Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Показатели качества СЧМ



Разными авторами предлагается общее представление о системе «человек—машина» (СЧМ) [8, с. 63—70; 3; 4]. Система (в общей теории систем) — это «комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для решения единой задачи». Система нередко рассматривается как некий «организм», состоящий из отдельных органов/Интересно, что еще Н. А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким образом, единая задача, общая цель строит систему.

Выделяются различные критерии классификации СЧМ:

по степени участия в работе системы человека:

1) автоматические (работающие практически без человека);

2) автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами);

3) неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических средств);

по целевому назначению: 1) управляющие (основная задача — управление машиной или комплексом);

2) обслуживающие (человек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку);

3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения — ТСО);

4) информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.);

5) исследовательские (моделирующие установки, макеты);

по характеристике «человеческого звена» («человеческого фактора»):

1) моносистемы (один человек, например пилот или оператор станков с ЧПУ);

2) полисистемы (несколько человек, бригада), где выделяются «паритетные» (когда все операторы работают на равных) и иерархические (с четкой соподчиненностью операторов);

по типу взаимодействия человека и машины:

1) непрерывное, постоянное (например, система «водитель — автомобиль»);

2) частичное стохастическое (например, система «оператор — компьютер, ЭВМ», «наладчик — станок с ЧПУ»);

3) эпизодическое взаимодействие;

по типу и структуре машинного компонента в СЧМ:

1) инструментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы — инструменты и приборы, которые отличаются высокой точностью выполняемых самим человеком операций, т.е. важна роль самого человека);

2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства);

3) сложные человеко-машинные системы (включают целую систему взаимосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению);

4) системотехнические комплексы (часто система расширяется до «человек — человек — машина» как некая иерархия более простых систем).


Традиционно выделяются следующие показатели качества систем «человек—машина» (СЧМ):

Важнейшей характеристикой СЧМ является ее эргономичность. В целом эргономичность СЧМ предполагает:

1) управляемость системы (социально-психологические и психологические характеристики; возможность контролировать систему);

2) обслуживаемость (соответствие физиологическим и психофизиологическим характеристикам оператора);

3) освояемость (соответствие системы антропометрическим характеристикам оператора);

4) обитаемость (соответствие гигиеническим требованиям).

Основные показатели работы систем «человек—машина»:

1) быстродействие (определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру «человек—машина», т.е. время, отсчитываемое от момента приема сигнала до реакции на сигнал);

2) надежность и точность работы оператора (степень вероятности правильного решения задач оператором);

3) своевременность решения задачи (как вероятность того, что поставленная задача будет решена вовремя, т. е. не позже установленного времени);

4) безопасность труда оператора (как снижение вероятности травм и аварий);

5) степень автоматизированности СЧМ (как относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами);

6) экономические показатели (полные затраты на проектирование, создание и эксплуатацию СЧМ).

 

Заметим, что по всем этим показателям можно производить достаточно точные измерения, что позволяет использовать в инженер­ной психологии современные математико-статистические средства.

 

Классификация основных условий (элементов), определяющих эффективность труда [3, с. 319—321]:

1) санитарно-гигиенические условия — освещенность (естественная, искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); микроклимат (температура, влажность, скорость движения воздуха); механические колебания (вибрации, шум, ультразвук); излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, электромагнитное, волны радиочастот); атмосферное давление (повышенное, пониженное); профессиональные инфекции и биологические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы — растения, животные);

2) психофизиологические («трудовые») элементы — физическая нагрузка (энергозатраты в ккал/ч; грузооборот за смену в кг рабочая поза; нервно-психическая нагрузка; монотонность трудового процесса; режим труда и отдыха (внутрисменный, суточный, недельный, годовой); травмоопасность;

3) эстетические элементы — гармоничность светоцветовой композиции; гармоничность звуковой среды; ароматичность запахо-композиционная согласованность природного пейзажа; композиционная целостность интерьеров рабочих помещений; композиционная согласованность компонентов технологического оборудования; композиционная согласованность компонентов дополняющих объектов (объектов, не несущих функциональной нагрузки; временных объектов); гармоничность рабочих поз и трудовых движений;

4) социально-психологические элементы — сплоченность коллектива; характер межгрупповых отношений в коллективе (лидерство, производственные конфликты); внепрофессиональные факторы (бытовые условия, семейные отношения).


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.