Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Греки в Османской империи.



 

Положение мно­го­чис­лен­но­го в Ос­ман­с­кой им­пе­рии гре­чес­ко­го на­се­ле­ния но­си­ло на се­бе от­пе­ча­ток сво­е­об­ра­зия и не яв­ля­лось оди­на­ко­вым. Выс­ший его слой, мож­но ска­зать, ус­т­ро­ил­ся неп­ло­хо и да­же час­тич­но во­шел в иерар­хи­чес­кую струк­ту­ру им­пе­рии. Кон­с­тан­ти­но­поль­с­кий пат­ри­арх счи­тал­ся гла­вой не толь­ко пра­вос­лав­ной цер­к­ви, но и об­щи­ны (мил­ле­та). По­ло­же­ние хрис­ти­ан го­су­дар­с­т­вен­но-пра­во­вы­ми нор­ма­ми не ре­гу­ли­ро­ва­лось, они жи­ли по ка­но­нам обыч­но­го пра­ва, и пат­ри­арх об­ла­дал не толь­ко ка­но­ни­чес­кой­, но в оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни ад­ми­нис­т­ра­тив­ной и су­деб­ной влас­тью и от­ве­чал за сбор на­ло­гов. Эта власть приз­на­ва­лась Вы­со­кой Пор­той­, пат­ри­арх яв­лял­ся ее са­нов­ни­ком и имел зва­ние ви­зи­ря. Выс­шее гре­чес­кое ду­хо­вен­с­т­во за­ни­ма­ло гос­под­с­т­ву­ющее по­ло­же­ние в бол­гар­с­кой цер­к­ви; в Ду­най­ских кня­жес­т­вах су­щес­т­во­ва­ли вли­ятель­ные и бо­га­тые мо­нас­ты­ри, так на­зы­ва­емые пос­вя­щен­ные, до­хо­ды с ко­то­рых пос­ту­па­ли в поль­зу Свя­тых мест.

Знатные гре­чес­кие семьи (фа­на­ри­оты) за­ня­ли вид­ное по­ло­же­ние не толь­ко в тор­го­во-де­неж­ных опе­ра­ци­ях, но и в по­ли­ти­чес­кой жиз­ни им­пе­рии. Пос­коль­ку об­ще­ние с «не­вер­ны­ми» счи­та­лось уни­зи­тель­ным для му­суль­ман­с­ко­го са­нов­ни­ка, фа­на­ри­оты ста­ли пос­ред­ни­ка­ми в не­из­беж­ном и ши­рив­шем­ся об­ще­нии с хрис­ти­ан­с­ким ми­ром. Фа­на­ри­оты мо­но­по­ли­зи­ро­ва­ли пос­ты дра­го­ма­нов (пе­ре­вод­чи­ков) Вы­со­кой Пор­ты и ее фло­та, при­чем их фун­к­ции бы­ли от­нюдь не тех­ни­чес­ки­ми, а по­ли­ти­чес­ки­ми. Бо­лее ста лет, с на­ча­ла XVI­II в. по 20-е го­ды XIX в., из чис­ла фа­на­ри­отов наз­на­ча­лись гос­по­да­ри Ду­най­ских кня­жеств.

Греческие ос­т­ро­ва и по­бе­режье яв­ля­лись кон­так­т­ной зо­ной меж­ду ис­лам­с­ким и хрис­ти­ан­с­ким ми­ром. На­се­лен­ные гре­ка­ми Иони­чес­кие ос­т­ро­ва в Ад­ри­ати­ке до кон­ца XVI­II сто­ле­тия вхо­ди­ли в сос­тав ве­не­ци­ан­с­ких вла­де­ний. На ос­т­ро­вах и по­бе­режье сфор­ми­ро­ва­лась бо­га­тая тор­го­вая и су­дов­ла­дель­чес­кая бур­жу­азия. Фи­ли­алы гре­чес­ких тор­го­вых до­мов сетью пок­ры­ли Ев­ро­пу - от Лон­до­на до Не­жи­на и Ле­ван­та. Ты­ся­чи их су­дов бо­роз­ди­ли Сре­ди­зем­ное и Чер­ное мо­ря и Ат­лан­ти­ку, прев­ра­тив­шись в сво­е­об­раз­ных мор­с­ких из­воз­чи­ков. Проц­ве­тав­шие гре­чес­кие ко­ло­нии за­ня­ли проч­ное мес­то в ев­ро­пей­ской ком­мер­ции, но не толь­ко: они прев­ра­ти­лись в цен­т­ры на­ци­ональ­но­го прос­ве­ще­ния и ос­во­бо­ди­тель­ной борь­бы, в сре­до­то­чие кон­так­тов с пе­ре­до­вой об­щес­т­вен­ной мыс­лью.

