Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кризис феодальной Речи Посполитой.



 

В XVII-XVI­II вв. Поль­ша ос­та­ва­лась од­ним из круп­ных го­су­дарств Ев­ро­пы. Еди­ная Речь Пос­по­ли­тая с вы­бор­ным ко­ро­лем и двух­па­лат­ным сей­мом де­ли­лась на Ко­ро­ну и Лит­ву, имев­шие свою ад­ми­нис­т­ра­цию, су­ды и вой­ско. По­ми­мо поль­с­ких, Ко­ро­на вла­де­ла ук­ра­ин­с­ки­ми зем­ля­ми; в Лит­ве, на­ря­ду с ли­тов­ца­ми, жи­ли бе­ло­ру­сы; в го­ро­дах имел­ся зна­чи­тель­ный про­цент не­мец­ко­го и ев­рей­ско­го на­се­ле­ния. Гос­под­с­т­ву­ющей бы­ла ка­то­ли­чес­кая ре­ли­гия, ко­то­рой при­дер­жи­ва­лось по­дав­ля­ющее боль­шин­с­т­во по­ля­ков и ли­тов­цев; ук­ра­ин­цы и бе­ло­ру­сы ос­та­ва­лись пра­вос­лав­ны­ми или бы­ли об­ра­ще­ны в уни­атов; сре­ди го­ро­жан име­лись про­тес­тан­ты, сох­ра­ня­ло свою ве­ру ев­рей­ское на­се­ле­ние. Не­ка­то­ли­ки не об­ла­да­ли по­ли­ти­чес­ки­ми и ины­ми пра­ва­ми.

Большую часть это­го вре­ме­ни поль­с­кий прес­тол за­ни­ма­ли ко­ро­ли-ино­зем­цы. Пос­ле от­ре­че­ния в 1668 г. пос­лед­не­го из Ва­зов (дру­гая ветвь этой ди­нас­тии пра­ви­ла в Шве­ции) Яна II Ка­зи­ми­ра лишь дваж­ды из­би­ра­лись на трон пред­с­та­ви­те­ли «сво­их» маг­нат­с­ких ро­дов - Ми­хал Ко­ри­бут Виш­не­вец­кий (1669-1673) и Ян Со­бес­кий (1674-1696), а за­тем ста­ли пра­вить сак­сон­с­кие ко­ро­ли Ав­густ II (1697-1733) и Ав­густ III (1733-1763). Воз­ни­ка­ли си­ту­ации, ког­да поль­с­кие го­су­дар­с­т­вен­ные вы­го­ды при­но­си­лись в жер­т­ву ди­нас­ти­чес­ким ин­те­ре­сам.

Международное по­ло­же­ние Ре­чи Пос­по­ли­той бы­ло слож­ным: она на­хо­ди­лась в ок­ру­же­нии уси­ли­вав­ших­ся со­се­дей­, стре­мив­ших­ся к тер­ри­то­ри­аль­ным при­об­ре­те­ни­ям. Это об­с­то­ятель­с­т­во в со­че­та­нии с глу­бо­ки­ми внут­рен­ни­ми про­ти­во­ре­чи­ями вов­лек­ло стра­ну в ряд кро­воп­ро­лит­ных войн.

На Ук­ра­ине, на­се­ле­ние ко­то­рой пе­ре­жи­ва­ло рост на­ци­ональ­но­го са­мо­соз­на­ния и не же­ла­ло ми­рить­ся с на­ци­ональ­ным, со­ци­аль­ным и ре­ли­ги­оз­ным гне­том, крес­ть­ян­с­кие и ка­зац­кие вос­ста­ния увен­ча­лись в се­ре­ди­не XVII в. ос­во­бо­ди­тель­ной вой­ной­, ко­то­рую воз­г­ла­вил гет­ман Бог­дан Хмель­ниц­кий. Пос­ле ря­да сра­же­ний он об­ра­тил­ся за по­мощью к Рос­сии, счи­тав­шей се­бя пок­ро­ви­тель­ни­цей пра­вос­ла­вия и род­с­т­вен­ных ей вос­точ­ных сла­вян. Пос­ле про­воз­г­ла­шен­но­го в 1654 г. на Пе­ре­яс­лав­с­кой ра­де вос­со­еди­не­ния двух на­ро­дов и пос­ле­до­вав­ших за этим поль­с­ко-рос­сий­ских войн Ле­во­бе­реж­ная Ук­ра­ина и Ки­ев от­де­ли­лись от Поль­ши.

