Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изобразительное искусство.



 

Живопись пер­вой по­ло­ви­ны XVI­II в. еще на­хо­ди­лась под мощ­ным вли­яни­ем ба­рок­ко. Од­на­ко эта шко­ла, выд­ви­нув­шая сво­их ве­ли­ких мас­те­ров, уже всту­пи­ла в по­ло­су упад­ка. Там, где стиль ба­рок­ко за­ни­мал осо­бен­но проч­ные по­зи­ции, с его за­ка­том нас­ту­па­ет и кри­зис плас­ти­чес­ких ис­кус­ств. Так, нап­ри­мер, про­изош­ло в Ита­лии. XVI­II век для италь­ян­с­ко­го ис­кус­ства был вре­ме­нем срав­ни­тель­но скром­ных дос­ти­же­ний. Центр ху­до­жес­т­вен­ной жиз­ни пос­те­пен­но пе­ре­ме­ща­ет­ся в Рим, а в ве­не­ци­ан­с­кой жи­во­пи­си яс­но прос­ту­па­ют при­ме­ты но­вой изоб­ра­зи­тель­ной ма­не­ры - ро­ко­ко. В от­ли­чие от гран­ди­оз­но­го ба­рок­ко мас­те­ра ро­ко­ко тя­го­те­ли к неп­ри­нуж­ден­нос­ти, лег­кос­ти, воз­душ­нос­ти. В луч­ших про­из­ве­де­ни­ях сти­ля ро­ко­ко утон­чен­ность кра­сок до­но­сит тон­кие от­тен­ки пе­ре­жи­ва­ния и грус­т­ную иро­нию ху­дож­ни­ка, соз­на­юще­го не­сов­па­де­ние соз­дан­но­го им ми­ра и про­за­ич­ной дей­ст­ви­тель­нос­ти.

Выдающимся ху­дож­ни­ком сти­ля ро­ко­ко был фран­цуз Ан­ту­ан Ват­то (1684-1721). Во Фран­ции жи­во­пись ро­ко­ко бы­ла од­ним из ве­ду­щих ху­до­жес­т­вен­ных нап­рав­ле­ний XVI­II в. Дру­гое нап­рав­ле­ние обоз­на­че­но клас­си­циз­мом пос­ле­до­ва­те­лей Ни­ко­ла Пус­се­на (1594-1665), воз-1 ро­див­шим­ся в го­ды ре­во­лю­ции и вы­ра­жав­шим ус­т­рем­ле­ния той эпо­хи к ге­ро­ичес­ко­му, мо­ну­мен­таль­но­му ис­кус­ству, в ко­то­ром ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся ми­фо­ло­ги­чес­кие и ан­тич­ные сю­же­ты. Все­го пос­ле­до­ва­тель­нее при­дер­жи­вал­ся этой тен­ден­ции Жак Луи Да­вид (1748-1825), ав­тор мно­го­чис­лен­ных ис­то­ри­чес­ких по­ло­тен и зна­ме­ни­той кар­ти­ны «Смерть Ма­ра­та». Вмес­те с тем в пред­ре­во­лю­ци­он­ные го­ды раз­ви­ва­ет­ся и тя­го­те­ющая к прав­до­по­доб­но­му изоб­ра­же­нию обы­ден­ной жиз­ни жи­во­пись «треть­его сос­ло­вия», чьим вид­ней­шим мас­те­ром был Жан Ба­тист Шар­ден (1699-1779).

Фламандское и ни­дер­лан­д­с­кое ис­кус­ство XVI­II в. да­ле­ко ус­ту­па­ет ве­ли­кой жи­во­пи­си Ру­бен­са и Рем­б­ран­д­та. Дол­гое вре­мя наб­лю­дал­ся упа­док и в ис­пан­с­ком ис­кус­стве, од­на­ко на ру­бе­же XVI­II-XIX вв. оно выд­ви­ну­ло Фран­сис­ко Гой­ю (1746-1828), жи­во­пис­ца тра­ги­чес­ко­го па­фо­са, соз­дав­ше­го пот­ря­са­ющую кар­ти­ну о соп­ро­тив­ле­нии фран­цуз­с­ким ок­ку­пан­там «Рас­стрел» и се­рии офор­тов «Кап­ри­чос», «Тав­ро­ма­хия», «Дис­па­ра­тес» («Бе­зум­с­т­ва»), от­ме­чен­ных слож­ней­шей гро­тес­к­ной об­раз­нос­тью, бо­га­тым фи­ло­соф­с­ким под­тек­с­том и под­лин­ным но­ва­тор­с­т­вом ви­де­ния.

Плодотворным был XVI­II век для ан­г­лий­ской жи­во­пи­си. Уиль­ям Хо­гарт (1697-1764), соз­дав­ший се­рии эс­там­пов, зат­ра­ги­вав­ших са­мые зло­бод­нев­ные те­мы, выс­ту­пил пред­те­чей то­го са­ти­ри­чес­ко­го нап­рав­ле­ния, ко­то­рое дос­тиг­ло сво­их вер­шин уже в пе­ри­од рас­ц­ве­та ре­ализ­ма. Ак­тив­но раз­ви­ва­лась и ан­г­лий­ская пор­т­рет­ная жи­во­пись, пред­с­тав­лен­ная та­ким блес­тя­щим мас­те­ром, как Джо­шуа Рей­ноль­де (1723-1792).