Совсем иной жиз­нью жи­ла гре­чес­кая «глу­бин­ка», сель­с­кие рай­оны Бал­кан­с­ко­го по­лу­ос­т­ро­ва, где ца­ри­ло при­ми­тив­ное зем­ле­де­лие фе­одаль­но за­ви­си­мо­го крес­ть­ян­с­т­ва на зем­лях, при­над­ле­жав­ших ту­рец­ким и, час­тич­но, гре­чес­ким по­ме­щи­кам. Ис­к­лю­че­ние сос­тав­ля­ли фак­ти­чес­ки са­мос­то­ятель­ные об­щи­ны в труд­но­дос­туп­ных гор­ных мес­т­нос­тях, на ко­то­рые ос­ма­нам так и не уда­лось рас­п­рос­т­ра­нить свою власть.

Национальное дви­же­ние раз­ви­ва­лось под воз­дей­ст­ви­ем двух внеш­них и, на пер­вый взгляд, не­сов­мес­ти­мых фак­то­ров: за­пад­но­ев­ро­пей­ской ре­во­лю­ци­он­ной и ли­бе­раль­ной иде­оло­гии, вли­яние ко­то­рой ста­ло осо­бен­но за­мет­ным во вре­мя Фран­цуз­с­кой ре­во­лю­ции, и рус­ско-ту­рец­ких войн. Но на са­мом де­ле оба они спо­соб­с­т­во­ва­ли ре­ше­нию наз­рев­шей за­да­чи ос­во­бож­де­ния Гре­ции из-под влас­ти Ос­ман­с­кой им­пе­рии, став­шей серь­ез­ным пре­пят­с­т­ви­ем эко­но­ми­чес­ко­го, со­ци­аль­но­го, на­ци­ональ­но­го и ду­хов­но­го раз­ви­тия ее на­ро­да. Зна­чи­тель­на при этом бы­ла роль гре­чес­кой ди­ас­по­ры. В 1797 г. К. Ри­гас Фе­ре­ос (Ве­лес­тин­лис) из­дал в Ве­не бро­шю­ру, в ко­то­рой раз­ви­вал идею ра­вен­с­т­ва всех бал­кан­с­ких на­ро­дов, их сов­мес­т­ной борь­бы про­тив Ос­ман­с­кой им­пе­рии и из­ла­гал план соз­да­ния Гре­чес­кой рес­пуб­ли­ки на раз­ва­ли­нах ее ев­ро­пей­ских и, час­тич­но, ма­ло­ази­ат­с­ких вла­де­ний.

В 1814 г. в Одес­се про­жи­вав­ши­ми там гре­ка­ми бы­ла соз­да­на Фи­ли­ки Эте­рия (Дру­жес­кое об­щес­т­во). Воз­г­ла­вил ее ге­не­рал-май­ор рус­ской служ­бы Алек­сандр Ип­си­лан­ти. В 1821 г. от­ря­ды гре­ков под его ко­ман­до­ва­ни­ем пе­реш­ли гра­ни­цу и втор­г­лись в Ду­най­ские кня­жес­т­ва, на­де­ясь от­ту­да пе­реп­ра­вить­ся в Гре­цию.

Экспедиция по­тер­пе­ла не­уда­чу, и сам Ип­си­лан­ти, бе­жав­ший в ав­с­т­рий­ские пре­де­лы, за­кон­чил там свои дни в за­то­че­нии (в кре­пос­ти). Но бро­шен­ный им при­зыв был под­х­ва­чен, вос­ста­ние за­по­лы­ха­ло по всей Гре­ции. В пер­вые го­ды пов­с­тан­цы одер­жа­ли круп­ные ус­пе­хи - не толь­ко на по­ле боя, но и в го­су­дар­с­т­вен­ном стро­итель­с­т­ве, про­воз­г­ла­сив Гре­цию кон­с­ти­ту­ци­он­ной рес­пуб­ли­кой. Их ге­ро­ичес­кая борь­ба бы­ла вос­пе­та Дж. Г. Бай­ро­ном (он сам при­нял в ней учас­тие и на­шел смерть в осаж­ден­ной тур­ка­ми кре­пос­ти Мис­со­лун­ги­он) и Пуш­ки­ным.

