Данная дисциплина входит группу специальных дисциплин учебного плана факультета журналистики и социологии КГУ и рассчитана всего на 18 часов (9 занятий вместе с зачетом) на пятом курсе дневного обучения отделения журналистики на девятом семестре по специализации «Периодическая печать» и входит в Государственный стандарт обучения по специальности «журналистика». Как показывает практика, к этому времени большинство студентов выпускного курса уже работают в штате редакций не только печатных изданий, но и в информационных службах радио, телевидения, Интернет-агентств. Получив теоретические знания в университете на младших курсах, они теперь набираются практических навыков.
В связи с этим, преподаватель дисциплины должен таким образом выстроить вектор обучения, чтобы, с одной стороны, не перегружать слушателей теорией, а с другой – больше внимания уделять тренировке их практических навыков. Но вот вопрос: что из себя представляет техника безопасности журналиста? В других отраслях все конкретно. Например, в строительстве всегда необходимо надевать каску, а площадку огораживать забором. При работе с компьютером надо знать, что от долгого смотрения на монитор устанут глаза и, в конце концов, у человека может испортиться зрение. Еще можно представить специальный журнал, в котором каждый из журналистов пишет, что «технику безопасности изучил» и расписывается.
Как нам представляется, задача преподавателя заключается в том, чтобы сделать данный курс междисциплинарным. За полсеместра студенты должны вспомнить все те навыки и умения, которым их учили за четыре предыдущих года. Казалось бы, никаких проблем здесь возникнуть не должно: преподаватель дает конкретное задание, студент, работая индивидуально или в группе, его выполняет. Преподаватель обязан так построить направление обучения, чтобы учащиеся смогли еще раз создать для себя наиболее типичные условия, с которыми журналисты часто сталкиваются в своей профессиональной деятельности, и отработать технику поведения в них. Важно, чтобы в процессе обучения слушатели старались придумать максимально возможные варианты своей будущей тактики при решении спорных ситуаций.
Однако наш четырехлетний опыт ведения данной дисциплины показывает, что на даже на выпускном курсе у почти уже профессиональных (хотя бы по прослушанным лекциям) журналистов возникают несколько серьезных проблем, связанных с коммуникацией и персональной мобильностью. Прослушав значительный объем информации по праву СМИ, профессиональной этике журналиста, жанровой структуре, побывав на различных мастер-классах известных журналистов-практиков, ребята в большинстве своем не умеют или не знают, как применить полученные знания в жизни. На наш взгляд, в этом заключается одна из причин замкнутости студентов и их психологической неуверенности в себе на первых занятиях. В основном они слушают преподавателя, изредка вставляя свои реплики, делясь некоторыми профессиональными наблюдениями. Но на вопрос преподавателя «как бы вы повели себя в определенной заданной сложной ситуации» многие не сразу находят, что ответить.
На отделении журналистики КГУ ведется обучение по пяти специализациям, поэтому в последние годы на специализации «Периодическая печать» проходит обучение не более десяти студентов. Малочисленность аудитории с одной стороны, позволяет преподавателю находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, а с другой – предполагает, что каждый студент будет втянут в работу и не сможет просто спокойно провести время на занятии. Кроме того, – и это наиболее важно – что каждая встреча в рамках освоения настоящей дисциплины может проходить в виде диалога со студентами, где преподаватель выступает не как лектор, а как коллега, друг и помощник младшим товарищам, которые делают первые шаги в журналистике. Поэтому с первого дня изучения данной дисциплины как преподавателю, так и студентам необходимо установить атмосферу взаимного доверия и уважения друг к другу.
На наш взгляд, для наиболее оптимального усвоения слушателями материала процесс обучения в рамках дисциплины «Техника безопасности журналиста» можно вести, применяя следующие формы.
