Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Национальное возрождение южных славян.



 

В ус­ло­ви­ях кри­зи­са фе­ода­лиз­ма и раз­ви­тия бур­жу­аз­ных от­но­ше­ний и ры­ноч­ных свя­зей на­ме­ти­лось ожив­ле­ние куль­ту­ры и на­ци­ональ­но­го са­мо­соз­на­ния юж­ных сла­вян, фор­ми­ро­ва­лась иде­оло­гия на­ци­ональ­но­го дви­же­ния, выд­ви­га­лись по­ли­ти­чес­кие прог­рам­мы. При этом воз­рас­та­ло вни­ма­ние к дру­гим сла­вян­с­ким на­ро­дам, про­па­ган­ди­ро­ва­лись идеи сот­руд­ни­чес­т­ва меж­ду ни­ми («вза­им­нос­ти»). Ин­те­рес к рус­ской куль­ту­ре стал пос­то­ян­ной чер­той на­ци­ональ­ной жиз­ни. В XIX - на­ча­ле XX в. все боль­ше по­яв­ля­лось пе­ре­во­дов Го­го­ля, Пуш­ки­на, Тур­ге­не­ва, Тол­с­то­го, ис­пол­ня­лись про­из­ве­де­ния Глин­ки и Чай­ков­с­ко­го. Идеи «вза­им­нос­ти», рав­ноп­рав­но­го сод­ру­жес­т­ва не сле­ду­ет сме­ши­вать с по­ли­ти­чес­ким пан­с­ла­виз­мом, ни­ког­да не по­лу­чав­шим за­мет­но­го рас­п­рос­т­ра­не­ния в сла­вян­с­ких стра­нах (воп­ре­ки из­мыш­ле­ни­ям про­тив­ни­ков на­ци­ональ­но­го ос­во­бож­де­ния сла­вян).

У сло­вен­цев, це­лое ты­ся­че­ле­тие на­хо­див­ших­ся под влас­тью нем­цев, в кон­це XVI­II - на­ча­ле XIX в. пос­те­пен­но рас­п­рос­т­ра­ни­лось соз­на­ние сво­ей на­ци­ональ­ной об­щ­нос­ти. На­рож­дав­ша­яся ин­тел­ли­ген­ция - ду­хов­ная (ка­то­ли­чес­кая) и свет­с­кая - про­па­ган­ди­ро­ва­ла идеи этой об­щ­нос­ти сре­ди на­ро­да. Для обос­но­ва­ния на­ци­ональ­ной идеи мно­го сде­ла­ли ис­то­рик Ан­тон Лин­харт (1756- 1795) и фи­ло­лог Ер­ней Ко­пи­тар (1780-1844), ко­ди­фи­ци­ро­вав­ший сло­вен­с­кий ли­те­ра­тур­ный язык. В 1809-1813 гг. На­по­ле­он I объ­еди­нил боль­шую часть ок­ку­пи­ро­ван­ных фран­цу­за­ми сло­вен­с­ких зе­мель в Ил­ли­рий­ские про­вин­ции, что спо­соб­с­т­во­ва­ло раз­ви­тию на­ци­ональ­но­го са­мо­соз­на­ния. В 1844 г. Янез Блей­вей­с прис­ту­пил к из­да­нию сло­вен­с­кой га­зе­ты «Но­ви­це». Хо­тя в сло­вен­с­ком на­ци­ональ­но-куль­тур­ном дви­же­нии до­ми­ни­ро­ва­ло уме­рен­ное кон­сер­ва­тив­ное нап­рав­ле­ние, в 30-40-е го­ды XIX в. про­яв­ля­лись и ли­бе­раль­ные взгля­ды. Сво­бо­до­лю­би­ем бы­ло про­ни­за­но твор­чес­т­во вы­да­юще­го­ся по­эта-ли­ри­ка Фран­це Пре­шер­на (1800-1849).

