Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внешняя политика независимой Словакии



Выход Словацкой Республики на мировую сцену в качестве самостоятельного субъекта международных отношений потребовал от ее руководителей активных усилий по ряду направлений деятельности. Первоочередной и наиболее простой задачей стало ее признание мировым сообществом. Уже в январе 1993 г. Словакия без голосования была принята в члены ООН, а к концу 1994 г. ее признали 122 государства. Во-вторых, следовало определиться с иерархией внешнеполитических целей. Достаточно быстро наметились европейский и трансатлантический векторы в качестве приоритетных направлений внешней политики Словакии. СР заключила соглашение об ассоциации с ЕС и после его ратификации в 1994 г. премьер-министр В. Мечиар подал официальное заявление о приеме Словацкой Республики в члены Европейского союза. В 1995 г. Словакия заявила о своем намерении вступить в НАТО. Однако развитие отношений на этих направлениях сталкивалось с определенными сложностями. Для того, чтобы реально претендовать на вступление в ЕС и НАТО странам-кандидатам следовало выполнить ряд условий, требовавших достаточно большого времени, провести трудные переговоры в случае положительной реакции двух этих союзов. А Словакии нужны были рынки для ее промышленных и сельскохозяйственных товаров, и как можно скорее. Именно этим можно объяснить поворот Мечиара к установлению всесторонних отношений с Россией. Этот курс находил поддержку и у части словацкой общественности, не очень верившей в возможность выстраивания равноправных и взаимовыгодных отношений с Западом. К тому же западных политиков и СМИ раздражали авторитарные методы, к которым прибегал Мечиар при решении внутриполитических проблем. В 1997 г. Словакия не была включена в число стран-кандидатов на первоочередное вступление в ЕС. Кроме того, на мадридском саммите НАТО Словакию исключили из числа стран, претендующих на вступление в этот военно-политический блок.

Определенные трудности возникли во взаимоотношениях с соседними государствами. Сотрудничеству с Чехией мешали более чем сдержанные отношения между В.Мечиаром и чешским президентом В. Гавелом. Словакия унаследовала сложный комплекс противоречий с венгерской стороной, в том числе связанных со строительством крупнейшей на Дунае гидроэлектростанции Габчиково–Надьмарош. Этот объект, на котором должны были быть установлены реакторы российского производства, вызывал протесты венгерской общественности, помнившей о трагических последствиях аварии на Чернобыльской АЭС. Эти разногласия удалось устранить только в 1995 г., когда был подписан словацко-венгерский договор о дружбе и сотрудничестве.

Приход к власти в 1998 г. при активной пропагандистской и финансовой поддержке Запада правительства широкой коалиции усилил прозападную ориентацию внешней политики Словакии и ускорил процесс ее сближения с ЕС и НАТО. Активные действия в этом направлении получили положительную оценку и привели в 1999 г. к включению Словакии в число стран-участниц первой волны для вступления в ЕС.

Итогом переговорного процесса с Еврокомиссией стало принятие Словакии в 2000 г. в члены ОЭСР, что способствовало оживлению ее отношений с международными валютными учреждениями, усилению притока иностранных капиталов, направлявшихся на реструктуризацию банковской и предпринимательской сфер, приспособление промышленности и сельского хозяйства к требованиям ЕС, на помощь малообеспеченным слоям населения. В том же году Словакия была признана Еврокомиссией страной с рыночной экономикой. Окончательно процесс вхождения в Евросоюз завершился в мае 2004 г.

Не менее успешно реализовалась линия на вступление в НАТО, получившая поддержку блока на Пражском саммите этой трансатлантической организации в ноябре 2002 г.

Второе коалиционное правительство М. Дзуринды, следуя общей стратегии Евросоюза и Североатлантического блока, стало больше внимания уделять политическому и экономическому сотрудничеству с Россией. Это обстоятельство стало немаловажным фактором избрания Братиславы в качестве места советско-американской встречи на высшем уровне в феврале 2005 г. Именно в эти дни президент России В.В. Путин и президент Словакии И. Гашпарович подписали договор об экономическом и культурном сотрудничестве между двумя странами.

В целом, к середине первого десятилетия XXI в. Словакия стала полноправным членом европейских и трансатлантических интеграционных структур, членом ООН, поддерживает добрососедские взаимовыгодные отношения с большинством государств и правительств мира.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.