1. Лекция. Этот блок предусматривает информирования студентов об их правах и возможностях, которые им придется постоянно совершенствовать на практике. В рамках 16 часов, предусмотренных на освоение дисциплины (два зачетных часа не в счет), невозможно осветить и закрепить весь теоретический материал, поэтому преподавателю необходимо остановить свое внимание лишь на 5-6 проблемах, которые журналистам приходится решать наиболее часто. Например, как нам представляется, необходимо еще раз обратиться к Закону РФ «О средствах массовой информации»: вспомнить все предусмотренные в нем права и обязанности журналиста; рассмотреть, в каких случаях и кем редакции может быть вынесено предупреждение о нарушении действующего законодательства; конкретно определить правила аккредитации корреспондентов и возможности ее лишения. Необходимо еще раз конкретно рассмотреть статьи законов, касающихся непосредственно деятельности работников СМИ. Это Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд других законов, в том числе и тех, которые были приняты недавно. Жизнь не стоит на месте, и со времени отчетности студентов по дисциплине «Право СМИ» какие-то законы, а также другие важные документы могли быть приняты или утратить силу. Задача преподавателя – на примерах разъяснить студентам необходимость выработать привычку постоянно следить за изменениями в законодательной базе. Практика показывает, что с каждым годов взаимоотношения власти и журналистов становятся все напряженнее, что выражается в увеличении исков, поданных чиновниками против работников СМИ.
Отдельное внимание преподаватель должен уделить этическим требованиям, предъявляемым к каждому журналисту, а также совместно со студентами провести обсуждение такой проблемы: в какой степени поведение отдельных корреспондентов (например, работающих в редакциях таблоидов) соотносится с профессиональной этикой журналиста? В рамках лекционных занятий для лучшего усвоения знаний студентами преподаватель подкрепляет теоретические сведения примерами из современной практики отечественных и зарубежных СМИ.
Помимо этого, полезными для будущих журналистов станут полезные советы от опытных коллег о том, как вести себя в случаях, если чиновники отказывают в получении нужной информации; ситуациях, когда факты, изложенные в вашей публикации, становятся со стороны власть предержащих поводом для обращения в суд с обвинениями в клевете. Не должны остаться без внимания и правила поведения журналиста в «горячих точках», а также при судебных разбирательствах, и анализ различных – административных, познавательных и других – преград деятельности журналиста.
Таким образом, сведения, полученные студентами на лекционных занятиях, лишь теоретически обогатят их, но практической пользы от такой формы организации обучения будет недостаточно. Поэтому преподавателю нужно продумать и применить другую методику. Например, провести встречи с практиками, организовать семинары и круглые столы по конкретно обозначенным проблемам или деловые игры.
2. Приглашение практиков в качестве экспертов по определенному вопросу. Необходимое условие – гость должен быть известен аудитории своими публикациями (выступлениями на радио или ТВ). В зависимости от того, насколько он располагает свободным временем, занятие может быть построено по-разному. Во-первых, можно организовать импровизированную пресс-конференцию, в ходе которой приглашенный журналист отвечал бы на вопросы студентов, делился опытом, рассказывал случаи из своей практики. Во-вторых, гостя можно попросить провести мастер-класс на все занятие, временем которого распоряжается он сам. В данном случае роль преподавателя заключается в том, что он дополняет коллегу, задает ему уточняющие вопросы, описывает различные проблемные ситуации и вместе с гостем ищет пути ее решения. В-третьих, пригласить эксперта имеет смысл и в случае деловой игры, так как в таком случае в его функцию будет входить, например, рецензирование работы выполняющих задания групп и отдельно каждого студента.
Итак, приглашение практиков-экспертов нам представляется удачным вариантом, поскольку они находятся, что называется, «на переднее крае» журналистской работы, постоянно в теме и могут рассказать о своей работе не академично, а с чувством юмора, с примерами и т.д. Преподаватель обязан заранее проинформировать слушателей о приходе гостя, назвать его настоящую должность, предельно конкретно обозначить тему предстоящего разговора и попросить ребят подготовиться к встрече (найти и изучить автобиографию, прочесть несколько публикаций, продумать вопросы к будущему собеседнику). Такая форма проведения занятия важна еще и тем, что учащиеся могут завязать деловые отношения с гостем: побывать в его редакции, посмотреть, как там организована работа и, возможно, опубликовать в том издании свои материалы.
