СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ - умения и навыки человека, связанные с выполнением им какой-либо сложной деятельности, доведенные до уровня автоматически, точно и четко выполняемых действий и реакций, не требующих со стороны человека систематического, сознательного контроля.
АГРЕССИВНОСТЬ – черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным, к окружающему миру. Агрессивными называются такие действия и такое отношение человека, которое, являясь враждебным, в то же время не вызвано какими-либо объективными причинами, не может быть оправдано сложившимися обстоятельствами или соображениями морального или юридического характера, в частности – необходимостью самообороны или защиты других людей.
АДАПТАЦИОННОЕ (АДАПТИВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ - поведение человека, которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.
АДЕКВАТНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ - стиль общения человека с людьми, который позволяет ему легко и быстро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отношения.
АКТИВНАЯ РОЛЬ (ПСИХОЛОГА, КЛИЕНТА) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ) – инициативные, активные действия, предпринимаемые психологом-консультантом или клиентом в процессе проведения психологического консультирования
или в ходе психокоррекционной работы. Эти действия рассчитаны на то, чтобы как можно легче и быстрее достичь поставленной цели.
АКТУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА - область осознаваемой действительности, представленной в сознании человека в данный момент времени; то, что человек осознает именно сейчас.
АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ (АКЦЕНТИРОВАННЫЕ) ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА – черты характера человека, которые у него чрезмерно развиты, явно преобладают над другими чертами характера и намного чаще, чем другие черты характера, проявляются в его действиях и поступках.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ – различные, иногда взаимно исключающие друг друга, подходы к психотерапевтическому решению проблем клиента.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТА -разные, нередко противоположные, способы поведения клиента, связанные с практическим решением его проблемы.
АМБИВАЛЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ - двойственное, противоречивое, как положительное, так и отрицательное, отношение к человеку.
АНОМАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ - довольно заметная и отчетливая пассивность, не свойственная детям ни по возрасту, ни по характеру – такая, которая явно отличает этих детей от их сверстников.
АНОНИМНОЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ – регулярное получение человеком от окружающих его людей информации о том, как он воспринимается этими людьми, оценивается ими и выглядит со стороны.
АНТИПАТИЯ – отрицательное отношение, явно выраженная неприязнь к человеку.
АПАТИЯ – психологическое состояние человека, характеризующееся его безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.
АУТОТРЕНИНГ (АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА) - метод психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на человека, основанный на выработке у него и практически примененных в жизни специальных умений и навыков, связанных с психологической саморегуляцией состояний и поведения.
БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) КЛИЕНТА – собственные интересы и потребности клиента, опираясь на которые, можно мотивировать, стимулировать
клиента к достижению поставленных целей, к практическому выполнению психотерапевтических рекомендаций, полученных в ходе проведения психологического консультирования.
БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ – отказ психолога-консультанта от оценивания личности или поведения клиента в терминах «хорошо» или «плохо»; настрой психолога-консультанта на то, чтобы лучше понять клиента как личность, принять его таким, каков он есть.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ – равнодушие, холодность человека к кому-либо или к чему-либо, характеризующаяся отсутствием у него интереса, положительных или отрицательных эмоциональных реакций на соответствующий объект.
БЕСПРИЧИННО БЕСПОКОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение человека, характеризующееся повышенным беспокойством и нервозностью, для которых в свою очередь не существует веских, объективных причин – таких, которые могли бы как-то оправдать данное поведение.
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ - внутренние побуждения, потребности, мотивы поведения человека, которые им самим в данный момент времени не осознаются, но тем не менее оказывают влияние на его психологию и поведение.
БЕССОННИЦА – психологическая или физиологическая недостаточность сна человека для его нормального отдыха, неспособность человека вовремя засыпать и нормально спать тогда, когда это необходимо.
БЛОКИ МОЗГА – анатомически, физиологически и функционально автономные части мозга, выполняющие специфическую роль в восприятии, хранении и переработке человеком информации, а также в планировании и регуляции его деятельности.
ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ -одно из основных свойств психодиагностической методики, определяющее ее качество и возможность практического использования. В.п.м. – способность выделять и оценивать именно то психологическое качество, для изучения которого данная методика предназначена.
ВЕДУЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - те виды деятельности человека, которые в соответствующем возрасте или в данный период жизни человека являются для него главными, основными, вызывают наибольший интерес и наиболее заметно влияют на его психологическое развитие.
ВЕРБАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА - способ речевого стимулирования клиента на активное сотрудничество с психологом-консультантом во время проведения психологической консультации; использование психологом-консультантом различных слов и выражений для того, чтобы снять психологическое напряжение у клиента, особенно на стадии проведения исповеди.
ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - разновидности психологического консультирования, выделяемые по характеру решаемых в них проблем, например, интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - заметные положительные изменения в поведении клиента, происходящие в результате проведения психологического консультирования.
ВНЕШНИЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ – режим работы психологической консультации, определенный для клиентов и других ее посетителей в отличие от собственного персонала консультации; время, в течение которого психологическая консультация работает на прием посетителей.
ВНУТРЕННИЕ ПРИЗНАКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - заметные положительные изменения в психологии и поведении клиента, произошедшие в результате проведения психологического консультирования.
ВНУТРЕННИЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ – режим работы психологической консультации, определенный для ее собственных сотрудников;
распределение времени между различными видами деятельности, которыми в самой психологической консультации приходится заниматься ее работникам.
ВНУТРИПОЛОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ В СЕМЬЕ - единство, согласие во мнениях между членами семьи одного и того же пола, особенно в вопросах, связанных с внутрисемейными конфликтами.
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - перечень того, что реально может или не может, способен или не способен сделать психолог-консультант в практическом решении проблем, с которыми к нему обращаются клиенты.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА - особенности воли человека, проявляемые в разные периоды его жизни, например в детстве, в отрочестве, в юности и в зрелые годы.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА - особенности проявления черт характера человека в различные возрастные периоды его жизни, к примеру в дошкольном и в младшем школьном возрасте, в подростковом и юношеском возрасте.
ВОЛЯ – система психологических личностных свойств человека, проявляющихся в его умении преодолевать препятствия, достигать поставленные цели.
ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА - область психологических исследований, совокупность знаний и умений, связанных с восприятием и пониманием людьми друг друга. Правильность восприятия и понимания людьми друг друга обеспечивает формирование точных образов других людей, верное понимание их психологии и поведения.
ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА - такое решение проблемы, волнующей клиента, которое лишь на некоторое время снимает ее остроту, но не решает проблему окончательно и не гарантирует повторения или обострения соответствующей проблемы в будущем.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – определенное время или промежуток времени дня, в течение которого проводится психологическое консультирование; количество времени, затрачиваемого психологом-консультантом на работу с клиентом.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ – группа специалистов, как правило, не психологов, обеспечивающих нормальную, полноценную работу психологической консультации.
ВТОРИЧНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА -деловые черты характера, имеющиеся у взрослого человека и формирующиеся у него на базе так называемых первичных черт характера.
ВТОРИЧНЫЕ (ВТОРОСТЕПЕННЫЕ) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ – проблемы внутрисемейной жизни, возникающие из-за других, не разрешенных проблем, и которые сами не могут быть успешно решены без урегулирования первых, основных проблем семьи.
ГЕНОТИП – совокупность генов, унаследованных человеком и определяющих врожденные для него особенности (генотипические).
ГИПЕРТИМНОСТЬ – акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти всегда повышенном настроении человека, в его энергичности, активности, достаточно высоком жизненном тонусе. Люди, обладающие такой чертой характера, обычно стремятся быть лидерами, не вполне устойчивы по своим интересам, неразборчивы в знакомствах, плохо переносят состояние одиночества.
ГЛАВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕМЬЕ -проблемы внутрисемейных отношений, от которых в гораздо большей степени, чем от чего-либо другого, зависит благополучие данной семьи.
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - область практической психологии, совокупность психокоррекционных методик, рассчитанных на оказание коллективной психологической помощи клиентам, на работу психолога-консультанта сразу с группой клиентов.
ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ - разновидность социально-психологического тренинга, рассчитанного на развитие у клиентов умения правильно воспринимать, оценивать себя, окружающих людей и человеческие отношения.
ДВУСТОРОННИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ - конфликты в семье, в которые вовлечены сразу оба супруга:
муж и жена.
ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОБЛЕМА- проблема делового общения клиента с другими людьми.
ДЕЛОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - психологическое консультирование клиентов по вопросам делового характера, связанным с их работой, с деловыми взаимоотношениями с людьми.
ДЕЛОВОЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ – подход, в соответствии с которым еще до начала проведения психологической консультации с клиентом оговариваются и согласовываются условия проведения консультации: время, место, ожидаемые результаты, расходы и другие вопросы.
ДЕПРЕССИЯ – состояние психологической подавленности человека, характеризующееся снижением его активности, общего жизненного тонуса и преобладанием в его психологии отрицательных эмоций.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – третий этап психологического консультирования, во время которого клиент рассказывает психологу-консультанту о своей проблеме, а психолог-консультант внимательно слушает его, обсуждает, уточняет с ним проблему, ставит ее психологический диагноз, а также, если в этом возникает необходимость, проводит психодиагностическое обследование самого клиента.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЛЮДЬМИ – совокупность разнообразных движений, совершаемых человеком в работе и в общении с людьми, физические (динамические) характеристики этих движений. Д.о.р. и о.ч. с л. зависят от его темперамента, физического и психологического состояния в данный момент времени, условий работы или общения с людьми.
ДИСКОМФОРТ – неудобное, неприятное психологическое состояние человека, вызывающее стойкие отрицательные эмоции. Д. порождается разными причинами: утомлением, усталостью, болезнью, неудачами, неблагополучными отношениями с людьми, неудовлетворенностью важных потребностей и другими.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНТАКТА ПСИХОЛОГА С КЛИЕНТОМ - время, в течение которого психолог-консультант общается с клиентом в течение одной или нескольких личных встреч с ним.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ – безусловно доброе, благожелательное, положительное отношение психолога-консультанта к клиенту.
ДОВЕРИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА КЛИЕНТУ - готовность и способность психолога-консультанта доверять клиенту во всем; вера психолога-консультанта в возможность клиента самостоятельно справиться со своей проблемой.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ - происходящие в течение довольно длительного времени, от нескольких месяцев до нескольких лет, положительные изменения в психологии и в поведении клиента, которые возникают после завершения психологической консультации благодаря выполнению клиентом полученных в ней практических рекомендаций.
ДУШЕВНЫЕ БОЛЕЗНИ – заболевания, связанные с серьезными нарушениями в психике и поведении человека. К д.б. относят, например, истерию, шизофрению, маниакально-депрессивный психоз.
ЖИЗНЕННЫЕ НЕУДАЧИ – неприятные случаи в жизни человека, которые он сам или окружающие его люди рассматривают как неудачи и по поводу которых данный человек тяжело переживает.
ЖИЗНЕННЫЙ ТОНУС – общее физическое и психологическое состояние человека, определяющее его настроение и активность.
ЖИТЕЙСКИЙ СОВЕТ – рекомендация, даваемая человеку не на научной основе, а на базе накопленного жизненного опыта или так называемого здравого смысла.
ЗАВИСИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧЕЛОВЕКА - черта характера, проявляющаяся в несамостоятельности человека, в его неспособности принимать самостоятельные решения, в
сильном влиянии, которое на его психологию и поведение оказывают окружающие люди.
ЗАВЫШЕННЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ ЧЕЛОВЕКА - притязания на жизненные успехи, не вполне соответствующие реальным возможностям данного человека и его жизненным условиям.
ЗАДАТКИ – врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - вопросы, которые можно решить в процессе проведения психологического консультирования, его цели и конечные результаты.
ЗАКОМПЛЕКСОВАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - наличие у человека трудноустранимых недостатков психологического характера, так называемых комплексов, которые мешают ему полностью проявлять свои способности, нормально общаться с людьми, добиваться успехов.
ЗАКОНЫ ПАМЯТИ – основные законы, которым подчиняется память человека в своем формировании, развитии и функционировании.
ЗАКОНЫ ИНТЕЛЛЕКТА – законы, которым в своем формировании, развитии и функционировании, особенно в детские годы, подчиняются умственные способности человека.
ЗАКОНЫ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ - объективные законы формирования, развития и функционирования семьи и семейных отношений.
ЗАМЕДЛЕННОСТЬ ТЕМПА И РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА - динамическая характеристика деятельности человека, а также процесса его общения с людьми, проявляющаяся в том, что человек все делает очень медленно и с явным запозданием реагирует на происходящее вокруг него. З.т. и р.ч. зависят от природных свойств его темперамента, от физического и психологического состояния в данный момент времени.
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – жизненный, или практический, интеллект человека, его природные умственные способности, позволяющие ему решать возникающие жизненные задачи без специального обучения, на основе тех знаний, умений и навыков, которые он самостоятельно приобретает в процессе жизни.