В 1655-1660 гг. поль­с­кие зем­ли пе­ре­жи­ли швед­с­кое на­шес­т­вие. По­на­ча­лу при­тя­за­ния швед­с­ко­го ко­ро­ля на поль­с­кий прес­тол под­дер­жа­ла часть маг­на­тов и шлях­ты, но на­си­лия швед­с­ких ок­ку­пан­тов мо­би­ли­зо­ва­ли поль­с­кое на­се­ле­ние про­тив зах­ват­чи­ков и поз­во­ли­ли Яну Ка­зи­ми­ру из­г­нать шве­дов. Пос­лед­с­т­вия вой­ны бы­ли ужас­ны: по­те­ря 30-40% на­се­ле­ния, раз­ру­ше­ние ря­да го­ро­дов, не­вос­пол­ни­мый ущерб ре­мес­лам, тор­гов­ле, куль­ту­ре. Уси­ли­вав­ше­еся в хо­де этих со­бы­тий гер­цог­с­т­во Бран­ден­бур­г­с­кое, ко­то­рое ста­ло за­тем Прус­ским ко­ро­лев­с­т­вом, вы­рос­ло в силь­но­го и неп­ри­яз­нен­но­го к Поль­ше со­се­да.

Шведские вой­ска сно­ва приш­ли в Поль­шу во вре­мя Се­вер­ной вой­ны. Но Петр I под­дер­жал поль­с­ко­го ко­ро­ля Ав­гус­та II день­га­ми и вой­ском, по­мог ему сох­ра­нить прес­тол в борь­бе со швед­с­ким став­лен­ни­ком Ста­нис­ла­вом Ле­щин­с­ким (Ле­щинь­с­ким). Пос­ле Пол­тав­с­кой бит­вы 1709 г. при­тя­за­ни­ям шве­дов был по­ло­жен ко­нец. Вос­точ­ным со­се­дом Поль­ши ока­за­лась пре­вос­хо­див­шая ее в во­ен­ном от­но­ше­нии рос­сий­ская дер­жа­ва. На юге про­дол­жа­лись во­ен­ные стол­к­но­ве­ния с Тур­ци­ей. Лишь пос­ле блес­тя­щей по­бе­ды Яна Со­бес­ко­го под Ве­ной в 1683 г. ту­рец­кую эк­с­пан­сию уда­лось ос­та­но­вить.

Польша ос­та­ва­лась аг­рар­ной стра­ной с фоль­ва­роч­но-бар­щин­ной сис­те­мой хо­зяй­ст­во­ва­ния, при ко­то­рой крес­ть­ян­с­т­во выс­ту­па­ло в ка­чес­т­ве пос­тав­щи­ка ра­бо­чих рук для по­ме­щи­ков, сбы­вав­ших, в том чис­ле на внеш­ний ры­нок, сель­с­ко­хо­зяй­ст­вен­ную про­дук­цию. Ра­зо­ри­тель­ные вой­ны, низ­кая про­дук­тив­ность под­не­воль­но­го тру­да, ис­то­ще­ние поч­вы при­во­ди­ли к не­ук­лон­но­му сни­же­нию эк­с­пор­та, а воз­мож­нос­ти внут­рен­не­го рын­ка су­жа­лись как из-за тя­же­ло­го по­ло­же­ния крес­ть­ян, так и ра­зо­ре­ния го­ро­дов. Обед­нев­шее крес­ть­ян­с­т­во уси­ли­ва­ло свой про­тест, при­об­ре­тав­ший фор­мы бег­с­т­ва из де­ре­вень, от­ка­за ид­ти на бар­щи­ну и да­же бун­тов. На­ибо­лее зна­чи­тель­ным крес­ть­ян­с­ким выс­туп­ле­ни­ем бы­ло вос­ста­ние 1651 г. на Под­галье под пред­во­ди­тель­с­т­вом Ста­нис­ла­ва Кос­т­ки На­пер­с­ко­го. Сре­ди гос­под­с­т­ву­юще­го сос­ло­вия уг­луб­ля­лось раз­ме­же­ва­ние меж­ду бо­га­той маг­на­те­ри­ей и шля­хет­с­кой мас­сой. Фор­ми­ро­вал­ся слой без­зе­мель­ной шля­хет­с­кой «го­лыть­бы», шед­шей слу­жить на маг­нат­с­кий двор или в вой­ско.