Однако из-за небольшого объема учебных часов, отведенных на изучение «Техники безопасности журналиста», рекомендуется приглашать журналистов-практиков не более трех раз. Важно, чтобы по окончании встреч преподаватель совместно со студентами снова осмыслили и обсудили сказанное, зафиксировали или закрепили в деловых играх все самое важное, что может пригодиться начинающим журналистам в повседневной работе.
3. Деловая игра. Данная форма организации занятия хороша для закрепления пройденного ранее материала и дальнейшей рефлексии поведения каждого студента в игровой ситуации. Например, при изучении проблем юридической безопасности журналиста учащимся можно предложить самостоятельную или групповую работу по технике юридически верного составления письменного запроса в организацию с просьбой предоставления конкретной, необходимой для публикации, информации и на отработку поведения в случае, если на ваше официальное обращение получен отказ. Важно, чтобы в таких случаях в каждой учебной работе содержались ссылки на конкретные статьи законов и содержались цитаты из их текста. Кроме того, на наш взгляд, целесообразно проиграть ролевую игру по подготовке ответа на исковые заявления в суд или рассмотреть правила взаимоотношений журналиста со своими оппонентами
Деловая игра обычно нравится студентам, потому что каждый из них имеет мотивацию на качественное выполнение задания, в процессе выполнения которого они «проживают» конкретную ситуацию. Не стоит исключать также и некоторый соревновательный момент, выраженный в стремлении подготовить задание не только как можно качественнее, но и быстрее остальных. Обязанность преподавателя – внимательно выслушать каждого отвечающего и сразу же разобрать допущенные им ошибки. В заключение очередной встречи необходимо еще раз в тезисном виде выявить и суммировать ее ключевые моменты, подводя своеобразный итог определенной изученной теме.
4. Семинар или коллоквиум. Позволяет обсуждать со студентами самые актуальные и оперативные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью журналиста. Данная форма проведения занятия предусматривает тщательную подготовку как со стороны преподавателя, так и слушателя. Преподаватель может раздать задания учащимся, которые они должны подготовить либо в виде устного выступления, либо в виде реферата. Выслушав студента, он должен начать дискуссию по только что обозначенной проблеме и опросить всех присутствующих на занятии. При этом преподаватель обязательно выполняет обязанности модератора: выделяет главное в проблеме, задает актуальные вопросы, предоставляет возможность каждому студенту высказать свое мнение, следит за тем, чтобы дискуссия не отходила в сторону от заявленной для обсуждения проблемы. Много обязанностей у модератора, но вот самые главные: сделать так, чтобы позиция каждого студента была правильно понята слушателями и так распределить время, чтобы завершить дискуссию к окончанию занятия.
Студенту также необходимо приходить на семинары подготовленным. Его обязанность – представить в докладе как можно больше взглядов на определенную ситуацию, показать свое видение проблемы, рассказать, каким образом она решается за рубежом. Одногруппникам будет интересно узнать о модели поведения коллеги в той ситуации.
Таким образом, как нам представляется, семинар или коллоквиум являются наиболее оптимальной формой проведения зачета по дисциплине, поскольку в данном случае каждому студенту предоставляется возможность не только «прожить» конкретную проблемную ситуацию, но и рассмотреть ее с точки зрения профессионального журналиста, в дискуссии с коллегами выработать оптимальную стратегию поведения в ней. Ценность момента заключается еще и в том, что, выслушав советы, и преподаватель, и студент могут по-новому посмотреть на старую проблему, преодолеть имеющиеся «штампы» в сознании, выработать несколько вариантов поведения в сложных жизненных ситуациях. Мы убеждены: чем больше их будет обсуждаться в рамках изучения дисциплины, тем активнее станут слушатели.