Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие черты развития науки.



 

В на­ча­ле XVII - вто­рой по­ло­ви­не XIX в. про­ис­хо­ди­ло пос­ту­па­тель­ное вос­хож­де­ние на­уки к тем ее ре­зуль­та­там, воз­мож­нос­ти ко­то­рых бы­ли за­ло­же­ны ее ро­до­на­чаль­ни­ка­ми; од­нов­ре­мен­но воз­рас­та­ла эй­фо­рия по по­во­ду ее прак­ти­чес­ко­го при­ме­не­ния. К кон­цу ука­зан­но­го пе­ри­ода сло­жи­лась це­лос­т­ная на­уч­ная кар­ти­на ми­ра. Не ос­та­лось фраг­мен­та дей­ст­ви­тель­нос­ти, на поз­на­ние ко­то­ро­го не пре­тен­до­ва­ла бы на­ука. На­ря­ду с этим раз­ви­ва­лись на­уч­ные ми­фы и мис­ти­фи­ка­ции. На этом эта­пе ме­ня­лось вза­имо­дей­ст­вие на­уки и тех­ни­ки, как и са­ма роль тех­ни­ки в об­щес­т­вен­ном бы­тии. Фор­ми­ро­ва­лось пред­с­тав­ле­ние о че­ло­ве­ке как гос­по­ди­не в ми­ре при­ро­ды.

Отношение к тех­ни­ке как к фак­то­ру, оп­ре­де­ля­юще­му мо­гу­щес­т­во го­су­дар­с­т­ва, ста­ло ус­та­нав­ли­вать­ся с на­ча­ла XVI­II в. Во вто­рой по­ло­ви­не ве­ка на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние тех­ни­ки про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции с ис­поль­зо­ва­ни­ем дос­ти­же­ний на­уки. Соз­да­ва­емые ра­бо­чие ма­ши­ны и уни­вер­саль­ные па­ро­вые дви­га­те­ли поз­во­ля­ли пе­ре­да­вать им фун­к­ции, осу­щес­т­в­ляв­ши­еся до это­го не­пос­ред­с­т­вен­но ра­бо­чи­ми. В XIX в. про­ис­хо­ди­ло раз­ви­тие тех­ни­ки круп­но­го ма­шин­но­го про­из­вод­с­т­ва с сис­те­мой ра­бо­чих ма­шин, при­во­ди­мых в дей­ст­вие па­ро­вым дви­га­те­лем. На­ука все бо­лее ста­но­ви­лась про­из­во­ди­тель­ной си­лой об­щес­т­ва. В свою оче­редь, в ней по­яв­ля­лись идеи, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­лись для соз­да­ния но­вых ти­пов ма­шин, дви­га­те­лей­, но­вых от­рас­лей про­из­вод­с­т­ва (хи­ми­чес­ких, элек­т­ро­тех­ни­чес­ких и др.).

Развитие на­уки пос­та­ви­ло пе­ред че­ло­ве­чес­т­вом три вза­имос­вя­зан­ные проб­ле­мы: а) ха­рак­тер на­уч­но­го мыш­ле­ния; б) фун­к­ци­они­ро­ва­ние на­уки как со­ци­аль­но­го ин­с­ти­ту­та; в) ха­рак­тер об­щес­т­вен­ных от­но­ше­ний в свя­зи с фак­том су­щес­т­во­ва­ния на­уки. Этим за­ни­ма­лись фи­ло­со­фия и со­ци­оло­гия.