Но в 1825-1826 гг. во­ен­ное счас­тье из­ме­ни­ло гре­кам. Ска­за­лись раз­но­род­ность и раз­ног­ла­сия в ру­ко­вод­с­т­ве (тор­гов­цы и су­дов­ла­дель­цы, с од­ной сто­ро­ны; круп­ные зе­мель­ные соб­с­т­вен­ни­ки - с дру­гой­), тра­ди­ции пар­ти­зан­щи­ны, но­си­те­ля­ми ко­то­рых бы­ли ка­пи­та­ны, ру­ко­во­ди­те­ли от­дель­ных от­ря­дов. Вы­со­кой Пор­те уда­лось прив­лечь на свою сто­ро­ну еги­пет­с­ко­го па­шу Му­хам­ме­да-Али, вой­ска ко­то­ро­го опус­то­ши­ли Мо­рею, взя­ли штур­мом ряд го­ро­дов. Судь­бы гре­чес­кой ре­во­лю­ции по­вис­ли на во­лос­ке.

Однако пос­ле­до­ва­ло вме­ша­тель­с­т­во в кон­ф­ликт трех дер­жав - Рос­сии, Ве­ли­коб­ри­та­нии и Фран­ции; их объ­еди­нен­ный флот в 1827 г. раз­г­ро­мил ту­рец­ко-еги­пет­с­кую эс­кад­ру в бит­ве при На­ва­ри­не. Но даль­ше пу­ти со­юз­ни­ков ра­зош­лись, и лишь Рос­сия объ­яви­ла в сле­ду­ющем го­ду вой­ну Тур­ции. По Ад­ри­ано­поль­с­ко­му ми­ру (1829) не­за­ви­си­мость Гре­ции бы­ла обес­пе­че­на. Под вли­яни­ем трех дер­жав-«пок­ро­ви­тель­ниц» она бы­ла объ­яв­ле­на (1831) ко­ро­лев­с­т­вом с тер­ри­то­ри­ей на юге Бал­кан­с­ко­го по­лу­ос­т­ро­ва по ли­нии меж­ду за­ли­ва­ми Во­лос и Ар­та, вклю­чав­шей толь­ко часть гре­чес­ко­го на­се­ле­ния. Те же «пок­ро­ви­те­ли» ре­ко­мен­до­ва­ли на прес­тол юно­го ба­вар­с­ко­го прин­ца От­то­на. Пов­з­рос­лев, От­тон про­явил яв­ную тя­гу к аб­со­лю­тиз­му. Зем­ли, ра­нее при­над­ле­жав­шие ту­рец­ким фе­ода­лам, пе­реш­ли в ру­ки го­су­дар­с­т­ва; лишь часть их бы­ла рас­п­ре­де­ле­на меж­ду крес­ть­яна­ми, а дру­гая - при­об­ре­те­на чи­нов­ни­ка­ми, офи­це­ра­ми, куп­ца­ми, об­ра­зо­вав­ши­ми по­ме­щичью прос­лой­ку. Во гла­ве уп­рав­ле­ния и ар­мии вста­ли при­ве­зен­ные От­то­ном с ро­ди­ны ба­вар­цы. Не­до­воль­с­т­во об­щес­т­вен­нос­ти по­дог­ре­ва­лось упор­ным не­же­ла­ни­ем ка­то­ли­ка-мо­нар­ха пе­рей­ти в пра­вос­ла­вие. Са­мо­уп­рав­с­т­во ко­ро­ля, про­из­вол влас­тей­, пол­нов­лас­тие ба­вар­с­кой кли­ки, вы­со­кие на­ло­ги выз­ва­ли в 1843 г. вос­ста­ние афин­с­ко­го гар­ни­зо­на, под­дер­жан­но­го на­ро­дом; ба­вар­цы бы­ли от­с­т­ра­не­ны, и На­ци­ональ­ное соб­ра­ние вве­ло в Гре­ции пред­с­та­ви­тель­ное прав­ле­ние.

Незаживающей ра­ной в на­род­ном соз­на­нии ос­та­ва­лась ра­зоб­щен­ность гре­чес­ких зе­мель, боль­шая часть ко­то­рых по-преж­не­му на­хо­ди­лась в пре­де­лах Ос­ман­с­кой им­пе­рии. В 1844 г. в ре­чи вид­но­го по­ли­ти­чес­ко­го де­яте­ля И. Ко­ле­ти­са бы­ла впер­вые сфор­му­ли­ро­ва­на «ме­га­ли» (ве­ли­кая) идея - идея соз­да­ния Гре­ции, ко­то­рая вклю­ча­ла бы в се­бя не толь­ко бал­кан­с­кие зем­ли. Ис­ход­ной точ­кой ее слу­жи­ло впол­не по­нят­ное и ис­то­ри­чес­ки оп­рав­дан­ное же­ла­ние го­су­дар­с­т­вен­но­го объ­еди­не­ния всех гре­ков. Но «ме­га­лис­ты» на этом не ос­та­нав­ли­ва­лись, а, апел­ли­руя к ис­то­рии, за­ма­хи­ва­лись на зем­ли, в ко­то­рых уже дав­но и проч­но про­жи­ва­ло сла­вян­с­кое и ту­рец­кое боль­шин­с­т­во.