Строй шля­хет­с­кой де­мок­ра­тии, на­де­лив­шей при­ви­ле­ги­ро­ван­ные сос­ло­вия уни­каль­ны­ми для то­го вре­ме­ни граж­дан­с­ки­ми пра­ва­ми, все бо­лее об­на­ру­жи­вал свою про­ти­во­ре­чи­вость, пос­те­пен­но пе­рес­та­вал га­ран­ти­ро­вать фун­к­ци­они­ро­ва­ние ин­с­ти­ту­тов влас­ти, соб­лю­де­ние за­кон­нос­ти и прев­ра­щал­ся в маг­нат­с­кую оли­гар­хию. По­пыт­ки уси­лить ог­ра­ни­чен­ную ко­ро­лев­с­кую власть тер­пе­ли не­уда­чу: так, нап­ри­мер, стрем­ле­ние ус­та­но­вить при жиз­ни ко­ро­ля вы­бор его пре­ем­ни­ка, уч­ре­дить дей­ст­ву­ющий меж­ду сей­ма­ми со­вет и пос­то­ян­ные на­ло­ги выз­ва­ли при Яне Ка­зи­ми­ре меж­до­усоб­ную вой­ну. Маг­нат­с­кие пар­тии, рас­по­ла­гав­шие вой­ска­ми, го­ло­са­ми шлях­ты на про­вин­ци­аль­ных соб­ра­ни­ях («сей­ми­ках») и ма­те­ри­аль­ны­ми сред­с­т­ва­ми, вер­хо­во­ди­ли в стра­не, враж­дуя меж­ду со­бой и пре­се­кая лю­бые ре­фор­мы. Ра­бо­та об­ще­поль­с­ко­го сей­ма мог­ла быть в лю­бой мо­мент па­ра­ли­зо­ва­на, так как для при­ня­тия ре­ше­ний тре­бо­ва­лось еди­ног­ла­сие де­пу­та­тов (пра­ви­ло «ли­бе­рум ве­то»). Для дос­ти­же­ния по­ли­ти­чес­ких це­лей раз­лич­ных пар­тий ис­поль­зо­ва­лись во­ору­жен­ные объ­еди­не­ния шлях­ты (кон­фе­де­ра­ции).

На об­щес­т­вен­ную мысль и куль­ту­ру (XVII век от­ме­чен яр­ки­ми дос­ти­же­ни­ями в рус­ле ев­ро­пей­ско­го ба­рок­ко) силь­ное вли­яние ока­за­ла вос­тор­жес­т­во­вав­шая в Поль­ше кон­т­р­ре­фор­ма­ция. Сре­ди шлях­ты уко­ре­ни­лась иде­оло­гия «сар­ма­тиз­ма», ос­но­ван­ная на куль­те «зо­ло­той воль­нос­ти» и пред­с­тав­ле­ни­ях о Поль­ше как «бас­ти­оне хрис­ти­ан­с­т­ва», стра­не, на­хо­див­шей­ся под осо­бым пок­ро­ви­тель­с­т­вом Бо­га. Но в пер­вые де­ся­ти­ле­тия XVI­II в. Поль­ша ста­ла от­с­та­вать от пе­ре­до­вых тен­ден­ций ев­ро­пей­ско­го ин­тел­лек­ту­аль­но-куль­тур­но­го раз­ви­тия.

Необходимость пре­об­ра­зо­ва­ний ра­ди спа­се­ния го­су­дар­с­т­ва ста­но­ви­лась оче­вид­ной. Ста­нис­лав Ко­нар­с­кий­, один из пи­оне­ров прос­ве­ще­ния, пред­ла­гал унич­то­жить «ли­бе­рум ве­то», соз­дать пос­то­ян­ный пра­ви­тель­с­т­вен­ный со­вет, по­ду­мать об улуч­ше­нии по­ло­же­ния крес­ть­ян и ме­щан, со­дей­ст­во­вать раз­ви­тию об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния. Ре­фор­мы школь­но­го обу­че­ния с целью приб­ли­зить его к пот­реб­нос­тям ве­ка про­во­ди­лись во мно­жес­т­ве кол­ле­гий­, при­над­ле­жав­ших мо­на­шес­ким ор­де­нам. В по­ли­ти­чес­ких прог­рам­мах не­ко­то­рых маг­нат­с­ких груп­пи­ро­вок все боль­шее мес­то за­ни­ма­ли пла­ны прев­ра­ще­ния Поль­ши в мо­нар­хию с силь­ной влас­тью; за серь­ез­ные пе­ре­ме­ны выс­ту­па­ла преж­де все­го пар­тия Чар­то­рыс­ких - пред­с­та­ви­те­лей знат­но­го кня­жес­ко­го ро­да. Но вли­ятель­ных за­щит­ни­ков име­ла и док­т­ри­на «маг­нат­с­ко­го рес­пуб­ли­ка­низ­ма» - сто­рон­ни­ков ста­рой Поль­ши. В кон­сер­ва­ции су­щес­т­во­вав­ше­го по­ряд­ка бы­ли за­ин­те­ре­со­ва­ны и со­сед­ние с Поль­шей мо­нар­хии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.