Основные идеи на­уч­но­го поз­на­ния но­во­го вре­ме­ни пер­во­на­чаль­но сфор­му­ли­ро­ва­ли мыс­ли­те­ли, тес­но свя­зав­шие се­бя с об­щес­т­вен­ной жиз­нью эпо­хи, жив­шие в стра­нах, где ин­тен­сив­но раз­ви­ва­лось но­вое про­из­вод­с­т­во. Од­ним из пер­вых за­явил о не­об­хо­ди­мос­ти об­ра­тить­ся к изу­че­нию за­ко­нов при­ро­ды для их прак­ти­чес­ко­го ис­поль­зо­ва­ния вы­хо­дец из круп­ных зем­лев­ла­дель­цев Ан­г­лии, вос­пи­тан­ник Кем­б­рид­жа, глу­бо­кий зна­ток ан­тич­ной фи­ло­со­фии, ли­те­ра­тор, и по­ли­ти­чес­кий де­ятель Ф. Бэ­кон (1561-1626). Он стал лорд-кан­ц­ле­ром Ан­г­лии при Яко­ве I, а за­тем был об­ви­нен в кор­руп­ции. Свою по­ли­ти­чес­кую де­ятель­ность он со­че­тал с на­уч­ны­ми за­ня­ти­ями, соз­дал план «Ве­ли­ко­го вос­ста­нов­ле­ния на­ук», на­пи­сал от­дель­ные раз­де­лы этой уни­вер­саль­ной­, по его мне­нию, сис­те­мы ес­тес­т­вен­но-на­уч­ных зна­ний­, имев­ших прак­ти­чес­кое зна­че­ние, раз­ра­бо­тал ме­тод на­уч­но­го поз­на­ния (индук­цию) и по­ка­зал, как им поль­зо­вать­ся.

Теоретические ос­но­вы но­во­го эк­с­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ния, да­юще­го воз­мож­ность, по его мне­нию, из­ба­вить­ся от «обма­на чув­с­т­ва­ми ра­зу­ма» при прос­том наб­лю­де­нии при­ро­ды, за­ло­жил ве­ли­кий италь­янец Г. Га­ли­лей (1564-1642). Од­ним из пер­вых ес­тес­т­во­ис­пы­та­те­лей он ут­вер­ж­дал уни­вер­саль­ный ха­рак­тер фор­му­ли­ру­емых на­укой за­ко­нов Все­лен­ной. Он же на­шел эк­с­пе­ри­мен­таль­ное под­т­вер­ж­де­ние те­ории Ко­пер­ни­ка о дви­же­нии пла­нет вок­руг сол­н­ца. Вве­дя прин­цип инер­ци­аль­но­го дви­же­ния, Га­ли­лей за­ло­жил ос­но­вы сов­ре­мен­ной ме­ха­ни­ки. Все эти идеи приш­ли в про­ти­во­ре­чие с ре­ли­ги­оз­ны­ми дог­ма­та­ми, бы­ли осуж­де­ны су­дом ин­к­ви­зи­ции. Га­ли­лей по ее тре­бо­ва­нию по­ка­ял­ся, сох­ра­нив тем са­мым се­бе жизнь и даль­ней­шую воз­мож­ность за­ни­мать­ся на­уч­ны­ми изыс­ка­ни­ями.

Современник Га­ли­лея, фи­ло­соф Р. Де­карт (1596-1650), фи­зик и ма­те­ма­тик, вос­пи­тан­ник иезу­ит­с­ко­го кол­лед­жа Ля-Флеш во Фран­ции, целью сво­ей де­ятель­нос­ти ста­вил на­хож­де­ние прин­ци­пов те­оре­ти­чес­ко­го на­уч­но­го мыш­ле­ния, счи­тая ос­нов­ным из них пра­во на сом­не­ние в ис­тин­нос­ти са­мых ав­то­ри­тет­ных зна­ний. Это­го ока­за­лось дос­та­точ­но для кон­ф­лик­та с цер­ковью. Он дол­го жил в Гол­лан­дии, от­ли­чав­шей­ся тог­да от­но­си­тель­ным сво­бо­до­мыс­ли­ем, но, го­ни­мый кле­ри­ка­ла­ми, был вы­нуж­ден пе­ре­ехать в Сток­гольм по приг­ла­ше­нию ко­ро­ле­вы Хрис­ти­ны для ос­но­ва­ния там Ака­де­мии на­ук.

