Раньше, чем в других землях возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове.Там возводились десятки небольших по размеру храмов.
Известные храмы:
Новгород:
- церковь Федора Стратилата на Ручье (1361г.)
- церковь Спаса на Ильине улице (1374г.)
Псков:
- церковь Василия на Горке (1410г.)
Для них характерно обилие декоративных украшений, общая нарядность, пышность каменной резьбы, ступенчатые ярусы кокошников.
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ.
В Московском княжестве первые каменные постройки относятся к 14в. – 15в.
Главная задача зодчих: создать МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ.
Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены при Дмитрии Донском в 1367г. Но после нашествия хана ТАХТОМЫША в 1382г. часть стен пострадала. Через 100 лет, при участии итальянских мастеров в конце 15 - начале 16 века ансамбль Московского Кремля был создан и дошел до наших дней.
Территория Кремля – 27,5 га защищена стеной красного кирпича.
Длина стены - 2,25 км, толщина стен 3,5 – 6,5 м, высота – 5 -19м.
В 15 веке возведены 18 башен из ныне 20. Кремль защищал место при впадении реки НЕГЛИННОЙ в МОСКВУ- РЕКУ. Со стороны Красной площади сооружен ров, соединявший реки. Под укрытием мощных стен возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.
Центр Кремля – Соборная площадь, на которую выходят главные соборы Кремля. Центральное сооружение площади – Колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове – 81 метр).
В 1475 – 1479 годах сооружен главный собор Кремля – УСПЕНСКИЙ. Автор собора стал итальянский зодчий АРИСТОТЕЛЬ ФИОРАВАНТИ.
В 1474году состоялась встреча его с русским послом Семёном Толбузиным, присланным в Италию на поиски архитектора для работы в Москве. Ивану IIIсрочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа — рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита, да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и Семён Толбузин был по совету Софьи Палеолог, жены Ивана IIIнемедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.
Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю — за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Однако начинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.
Собор был закончен к 1477 году, хотя оставалась ещё внутренняя отделка, которая заняла еще около двух лет. 15 августа 1479 года состоялось торжественное освящение собора. Внешне Успенский собор очень близок к одноимённому собору во Владимире,который и был взят за образец, хотя отличается рядом архитектурных особенностей. Роскошная живопись в основном была завершена ещё при жизни архитектора, а к 1515 году собор был полностью расписан изнутри. Росписи многократно обновлялись, а в 1914 году началась их реставрация под руководством учёных-исследователей.
Успенский собор – крупнейшее общественное здание того времени – там цари венчались на царство, объявлялись государственные решения, собирались Земские соборы.
В 1481 – 1489 годах псковские мастера возвели БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР – домовую церковь московских царей.
В 1505 -1509годах итальянский мастер АЛЕВИЗ НОВЫЙ соорудил усыпальницу московских великих князей – АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР.
В 1487 – 1491 годах построена Грановитая палата. Название - от «граней» украсивших наружные стены. Это часть царского дворца, его тронный зал, площадь 500 м2 .
Раннемосковские памятники архитектуры:
- Спасский собор Андроникова монастыря;
- Успенский собор в Звенигороде;
- Троицкий собор в Сергиевом Посаде.
Живопись
В 14веке в Новгороде и Москве работал художник Феофан Грек из Византии, Константинополя (1340г. – 1405г.)
Творчество:
- Роспись храмов в Москве, Новгороде, Нижнем Новгороде.
- К 1378 относится фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.
- К московскому периоду относятся иконы Благовещенского собора Московского Кремля.
Согласно летописям в 1405г. Феофан Грек расписал этот храм с русским иконописцем АНДРЕЕМ РУБЛЕВЫМ (1360г. – 1430г.)
Высший подъем иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека - русского художника Андрея Рублева – монаха Троице – Сергиева монастыря.Андрей Рублев – главная фигура художественной жизни Москвы первой половины 15в.
Творчество:
- В 1408г. вместе с другом Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире;
- Вместе с учениками украсил Спасский собор Андроникова монастыря;
- Последней работой, совместной с Даниилом Черным стала роспись в 1426г. каменного ТРОИЦКОГО СОБОРА Троице – Сергеева монастыря. Сохранился написанный иконостас, в состав которого входит икона «ТРОИЦА» - лучшее произведение Рублева.