ЗЕРКАЛИЗАЦИЯ – один из приемов проведения психологического консультирования, используемый чаще всего на стадии исповеди. Прием 3. состоит в сознательном повторении психологом-консультантом движений клиента, его высказываний вместе с той интонацией, с которой они произносятся самим клиентом, а также его позы, жестов и мимики.
ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА – ближайшая перспектива интеллектуального развития человека, открывающаяся при проведении его психодиагностики и при оказании ему минимальной психологической помощи в развитии интеллекта со стороны других людей.
ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РИСКА - жизненные условия, обстоятельства, ситуация, оказавшись в которой, человек рискует потерпеть неудачу.
ИЗМЕНЧИВОСТЬ НАСТРОЕНИЯ - непредсказуемость, трудная объяснимость изменений в настроении человека.
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА - психодиагностическое обследование психологом-консультантом клиента как личности с целью выяснения тех индивидуальных его особенностей, которые желательно знать для более глубокого понимания проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию. И.л.к. необходимо также для того, чтобы довести до сознания клиента суть его проблемы и найти наиболее эффективные пути ее решения при активном участии самого клиента.
ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ - научное, социально-психологическое понятие, обозначающее достаточно устойчивое, сложившееся в индивидуальном опыте жизни данного человека, его личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, психология и поведение людей.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – склонность человека к слишком быстрым, недостаточно продуманным, чрезмерно эмоциональным реакциям на происходящее. И. часто выступает как черта характера человека.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - область практической психологии и психотерапии; система психотерапевтических (психокоррекционных) методов, рассчитанных на индивидуальную работу психолога (психотерапевта) с каждым клиентом.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА – специфические, сугубо индивидуальные особенности тех трудностей, которые связаны с работой памяти данного клиента.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - умственные способности человека, которые проявляются в его умении решать различного рода задачи.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – распределение рабочего времени психолога-консультанта между различными видами его профессиональной деятельности, которыми он должен заниматься в психологической консультации.
ИНТЕРЕС К ЛЮДЯМ – общее, заинтересованное, эмоционально положительное отношение человека к людям, сопровождающееся его желанием и стремлением чаще общаться с ними, как можно больше знать о них и об их жизни.
ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА ~ совокупность психологических черт характера консультанта, проявляющихся в его личном общении с клиентом.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА - анализ психологом-консультантом совместно с клиентом его рассказа-исповеди для выяснения психологической сути проблемы клиента и причин ее возникновения, а также для выработки эффективных предложений по практическому решению этой проблемы.
ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – психологическое консультирование, проводимое в связи с возникновением у клиента проблем интимно-личностного характера, таких, о которых он предпочитает говорить только с достаточно близкими людьми в доверительных отношениях с ними.
ИНТИМНЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ -близкие, эмоционально очень значимые для человека взаимоотношения с людьми, как правило, скрываемые от посторонних лиц.
ИНФОРМАТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА - количество и качество психологической информации о человеке, которую можно получить в результате применения данного теста.
ИСПОВЕДЬ КЛИЕНТА – подробный рассказ клиента психологу-консультанту о своей проблеме, включая его ответы на вопросы, задаваемые в ходе исповеди психологом-консультантом.
ИСТЕРИЧНОСТЬ ~ акцентуированная черта характера человека, проявляющаяся в чрезмерно выраженной его любви к самому себе, в жажде внимания со стороны, в склонности приукрашивать свою особу, тенденции к позерству, театральности поведения, отсутствии глубоких чувств, претензиях на исключительное положение среди людей.
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ – отрасль психологической науки, в которой рассматривается история возникновения и процесс преобразования психологических знаний до недавнего прошлого.
КАРТОТЕКА КЛИЕНТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ – специальная картотека, создаваемая для служебного пользования в психологической консультации. В нее
заносятся следующие сведения о клиентах: кто, когда, по какому поводу обратился в консультацию, кто проводил консультирование, какой оказалась проблема клиента, какие рекомендации по ее решению были предложены клиенту, какой оказалась эффективность выполнения клиентом соответствующих практических рекомендаций, и другие данные.
КАТАЛИЗАТОР ВНУТРИСЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА - какой-либо объективный или субъективный фактор, не являющийся первопричиной или первоисточником конфликта, возникшего в семье, но способный существенно повлиять на него, усиливая или поддерживая данный конфликт.
КАЧЕСТВА ХОРОШЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ОРГАНИЗАТОРА) – психологические свойства, характеризующие человека как умелого руководителя или организатора какого-либо дела.
КЛИЕНТ – человек, обратившийся в психологическую консультацию за помощью профессионального психолога для решения какой-либо проблемы.
КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – уровень развития когнитивных (познавательных) процессов у ребенка шести-семилетнего возраста, включая восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, достаточный для успешного освоения учебной программы в начальных классах школы.
КОГНИТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – психологическое консультирование, проводимое по вопросам формирования и развития познавательных процессов у клиента.
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ - познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА – свод основных законов, положений, правил, которые практический психолог, в том числе психолог-консультант, должен неукоснительно соблюдать, работая с людьми. К. п. э. п. п. принимается профессиональным сообществом психологов и действует в рамках данного сообщества.
КОЛИЧЕСТВО ВСТРЕЧ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ – общее число личных встреч психолога-консультанта и клиента в течение определенного времени: недели, месяца или года, – необходимых психологу-консультанту и клиенту для того, чтобы полностью решить проблему клиента.
КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – уровень развития умений и навыков общения с
людьми ребенка шести-семилетнего возраста, достаточный для начала успешного обучения ребенка в школе.
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - способности человека, которые проявляются в его общении с людьми. К. с. ч. включают в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА -черты характера человека, проявляющиеся в его общении с людьми.
КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - совокупность умственных способностей человека, проявляющихся в решении тех задач, которые у него возникают в процессе общения с людьми.
КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей, переживаниями из-за этих недостатков.
КОМПЛЕКС ВИНЫ – необоснованное, слишком сильно выраженное у человека чувство вины, которое он переживает за себя и за других людей без должного на то основания.
КОМПЛЕКС ВРАЖДЕБНОСТИ - психологическое состояние, установка человека, при которой он необоснованно считает, что имеет право на враждебное отношение к другим людям.
КОМПЛЕКС ЗАЩИТЫ – психологическая установка, настрой человека на то, что окружающие люди представляют для него угрозу, враждебно относятся к нему, и поэтому он вынужден постоянно защищаться от их нападок.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - необоснованное убеждение человека в том, что он якобы в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им, и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.
КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА - не вполне обоснованная уверенность, установка человека на то, что он превосходит окружающих людей и что это якобы дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями.
КОМПЛЕКСНАЯ ТЕОРИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА – способ интерпретации исповеди клиента, основанный на совокупности положений, вытекающих из нескольких разных психологических теорий.
КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - такое поведение человека, при котором его действия, включая жесты, мимику, а также паралингвистические компоненты речи, со-
ответствуют тем словам, которые он в это время произносит, высказывая комплименты в адрес другого человека или выслушивая комплименты в свой собственный адрес.
КОМПРОМИСС – согласие во мнениях, достигаемое между людьми в чем-либо за счет их взаимных уступок.
КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение человека в ситуации соревнования с другими людьми, рассчитанное на то, чтобы выиграть это соревнование, превзойти этих людей.
КОНКУРИРУЮЩИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА - психологически не совместимые друг с другом, противоречащие друг другу черты характера человека, порождающие несогласованные, противоречивые формы его поведения в одних и тех же ситуациях.
КОНСТРУКТИВНЫЙ ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА - такой ответ человека на действия или высказывания другого человека, который в самом себе содержит полезные предложения о том, как решить проблему, волнующую другого человека.
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА – стремление психолога-консультанта не столько избавить клиента от переживаний по поводу проблемы, с которой клиент столкнулся, сколько, сохранив или умножив энергию клиента, направить ее на решение данной проблемы (в конструктивное русло).
КОНСУЛЬТАНТ-ПСИХОЛОГ - профессионально подготовленный практический психолог, занимающийся психологическим консультированием.
КОНТРОЛЬ!! ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ – текущее управление групповой деятельностью людей, предполагающее ее периодическое оценивание и коррекцию, если в этом будет возникать необходимость.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – пятый, завершающий этап психологического консультирования, во время которого психолог-консультант и клиент договариваются о том, как будет в дальнейшем проходить оценивание результатов выполнения клиентом практических рекомендаций по решению его проблемы, полученных во время консультации. Здесь же, если в этом есть необходимость, психолог-консультант и клиент договариваются о том, где и когда будут проходить их дополнительные встречи друг с другом.
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ - наблюдение и оценивание того, как практически выполняется решение, принятое в процессе консультирования относительно проблемы клиента.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - сведения, которые могут стать доступными только отдельным людям и которые должны содержаться в тайне от других людей. К к. и., в частности, относятся все сведения, касающиеся клиента и его проблемы, хранящиеся в психологической консультации.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ОБСТАНОВКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ - характеристика обстановки, складывающейся во время проведения психологической консультации. Такая обстановка отличается тем, что все, что происходит во время консультации, включая сам факт обращения клиента в психологическую консультацию, остается в тайне от посторонних лиц.
КОНФЛИКТ МОТИВОВ ЧЕЛОВЕКА - внутреннее, психологическое состояние человека, характеризующееся несовместимостью его мотивов, потребностей, побуждений, стремлений, порождающее у него повышенную эмоциональную напряженность и противоречивые действия.
КОНФЛИКТ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ ТИПА «СВЕКРОВЬ - НЕВЕСТКА» – типичный, часто встречающийся внутрисемейный конфликт, в который персонально вовлечены мать молодого мужа (свекровь) и его жена (невестка).
КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - психологическая особенность человека, проявляющаяся в том, что он выступает как реальный или потенциальный источник межличностных конфликтов. К. ч. практически обнаруживается в том, что там, где он появляется, по его вине часто возникают конфликты между людьми, и он сам своим поведением провоцирует людей на конфликты.
КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА - действия человека, которые провоцируют возникновение конфликтов между людьми.
КОНФЛИКТ ТИПА «РАЗНОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЕЙ» - тип внутрисемейного конфликта, в котором родители супругов занимают прямо противоположные позиции по какому-либо значимому для молодой семьи вопросу.
КОНФЛИКТ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ ТИПА «ТЕЩА-ЗЯТЬ» -типичный, довольно часто возникающий внутрисемейный конфликт, в который персонально вовлечены мать молодой супруги (теща) и муж молодой супруги (зять).
КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ - согласование действий людей в какой-либо группе при выполнении совместной, коллективной деятельности.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА (КОРРЕКЦИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ) – профессиональная деятельность психолога, рассчитанная на практическое решение психологических проблем, с которыми в своей жизни столкнулся клиент.
КОРРЕКЦИЯ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ - исправление, изменение какого-либо, уже принятого решения или процедуры его выполнения после того, как решение принято.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - основания, показатели, признаки, по которым можно судить об успешности проведения психологического консультирования и решения психологических проблем клиента.
ЛАБОРАНТ - ПОМОЩНИК ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – работник из состава вспомогательного персонала психологической консультации, в чьи обязанности входит оказание практической помощи психологу-консультанту во время проведения психологической консультации.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - специальные способности человека, связанные с освоением им языков и с их практическим использованием в различных жизненных ситуациях.
ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ - общение между людьми, в результате которого между ними как личностями устанавливаются прямые личные взаимоотношения.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – совокупность общих и специальных качеств личности, которыми обладает или должен обладать как профессионал психолог-консультант для того, чтобы успешно справляться со своими обязанностями.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – персональная ценность чего-либо или кого-либо для данного человека как личности, в частности – для удовлетворения его наиболее важных, актуальных потребностей.
ЛИЧНОСТЬ – психологическое понятие, обозначающее наиболее устойчивые индивидуальные особенности человека, от которых зависят его поступки и поведение в обществе.
МАКСИМАЛИЗМ КЛИЕНТА – желание, стремление клиента добиться наиболее благоприятных для себя результатов психологического консультирования, сделать себя почти идеальным человеком, избавиться почти от всех имеющихся недостатков, при минимальных затратах усилий и времени.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ - специальные знания и умения человека, составляющие основу его математических способностей.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - специальные способности человека, определяющие успешность освоения и практического использования им разнообразных математических знаний.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПООЩРЕНИЯ - вид поощрения человека, связанный с получением каких-либо материальных благ.
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - квалифицированный медицинский и одновременно психологический анализ какого-либо случая специалистами – медиками и психологами (обычно, работающими в составе единых, медико-психологических комиссий) – для принятия научно обоснованных решений о том, связан или не связан данный случай с каким-либо заболеванием или не вполне нормальным состоянием человека, по психологии и поведению которого ставится диагноз.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологических исследований и знаний, связанных с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ -проблемы, возникающие во взаимоотношениях людей друг с другом.
МЕЖПОЛОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ В СЕМЬЕ - совпадение мнений, согласие членов семьи противоположного пола друг с другом, например мужа и жены, сына и дочери, матери и сына, дочери и отца, по каким-либо важным вопросам внутрисемейной жизни.
МЕЖСЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ - конфликт между двумя родственными семьями, родительской и молодой, при котором члены каждой семьи солидарны друг с другом, но одновременно, вместе друг с другом противостоят членам иной семьи.