Развитие на­уки, рост вни­ма­ния об­щес­т­вен­нос­ти к ее воз­мож­нос­тям при­ве­ли к соз­да­нию пер­вых на­уч­ных со­об­ществ но­во­го ти­па. К их чис­лу от­но­сят­ся Лон­дон­с­кое ко­ро­лев­с­кое об­щес­т­во (1662), идею ко­то­ро­го выд­ви­гал еще Ф. Бэ­кон, Фран­цуз­с­кая ко­ро­лев­с­кая ака­де­мия на­ук (1666). Они фун­к­ци­они­ру­ют до нас­то­яще­го вре­ме­ни. На­ча­ло их воз­ник­но­ве­нию по­ло­жи­ли соб­ра­ния дру­зей­, ин­те­ре­со­вав­ших­ся на­укой. Как пи­сал Спрат, ис­то­рик Лон­дон­с­ко­го ко­ро­лев­с­ко­го об­щес­т­ва, «пер­во­на­чаль­но они ста­ви­ли се­бе толь­ко од­ну цель - удов­лет­во­рить же­ла­ние ды­шать бо­лее све­жим воз­ду­хом и спо­кой­но бе­се­до­вать друг с дру­гом, не опа­са­ясь быть втя­ну­ты­ми в страс­ти и бе­зум­с­т­ва это­го мрач­но­го ве­ка». Сво­бо­да об­ще­ния та­лан­т­ли­вых лю­дей сде­ла­ла свое де­ло - на­ука ут­вер­ди­лась как важ­ней­ший ин­с­ти­тут но­во­го вре­ме­ни.

Философия в XVII - пер­вой по­ло­ви­не XVI­II в. соз­да­ва­лась как на­тур­фи­ло­со­фия, на­ука на­ук, да­ющая объ­яс­не­ния ре­зуль­та­там ес­тес­т­вен­но-на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний­, а так­же вы­ра­ба­ты­ва­ющая ме­то­ды на­уч­но­го поз­на­ния, при­год­ные для по­ни­ма­ния сна­ча­ла яв­ле­ний при­ро­ды, а за­тем - струк­ту­ры че­ло­ве­чес­ко­го об­щес­т­ва, от­но­ше­ний лю­дей­, мо­ра­ли, пра­ва, по­ли­ти­ки. В XVI­II в. прог­рес­сив­ные про­мыш­лен­ни­ки все бо­лее на­чи­на­ли по­ни­мать важ­ное зна­че­ние на­уки для раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва. Пред­п­ри­ни­ма­те­ли, уче­ные, тех­ни­ки-про­фес­си­она­лы час­то об­ща­лись меж­ду со­бой­, об­суж­дая ши­ро­кий круг воп­ро­сов - от тех­ни­чес­ких усо­вер­шен­с­т­во­ва­ний на фаб­ри­ках до со­ци­аль­но­го обус­т­рой­ст­ва об­щес­т­ва. Та­ким бы­ло, нап­ри­мер, «Лун­ное об­щес­т­во», со­би­рав­ше­еся в пе­ри­од пол­но­лу­ния в Бир­мин­ге­ме (Англия), в ко­то­рое вхо­ди­ли фаб­ри­кант же­лез­ных из­де­лий Д. Уил­кин­сон, гор­шеч­ных - Вед­ж­вуд, док­тор Э. Дар­вин (дед Ч. Дар­ви­на), свя­щен­ник и хи­мик Д. Прис­т­ли, со­ци­аль­ный «фан­та­зер» из Ир­лан­дии Эд­ж­верт, фаб­ри­кант пу­го­виц, став­ший за­тем про­из­во­ди­те­лем па­ро­вых ма­шин, М. Бол­тон. Друзь­ями это­го об­щес­т­ва бы­ли фи­ло­соф и ис­то­рик Д. Юм, эко­но­мист А. Смит, ос­но­ва­тель сов­ре­мен­ной ге­оло­гии Гет­тон. Пред­ме­том их об­ще­ния бы­ли кон­к­рет­но-прак­ти­чес­кая поль­за на­уки, ре­фор­ма сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния и т. д.

Успехи на­уч­но­го поз­на­ния ве­ли к раз­мыш­ле­ни­ям об от­но­си­тель­нос­ти ре­ли­ги­оз­но­го обос­но­ва­ния мо­раль­ных цен­нос­тей. На­ча­лись по­ис­ки свет­с­ких нрав­с­т­вен­ных цен­нос­тей­, ста­ли раз­ви­вать­ся идеи без­ре­ли­ги­оз­но­го прос­ве­ще­ния об­щес­т­ва как ус­ло­вия его бла­го­по­лу­чия. Де­ятель­ность прос­ве­ти­те­лей ста­ла иде­оло­ги­чес­кой ба­зой Фран­цуз­с­кой ре­во­лю­ции (ло­зун­ги сво­бо­ды, ра­вен­с­т­ва и брат­с­т­ва), ос­но­вой раз­ви­тия сов­ре­мен­ных на­ук о го­су­дар­с­т­ве и пра­ве. Муд­рая Ека­те­ри­на II, ув­лек­шись пе­ре­пис­кой с прос­ве­ти­те­ля­ми, все же ос­та­но­ви­ла сво­их рос­сий­ских сто­рон­ни­ков: «Вы жи­ви­те по-ази­ат­с­ки, толь­ко ду­май­те по-евро­пей­ски!»

