Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Включение новых членов в структуру НАТО.



 

С момента создания НАТО в 1949 г. в Североатлантический союз было принято несколько новых государств.

Первый раунд расширения прошел в 1952 г., когда в организацию вступили Греция и Турция.

Три года спустя (1955 г.) пятнадцатым членом НАТО стала Федеративная Республика Германия. А шестнадцатым - в 1982 г. стала Испания, хотя до 1998 г она не принимала участия в объединенной военной структуре Североатлантического союза.

Решение, принятое на Мадридской встрече НАТО на высшем уровне (1997 г.), о приглашении Чехии, Венгрии и Польши начать переговоры о присоединении к НАТО стало, по мнению руководства НАТО, крупным шагом к преодолению размежеваний времен "холодной" войны и создало условия для бывших противников из Варшавского Договора для вступления в Североатлантический союз.

После окончания "холодной" войны, распада СССР и ОВД альянс, прикрываясь необходимостью глобального подхода к проблемам безопасности, тут же двинул на Восток, хотя когда готовилось объединение Германии, Россию уверяли, что в планы НАТО это не входит. Когда же этот процесс начался, натовцы стали утверждать, что никаких юридических обязательств Запад на себя не брал, а все это были лишь дружеские беседы с Горбачев. Уверения в отсутствии юридических обязательств - ложь Чтобы понять это достаточно посмотреть на договор об "Окончательном урегулировании в отношении Германии" от 12 сентября 1990 г. В соответствии с этим Договором территория ГДР вошла в сферу НАТО, но там могли размещаться только немецкие территориальные войска, не входящие в натовские структуры. Тем более не было и речи об иностранных войсках и носителях ядерного оружия. Крайней восточной границей сферы НАТО в смысле ст. 5 Вашингтонского договора должен был стать Одер[44].

Однако этого не случилось. Более того, начиная с 1993 г., центральное место в деятельности НАТО занял вопрос о расширении альянса и вступлении в него бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Балтии. Этому способствовали перемены, которые произошли как на территории Советского Союза, так и в этих странах. К этому времени ряд стран ЦВЕ стал рассматривать вступление в НАТО в качестве основной цели своей внешней политики.

Несколько ранее, как заявляло руководства блока, НАТО "протянула руку дружбы" своим бывшим противникам и начала процесс диалога и сотрудничества.'

В декабре 1991 г. НАТО создала Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) в качестве совместного форума для многосторонних консультаций и сотрудничества, а в январе 1994 г. - программу "Партнерство ради мира” (ПРМ), которая предусматривает двустороннее сотрудничество с каждой из стран на индивидуальной основе.

В мае 1997 г. взамен Совета североатлантического сотрудничества был учрежден Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), который объединил представителей стран НАТО и государств-партнеров. Он служит многосторонней структурой для проведения диалога и регулярных консультаций по политическим вопросам и проблемам безопасности. В СЕАП входит 46 государств. Несколько стран стремились при этом заручиться поддержкой для присоединения к Североатлантическому договору.

В 1994 г. Североатлантический союз признал необходимость дать ответ на эту тенденцию, которая бы явилась "шагом" к преодолению раз межеваний времен "холодной" войны и проложила бы путь для вступления в НАТО бывшим членам Варшавского договора .

В январе 1994 г. на встрече на высшем уровне в Брюсселе руководители блока заявили, что "они ожидают и будут приветствовать расширение состава НАТО с включением в пего демократических государств, расположенных к востоку от нее"[45].

Для этого были приняты практические меры.

В течение 1995 г. после решения министров иностранных дел стран- членов НАТО (декабрь 1994 г.) союзники изучали принципиальные и организационные вопросы приема новых стран в Североатлантический союз. Было подготовлено и опубликовано "Исследование о расширении НАТО”, в котором рассматривались преимущества приема новых членов и пути их интеграции.

Согласно Исследованию, страны, стремившиеся к членству в НАТО, должны были продемонстрировать выполнение ими определенных требований. Это, в том числе, предусматривало предоставление следующих доказательств:

- в стране действует демократия и политическая система, основанная на рыночной экономике;

- подход этих стран по отношению к меньшинствам соответствует руководящим указанием ОБСЕ;

- урегулированы неразрешенные споры с соседними государствами;

- заявлено об общей приверженности мирному урегулированию споров;

- имеется возможность и готовность выделять военные силы и средства в Североатлантический союз, достигнуть оперативной совместимости с войсками других государств-членов;

функционирование военно-гражданских отношений в соответствии с демократическими нормами.

На мадридской встрече на высшем уровне (июль 1997 г.) после все-стороннего рассмотрения результатов индивидуальных переговоров с рядом государств-партнеров главы государств и правительств союзных стран пригласили Венгрию, Польшу и Чешскую Республику начать пере-говоры с НАТО о присоединении. В декабре 1997 г. с каждой из трех стран были подписаны Протоколы о присоединении, которые должны быть ратифицированы всеми 16 союзниками в соответствии с их национальными процедурами[46].

12 марта 1999 г. Венгрия, Польша и Чешская Республика официально стали членами НАТО.

Вопрос о странах, которые выразили заинтересованность стать членами НАТО, но не получили в Мадриде приглашения начать переговоры о присоединении, должны были рассматриваться на основе "Исследования о расширении НАТО" независимо от их географического расположения. В то же время государства- члены НАТО подчеркнули, что дверь в Североатлантический союз остается открытой для всех стран, желающих вступить в эту организацию[47].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.