Во вре­мя Крым­с­кой вой­ны 1853-1856 гг. в Гре­ции от­к­ры­то про­яв­ля­лись сим­па­тии к Рос­сии. Гре­чес­кие от­ря­ды всту­пи­ли в Эпир, в ос­ман­с­кие пре­де­лы. Рез­кая ре­ак­ция пос­ле­до­ва­ла не толь­ко со сто­ро­ны Тур­ции, но и ее со­юз­ни­ков, Фран­ции и Ве­ли­коб­ри­та­нии, чьи вой­ска вы­са­ди­лись в Афи­нах. Пра­ви­тель­с­т­во Гре­ции вы­нуж­де­но бы­ло от­с­ту­пить.

Экономическая раз­ру­ха, тя­жесть на­ло­го­во­го об­ло­же­ния, от­сут­с­т­вие де­мок­ра­ти­чес­ких сво­бод, пре­неб­ре­же­ние От­то­на да­же уме­рен­ной кон­с­ти­ту­ци­ей 1844 г.- все это пос­лу­жи­ло при­чи­ной вспых­нув­шей в 1862 г. ре­во­лю­ции. Вос­ста­ние афин­с­ко­го гар­ни­зо­на скло­ни­ло ча­шу ве­сов на ее сто­ро­ну, От­то­на низ­ло­жи­ли с прес­то­ла, и он по­ки­нул стра­ну. Но­вым ко­ро­лем На­ци­ональ­ное соб­ра­ние из­б­ра­ло прин­ца Виль­гель­ма Глюк­с­бур­га, всту­пив­ше­го на прес­тол под име­нем Ге­ор­га I. При­ня­тая в 1864 г. Кон­с­ти­ту­ция вве­ла в стра­не все­об­щее из­би­ра­тель­ное пра­во для муж­чин (огра­ни­чен­ное цен­зом осед­лос­ти) и од­но­па­лат­ный пар­ла­мент, про­воз­г­ла­си­ла ос­нов­ные де­мок­ра­ти­чес­кие пра­ва на­се­ле­ния. В том же го­ду Ве­ли­коб­ри­та­ния пе­ре­да­ла Гре­ции на­хо­див­ши­еся с на­ча­ла ве­ка под ее уп­рав­ле­ни­ем Иони­чес­кие ос­т­ро­ва. Но воп­рос «со­би­ра­ния зе­мель» про­дол­жал ос­та­вать­ся са­мым жгу­чим. Вос­ста­ние 1866 г. на ос­т­ро­ве Крит не увен­ча­лось объ­еди­не­ни­ем его с Гре­ци­ей­; ос­т­ро­ви­тя­не до­би­лись лишь пра­ва на ог­ра­ни­чен­ное са­мо­уп­рав­ле­ние.

 

Албанские земли.

 