МЕСТО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ - специально оборудованное место, помещение, где проводится психологическая консультация.
МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДИНАМИКИ ЗАПОМИНАНИЯ – психодиагностические методики, при помощи которых можно определить динамические характеристики памяти человека, в частности установить, насколько быстро он запоминает и воспроизводит информацию.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА - психодиагностические методики, с помощью которых оценивается память человека, рассчитанная на сохранение информации в течение 20–30 с после ее восприятия. По этим методикам, в частности, определяется объем кратковременной памяти человека.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА - психодиагностические методики, при помощи которых можно определить свойства памяти человека, рассчитанной на сохранение информации в течение периода времени, необходимого для решения какой-либо задачи.
МИМИКА – совокупность экспрессивно-выразительных движений частей лица человека, по которым можно судить о психологическом состоянии данного человека и о его отношении к происходящему.
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА - психологические проблемы, связанные с функционированием памяти человека.
МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - способности человека, проявляющиеся в различных видах и процессах его памяти, в частности в скорости их протекания, в продуктивности, точности запоминания и воспроизведения материала.
МНИТЕЛЬНОСТЬ – подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия близких для него людей.
МНОГОКАНАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – вид психологического консультирования, при котором согласованные, направленные на решение одной и той же проблемы, практические рекомендации получает не только непосредственно обратившийся в психологическую консультацию клиент, но также и другие люди, в общении с которыми у него возникают проблемы.
МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА СО СТОРОНЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – эмоциональная, словесная поддержка клиента со стороны консультанта-психолога в форме сочувствия, сопереживания ему, одобрения, похвалы и т.п.
МОРАЛЬНОЕ ПООЩРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - поощрение, направленное на удовлетворение нематериальных, например социальных или духовных, потребностей человека. Такое поощрение выражается в оказании человеку повышенного внимания, признания, уважения, в поднятии его авторитета и т.п.
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ПОВЕДЕНИИ – проблема выбора человеком между двумя, в равной степени возможными способами социального поведения. Предпочтение любого из них ведет к нарушению человеком каких-либо моральных или этических норм.
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – требования, предъявляемые к работе психолога-консультанта в соответствии с морально-этическим кодексом практического психолога. При расхождении его действий с положениями данного кодекса психолог несет моральную, а иногда и юридическую ответственность перед обществом и коллегами по работе.
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ – наличие у ребенка, поступающего в школу, системы мотивов, обеспечивающих высокий интерес к обучению в школе.
МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЧЕЛОВЕКА - побуждения к деятельности, исходящие из потребностей, интересов и мотивов данного человека.
МОТИВАЦИЯ КЛИЕНТА – то, ради чего клиент обращается в психологическую консультацию.
МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА - основные побудительные причины, в силу которых данный человек ведет себя вполне определенным образом.
НАДЕЖНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ – качество психодиагностической методики, выражающееся в способности данной методики давать надежные и устойчивые результаты независимо от того, кто, где и когда данную методику применяет.
НАСТРОЕЧНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – второй из этапов проведения психологического консультирования, во время которого психолог-консультант и клиент лично встречаются друг с другом и готовятся к началу совместной работы; клиент при этом настраивается на исповедь, а психолог-консультант – на внимательное, эмпатическое слушание клиента.
НАУЧЕНИЕ – процесс и результат приобретения человеком каких-либо знаний, умений и навыков.
НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА – формы поведения человека, отклоняющиеся от установившихся норм, препятствующие нормальному общению данного человека с людьми, порождающие проблемы в сфере межличностных отношений.
НЕАДЕКВАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА – такое поведение подростка, которое нарушает принятые среди взрослых людей социальные нормы, например грубость, небрежность, необязательность, безответственность, отказ от выполнения своих прямых обязанностей.
НЕАДЕКВАТНОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЭМОЦИЙ – несоответствие между теми эмоциями, которые возникают и которые реально, в данный момент времени переживает человек, и их внешним выражением в его поведении.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – формы коммуникативного поведения человека, с помощью которых неречевым (невербальным) путем передается информация от одного человека к другому. Это, например, жесты, мимика, пантомимика.
НЕВРОЗ – нервно-психическое заболевание, характеризующееся функциональными (временными, обратимыми) расстройствами психики и поведения человека, вызванными неблагоприятными условиями его жизни в данный момент времени.
НЕВРОТИК – человек, страдающий неврозом.
НЕДОСТАТКИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА – недостаточное развитие у человека знаний, умений и навыков, относящихся к сфере его общения с людьми, в частности – умения слушать, убеждать людей, устанавливать с ними нормальные личные и деловые взаимоотношения, оказывать на них нужное влияние.
НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - такие взаимоотношения между людьми, подлинная причина которых остается непонятной ни им самим, ни окружающим людям.
НЕОПРЕДЕЛИВШИЕСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - неустоявшиеся, неустойчивые взаимоотношения между людьми, при которых люди определенно не знают, правильно или не правильно они себя ведут, и точно не представляют себе, как следует вести себя в отношении друг друга.
НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА - такие черты характера, которые у данного человека реально существуют, определенно влияют на его поведение, но им самим, как свойственные ему, актуально не осознаются.
НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО ПОДЧИНЕННЫХ - разнообразные взаимоотношения между руководителем и подчиненными, складывающиеся помимо и независимо от их профессиональных обязанностей, не регламентированные какими-либо официально принятыми документами: законом, уставом, приказом, положением и т.п.
НЕПРЕРЫВНОСТЬ КОНТАКТОВ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ – постоянство или длительность непрерывного общения психолога-консультанта со своим клиентом; отсутствие долгих перерывов во взаимодействии психолога-консультанта и клиента, связанное с поиском решения проблемы клиента.
НЕПРИЯЗНЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - такие личные отношения между людьми, в которых они проявляют явную неприязнь по отношению друг к другу, очень низко оценивают достоинства друг друга и преувеличивают недостатки.
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ХАРАКТЕРОВ ЛЮДЕЙ - ситуация, при которой люди, вступающие в общение друг с другом, обнаруживают противоположные, несовместимые черты характера, препятствующие установлению между ними нормальных человеческих отношений.
НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ - неумение человека вести себя в точном соответствии со своими психологическими особенностями, настроением, желаниями, его неумение открыто проявлять свои чувства.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ДЕТИ - такие дети, которые и психологически и своим поведением существенно отличаются от большинства других детей, требуют к себе особого подхода.
НЕУВЕРЕННОСТЬ КЛИЕНТА В СЕБЕ - отсутствие у клиента уверенности в своих силах и возможностях в том, что он в состоянии успешно справиться со своими жизненными проблемами.
