Работающих граждан к назначению пенсии представляют предприятия, организации, учреждения, на которых работает заявитель. На предприятиях назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов, на крупных предприятиях образуются пенсионные отделы. Главная их задача — правильно и своевременно оформить документы для назначения пенсии и представления их в отдел социальной защиты населения района (города). На предприятии составляются списки лиц, уходящих на пенсию в ближайшие два—три года. В списках указывается фамилия, имя, отчество пенсионера, год рождения, дата ухода на пенсию, общий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), адрес. Один экземпляр списка направляется в отдел социальной защиты населения. В период составления списков проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитывается ОТС, с особой тщательностью проверяется ЛТС. В случае необходимости запрашиваются недостающие документы о стаже, заработке и т.д. Все производится заблаговременно с тем, чтобы к моменту подачи заявления были в наличии все необходимые документы.
Все предприятия распределены между инспекторами; на каждое предприятие заводится «наблюдательное дело», в котором хранится приказ о назначении лица, ответственного за подготовку документов, списки лиц, уходящих на пенсию. Ежегодно инспектор проверяет закрепленные за ним предприятия с выходом на место. В результате проверки оформляется акт, который также хранится в наблюдательном деле, с содержанием акта знакомятся руководитель предприятия и заведующий отдела социальной защиты населения. В акте отражается следующее:
1. Численность рабочих и служащих на предприятии, в учреждении, организации.
2. Наличие выписки из приказа (распоряжения) администрации о назначении ответственного лица (представителя) и его заместителя.
3. Журнал регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий (форма ведения, отчетность).
4. Журнал или список лиц, которые в связи с достижением возраста приобретут право на пенсию через два—три года.
5. Журнал регистрации заявлений на перерасчет пенсий (форма ведения отчетности).
6. Извлечения из Списков № 1 и № 2 профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, такие же из влечения из списков в соответствующих цехах и участках.
7. Ведется ли систематизированная подшивка журнала «Социальное обеспечение», разъяснений отраслевого Министерства.
8. Имеется ли в наличии необходимое количество бланков для оформления документов на пенсии.
9. Учет и регистрация запросов и проверок в истребовании не достающих документов о стаже, заработке и других для назначения пенсии (форма ведения, отчетность).
10.Учет проводимой разъяснительной работы с указанием темы, когда проведена и сколько человек присутствовало.
11.Работает ли на предприятии консультационный пункт, печатаются ли в местной рабочей газете консультации по пенсионным вопросам.
12.Планирование работы.
13. Правильность заполнения трудовых книжек, знакомятся ли с записями в них рабочие и служащие.
14.Как решаются конфликтные пенсионные дела? Практикуются ли отказы, в какой форме?
15.Оформляются ли макеты дел.
16.Имеются ли наглядные пособия, таблицы, оформлен ли уголок пенсионера.
17.Имеются ли комиссии по пенсионным вопросам в цехах с численностью рабочих и служащих свыше 500 человек. Как они работают.
18.Заслушивается ли отчет о работе комиссии по пенсионным вопросам на заседании профкома.
Ответственный представитель предприятия, учреждения, организации работает в тесном контакте с Пенсионным отделом, со специалистом, обслуживающим данное предприятие. Он должен знать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, делопроизводство, должен уметь подготовить макет пенсионного дела, предварительно подсчитав общий трудовой стаж, размер среднемесячного заработка, рассчитать пенсию, он должен уметь давать необходимые консультации и разъяснения по пенсионным вопросам, следить за изменениями в законодательстве, для этого он проходит стажировку в Пенсионном отделе, принимает участие в семинарах, в технической учебе, постоянно работает над повышением квалификации.