Албанские зем­ли бы­ли раз­би­ты в Ос­ман­с­кой им­пе­рии на нес­коль­ко сан­д­жа­ков, поз­д­нее - па­ша­лы­ков и, на­ко­нец, с 1866 г.- ви­лай­етов со сме­шан­ным ал­ба­но-гре­чес­ким на­се­ле­ни­ем. Осо­бен­нос­тью ал­бан­цев яв­ля­лось то, что они бы­ли ре­ли­ги­оз­но ра­зоб­ще­ны. На­ибо­лее мно­го­чис­лен­ная груп­па ис­по­ве­до­ва­ла ис­лам, за ним сле­до­ва­ли пра­вос­лав­ные и ка­то­ли­ки. Од­на­ко соз­на­ние эт­ни­чес­кой и на­ци­ональ­ной об­щ­нос­ти не ис­чез­ло, и ре­ли­ги­оз­ная враж­да не ом­ра­ча­ла их ис­то­рии; язык, пре­да­ния и нра­вы пе­ре­да­ва­лись из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Не уга­сал культ зна­ме­ни­то­го во­ите­ля, бор­ца за сох­ра­не­ние не­за­ви­си­мос­ти, Скан­дер­бе­га (Ге­ор­га Кас­т­ри­оти; ок. 1405-1468). На ру­бе­же XVI­II-XIX вв. су­щес­т­во­ва­ние, пусть вре­мен­ное, по­лу­са­мос­то­ятель­ных па­ша­лы­ков, Янин­с­ко­го и Шкод­рин­с­ко­го, спо­соб­с­т­во­ва­ло кон­со­ли­да­ции ал­бан­с­кой об­щ­нос­ти. В то же вре­мя ал­бан­с­кие зем­ли как в со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ком от­но­ше­нии, так и в ду­хов­ном тес­нее дру­гих не­ту­рец­ких рай­онов бы­ли свя­за­ны с Ос­ман­с­кой им­пе­ри­ей. Ал­бан­с­кие фе­одаль­ные ро­ды за­ни­ма­ли вид­ное мес­то в иерар­хии им­пе­рии, пос­тав­ля­ли для нее не­ма­ло выс­ших чи­нов­ни­ков, па­шей и да­же ве­ли­ких ви­зи­рей. Зна­ме­ни­тый пра­ви­тель Егип­та Му­хам­мед-Али был вы­ход­цем из Ал­ба­нии. Ал­бан­с­кие му­суль­ма­не сос­тав­ля­ли не­ма­лую часть ту­рец­кой ар­мии.

Кризис им­пе­рии за­ко­но­мер­но рас­п­рос­т­ра­нил­ся и на ее ал­бан­с­кие зем­ли. Си­па­хи все ме­нее охот­но от­к­ли­ка­лись на при­зыв ид­ти в по­хо­ды, пред­по­чи­тая за­ни­мать­ся до­ма хо­зяй­ст­вом. И по за­ко­ну, и в об­ход его они зах­ва­ты­ва­ли ми­рий­ские (го­су­дар­с­т­вен­ные) зем­ли, от­тор­гая их у крес­ть­ян­с­ких об­щин и прев­ра­щая их в чиф­т­ли­ки (час­т­ные вла­де­ния). Рос­ла за­паш­ка зе­мель, внед­ря­лись но­вые куль­ту­ры, в том чис­ле вве­зен­ные из Аме­ри­ки (ку­ку­ру­за, хло­пок, рис, та­бак). По­лу­чи­ло раз­ви­тие го­род­с­кое ре­мес­ло. В от­дель­ных го­ро­дах ре­мес­лен­ные це­хи-эсна­фы (ко­жев­ни­ков, пор­т­ных, са­пож­ни­ков, мяс­ни­ков и т. д.) нас­чи­ты­ва­лись де­сят­ка­ми. Вмес­те с ры­ноч­ным об­ме­ном рос­ло про­из­вод­с­т­во зер­на, олив­ко­во­го мас­ла, та­ба­ка, ско­то­вод­с­т­во. Уже в XVII, а осо­бен­но в XVI­II в. все это в зна­чи­тель­ных ко­ли­чес­т­вах вы­во­зи­лось за гра­ни­цу. Дур­рес прев­ра­тил­ся во вто­рой пос­ле Стам­бу­ла порт ев­ро­пей­ской Тур­ции, в нем от­к­ры­лись кон­суль­с­т­ва Ан­г­лии, Фран­ции, Гол­лан­дии, Ве­не­ции, Не­апо­ля.

Ослабление ту­рец­кой во­ен­ной и де­зор­га­ни­за­ция ад­ми­нис­т­ра­тив­ной сис­те­мы спо­соб­с­т­во­ва­ли раз­го­ра­нию меж­до­усо­биц круп­ных фе­одаль­ных ро­дов, их борь­бе за зем­лю и власть, в ко­то­рую ока­за­лось вов­ле­чен­ным все на­се­ле­ние, по тра­ди­ции по­го­лов­но во­ору­жен­ное. Да­же се­ле­ния из­ме­ни­ли об­лик: в них стро­ились ку­лы - до­ма-кре­пос­ти с тол­с­ты­ми сте­на­ми и ок­на­ми-бой­ни­цам и дверью на вы­со­те нес­коль­ких мет­ров от зем­ли, до ко­то­рой до­би­ра­лись по ве­ре­воч­ной лес­т­ни­це.

