Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чешская Республика в системе международных отношений



Одной из ключевых задач правительств независимой Чешской Республики является обеспечение ее внешней безопасности. После роспуска Организации Варшавского договора Чехословакия, как и другие постсоциалистические государства, могла в этом отношении рассчитывать только на собственные силы. Учитывая возраставшую нестабильность в СССР и на Балканах, серьезные опасения в отношении намерений Германии, в которой далеко не все смирились с насильственным выдворением богемских немцев из Чехословакии после второй мировой войны и безвозмездной конфискацией их имущества, этих сил было явно недостаточно. В связи с этим возникла идея создания новой коллективной структуры безопасности в Центрально-Восточной Европе. Ею стала так называемая Вишеградская тройка в составе Венгрии, Польши и Чехословакии, названная так по месту встречи руководителей этих государств в венгерском городе Вишеграде в 1991 г. После распада Чехословакии она была преобразована в 1993 г. в объединение четырех государств – Венгрии, Польши, Словакии и Чехии. Эта организация была задумана не только как политическое, но в будущем и экономическое объединение. В конце 1992 г. эти четыре страны заключили Центральноевропейское соглашение о свободной торговле, которое вступало в силу с 1 января 1998 г.

Одновременно с созданием Вишеградской группы велся поиск других возможностей повышения уровня безопасности Чехии. С этой целью она активно участвует в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Первым местом пребывания постоянного секретариата ОБСЕ, до его переезда в Австрию, стала Прага. Однако ОБСЕ быстро показала свою неэффективность как организации, призванной обеспечивать мир в Европе.

Чешская Республика выступила инициатором расширения НАТО за счет постсоциалистических государств. В концепции внешней политики ЧР, озвученной в палате депутатов в апреле 1993 г., министр иностранных дел Й. Зеленец в качестве основных задач назвал, в частности, расширение партнерских отношений с соседними государствами (Германией, Польшей, Австрией, Венгрией и Словакией), а также создание условий для постепенного вступления Чехии в качестве полноправного члена в ЕС и НАТО. 12 октября 1993 г., накануне визита президента США Б. Клинтона в Прагу для встречи с руководителями государств Вишеградской группы, В. Гавел в палате депутатов прямо заявил: «Мы хотим стать частью НАТО». Инициатива Гавела встретилась с благоприятной реакцией членов этого блока, и, несмотря на протесты России, завершилась приемом в него Чехии, Венгрии и Польши на Вашингтонском саммите Северо-Атлантического альянса в мае 1999 г. При этом Чехия обязалась не размещать на своей территории иностранные войска и ядерное оружие.

Чешское руководство является лояльным союзником США по НАТО, оно поддержало военные операции американцев против Союзной Республики Югославия в 1999 г. и Ирака в 2003 г., чешские военные присутствуют и в составе многонациональных сил в Афганистане.

Демонстрация желания стать членом НАТО должна была способствовать достижению еще одной, пожалуй, даже более важной цели чешской внешней политики – вступлению в Европейский союз, организацию все еще в большей степени экономической, а не политической интеграции. Успешное решение этой задачи в мае 2004 г. обеспечило Чехии прочные позиции члена двух главных на сегодняшний день европейских интеграционных альянсов - ЕС и НАТО. Помимо этого, Чехия остается членом Вишеградской четверки, ОБСЕ, а также состоит в ряде других международных организаций.

Отношения Чехии и России в конце ХХ – начале ХХI в. прошли сложную эволюцию. В 1993-1999 гг. Прага всячески подчеркивала отсутствие у Москвы права вето на вступление Чехии в НАТО, а с другой стороны, стремилась видеть ее в качестве своего стратегического партнера, а не противника. Предпринимавшиеся тогда попытки нахождения новых основ сотрудничества как равноправных партнеров были непоследовательными и не принесли долговременных позитивных результатов. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты визита в Чехию президента Б.Н. Ельцина в 1993 г.

Перелом к лучшему произошел только после 1999 г. Отношения с РФ, в соответствии с общей линией НАТО, стали рассматриваться как важнейший элемент чешской внешней политики, как одно из условий упрочения мира в Европе. Изменилась и позиция России, смирившейся с процессом расширения НАТО на восток. Но реальные перемены во взаимоотношениях ЧР и РФ произошли лишь в начале XXI в.. Потепление атмосферы в чешско-российских отношениях разморозило контакты сторон на разных уровнях. В 2001 г. Прагу посетили российский министр иностранных дел И.С. Иванов и премьер М.М. Касьянов. Регулярный характер приняли встречи руководителей внешнеполитических ведомств, чешских и российских парламентариев. В 2002 г. состоялся визит в РФ премьер-министра ЧР М. Земана. Несомненно, наиболее заметным событием в двусторонних отношениях стал визит в Прагу в начале марта 2006 г. президента РФ В.В. Путина, его беседа с президентом В.Клаусом на русском языке, встречи с премьер-министром И. Пароубеком и руководителями палат парламента.

Чешские руководители проводят достаточно взвешенную политику в отношении государств СНГ, не втягиваясь в происходящие здесь сложные процессы и конфликты, что также благоприятствует сохранению хороших чешско-российских отношений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.