Инфляция – избыток денег в обращении, ведущий к их обесцениванию и росту цен на товары и услуги.
Инфляция означает рост общего уровня цен, измеряемого индексом цен (Ip)
где Р0 – уровень цен в базисном году (какой-либо предыдущий год); Р1 – уровень цен в текущем году.
Инфляция, дезорганизуя рыночные процессы, «взрывает» и производство, и потребление, усиливает социальную напряженность в обществе.
В экономической науке различают следующие причины инфляции:
1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения.
2. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.
3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.
4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.
5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
Помимо индекса потребительских цен существуют другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:
- Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж.
- Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
- Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
- Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.
- Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.
- Индекс Пааше — показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.
По характеру протекания различают открытую и подавленную инфляцию. В мировой практике известны два вида инфляции: спрос и предложения. Инфляция спроса возникает как следствие избыточных совокупных расходов (AD1 -> AD2) (например, из-за роста зарплаты) в условиях, близких к полной занятости (Qf.e). Инфляция предложения (издержек) возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции (рост цен на сырье, ресурсы), что ведет к сокращению совокупного предложения (AS1 -> AS2) (рис. 28.1,б).
Рис. 28.1. Инфляция спроса (а) и инфляция предложения (б)
Данные статистики свидетельствуют о том, что между инфляцией и занятостью существует обратная связь. Эту зависимость в 1958 г. определил английский экономист А. Филлипс. В соответствии с его концепцией инфляция в определенный промежуток времени снижает безработицу (короткий период).
Рис. 28.2. Кривая А.Филлипса
Так, например, если правительство рассматривает уровень безработицы как очень высокий, то с целью увеличения занятости проводит политику, стимулирующую AD. Необходимость удовлетворения возросшего спроса ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест, безработица снижается до уровня U2 (рис. 28.2).
При этом цена возрастает до Р2, т.е. увеличивается инфляция. Если правительство проводит антиинфляционную политику, цены снижаются до Р3, а безработица – до U3. Если инфляция продолжается более длительное время (свыше 5 лет), она может расти, несмотря на высокий уровень безработицы.