В кон­це XVI­II - на­ча­ле XIX в. про­ис­хо­ди­ли про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция в Ан­г­лии, по­ли­ти­чес­кие пре­об­ра­зо­ва­ния в Аме­ри­ке, Фран­ции. Об­щес­т­ву ста­но­ви­лась все бо­лее яс­ной прак­ти­чес­кая поль­за на­уки, как и вза­им­ная за­ин­те­ре­со­ван­ность на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний в но­вых об­щес­т­вен­ных от­но­ше­ни­ях. XIX век - эпо­ха рас­ц­ве­та клас­си­чес­ко­го ес­тес­т­воз­на­ния. Бы­ла соз­да­на еди­ная сис­те­ма на­ук. Пер­вые ис­сле­до­ва­ния раз­ви­ва­ющих­ся, не­пов­то­ри­мых яв­ле­ний­, на­ча­тые в пре­ды­ду­щем ве­ке И. Кан­том и ге­оло­га­ми, прев­ра­ти­лись в спектр ес­тес­т­вен­но-исто­ри­чес­ких на­ук - ге­оло­гию, па­ле­он­то­ло­гию, би­оло­гию, эм­б­ри­оло­гию и т. д., в рам­ках ко­то­рых шла ин­тен­сив­ная по­ле­ми­ка о воз­мож­нос­тях ис­поль­зо­ва­ния зна­ния о нас­то­ящем для по­ни­ма­ния прош­ло­го. К се­ре­ди­не ве­ка идея не­об­ра­ти­мос­ти про­цес­сов жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды, как и че­ло­ве­чес­ко­го об­щес­т­ва, ста­ла приз­нан­ной­, а фи­ло­соф­с­кая ди­алек­ти­ка бы­ла за­яв­ле­на как ме­тод пос­ти­же­ния та­ких про­цес­сов. Ра­бо­ты Ч. Дар­ви­на, как и раз­ви­тие фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­чес­ких на­ук - тер­мо­ди­на­ми­ки, те­ории элек­т­ри­чес­т­ва, элек­т­ро­маг­не­тиз­ма,- по­дор­ва­ли ве­ру в уни­вер­саль­ность прин­ци­пов пос­т­ро­ения зна­ний в ме­ха­ни­ке (ме­ха­ни­чес­кая кар­ти­на ми­ра) для по­ни­ма­ния всех при­род­ных яв­ле­ний­, за­ло­жи­ли ос­но­ва­ние для фор­му­ли­ро­ва­ния аль­тер­на­тив­ных кар­тин ми­ра (элек­т­ро­маг­нит­ной и т. д.). В то же вре­мя ес­тес­т­воз­на­ние все тес­нее свя­зы­ва­ло се­бя с про­из­вод­с­т­вом. По­яви­лись пер­вые на­уч­но-иссле­до­ва­тель­с­кие ин­с­ти­ту­ты. Важ­ным ли­цом стал ин­же­нер.