Романтические тен­ден­ции за­яв­ля­ют о се­бе в жи­во­пи­си уже в са­мом на­ча­ле XIX сто­ле­тия, зат­ра­ги­вая да­же твор­чес­т­во та­ких стой­ких при­вер­жен­цев клас­си­циз­ма, как Жан Опост До­ми­ник Энгр (1780- 1867). О на­ча­ле ро­ман­ти­чес­ко­го пе­ри­ода во фран­цуз­с­кой жи­во­пи­си воз­вес­ти­ло твор­чес­т­во Те­одо­ра Же­ри­ко (1791-1824), а са­мым зна­чи­тель­ным яв­ле­ни­ем ро­ман­тиз­ма ока­за­лась жи­во­пись Эже­на Де­лак­руа (1798-1863), час­то пи­сав­ше­го по­лот­на на мо­ти­вы по­эзии Бай­ро­на и во мно­гом пре­об­ра­зо­вав­ше­го ис­то­ри­чес­кую ком­по­зи­цию, ко­то­рая у не­го при­об­ре­ла сим­во­ли­чес­кую обоб­щен­ность и ре­во­лю­ци­он­ное зву­ча­ние. В раз­гар со­бы­тий 1830 г. Де­лак­руа соз­да­ет кар­ти­ну «Сво­бо­да, ве­ду­щая на­род» - свой ше­девр, воп­ло­ще­ние бун­тар­с­ко­го па­фо­са, ор­га­нич­но­го для ро­ман­ти­ков.

В пей­за­жах Ка­ми­ля Ко­ро (1796-1875) на­ме­ча­ет­ся но­вое, ре­алис­ти­чес­кое ху­до­жес­т­вен­ное ви­де­ние. Ста­нов­ле­ние ре­ализ­ма во фран­цуз­с­ком и ми­ро­вом ис­кус­стве оз­на­ме­но­ва­лось подъ­емом со­ци­аль­ной жи­во­пи­си и гра­фи­ки. Боль­шую роль сыг­ра­ло здесь твор­чес­т­во Оно-ре Домье (1808-1879), чье ис­кус­ство род­с­т­вен­но ре­ализ­му Баль­за­ка. Но­вое нап­рав­ле­ние ук­ре­пи­ло свои по­зи­ции в се­ре­ди­не сто­ле­тия, ког­да выс­ту­пи­ли та­кие жи­во­пис­цы, как Жан Фран­суа Мил­ле (1814-1875), Соз­дав­ший цикл ре­алис­ти­чес­ких по­ло­тен, изоб­ра­жав­ших крес­ть­ян­с­кую жизнь, и вы­да­ющий­ся пей­за­жист Гюс­тав Кур­бе (1819-1877). Эти ху­дож­ни­ки яв­но вы­де­ля­лись на фо­не бес­ц­вет­ной и пом­пез­ной ака­де­ми­чес­кой жи­во­пи­си эпо­хи Вто­рой им­пе­рии, став пред­шес­т­вен­ни­ка­ми им­п­рес­си­онис­тов, с ко­то­рых на­чи­на­ет­ся но­вый пе­ри­од раз­ви­тия ис­кус­ства.

В Ан­г­лии ро­ман­тизм на­ибо­лее ор­га­нич­но вы­ра­зил­ся в жи­во­пи­си и гра­фи­ке Уиль­яма Блей­ка (1757-1827), свя­зан­ной с его по­эзи­ей­, и в пей­за­жах Джо­на Кон­с­теб­ля (1776-1837), а так­же Джо­зе­фа У. Тер­не­ра (1775-1851). Тес­но свя­за­но с дви­же­ни­ем ли­те­ра­ту­ры ро­ман­ти­чес­кое ис­кус­ство Гер­ма­нии. Од­на­ко в не­мец­ком изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве ро­ман­тизм все же ос­тал­ся яв­ле­ни­ем дос­та­точ­но скром­ным по сво­ей ху­до­жес­т­вен­ной зна­чи­мос­ти. То же са­мое мож­но ска­зать и об италь­ян­с­ком ро­ман­тиз­ме. Под­лин­ным вкла­дом Ита­лии в ми­ро­вую ху­до­жес­т­вен­ную сок­ро­вищ­ни­цу бы­ли не по­лот­на ро­ман­ти­ков, а твор­чес­т­во ве­ли­ко­го скуль­п­то­ра Ан­то­нио Ка­но­вы (1757-1822), сто­яв­ше­го на по­зи­ци­ях клас­си­циз­ма.

В се­ре­ди­не ве­ка наб­лю­да­ет­ся за­кат ро­ман­ти­чес­кой ху­до­жес­т­вен­ной шко­лы и пов­сю­ду в Ев­ро­пе да­ют се­бя по­чув­с­т­во­вать но­вые эс­те­ти­чес­кие зап­ро­сы, но­вые ис­ка­ния, под­го­то­вив­шие зна­ме­на­тель­ные и пло­дот­вор­ные пе­ре­ме­ны, ко­то­ры­ми от­ме­че­на ис­то­рия изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства на ру­бе­же XIX и XX сто­ле­тий.

 

Печатается по из­да­нию: Но­вая ис­то­рия стран Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. Пер­вый пе­ри­од: Учеб. по спец. «Исто­рия»/ В.Н. Ви­ног­ра­дов, Н.М. Гу­се­ва, А.М. Зве­рев и др.; Под ред. Е.Е. Юров­с­кой и И.М. Кри­во­гу­за. - М.: Высш. шк., 1998.- 415 с

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.