Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основы эксплуатации СЧМ



Традиционно выделяются следующие основные направления эксплуатации СЧМ [8, с. 196—275]: 1) профессиональная подготовка и постоянная переподготовка операторов (профотбор, обучение, тренировка), а также формирование бригад (команд) операторов; 2) организация группового взаимодействия (взаимодействие операторов в группе; методы изучения групповой деятельности; принципы формирования рабочей группы); 3) организация труда операторов: разработка режима труда и отдыха, контроль за состоянием операторов, охрана и психогигиена труда, оценка результатов труда, использование способов поощрения и порицания. Ниже более подробно будет рассмотрено каждое из этих направлений.

Полный цикл профотбора и формирования рабочих групп операторов предполагает следующие основные этапы:

1) определение численности группы (на основе анализа трудозатрат, т.е. объема работы данной группы);

2) определение организационной структуры группы (в зависимости от характера решаемых задач, от информационных связей и их интенсивности);

3) выделение ПВК по каждой операторской должности (например, с опорой на схему «аналитического профессиографирования» — см. прил. 1 и 2).

Задачи первого, второго и третьего этапов решаются еще на этапе проектирования СЧМ;

4) отбор операторов в рабочую группу (бригаду) осуществляется на основе выявления ПВК, подбора и использования соответствующих психодиагностических методик, а также с помощью специальных процедур комплектования групп операторов:

сначала основное внимание уделяется индивидуально-психологическим особенностям претендентов (через тестирование, наблюдение и собеседование);

затем с помощью специально организованных процедур (или в естественной обстановке) выявляются спонтанные контакты внутри группы;

особое место отводится изучению поведения группы в экстремальных условиях, нередко специально созданных (это позволяет проявиться лидерам, ведомым, «сотрудничающим», а также отверженным и тем, кто явно не «вписывается» в совместную групповую работу);

на заключительных этапах отбора проводится интегративная оценка группы (насколько она состоялась как работоспособный коллектив);

далее продолжается формирование группы уже в процессе группового обучения.

При подборе экипажей и смен используется понятие «совместимость». «Согласно расхожему представлению, совместимость социально-психологическая подобна совместимости органов в теле, групп крови, ее иногда даже называют психофизиологической. Более тридцати лет предпринимались попытки создать тесты совместимости, но проблема подбора до сих пор остается нерешенной: конфликты и напряженные отношения по-прежнему остаются причинами несчастных случаев, аварий и катастроф. По-видимому, проблема подбора экипажей не так проста, как казалось прежде, — пишет Ю. К. Стрелков, — вместо концепции совместимости, которую удовлетворительно осуществить на практике невозможно, мы предлагаем идею формирования в трудовой группе взаимного принятия, понимания, быстрой и легкой координации движений. Это уже не качества отдельного специалиста, а команды в целом. Вместе взятые, эти качества образуют то, что называется "слетанностью" [9, с. 209—211]. Однако, как отмечает сам Ю.К. Стрелков, опыт изучения труда летных экипажей показал, что «рабочие группы почти никогда не достигают такого высокого уровня развития», а полноценный «коллектив — это идеал, к которому стремится трудовая группа» [там же, с. 211].

Управление рабочей группой операторов предполагает решение таких основных задач:

1) организация оптимального распределения функциональных обязанностей между членами группы;

2) специальная подготовка и обучение руководителей группы (или лидеров) навыкам управления малой группой;

3) формирование групповых норм и ценностей, способствующих успешной работе;

4) проведение мероприятий, препятствующих образованию замкнутых подгрупп (при общих размерах группы более 4—5 человек).

«Высокая степень специализации, обособление трудовых функций при директивной системе администрирования даже при совместном труде привели к отчуждению людей друг от друга, разру­шению чувства принадлежности к коллективу, общности целей и ответственности за их достижение, — пишет Ю.К. Стрелков. — Препятствовать этому отчуждению могут мероприятия, осуществляемые вне производственного процесса и внутри его. Сюда относятся преобразования системы управления — уменьшение числа уровней в иерархии системы управления, активное включение работников в процесс управления, в различные виды творчества.

Для операторов, хорошо знающих документацию, это работа по ее усовершенствованию. Многие операторы размышляют о наиболее экономичных режимах эксплуатации оборудования, режимах труда и отдыха и путях комплектования команд. Привлечение к разработке соответствующих моделей и графиков может наполнить смыслом их труд, способствовать объединению людей в общем деле... В результате в большом трудовом коллективе, из которого набира­ются команды или смены, возникает и культивируется атмосфера взаимопомощи, уважения и доверия. Человека оценивают не по должности, а по его подлинному вкладу в общее дело, по достоинству. Объединенные общей целью, взаимной симпатией и общими интересами, люди легче справляются с трудными задачами» [10, с. 209].

Организация труда операторов на конкретных трудовых постах предполагает:

разработку режима труда и отдыха;

контроль за состоянием операторов;

охрану и психогигиену труда;

оценку результатов труда;

использование способов поощрения и порицания и т. п.

Как уже отмечалось выше, важную роль в исследовании операторского труда играет изучение причин ошибок. Анализу ошибок операторского труда в ходе эксплуатации СЧМ уделяется особое внимание в работах разных авторов [5, с. 117—135; 9, с. 151-186].

Общая тенденция развития индустрии — «быстрая и непрерывная централизация, что означает рост размеров и сложности систем». Отсюда «нарушение правил эксплуатации или ошибки приводят к очень серьезным последствиям» [5, с. 117]. Определение «повреждения системы — это определение причины отклонения от стандарта». Поэтому поиск причины повреждения системы — это «движение по цепи причинных связей в обратном направлении от происшествия» [там же, с. 119].

Дж. Расмуссен выделяет три уровня управления поведением человека-оператора — моторные навыки, знания и творческую активность, проявляемую в рамках регламентированной задачей деятельности, и считает, что у оператора постепенно формируются шаблонные действия, которые трудно осознаются и потому в меньшей степени поддаются контролю со стороны работника. При этом если человека натренировать, то он, действуя эффективно, перестает иногда замечать свои ошибки, так как «понятие правил, ошибок или промахов становится бессмысленным» [цит. по: 5, с. 129—132]. Быть может, для повышения степени осознания (и лучшего понимания) своей работы и совершаемых ошибок по­лезно использовать в ряде случаев «метод искусственной деавтоматизации», предложенный еще И.Н. Шпильрейном. Данный метод позволяет с помощью более сложной задачи «разрушить» («деавтоматизировать») привычные действия работника, и тогда работник вынужден будет задуматься над тем, как вообще справиться с заданием, какие действия и как при этом совершить. Иными словами, при подготовке и контроле за действиями операторов полезно бывает иногда оценивать, насколько оператор способен отходить от стереотипизированных действий и все-таки осознавать то, что он делает. Это в какой-то мере убережет его от некоторых ошибок, в основе которых лежит притупление такого осознания.

Фактически и здесь идет речь о повышении степени рефлексивности субъекта труда, взаимодействующего со сложной техникой, т.е. о повышении уровня субъектности человека-оператора, только уже в ходе эксплуатации СЧМ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.