История поч­ти бес­п­ре­рыв­ных внут­рен­них войн зна­ет нес­коль­ко яр­ких стра­ниц, ког­да от­дель­ным силь­ным лич­нос­тям уда­ва­лось объ­еди­нить под сво­ей влас­тью, и на­дол­го, зна­чи­тель­ные тер­ри­то­рии, прев­ра­щая их в сво­его ро­да го­су­дар­с­т­во в го­су­дар­с­т­ве, и ког­да са­мо вла­ды­чес­т­во Пор­ты ста­но­ви­лось но­ми­наль­ным. Так, в 60-е го­ды XVI­II в. власть в Шкод­ре (Ску­та­ри) и ок­ру­жав­ших ее рай­онах зах­ва­тил Мех-мед-па­ша Бу­ша­ти (Ста­рый­), обуз­дав­ший мес­т­ных фе­ода­лов. Рост его вли­яния всерь­ез встре­во­жил Вы­со­кую Пор­ту, и по­дос­лан­ные ею аген­ты в 1775 г. от­ра­ви­ли па­шу, но по­дор­вать мо­гу­щес­т­во ро­да не уда­лось. В 1787 г. бы­ла пред­п­ри­ня­та су­хо­пут­ная и мор­с­кая эк­с­пе­ди­ция про­тив сы­на Ста­ро­го, но­сив­ше­го имя Мах­муд. Пор­та су­ме­ла прив­лечь на свою сто­ро­ну мно­гих про­тив­ни­ков Мах­му­да, и пос­ле нес­коль­ких битв тот ук­рыл­ся с нем­но­го­чис­лен­ны­ми сто­рон­ни­ка­ми в шкод­рин­с­кой ци­та­де­ли Ра­за­фа­те.

Однако здесь гра­бе­жи ту­рец­кой ар­мии, опус­то­ше­ние по­лей­, зас­той в тор­гов­ле под­ня­ли про­тив нее на­се­ле­ние Се­вер­ной Ал­ба­нии, к то­му же по­дос­пе­ли вес­ти о на­ча­ле рус­ско-ту­рец­кой вой­ны, взбод­рив­шие пов­с­тан­цев. Тур­ки по­тер­пе­ли сок­ру­ши­тель­ное по­ра­же­ние. Вы­со­кая Пор­та сми­ри­лась, а в 1789 г. «мя­теж­ник», т. е. Мах­муд, по­лу­чил зва­ние трех­бун­чуж­но­го па­ши (по ев­ро­пей­ским мер­кам - пол­но­го ге­не­ра­ла) и был ут­вер­ж­ден в дол­ж­нос­ти пра­ви­те­ля Шко­ды.

Одновременно весь­ма ос­лож­ни­лась для Пор­ты об­с­та­нов­ка в Юж­ной Ал­ба­нии и при­мы­кав­ших к ней рай­онах Се­вер­ной Гре­ции (в Фес­са­лии и Эпи­ре). Их под­чи­нил сво­ей влас­ти вы­хо­дец из го­род­ка Те­пе­ле­на Али-па­ша, уч­ре­див­ший свою сто­ли­цу в тор­го­во-ре­мес­лен­ном цен­т­ре Яни­не (отсю­да - Али-па­ша Янин­с­кий­). Он иг­но­ри­ро­вал при­ка­зы о выс­туп­ле­нии со сво­ими вой­ска­ми в по­ход про­тив Рос­сии и да­же всту­пил в пе­ре­пис­ку с Г.А. По­тем­ки­ным. В под­в­лас­т­ных вла­де­ни­ях Али-па­ша (сам смо­ло­ду раз­бой­ни­чав­ший на боль­шой до­ро­ге) ус­та­но­вил стро­гий по­ря­док, сле­дил за пра­виль­ным взи­ма­ни­ем на­ло­гов, про­яв­лял все приз­на­ки ува­же­ния к хрис­ти­ан­с­кой ре­ли­гии. По­пыт­ка Пор­ты под­нять про­тив Али му­суль­ман­с­ких фе­ода­лов по­тер­пе­ла не­уда­чу, их от­ря­ды бы­ли раз­г­ром­ле­ны. Лишь пос­ле окон­ча­ния вой­ны с Рос­си­ей она ре­ши­ла пе­рей­ти в нас­туп­ле­ние.

