В соответствии с приведенным выше определением результативности психологического консультирования его итоги могут оцениваться по-разному:
– во-первых, по самоощущению клиента, по тому, насколько лучше он стал себя чувствовать после проведения психологического консультирования;
– во-вторых, по результатам психологического тестирования состояний и психологических свойств (особенностей личности) клиента;
– в-третьих, по наблюдениям со стороны за поведением клиента. Оценивать итоги проведенного консультирования можно по каждому из названных критериев в отдельности, а лучше – по всем таким критериям, вместе взятым.
Для того чтобы оценка результатов консультирования была достаточно точной, необходимо заранее, до начала психологического консультирования решить, каким образом будут оцениваться его результаты. Возможные способы оценки желательно обговорить с клиентом, причем это касается как основных результатов, так и процедуры оценивания. Это необходимо сделать для того, чтобы еще до начала консультирования клиент определенно знал о том, каким образом можно будет убедиться в том, что консультирование прошло успешно, что, клиент действительно получил от него вполне определенную пользу.
Процедуры, как и критерии оценивания результатов психологического консультирования, могут быть различными. Оценку можно производить, например, в ходе самого консультирования, после его начала, по окончании консультирования. Многократная оценка результатов психологического консультирования позволяет клиенту убедиться в том, что оно проходит успешно.
Итоги психологического консультирования можно оценивать и спустя некоторое время после завершения консультирования, если предполагается, что его позитивные результаты проявятся не сразу и настолько, чтобы их можно было полностью оценить. Последний вариант процедуры оценивания результатов психологического консультирования чаще всего применяется тогда, когда изменяемые в ходе психологического консультирования свойства и формы поведения клиента являются достаточно инертными, устойчивыми и преобразуются медленно, едва заметно. Это могут быть, например, способности, черты характера, привычки клиента.
В практике проведения психологического консультирования можно применять любой из перечисленных способов в отдельности и в любом их сочетании. К первому – текущему – способу оценивания результатов консультирования рекомендуется обращаться тогда, когда клиент не вполне уверен в себе, в возможностях психолога-консультанта или в эффективности проводимого консультирования, нуждается в постоянной психологической поддержке. Предоставление ему скорых и убедительных доказательств того, что психологическое консультирование действительно идет успешно, подкрепит его уверенность, повысит его доверие к психологу-консультанту, усилит веру в возможность достижения положительных результатов и, несомненно, заставит усерднее работать над реализацией рекомендаций, полученных от консультанта.
Второй способ оценки – по окончании консультирования – рекомендуется применять в следующих ситуациях:
– когда как психолог-консультант, так и клиент вполне уверены в успехе психологического консультирования;
– когда ни психолог-консультант, ни клиент не желают тратить время на то, чтобы в ходе консультирования проводить дополнительный анализ и оценку результатов консультирования;
– когда психолог-консультант ожидает, что положительные изменения в психологии и поведении клиента должны будут произойти только по завершении психологического консультирования.
Третий из указанных выше способов оценки результатов – через некоторое время по окончании консультирования – целесообразно применять тогда, когда ожидается, что итоги консультирования проявятся не сразу, а только через определенное время. Кроме того, к данному способу оценки результатов психологического консультирования рекомендуется обращаться тогда, когда психолог-консультант ожидает, что результаты консультирования будут зависеть от того, насколько настойчиво и добросовестно клиент будет следовать полученным рекомендациям уже по окончании психологического консультирования.
В этом случае психолог-консультант, во-первых, должен будет с самого начала предупредить клиента о том, что рассчитывать на положительные результаты консультирования он сможет лишь при обязательном и строгом соблюдении полученных рекомендаций; во-вторых, он должен будет проконтролировать действия клиента с точки зрения следования полученным рекомендациям; в-третьих, ему придется заранее договориться с клиентом о том, когда и каким способом будут практически оцениваться результаты психологического консультирования.
Что же касается выбора средств оценки результатов консультирования, то этот вопрос психолог-консультант обычно решает самостоятельно в зависимости от того, на что было изначально направлено консультирование. Важно, однако, чтобы применяемые средства оценки, если, к примеру, в качестве их выступают психологические тесты, были понятны клиенту.