Разными авторами предлагается общее представление о системе «человек—машина» (СЧМ) [8, с. 63—70; 3; 4]. Система (в общей теории систем) — это «комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для решения единой задачи». Система нередко рассматривается как некий «организм», состоящий из отдельных органов/Интересно, что еще Н. А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким образом, единая задача, общая цель строит систему.
Выделяются различные критерии классификации СЧМ:
по степени участия в работе системы человека:
1) автоматические (работающие практически без человека);
2) автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами);
3) неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических средств);
по целевому назначению: 1) управляющие (основная задача — управление машиной или комплексом);
2) обслуживающие (человек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку);
3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения — ТСО);
4) информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.);
по характеристике «человеческого звена» («человеческого фактора»):
1) моносистемы (один человек, например пилот или оператор станков с ЧПУ);
2) полисистемы (несколько человек, бригада), где выделяются «паритетные» (когда все операторы работают на равных) и иерархические (с четкой соподчиненностью операторов);
по типу взаимодействия человека и машины:
1) непрерывное, постоянное (например, система «водитель — автомобиль»);
2) частичное стохастическое (например, система «оператор — компьютер, ЭВМ», «наладчик — станок с ЧПУ»);
3) эпизодическое взаимодействие;
по типу и структуре машинного компонента в СЧМ:
1) инструментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы — инструменты и приборы, которые отличаются высокой точностью выполняемых самим человеком операций, т.е. важна роль самого человека);
2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства);
3) сложные человеко-машинные системы (включают целую систему взаимосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению);
4) системотехнические комплексы (часто система расширяется до «человек — человек — машина» как некая иерархия более простых систем).
Традиционно выделяются следующие показатели качества систем «человек—машина» (СЧМ):
Важнейшей характеристикой СЧМ является ее эргономичность. В целом эргономичность СЧМ предполагает:
1) управляемость системы (социально-психологические и психологические характеристики; возможность контролировать систему);
2) обслуживаемость (соответствие физиологическим и психофизиологическим характеристикам оператора);
3) освояемость (соответствие системы антропометрическим характеристикам оператора);
Основные показатели работы систем «человек—машина»:
1) быстродействие (определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру «человек—машина», т.е. время, отсчитываемое от момента приема сигнала до реакции на сигнал);
2) надежность и точность работы оператора (степень вероятности правильного решения задач оператором);
3) своевременность решения задачи (как вероятность того, что поставленная задача будет решена вовремя, т. е. не позже установленного времени);
4) безопасность труда оператора (как снижение вероятности травм и аварий);
5) степень автоматизированности СЧМ (как относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами);
6) экономические показатели (полные затраты на проектирование, создание и эксплуатацию СЧМ).
Заметим, что по всем этим показателям можно производить достаточно точные измерения, что позволяет использовать в инженерной психологии современные математико-статистические средства.
Классификация основных условий (элементов), определяющих эффективность труда [3, с. 319—321]:
1) санитарно-гигиенические условия — освещенность (естественная, искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); микроклимат (температура, влажность, скорость движения воздуха); механические колебания (вибрации, шум, ультразвук); излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, электромагнитное, волны радиочастот); атмосферное давление (повышенное, пониженное); профессиональные инфекции и биологические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы — растения, животные);
2) психофизиологические («трудовые») элементы — физическая нагрузка (энергозатраты в ккал/ч; грузооборот за смену в кг рабочая поза; нервно-психическая нагрузка; монотонность трудового процесса; режим труда и отдыха (внутрисменный, суточный, недельный, годовой); травмоопасность;
3) эстетические элементы — гармоничность светоцветовой композиции; гармоничность звуковой среды; ароматичность запахо-композиционная согласованность природного пейзажа; композиционная целостность интерьеров рабочих помещений; композиционная согласованность компонентов технологического оборудования; композиционная согласованность компонентов дополняющих объектов (объектов, не несущих функциональной нагрузки; временных объектов); гармоничность рабочих поз и трудовых движений;
4) социально-психологические элементы — сплоченность коллектива; характер межгрупповых отношений в коллективе (лидерство, производственные конфликты); внепрофессиональные факторы (бытовые условия, семейные отношения).