Общественные на­уки в XIX в. раз­ви­ва­лись дос­та­точ­но ин­тен­сив­но, что бы­ло свя­за­но с рез­ки­ми из­ме­не­ни­ями в са­мой дей­ст­ви­тель­нос­ти, боль­шим ко­ли­чес­т­вом но­во­го от­к­рыв­ше­го­ся ис­сле­до­ва­те­лям эм­пи­ри­чес­ко­го ма­те­ри­ала, на­коп­лен­ным опы­том в са­мих об­щес­т­вен­ных на­уках. Про­ти­во­ре­чия со­ци­аль­но­го бы­тия лю­дей пот­ре­бо­ва­ли как ин­тен­сив­но­го со­зи­да­ния те­оре­ти­чес­ких мо­де­лей этих про­цес­сов (по­ли­тэ­ко­но­мии, те­ории го­су­дар­с­т­ва и пра­ва, со­ци­оло­гии и т. д.), так и иде­оло­ги­чес­ко­го вы­ра­же­ния бо­рю­щих­ся за власть групп, в том чис­ле - мо­де­лей об­щес­т­ва со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти. Так воз­ник уто­пизм в фор­ме со­ци­ализ­ма (тер­мин «со­ци­ализм» стал ши­ро­ко упот­реб­лять­ся с 30-х го­дов XIX в.); пред­п­ри­ни­ма­лись по­пыт­ки ре­аль­ной де­ятель­нос­ти по пе­ре­ус­т­рой­ст­ву об­щес­т­ва на прин­ци­пах со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти: дви­же­ние ба­бу­вис­тов, «Со­юз ком­му­нис­тов», ко­ло­нии со­ци­алис­тов в США, дви­же­ние анар­хис­тов.

К. Маркс и Ф. Эн­гельс, ана­ли­зи­руя со­ци­аль­ные кол­ли­зии в Ев­ро­пе и США на­ча­ла XIX в., по­пы­та­лись дать «ди­алек­ти­чес­ко-ма­те­ри­алис­ти­чес­кое» обос­но­ва­ние со­ци­алис­ти­чес­ким иде­ям, ис­поль­зуя для сво­ей кон­цеп­ции не­мец­кую клас­си­чес­кую фи­ло­со­фию, уче­ния А. Сми­та и дру­гих эко­но­мис­тов. Про­воз­г­ла­сив идею пре­об­ра­зо­ва­ния об­щес­т­ва пу­тем клас­со­вой борь­бы и про­ле­тар­с­кой ре­во­лю­ции, они прев­ра­ти­ли свое уче­ние в иде­оло­гию та­кой борь­бы и за­яви­ли о не­об­хо­ди­мос­ти пар­тий­но­го ею ру­ко­вод­с­т­ва, чем да­ли «те­оре­ти­чес­кое бла­гос­ло­ве­ние» на но­вые кро­воп­ро­ли­тия во имя спра­вед­ли­вос­ти. В пря­мом про­ти­во­ре­чии с эти­ми иде­ями на­хо­дит­ся ре­ли­гия, хрис­ти­ан­с­кое уче­ние о сво­бо­де че­ло­ве­чес­кой лич­нос­ти. Ес­тес­т­вен в свя­зи с этим ак­тив­ный де­марш К. Мар­к­са про­тив это­го уче­ния: «Ре­ли­гия - опи­ум для на­ро­да!»

Наряду с мно­го­чис­лен­ны­ми по­пыт­ка­ми дать ра­ци­она­лис­ти­чес­кую кар­ти­ну че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия (и да­же его ре­во­лю­ци­он­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния) с на­ча­ла XIX в. стал воз­рас­тать ин­те­рес к та­ким на­ча­лам лич­нос­ти, как ее ве­ра, во­ля, сво­бо­да. Бы­ли за­ло­же­ны ос­но­вы ли­бе­ра­лиз­ма. На сме­ну ате­ис­ти­чес­ко­му от­б­ра­сы­ва­нию ре­ли­гии приш­ли серь­ез­ные тру­ды по ре­ли­ги­ове­де­нию. Ре­ли­ги­оз­ность вновь про­яви­ла се­бя не­ус­т­ра­ни­мой сущ­нос­тью че­ло­ве­чес­кой куль­ту­ры.

Таким об­ра­зом, те­оре­ти­чес­кая мысль в рас­смат­ри­ва­емый на­ми пе­ри­од прош­ла путь от соз­да­ния ес­тес­т­воз­на­ния до ре­во­лю­ции в его ос­но­вах. На­ука как фор­ма те­оре­ти­чес­ко­го мыш­ле­ния прев­ра­ти­лась как в ин­тел­лек­ту­аль­ную, так и про­из­во­ди­тель­ную си­лу об­щес­т­ва. А пос­то­ян­но рас­ту­щие ус­пе­хи от при­ме­не­ния на­уч­ных идей в ма­те­ри­аль­ном про­из­вод­с­т­ве де­ла­ли на­уку в но­вое вре­мя ос­нов­ным дес­та­би­ли­зи­ру­ющим фак­то­ром че­ло­ве­чес­ко­го бы­тия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.