Формула для расчета включает радиальные и осевые нагрузки, приложенные к подшипнику.
· Для радиальных и радиально-упорных подшипников
.
· Для упорных и упорно-радиальных подшипников
,
где Fr,Fa–радиальная и осевая нагрузки, Н; x, y - коэффициенты радиальной и осевой нагрузок; v - коэффициент вращения:
v = 1,0 – при вращении внутреннего кольца;
v = 1,2 – при вращении наружного кольца.
Kδ – коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки:
Kδ = 1 – спокойная нагрузка;
Kδ = 1,3 …. 1,5 – умеренные толчки;
Kδ = 2.5 …. 3 – нагрузка с ударами.
KТ – температурный коэффициент. Например, для стали ШХ15 при t<100 ºC KТ = 1;
t=125 ºC KТ= 1,05.
t=250 ºC KТ= 1,4.
Примечание: Подшипники, работающие при переменных режимах нагружения, подбирают по осредненной нагрузке Р либо по диаграмме, либо по графикам типовых режимов.
,
где Lh – суммарное время работы подшипника в часах; LHE – эквивалентная долговечность в часах; KHE – коэффициент режима нагружения.
Проверка и подбор подшипников по статической грузоподъемности (С0)
Осуществляется в 2-х случаях.
· Для подбора подшипников при малых частотах вращения, n<1 мин-1.
· В качестве проверки подшипников, выбранных по динамической грузоподъемности.
Условие проверки и подбора
,
где Р0 – эквивалентная статическая нагрузка, Н; С0 – статическая грузоподъемность (по каталогу).
,
где x0, y0 – коэффициенты радиальной и осевой статических нагрузок(по каталогу).
Предельная быстроходность подшипников
Это наибольшая частота вращения, за пределами которой расчетная долговечность не гарантируется. Принят условный скоростной параметр , где Dm – диаметр окружности центров тел качения, мм; n - частота вращения, мин-1.
При известном допускаемом из каталога значении определяют nпред. Например, при жидкой смазке для радиальных шариковых подшипников = .
Особенности расчета нагрузки радиально-упорных подшипников
Особенности связаны с наклоном контактных линий на угол β к торцовой плоскости подшипника. Поэтому при определении расчетного осевого усилия необходимо принимать во внимание осевые составляющие от радиальной нагрузки подшипника.
Осевая составляющая S:
· для радиально-упорного шарикового подшипника
;
· для конических роликоподшипников
,
где е – параметр осевой нагрузки (определяется по каталогу, так для роликового конического однорядного ).
Вопросы для самоподготовки
1.Классификация подшипников по виду трения и воспринимаемой нагрузки.