НЕУДАЧИ ЧЕЛОВЕКА В КОНКУРЕНЦИИ С ЛЮДЬМИ - неудачи, которые испытывает человек тогда, когда ему приходится соревноваться, конкурировать с другими людьми.
НЕУДАЧИ В СОХРАНЕНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ - утрата человеком работоспособности, снижение продуктивности и качества его работы, несмотря на попытки с его стороны сохранить их на должном уровне.
НЕУДАЧИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОДВИЖЕНИИ ПО СЛУЖБЕ - неудачи, связанные со служебным ростом человека, с получением им высокой должности, квалификации, зарплаты и т. п.
НЕФОРМАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА ОБЩЕНИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ - такая обстановка, в которой психолог-консультант и клиент общаются друг с другом и воспринимают друг друга как вполне равноправных во всех отношениях людей, достаточно хорошо лично знакомых друг с другом, а не как официальных лиц.
ОБОБЩЕНИЕ – краткое повторение психологом-консультантом в обобщенной форме того, что в своем монологе рассказал ему клиент во время исповеди.
ОБОБЩЕННЫЕ УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫЕ РЕАКЦИИ -рефлекторные реакции, возникшие в результате одновременного воздействия на организм некоторой целостной ситуации, включающей в себя множество разнообразных стимулов, каждый из которых может служить условным сигналом, порождающим независимо от других стимулов соответствующую реакцию.
ОБРАЗ Я-КЛИЕНТА – представление клиента о самом себе, о своих психологических особенностях.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА И КЛИЕНТА – общение психолога-консультанта с клиентом после завершения психологической консультации, в процессе выполнения клиентом рекомендаций, полученных в ходе консультации. Такая обратная связь обеспечивает психолога-консультанта ценной информацией о том, как действуют его рекомендации на клиента. Она также позволяет клиенту корректировать свое поведение, связанное с решением его проблемы.
ОБСТАНОВКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – условия, в которых организуется и проводится психологическое консультирование, включая место, время, приемы и средства проведения консультирования, стиль общения психолога-консультанта с клиентом и многое другое.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – основная отрасль психологической науки, содержащая в себе базовые психологические знания, понятия и законы.
ОБЩЕЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - образование, которое получает человек в начале обучения в высшем учебном заведении: институте, университете, академии, колледже и т. п. О.в.о. включает в себя знание общеобразовательных предметов, которые преподаются в любом высшем учебном заведении.
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - способности, которые в той или иной степени развиты у многих людей, оказывающие влияние на успешность выполнения ими многих различных видов деятельности.
ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА – уровень умственного развития человека, оцениваемый по степени сформированности его общих способностей.
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУМЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ -причины, из-за которых данный человек представляет мало интереса для других людей и они обычно не обращают на него внимание.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - реальные признаки, подтверждаемые результатами наблюдения и окружающими людьми (помимо самого психолога-консультанта и клиента), благодаря им можно вполне объективно судить о том, что психологическое консультирование прошло успешно.
ОДНОСТОРОННИЕ СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ - конфликты в семье, в которые вовлечен только один из супругов, а другой супруг занимает благожелательную или нейтральную позицию.
ОДНОСТОРОННОСТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФАКТОВ НА СТАДИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА - ошибка в интерпретации исповеди клиента, при которой психолог-консультант, оценивая проблему, возникшую у клиента, и предлагая ее решение, ориентируется на какую-либо частную научную теорию, не замечая ее неполноты или односторонности. В результате неполными и односторонними оказываются выводы психолога-консультанта о проблеме клиента и о путях ее решения.
ОКАЗАНИЕ ТЕКУЩЕЙ ПОМОЩИ КЛИЕНТУ - помощь психолога-консультанта клиенту, которую он оказывает, когда самостоятельно приступает к выполнению рекомендаций, полученных во время консультации.
ОПЕРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ КЛИЕНТУ - срочная, текущая помощь, оказываемая психологом-консультантом клиенту и рассчитанная на достижение быстрого эффекта от проведения консультирования.
ОППОНЕНТ – человек, возражающий в чем-либо в споре другому человеку; человек, придерживающийся иной, иногда противоположной, точки зрения по обсуждаемому вопросу.
ОПТИМАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - мотивация, обеспечивающая наилучшие результаты деятельности человека.
ОПТИМАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО РАБОТЕ - такие решения, которые в максимальной степени улучшают работу человека, сводя к минимуму затраты на ее выполнение и ошибки, связанные с ней.
ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – условия, способствующие наилучшему проведению психологического консультирования, повышающие его результативность.
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - создание таких условий для выполнения деятельности, при которых человек может в максимальной степени при минимальных затратах физических и психологических усилий удовлетворить свои потребности.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ - выработка человеком наилучших решений по тому или иному вопросу;
достижение максимальных положительных результатов от реализации принятых решений, сведение к минимуму возможных отрицательных их последствий.
ОПЫТ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – общее количество времени, в течение которого психолог работает консультантом; разнообразие проблем и клиентов, с которыми ему, как психологу-консультанту, уже приходилось иметь дело; успехи и неудачи при проведении психологического консультирования.
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ - способности, связанные с организацией какого-либо дела и с совместной деятельностью людей, направленной на его выполнение.
ОРГАНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ – заболевания, связанные с поражениями различных органов тела человека.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – черта характера человека, выражающаяся в его готовности лично отвечать за то, что происходит с ним и вокруг него.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - круг вопросов, связанных с проведением психологического консультирования, за правильное решение которых несет персональную ответственность психолог-консультант. Обычно о.п.к. добровольный акт, однако в случаях нарушения закона или положений морального кодекса практического психолога консультант несет персональную ответственность перед законом или перед сообществом коллег-профессионалов.
ОТКРЫТОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА КЛИЕНТУ -готовность и способность психолога-консультанта быть открытым и откровенным для клиента человеком, искренне и честно обсуждающим с ним все вопросы, которые возникают в процессе проведения психологического консультирования.
ОТСУТСТВИЕ ВЗАИМНЫХ СИМПАТИЙ - психологическая проблема, суть которой состоит в том, что один человек, симпатизируя другому человеку, не вызывает с его стороны аналогичные ответные чувства к себе.
ОТЧУЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ОТ РОДИТЕЛЕЙ - возникновение психологического барьера между родителями и подростком. О. п. от р. проявляется в том, что подросток начинает все меньше общаться со своими родителями, все меньше рассказывать им о своей жизни, о том, что его волнует; они все меньше начинают его понимать и одобрять его поведение.