Первый удар был нап­рав­лен про­тив влас­ти­те­ля Шко­ды. В 1792 г. трех­бун­чуж­ный па­ша Мах­муд был, по сул­тан­с­ко­му ука­зу, сно­ва объ­яв­лен мя­теж­ни­ком. Пос­ле­до­ва­ла вто­рая оса­да Ра­за­фа­та, и сно­ва - не­уда­ча, и вновь Мах­муд был «про­щен». Сов­сем пе­рес­тав счи­тать­ся с пре­ро­га­ти­ва­ми сул­та­на, он уп­рав­лял Шкод­рин­с­ким па­ша­лы­ком по сво­ему смот­ре­нию, по­са­див на все ад­ми­нис­т­ра­тив­ные дол­ж­нос­ти сво­их лю­дей­, об­за­ве­дясь соб­с­т­вен­ной ар­ми­ей и да­же не­боль­шим фло­том. Лишь нез­на­чи­тель­ную часть сво­их до­хо­дов он от­п­рав­лял в Стам­бул в ви­де да­ни. В Шкод­ре вновь обос­но­вал­ся ка­то­ли­чес­кий ар­хи­епис­коп. Во вла­де­ни­ях Мах­му­да на вре­мя ус­та­но­ви­лось от­но­си­тель­ное спо­кой­ст­вие, ко­то­рое он сам же и на­ру­шил. Стре­мясь удов­лет­во­рить свои эк­с­пан­си­онис­т­с­кие ап­пе­ти­ты, Мах­муд в 1795 г. ов­ла­дел Ко­со­во, а в сле­ду­ющем го­ду на­пал на Чер­но­го­рию; од­на­ко счас­тье ему из­ме­ни­ло, он был раз­г­ром­лен и пал в бою.

Между тем Али-па­ша Янин­с­кий ус­пеш­но «округ­лял» свои вла­де­ния, опи­ра­ясь на мел­ких фе­ода­лов и поль­зу­ясь слож­ной меж­ду­на­род­ной об­с­та­нов­кой. Вос­точ­ное Сре­ди­зем­но­морье на­дол­го прев­ра­ти­лось в аре­ну вой­ны меж­ду Фран­ци­ей и Ан­г­ли­ей. Али-па­ша ла­ви­ро­вал меж­ду во­ю­ющи­ми, по­лу­чая бо­евое сна­ря­же­ние то от од­ной­, то от дру­гой сто­ро­ны. В 1809 г. он зах­ва­тил Бе­рат­с­кий па­ша­лык; в 1811 г. его вой­ска всту­пи­ли во Вле­ру, раз­г­ро­ми­ли ли­гу юж­но­ал­бан­с­ких фе­ода­лов и за­ня­ли Ги­ро­кас­т­ру. Пос­ле­до­ва­ли рас­п­ра­вы с вра­га­ми, зах­ват или по­куп­ка за бес­це­нок их зе­мель. Рас­по­ла­гая круп­ны­ми сред­с­т­ва­ми, Али-па­ша пос­то­ян­но со­дер­жал ар­мию в 10-15 тыс. че­ло­век и, щед­ро ода­ри­вая «ко­го на­до» в Стам­бу­ле, обес­пе­чи­вал се­бе, до по­ры до вре­ме­ни, сан­к­цию на все но­вые «при­ра­ще­ния».

Лишь пос­ле окон­ча­ния в 1812 г. оче­ред­ной вой­ны с Рос­си­ей­, ук­ре­пив свои по­зи­ции внут­ри стра­ны, сул­тан Мах­муд II пе­ре­шел к ре­ши­тель­ным дей­ст­ви­ям. Он ли­шил Али пра­ва на уп­рав­ле­ние час­тью вла­де­ний­, спо­соб­с­т­во­вал раз­жи­га­нию его кон­ф­лик­та с шкод­рин­с­ким па­шой. В 1820 г. Али был объ­яв­лен мя­теж­ни­ком, и ка­ра­тель­ная ар­мия ус­т­ре­ми­лась к Яни­не. Боль­шин­с­т­во приб­ли­жен­ных и да­же сы­новья по­ки­ну­ли Али, соб­лаз­нен­ные обе­ща­ни­ем вы­со­ких дол­ж­нос­тей. 17 ме­ся­цев соп­ро­тив­лял­ся гар­ни­зон Яни­ны, лишь обе­ща­ни­ем по­ми­ло­ва­ния уда­лось до­бить­ся сда­чи кре­пос­ти (январь 1822 г.). Обе­ща­ние бы­ло на­ру­ше­но, ста­рый па­ша каз­нен, и его от­руб­лен­ная го­ло­ва от­п­рав­ле­на сул­та­ну как страш­ный тро­фей...