В Хор­ва­тии ни­ког­да не пре­ры­ва­лась дво­рян­с­кая по­ли­ти­чес­кая тра­ди­ция. С кон­ца XVI­II в. кон­сер­ва­тив­ное фе­одаль­ное дво­рян­с­т­во. хо­тя и не­пос­ле­до­ва­тель­но, ста­ло соп­ро­тив­лять­ся по­ли­ти­ке мадь­яри­за­ции, преж­де все­го - вве­де­нию вен­гер­с­ко­го язы­ка (вмес­то ла­ты­ни) в ор­га­ны уп­рав­ле­ния. Об­ра­зо­ван­ные кру­ги - вы­ход­цы из не­бо­га­то­го дво­рян­с­т­ва, го­ро­жан, ду­хо­вен­с­т­ва - с се­ре­ди­ны XVI­II в. спо­ра­ди­чес­ки выс­ту­па­ли с на­ци­ональ­но-прос­ве­ти­тель­ны­ми иде­ями, но толь­ко в 30-е го­ды XIX в. они по­лу­чи­ли об­щес­т­вен­ную под­дер­ж­ку. Воз­ник­ло об­щес­т­вен­ное дви­же­ние, наз­ван­ное ил­ли­риз­мом, пос­коль­ку его иде­оло­ги за­яв­ля­ли, что все юж­ные сла­вя­не яв­ля­ют­ся еди­ным на­ро­дом, по­том­ка­ми древ­них ил­ли­рий­цев. Приз­на­вая на­ли­чие в «на­ро­де» раз­ных «вет­вей­» (хор­ва­тов, сер­бов, сло­вен­цев, бол­гар), де­яте­ли ил­ли­риз­ма - преж­де все­го для то­го, что­бы про­ти­вос­то­ять де­на­ци­она­ли­за­ции,- при­зы­ва­ли юж­ных сла­вян к спло­че­нию в сфе­ре куль­ту­ры, но меч­та­ли и о по­ли­ти­чес­ком со­юзе. На­ча­ло дви­же­нию по­ло­жил сын ап­те­ка­ря Лю­де­вит Гай (1809-1872), прис­ту­пив­ший в 1835 г. к из­да­нию га­зе­ты «Но­ви­не хор­ват­с­ке».

Объективно, хо­тя боль­шин­с­т­вом де­яте­лей ил­ли­риз­ма это и осоз­на­ва­лось, они ре­ша­ли за­да­чу спло­че­ния хор­ват­с­кой на­ции из на­се­ле­ния, раз­б­ро­сан­но­го по раз­ным зем­лям Ав­с­т­рии и Тур­ции и го­во­рив­ше­го на род­с­т­вен­ных ди­алек­тах. Так, уже в 1832 г. граф Ян­ко Драш­ко­вич выд­ви­нул прог­рам­му соз­да­ния (в пре­де­лах им­пе­рии) силь­но­го Хор­ват­с­ко­го ко­ро­лев­с­т­ва. В ка­чес­т­ве ли­те­ра­тур­но­го язы­ка хор­ва­тов ил­ли­ризм при­нял ди­алект, на ко­то­ром го­во­ри­ла боль­шая часть хор­ва­тов и все сер­бы (што­кав­щи­на). Ил­ли­ризм выд­ви­нул пле­яду яр­ких де­яте­лей хор­ват­с­кой куль­ту­ры - по­этов (Иван Ма­жу­ра­нич, Стан­ко Враз - вы­хо­дец из Сло­ве­нии и др.), пуб­ли­цис­тов (Л. Гай, Лю­де­вит Ву­ко­ти­но­вич, Бо­гос­лав Шу­лек, по про­ис­хож­де­нию сло­вак, и мно­гие дру­гие); не­ко­то­рые из них за­ни­ма­лись на­укой (исто­рик Иван Ку­ку­ле­вич). Бы­ли соз­да­ны на­ци­ональ­ные клу­бы-«чи­таль­ни», об­щес­т­во для из­да­ния книг - Хор­ват­с­кая ма­ти­ца (1842), пер­вая в Хор­ва­тии кре­дит­но-сбе­ре­га­тель­ная кас­са и др. В 1843 г. Ку­ку­ле­вич впер­вые выс­ту­пил в са­бо­ре на род­ном язы­ке с при­зы­вом приз­нать его офи­ци­аль­ным. Это бы­ло осу­щес­т­в­ле­но толь­ко в 1847 г.