ОЦЕНКА ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ - важный аспект восприятия и понимания людьми друг друга. В результате о.п. по о. складывается его образ личности с теми его индивидуальными психологическими особенностями, которые важны при целенаправленном общении и взаимодействии с людьми.
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА – специальная измерительная шкала, используемая в психологических тестах и предназначенная для количественной оценки тех психологических свойств, для диагностики которых данный тест предназначается.
ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА К ДАННОМУ КЛИЕНТУ - ошибка в психологическом консультировании, довольно часто допускаемая психологами-консультантами, которые неправильно оценивают себя и свои возможности, пытаются судить о клиенте по образу и подобию самих себя.
ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕДОСТАТОЧНОГО ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ У ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - ошибка, которую в своей работе чаще всего совершают начинающие психологи-консультанты. Она состоит в неумении консультанта правильно интерпретировать исповедь клиента. Эта ошибка может проявляться во многих других ошибках психологического консультирования, свидетельствуя о недостаточном профессиональном опыте психолога-консультанта.
ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕДОСТАТОЧНОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - ошибка в психологическом консультировании, вызываемая неполной общенаучной и специальной теоретической подготовленностью консультанта, в частности – отсутствием у него достаточно глубоких знаний в области современных психологических теорий личности и межличностных отношений.
ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА НЕПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ - ошибка в практике психологического консультирования, проявляющаяся в том, что психолог-консультант, делая свои выводы о проблеме клиента и предлагая ему практические рекомендации, направленные на ее решение, не получил о клиенте достаточно полной информации.
ОШИБКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА ИЗ-ЗА СКЛОННОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА ДЕЛАТЬ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ ВЫВОДЫ - ошибка в психологическом консультировании, порождаемая склонностью психолога-консультанта спешить с выводами о сути проблемы клиента и с рекомендациями по ее решению.
ОШИБКА НЕДОПОНИМАНИЯ КЛИЕНТОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬ-
ТАНТА – ошибка в психологическом консультировании, проявляющаяся в том, что клиент не полностью понимает суть и смысл рекомендаций, полученных от психолога-консультанта, но открыто и прямо об этом не говорит.
ОШИБКА НЕТОЧНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ КЛИЕНТА – ошибка в психологическом консультировании, проявляющаяся в том, что, выслушав исповедь клиента, психолог-консультант делает неправильные выводы из того, о чем ему рассказал клиент.
ОШИБКА ОБЪЕКТИВНОЙ НЕВОЗМОЖНОСТИ КЛИЕНТА ВЫПОЛНИТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - ошибка в психологическом консультировании, при которой обнаруживается, что клиент по не зависящим от него причинам не в состоянии полностью выполнить рекомендации, полученные от психолога-консультанта.
ОШИБКА ОДНОСТОРОННОСТИ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ КЛИЕНТУ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ – ошибка, суть которой состоит в том, что психолог-консультант дает клиенту такие рекомендации, которые не в состоянии полностью решить его проблему.
ОШИБКА ПОЛУЧЕНИЯ КЛИЕНТОМ ОТ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ВЫПОЛНИМЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ – ошибка в психологическом консультировании, состоящая в том, что клиенту даются такие рекомендации, которые он в силу различных, в том числе объективных, причин не в состоянии выполнить.
ОШИБКА, СВЯЗАННАЯ С НЕЖЕЛАНИЕМ КЛИЕНТА ВЫПОЛНЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - ошибка в психологическом консультировании, состоящая в том, что клиент, получив от психолога-консультанта практические рекомендации по решению своей проблемы, по тем или иным причинам не хочет следовать этим рекомендациям.
ОШИБКИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ КЛИЕНТА - типичные ошибки, наиболее часто встречающиеся в практике проведения психологического консультирования при интерпретации психологом-консультантом исповеди клиента и приводящие или к неверной оценке проблемы клиента, или к неправильным, практически не выполнимым рекомендациям по ее решению.
ОШИБКИ НЕВЕРНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА О ПРОБЛЕМЕ КЛИЕНТА - ошибки в психологическом консультировании, проявляющиеся в том, что психолог-консультант, выслушав исповедь клиента, делает неправильные выводы о сути его проблемы.
ОШИБКИ НЕВЕРНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ КЛИЕНТУ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ - ошибки в психологическом консультировании, состоящие в том, что, правильно оценив проблему клиента, психолог-консультант предлагает ему неправильные советы по практическому ее решению.
ОШИБКИ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КЛИЕНТА ПО РЕА-ЛИЗАЦИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - ошибки в психологическом консультировании, состоящие в том, что клиент, получив достаточно правильные рекомендации от психолога-консультанта, действует неправильно, пытаясь выполнить эти рекомендации.
ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ – неязыковые характеристики речи человека, с помощью которых он выражает то, что не полностью может быть выражено словами, например свое отношение к происходящему, свои переживания и т.п. К п.к.э.р. относятся, например, интонация, ударение, громкость голоса, темп и паузы в речи и другое.
ПАРАФРАЗА – см. перифраза.
ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ -тип внутрисемейного конфликта, обусловленного устаревшим, патриархальным представлением о положении и правах мужа и жены (мужчины и женщины) в семье. При п. в. к. муж (мужчина) в семье обычно наделяется большими правами, чем женщина, и может вести себя более вольно, чем жена. Сам же п. в. к. возникает тогда, когда одна из вовлеченных в него сторон – чаще всего жена (женщина) – выражает протест против патриархальных семейных взаимоотношений, отстаиваемых противоположной стороной.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологической науки, включающая в себя знания и исследования, касающиеся образования, обучения и воспитания людей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ - новейшие, самые современные идеи и направления в научной и практической педагогике.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – психологическое консультирование по вопросам образования, прежде всего обучения и воспитания детей.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО - руководство людьми в учреждениях образования, в частности детьми и учителями в школе.
ПЕРВИЧНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА -деловые черты характера, которые обычно первичными появляются у ребенка в процессе его индивидуального психологического развития и на основе которых у ребенка формируются главные, вторичные деловые качества, к которым, в частности, относятся аккуратность, дисциплинированность, исполнительность и другие.
ПЕРИФРАЗА (ПЕРИФРАЗИРОВАНИЕ) - краткое, сокращенное, но достаточно точное по смыслу, повторение психологом-консультантом того, что ему в процессе исповеди сказал клиент.
ПЕРМАНЕНТНАЯ ПРОБЛЕМА КЛИЕНТА - проблема, которая для данного клиента является постоянной, типичной, существующей довольно'давно или время от времени периодически возникающей в его жизни.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДЕЛА ПОДЧИНЕННЫХ - дела, которые лично касаются людей, находящихся в подчинении данного руководителя и, как правило, не связаны с выполняемой ими работой.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ - отклонения в поведении человека от нормы.