Затем нас­ту­пи­ла оче­редь Шкод­ры. И здесь сул­тан Мах­муд II дол­го вы­жи­дал и взве­ши­вал. Толь­ко пос­ле окон­ча­ния в 1829 г. но­вой рус­ско-ту­рец­кой вой­ны он рас­по­ря­дил­ся изъ­ять у шкод­рин­с­ко­го па­ши Мус­та­фы ряд под­чи­нив­ших­ся то­му рай­онов и пред­ло­жил ему при­нять в сто­ли­це ту­рец­кий гар­ни­зон. Пос­ле пос­ле­до­вав­ше­го от­ка­за про­тив Мус­та­фы дви­ну­лись ка­ра­те­ли. Тот сдал­ся на ми­лость по­бе­ди­те­ля, и на этот раз ми­лость бы­ла ока­за­на - свои дни он за­кон­чил ос­ман­с­ким са­нов­ни­ком в Стам­бу­ле.

На при­ме­ре су­щес­т­во­ва­ния по­лу­не­за­ви­си­мых па­ша­лы­ков вид­но, нас­коль­ко неп­ря­мы­ми пу­тя­ми идет ис­то­рия. Да, это бы­ли фе­одаль­ные об­ра­зо­ва­ния во гла­ве с аб­со­лю­тис­та­ми дес­по­ти­чес­ких нак­лон­нос­тей. И в то же вре­мя эти за­ро­ды­ши на­ци­ональ­ной го­су­дар­с­т­вен­нос­ти спо­соб­с­т­во­ва­ли пре­одо­ле­нию фе­одаль­ной раз­д­роб­лен­нос­ти и рос­ту ал­бан­с­ко­го са­мо­соз­на­ния. Они вос­ста­но­ви­ли и раз­ви­ли тра­ди­ции ос­во­бо­ди­тель­ной борь­бы, ук­ре­пи­ли соз­на­ние ал­бан­с­кой ин­ди­ви­ду­аль­нос­ти.

Еще слож­нее и при­хот­ли­вее выг­ля­дит па­лит­ра ал­бан­с­кой ис­то­рии в эпо­ху ту­рец­ко­го ре­фор­ма­тор­с­т­ва (тан­зи­ма­та), на­чав­ше­го­ся в 30-е го­ды XIX в. Ал­бан­с­кие фе­ода­лы не раз выс­ту­па­ли про­тив ре­фор­ма­ци­он­но­го кур­са и под­ни­ма­ли на­род под зна­ме­нем воз­в­ра­та к ста­рым обы­ча­ям и за­ко­нам. И все же в хо­де этих выс­туп­ле­ний креп­ло соз­на­ние на­ци­ональ­ной об­щ­нос­ти, сво­ей са­мо­быт­нос­ти. Пос­те­пен­но выз­ре­ва­ла идея ав­то­но­мии - пред­вес­т­ник стрем­ле­ния к пол­ной го­су­дар­с­т­вен­ной са­мос­то­ятель­нос­ти. Это­му спо­соб­с­т­во­ва­ла и де­ятель­ность прос­ве­ти­те­лей­, са­мым яр­ким из ко­то­рых был На­ум Ве­киль­хар­д­жи. Имен­но он в 1836 г, об­ра­тил­ся к со­оте­чес­т­вен­ни­кам с при­зы­вом раз­ви­вать род­ной язык, куль­ту­ру, прос­ве­ще­ние. Он же из­дал два ал­бан­с­ких бук­ва­ря на ос­но­ве сла­вян­с­ко­го ал­фа­ви­та. В 1864 г. вы­со­ко­пос­тав­лен­ные ал­бан­цы, глав­ным об­ра­зом чи­нов­ни­ки на ту­рец­кой служ­бе, об­ра­зо­ва­ли в Стам­бу­ле куль­тур­но-прос­ве­ти­тель­ное об­щес­т­во с целью соз­да­ния еди­ной ал­бан­с­кой аз­бу­ки, от­к­ры­тия школ с обу­че­ни­ем на род­ном язы­ке, вы­пус­ка ли­те­ра­ту­ры. Пра­ви­тель­с­т­во не­мед­лен­но зап­ре­ти­ло об­щес­т­во.

Политически прос­ве­ти­тель­с­т­во, как имен­но ал­бан­с­кое дви­же­ние, про­яв­ля­ло се­бя сла­бо; его но­си­те­ли выс­ту­па­ли сто­рон­ни­ка­ми кон­с­ти­ту­ци­он­но­го раз­ви­тия и граж­дан­с­ких прав, но в об­ще­ос­ман­с­ких рам­ках. Од­на­ко в са­мом стрем­ле­нии к куль­тур­но-язы­ко­во­му обо­соб­ле­нию в за­ро­ды­ше зак­лю­ча­лась идея по­ли­ти­чес­ко­го се­па­ра­тиз­ма.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.