностей у модератора, но вот самые главные: сделать так, чтобы позиция каждого студента была правильно понята слушателями и так распределить время, чтобы завершить дискуссию к окончанию занятия.

Студенту также необходимо приходить на семинары подготовленным. Его обязанность – представить в докладе как можно больше взглядов на определенную ситуацию, показать свое видение проблемы, рассказать, каким образом она решается за рубежом. Одногруппникам будет интересно узнать о модели поведения коллеги в той ситуации.

Таким образом, как нам представляется, семинар или коллоквиум являются наиболее оптимальной формой проведения зачета по дисциплине, поскольку в данном случае каждому студенту предоставляется возможность не только «прожить» конкретную проблемную ситуацию, но и рассмотреть ее с точки зрения профессионального журналиста, в дискуссии с коллегами выработать оптимальную стратегию поведения в ней. Ценность момента заключается еще и в том, что, выслушав советы, и преподаватель, и студент могут по-новому посмотреть на старую проблему, преодолеть имеющиеся «штампы» в сознании, выработать несколько вариантов поведения в сложных жизненных ситуациях. Мы убеждены: чем больше их будет обсуждаться в рамках изучения дисциплины, тем активнее станут слушатели.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.