ПОДАВЛЕНИЕ – вытеснение из сферы сознания человека влечений, потребностей, мотивов, неприятных и неприемлемых для него по каким-либо соображениям морально-этического или правового характера.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – первый, начальный этап проведения психологического консультирования, во время которого психолог-консультант предварительно знакомится с клиентом и вместе со своими помощниками готовит все, что необходимо для успешного проведения психологической консультации.
ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – совокупность действий психолога-консультанта, связанных с обеспечением оптимальных условий для проведения психологического консультирования. Работа на данном этапе включает в себя выбор и оборудование помещения для консультации, подготовку необходимых для консультирования документов и материалов, предварительное знакомство психолога-консультанта с информацией, касающейся клиента и его проблемы.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТНОЙ КОНФЛИКТ С РОДИТЕЛЯМИ – конфликт между родителями и подростками, возникающий в период перехода ребенка от детства к взрослости, в возрасте от 12–13 до 14–15 лет. ПОКЛАДИСТОСТЬ – черта характера человека, проявляющаяся в его способности предупреждать, избегать возникновения конфликтных ситуаций, устранять уже возникшие конфликты с людьми.
ПОЛЕЗНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТА - практическая ценность, реальная польза, получаемая в результате применения данного психологического теста при проведении психологического консультирования.
ПОСТКОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБЩЕНИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С КЛИЕНТОМ - общение психолога-консультанта с клиентом после того, как психологическое консультирование в основном завершилось и клиент получил необходимые рекомендации по практическому решению его проблемы.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО СЕМЕЙНЫМ ВОПРОСАМ - некоторые, достаточно общие правила, которые следует соблюдать при проведении психологического консультирования по вопросам, касающимся семьи и брака.
ПРИЕМ ОВЛАДЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ В БЕСЕДЕ С КЛИЕНТОМ ЕГО собственного ЯЗЫКА – прием, заключающийся в том, что, уловив из разговора с клиентом особенности его речи (языка), психолог-консультант далее начинает вполне сознательно им подражать, пользуясь теми же самими словами, тем же стилем и тоном разговора, который характерен для клиента.
ПРИЕМ ПОСТАНОВКИ ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ ПЕРЕД КЛИЕНТОМ - прием психологического консультирования, при котором психолог-консультант, слушая исповедь клиента и как бы продолжая его мысль, стимулирует рассказ клиента о своей проблеме путем постановки перед ним вопросов типа: что? Как? Зачем? Почему? И т.п.
ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА – объективные психологические и поведенческие признаки, по которым вполне определенно можно судить об уровне развития у человека организаторских способностей.
ПРИНЦИП «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ» - правило проведения психологического консультирования, согласно которому сознание (внимание, память, воображение и мышление) клиента во время проведения консультирования должно быть сосредоточены на том, что происходит в данный момент времени, а не натом, что было в прошлом или может произойти в будущем. |
ПРИРОДНЫЙ И СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА – два основных жизненных проявления темперамента человека, определяемые, соответственно, по природным его данным, свойствам его нервной системы и по внешне наблюдаемому поведению (социально-обусловленный тип темперамента). Природный и социально-обусловленный типы темперамента могут совпадать и расходиться у одного и того же человека в зависимости от ограничений, накладываемых культурой, системой воспитания на внешнее поведение человека в данном обществе.
ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОГО свойства (КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА) - социально-психологическая проблема, возникшая у человека в его личном общении с людьми, препятствующая установлению с ними или между ним и другими людьми нормальных личных и деловых взаимоотношений.
ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО НЕДОМОГАНИЯ ЧЕ,-ЛОВЕКА – проблема, суть которой заключается в том, что клиент часто чувствует себя не вполне здоровым физически и не вполне благополучным в психологическом плане человеком, но точно не знает о подлинных причинах своего недомогания и не в состоянии от него избавиться. Обращение за помощью к профессиональным врачам ему, как правило, не помогает.
ПРОБЛЕМНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ КЛИЕНТА (О СУТИ ЕГО ПРОБЛЕМЫ) – объяснение клиенту сути его проблемы во всей ее сложности, при котором понимание проблема! психологом-консультантом и самим клиентом может как совпадать, так и расходиться.
ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ХАРАКТЕРА - трудности, возникающие у человека в его общении с людьми и касающиеся установления с ними нормальных личных и деловых взаимоотношений (то же, что и проблемы коммуникативной свойства).
ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА - психологические проблемы клиента, связанные с отсутствием у него интересов, характерных для большинства людей соответствующего пола, возраста, социального положения. П.м.х. могут также проявляться в чрезмерно сильном, необычном развитии у данного человека определенных потребностей и интересов.
ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА -трудности, с которыми в работе и в общении с людьми сталкивается человек, обусловленные особенностями его темперамента.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У КЛИЕНТА – программа, совместно разработанная психологом-консультантом и клиентом и рассчитанная на развитие у клиента организаторских способностей (в частности, способности быть хорошим руководителем, организатором).
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ КЛИЕНТОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - программа самостоятельных действий клиента по выполнению рекомендаций, полученных при консультировании и направленных на решение его проблемы.
ПРОЕКЦИЯ – защитный психологический механизм, проявляющийся в том, что человек, имеющий какие-либо отрицательные качества личности, не признает их у себя и вместе с тем необоснованно приписывает их другим людям.
ПРОТИВОРЕЧИЯ В ФАКТАХ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ НА СТАДИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИСПОВЕДИ - одна из логических ошибок, возникающих в процессе интерпретации психологом-консультантом исповеди клиента. При этой ошибке психолог-консультант не замечает противоречий в том, что о себе и о своей проблеме говорит клиент. В итоге эти противоречия приводят к действенным, неправильным выводам о сути проблемы клиента и о способах ее практического решения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – знания и практические умения психолога-консультанта, благодаря которым он может оказывать действенную помощь клиентам в решении их жизненных, психологических проблем.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – знания, умения и навыки, необходимые профессионально подготовленному психологу-консультанту для успешного выполнения своей работы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА СО СТОРОНЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА - моральная и профессионально-психологическая поддержка, оказываемая психологом-консультантом не вполне уверенному в себе клиенту в процессе консультационной работы с ним.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – перечень индивидуальных психологических качеств, которыми должен обладать профессионально подготовленный психолог-консультант.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА – основные требования, предъявляемые к профессиональной работе психолога-консультанта.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ ПСИХОЛОГА - обязанности и ответственность, которую берет на себя психолог-консультант как специалист и персонально несет за принимаемые им решения, предпринимаемые действия тогда, когда он консультирует клиентов.
Поиск по сайту:
|