Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ) и общая схема его деятельности. Принятие решений оператором



 

Для лучшего понимания специфики операторского труда полезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных профессий. В.П. Зинченко и В.М. Мунипов выделяют следующую типологию таких работников:

1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы);

2) работающие с помощью машин, станков, механизированного инструмента;

3) работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики);

4) работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание) [3, с. 126-128]:

Сами операторы (см. выше — первая группа рабочих профессий) подразделяются на перечисленные ниже основные группы:

операторы-технологи (непосредственно включены в технологический процесс, работают по четкой инструкции);

операторы-манипуляторы (управляют различными механизма­ми-манипуляторами, где машина — усилитель мышечной энергии);

операторы-наблюдатели, контролеры (различные диспетчеры транспортных систем, АЭС). Работают в реальном масштабе времени, так как готовы и к немедленному реагированию, и к отсроченному;

операторы-исследователи (используют различные образно-концептуальные модели — это пользователи вычислительных систем, дешифровщики изображения);

операторы-руководители (управляют не техникой, а другими людьми, в том числе — через специальные технические средства и каналы связи).

Выделяют следующие особенности труда операторов в современных условиях:

с развитием техники увеличивается число объектов (параметров), которыми надо управлять;

развиваются системы дистанционного управления, человек все больше отдаляется от управляемых объектов — необходимость

работать со знаковыми системами (с закодированной информацией);

увеличиваются скорость и сложность производственных процессов — повышенные требования к точности действий операторов, к быстроте, отсюда реакций и т.п.;

постоянно изменяются условия труда (часто это ведет к уменьшению двигательной активности);

повышается степень автоматизации производственных процессов, поэтому требуется готовность к действиям в экстремальных ситуациях.

 

Ю.К. Стрелков выделяет следующие основные режимы работы оператора [9, с. 5—6]:

нормальные условия (оператор просто следит за работой автоматики, не вмешиваясь в технологический процесс); г

аварийные ситуации (оператор работает в полуавтоматизированном или механизированном режимах; многое зависит от точности его сенсомоторных действий и умения оценивать ситуацию);

технологический процесс еще идет в заданных пределах, но уже приближается к своим границам (задача оператора — удержать процесс в требуемых технологией параметрах, т.е. задача — стабилизировать управляемый процесс);

оператор строит режим работы установки самостоятельно, но на новой основе (задачи — расширение возможностей эксплуатационной системы, экономия материальной части, энергии и собственных сил).


Общая схема (и основные этапы работы) деятельности оператора СЧМ выглядит так:

1. Прием, восприятие поступающей информации, где выполняются следующие основные действия — обнаружение сигнала; выделение наиболее важных сигналов; расшифровка и декодирование информации; построение предварительного образа ситуации.

2. Оценка и переработка информации (в основе — сопоставление заданных и текущих режимов работы СЧМ) предполагают выполнение следующих действий: запоминание информации; извлечение из памяти нормативных информационных образцов; декодирование информации.

3. Принятие решения (во многом зависит от имеющихся альтернатив — от «энтропии множества решений»). При этом важную роль играет выделение оператором критерия правильного решения (критерия выбора одной из альтернатив), соответствующего представлениям оператора о цели и результате своей работы.

4. Реализация принятого решения, которая во многом зависит от готовности оператора быстро, на уровне автоматизма выполнять сложные действия в экстремальных условиях. Для поддержания такой (автоматизированной) готовности важную роль играют специальные занятия на тренажерах, где моделируются различ­ные экстремальные ситуации.

5. Проверка решения и его коррекция (по возможности).

 

Особую роль в анализе операторского труда играет понимание сущности и концептуальной схемы принятия решений. «Принятие решений необходимо в ситуации, которая характеризуется неопределенностью, когнитивной сложностью и временным дефицитом. Степень неопределенности зависит от недостатка информации. Снабдив пилота информацией, можно свести неопределенность до нуля», — отмечает Ю.К. Стрелков [10, с. 142].

Само принятие решений — это «когнитивный процесс, протекающий на ярком эмоциональном фоне». «Важной характеристикой проблемной ситуации является стресс, — отмечает Ю.К. Стрелков. — Полетная задача может взаимодействовать с теми пробле­мами, которые лежат за пределами полета. Если их взаимодействие приводит к конфликту или когнитивному диссонансу, то в ситуацию вводится дополнительный компонент стресса, который суммируется со стрессом, уже имеющимся к моменту возникновения аварийной ситуации. К увеличению стресса может привести и сама трудность решаемой задачи» [там же].

Ю.К. Стрелков называет основные стратегии поведения в условиях принятия решения:

сделать вид, что ничего не случилось;

применить стиль поведения, который всегда выручал, в трудной ситуации;

избегая решительных действий, которых требует назревшая ситуация, «реализоваться» в областях, где от тебя ничего не зависит;

«озадачившись» ситуацией, приступить к сбору информации, необходимой для принятия решения, и делать это так полно, обстоятельно и долго, что в конце концов занятие станет особой самостоятельной деятельностью [там же, с. 115—116].

 

В.Д. Небылицин определяет основные характеристики надежности операторского труда, важные для более полного анализа этой деятельности [цит. по: 11, с. 238—248]:

1) «долговременная» выносливость (сопротивляемость усталости к концу дня и особенно при монотонной работе);

2) выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению (например, при авариях необходимо выполнять максимальный объем работ в минимальные сроки);

3) помехоустойчивость (устойчивость внимания);

4) спонтанная отвлекаемость (устойчивость внутренним отвлекающим факторам, особенно в условиях пассивного наблюдения у операторов-контролеров);

5) реакция на непредвиденные раздражители (в случае непредвиденного сигнала иногда наблюдается период «психической рефракторности», когда восприятие сужается и концентрируется лишь на источнике этого раздражителя, не замечая другие важные сигналы);

6) переключаемость внимания (сокращение времени на «вхождение» в деятельность по выполнению новой задачи);

7) устойчивость к действию факторов среды (температуре, давлению, влажности, вибрации, шуму, ускорению и т. п.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.