Но часть дво­рян­с­т­ва и чи­нов­ни­чес­т­ва ори­ен­ти­ро­ва­лась на Вен­г­рию («мадь­ярон­с­т­во»), и в 40-е го­ды Хор­ва­тия ста­ла аре­ной ос­т­рой по­ли­ти­чес­кой борь­бы меж­ду ил­ли­рий­ской и про­вен­гер­с­кой груп­пи­ров­ка­ми, до­хо­див­шей до сты­чек на ули­цах Заг­ре­ба.

Сербы Во­ево­ди­ны как часть сер­б­с­ко­го на­ро­да, пра­вос­лав­но­го по ве­ро­ис­по­ве­да­нию, в куль­тур­ном от­но­ше­нии в XVI­II в. бы­ли свя­за­ны с Рос­си­ей. Учи­те­ля М. Су­во­ров (рус­ский­), при­ехав­ший в Во­ево­ди­ну в 1726 г., а за ним Э. Ко­за­чин­с­кий (укра­инец) соз­да­ли сер­б­с­кую шко­лу, при­вез­ли учеб­ни­ки. В кон­це XVI­II-XIX в. Во­ево­ди­на ста­ла важ­ным оча­гом сер­б­с­ко­го об­щес­т­вен­но­го дви­же­ния. Бо­га­тое ку­пе­чес­т­во ос­но­ва­ло Сер­б­с­кую ма­ти­цу (1826) - пер­вую та­ко­го ро­да из­да­тель­с­кую ор­га­ни­за­цию у сла­вян Ав­с­т­рий­ской им­пе­рии. Во­ево­дин­цы да­ли мо­ло­до­му Сер­б­с­ко­му кня­жес­т­ву пер­вых юрис­тов и учи­те­лей.

Выходцем из Во­ево­ди­ны был сер­б­с­кий прос­ве­ти­тель До­си­тей Об­ра­до­вич (1739-1811). Он до­ка­зы­вал не­об­хо­ди­мость пе­ре­во­да сер­б­с­кой пись­мен­нос­ти (в ко­то­рой пре­об­ла­да­ла не­по­нят­ная на­ро­ду смесь сер­б­с­ких, рус­ских и цер­ков­нос­ла­вян­с­ких эле­мен­тов) на на­род­ный язык и приб­ли­жал к не­му язык сво­их со­чи­не­ний. Об­ра­до­вич стал пер­вым «по­пе­чи­те­лем» (ми­нис­т­ром) прос­ве­ще­ния Сер­бии.

В Ав­с­т­рии (Ве­не) поч­ти всю жизнь ра­бо­тал вы­да­ющий­ся ре­фор­ма­тор сер­б­с­ко­го язы­ка Вук Ка­рад­жич (1787-1864), со­би­ра­тель и из­да­тель на­род­ных пе­сен, пе­ре­вод­чик Биб­лии, соз­да­тель сло­ва­ря и грам­ма­ти­ки. Тру­ды Ка­рад­жи­ча бы­ли из­вес­т­ны Ге­те и Пуш­ки­ну, сер­б­с­кий уче­ный был удос­то­ен ме­да­ли Рос­сий­ской ака­де­мии и по­лу­чал рус­скую пен­сию. В труд­ной­, про­дол­жав­шей­ся бо­лее тре­ти ве­ка борь­бе с сер­б­с­ки­ми кон­сер­ва­тив­ны­ми кру­га­ми Ка­рад­жич и его пос­ле­до­ва­те­ли до­би­лись об­щес­т­вен­но­го приз­на­ния прин­ци­па «пи­ши, как го­во­ришь». Это сде­ла­ло гра­мот­ность дос­туп­ной крес­ть­янам, т. е. име­ло круп­ное со­ци­аль­ное зна­че­ние.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.