С момента создания НАТО в 1949 г. в Североатлантический союз было принято несколько новых государств.
Первый раунд расширения прошел в 1952 г., когда в организацию вступили Греция и Турция.
Три года спустя (1955 г.) пятнадцатым членом НАТО стала Федеративная Республика Германия. А шестнадцатым - в 1982 г. стала Испания, хотя до 1998 г она не принимала участия в объединенной военной структуре Североатлантического союза.
Решение, принятое на Мадридской встрече НАТО на высшем уровне (1997 г.), о приглашении Чехии, Венгрии и Польши начать переговоры о присоединении к НАТО стало, по мнению руководства НАТО, крупным шагом к преодолению размежеваний времен "холодной" войны и создало условия для бывших противников из Варшавского Договора для вступления в Североатлантический союз.
После окончания "холодной" войны, распада СССР и ОВД альянс, прикрываясь необходимостью глобального подхода к проблемам безопасности, тут же двинул на Восток, хотя когда готовилось объединение Германии, Россию уверяли, что в планы НАТО это не входит. Когда же этот процесс начался, натовцы стали утверждать, что никаких юридических обязательств Запад на себя не брал, а все это были лишь дружеские беседы с Горбачев. Уверения в отсутствии юридических обязательств - ложь Чтобы понять это достаточно посмотреть на договор об "Окончательном урегулировании в отношении Германии" от 12 сентября 1990 г. В соответствии с этим Договором территория ГДР вошла в сферу НАТО, но там могли размещаться только немецкие территориальные войска, не входящие в натовские структуры. Тем более не было и речи об иностранных войсках и носителях ядерного оружия. Крайней восточной границей сферы НАТО в смысле ст. 5 Вашингтонского договора должен был стать Одер[44].
Однако этого не случилось. Более того, начиная с 1993 г., центральное место в деятельности НАТО занял вопрос о расширении альянса и вступлении в него бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Балтии. Этому способствовали перемены, которые произошли как на территории Советского Союза, так и в этих странах. К этому времени ряд стран ЦВЕ стал рассматривать вступление в НАТО в качестве основной цели своей внешней политики.
Несколько ранее, как заявляло руководства блока, НАТО "протянула руку дружбы" своим бывшим противникам и начала процесс диалога и сотрудничества.'
В декабре 1991 г. НАТО создала Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) в качестве совместного форума для многосторонних консультаций и сотрудничества, а в январе 1994 г. - программу "Партнерство ради мира” (ПРМ), которая предусматривает двустороннее сотрудничество с каждой из стран на индивидуальной основе.
В мае 1997 г. взамен Совета североатлантического сотрудничества был учрежден Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), который объединил представителей стран НАТО и государств-партнеров. Он служит многосторонней структурой для проведения диалога и регулярных консультаций по политическим вопросам и проблемам безопасности. В СЕАП входит 46 государств. Несколько стран стремились при этом заручиться поддержкой для присоединения к Североатлантическому договору.
В 1994 г. Североатлантический союз признал необходимость дать ответ на эту тенденцию, которая бы явилась "шагом" к преодолению раз межеваний времен "холодной" войны и проложила бы путь для вступления в НАТО бывшим членам Варшавского договора .
В январе 1994 г. на встрече на высшем уровне в Брюсселе руководители блока заявили, что "они ожидают и будут приветствовать расширение состава НАТО с включением в пего демократических государств, расположенных к востоку от нее"[45].
Для этого были приняты практические меры.
В течение 1995 г. после решения министров иностранных дел стран- членов НАТО (декабрь 1994 г.) союзники изучали принципиальные и организационные вопросы приема новых стран в Североатлантический союз. Было подготовлено и опубликовано "Исследование о расширении НАТО”, в котором рассматривались преимущества приема новых членов и пути их интеграции.
Согласно Исследованию, страны, стремившиеся к членству в НАТО, должны были продемонстрировать выполнение ими определенных требований. Это, в том числе, предусматривало предоставление следующих доказательств:
- в стране действует демократия и политическая система, основанная на рыночной экономике;
- подход этих стран по отношению к меньшинствам соответствует руководящим указанием ОБСЕ;
- урегулированы неразрешенные споры с соседними государствами;
- заявлено об общей приверженности мирному урегулированию споров;
- имеется возможность и готовность выделять военные силы и средства в Североатлантический союз, достигнуть оперативной совместимости с войсками других государств-членов;
функционирование военно-гражданских отношений в соответствии с демократическими нормами.
На мадридской встрече на высшем уровне (июль 1997 г.) после все-стороннего рассмотрения результатов индивидуальных переговоров с рядом государств-партнеров главы государств и правительств союзных стран пригласили Венгрию, Польшу и Чешскую Республику начать пере-говоры с НАТО о присоединении. В декабре 1997 г. с каждой из трех стран были подписаны Протоколы о присоединении, которые должны быть ратифицированы всеми 16 союзниками в соответствии с их национальными процедурами[46].
12 марта 1999 г. Венгрия, Польша и Чешская Республика официально стали членами НАТО.
Вопрос о странах, которые выразили заинтересованность стать членами НАТО, но не получили в Мадриде приглашения начать переговоры о присоединении, должны были рассматриваться на основе "Исследования о расширении НАТО" независимо от их географического расположения. В то же время государства- члены НАТО подчеркнули, что дверь в Североатлантический союз остается открытой для всех стран, желающих вступить в эту организацию[47].