Ещё при жизни отца старший сын Юрия Андрей (от первой жены – половецкой ханши) прекратил борьбу за киевский престол и в 1155г. покинул Киев, куда больше никогда не вернется.
После смерти отца в 1157году стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским.Прежде незначительный молодой городок Владимир- на – Клязьме сделал «стольным городом» Ростово-Суздальского княжества, перенеся столицу из г.Суздаля. С этого времени Ростово – Суздальская земля стала называться Владимиро – Суздальской землей.
Город Владимир-на-Клязьме был отстроен с большой пышностью:
- В 1158—1164 гг Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с башнями из белого камня . До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью.Вскоре были сооружены и Серебряные ворота.
- построен Успенский Собор,
- церковь Покрова – на – Нерли,
- в 6 км. от столицы княжества, на слиянии рек Нерли и Клязьмы, Андрей основал свою загородную резиденцию – БОГОЛЮБОВО – отсюда прозвище «Боголюбский». Здесь князь проводил значительную часть времени.
По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).
Характер Андрея в историографии описывается как сильный, решительный, властолюбивый:
- Историк В. О. Ключевский характеризует его следующими словами: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».
- Историк 19 века пишет: « От всей его фигуры веет чем-то новым; но едва ли эта новизна была новая. Князь был суровый и своенравный хозяин, который во всем поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Прогнав из Ростовской земли больших отцовских бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец».
- Современный историк пишет: « Думаю, погубило князя желание стать «самовластцем». Оно противопоставило его всем: родным и чужим, близким и далеким, светским и духовным, знатным и неродовитым, богатым и бедным. И даже те, кто шел рядом с князем, делали это с оглядкой».
Андрей Боголюбский:
1. Продолжал расширять границы своих владений: добился успеха в войнах с Волжской Булгарией, завоевал мордовские земли.
2. В 1169 году совершил знаменитый разорительный поход на Киев, разграбив город, он отдал его младшему брату Глебу, а после его смерти - смоленскому князю Роману. По дороге в свое княжество Андрей вывез из женского монастыря икону Богородицы, которая впоследствии стала почитаться как величайшая русская святыня. По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. (Икона Владимирской Богоматери). Андрей так и поступил, а на месте видения построил село Боголюбово, которое со временем стало его любимым местопребыванием.
3. В 1170 году совершил поход на Новгород, чтобы заставить новгородцев принять ставленника Андрея – князя Святослава Ростиславича, но под Новгородом был разбит.
4. Перенес центр православной церкви из Киева во Владимир, что означало, что Андрей пытался в борьбе за власть искать опору у церкви.
В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси. В будущем став ядром современного Российского государства.