Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ РАСШИРЕНИЯ НАТО.



2.1 Мотивы расширения НАТО.

Провозглашенные в Парижской хартии (1990 г.) для новой Европы принципы недопустимости применения силы или угрозы применения против какого-либо из государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) поставили под сомнение идею сохранения одной военной группировки при роспуске другой, ей противостоящей. В перспективе казалось бессмысленным и отстаиваемое НАТО американское военное присутствие в Европе. В совершенно новом свете предстала и проблема американских баз. Но вместе с тем трудно было не замечать стремления некоторых бывших союзников СССР расширить связи с НАТО.

Большое влияние повлиял на многие европейские процессы оказал Роспуск военной организации ОВД : переговоры в Вене, проходившие в рамках двух блоков, один из которых перестал существовать; влияние роспуска ОВД на судьбу Договора об обычных вооруженных силах в Европе, подписанного в ноябре 1990 г. в Париже[29].

Каких-то официальных аргументов в пользу существования НАТО, в качестве исключительно военного блока не было, потому что угроза со стороны ОВД и «советская угроза» в принципе отпали. Но Запад не спешил последовать примеру Востока и распустить военную организацию НАТО, а, наоборот, стал активно и настойчиво обосновывать необходимость дальнейшего ее сохранения и кроме того укрепления как уже единственного гаранта мира и стабильности в Старом Свете. Западный альянс не пытался изменить логику своего поведения. Так ,что все разговоры и предположения политиков «о добрых намерениях» и о том, каким образом «приспособить» Североатлантический союз к круто изменившимся условиям в Европе, остались всего лишь «добрыми намерениями» и ничем другим . Так что поводов к натовской кончине не было, нет и видимо не будет.

Несмотря на появившиеся тезисы о «потеплении международного климата» и «укреплении добрососедства» в Европе, Россия и в новых, еще только разрабатывавшихся доктринах Североатлантического альянса фигурировала в качестве главной потенциальной угрозы. Правда, делалась небольшая оговорка, что угроза эта связана не с «советской агрессивностью», а всего лишь «с нестабильностью ситуации в стране». Но эта оговорка сути дела не меняет.

Раз уж НАТО выступила за сохранение своего военного потенциала ради нейтрализации такой «угрозы», то следует проанализировать, а как она собирается на практике ей противостоять.

Ликвидация военной организации ОВД, хотя и внесла определенный дисбаланс в европейское стратегическое уравнение, тем не менее не вызвала у политического и военного руководства России тревоги. Войны в Европе никто не ждал и казалось не желал. Считали, что нарушение военного паритета по линии Восток — Запад можно пережить относительно спокойно. Если, конечно, оно не будет усугубляться милитаристскими усилиями НАТО[30].

Как заявил бывший генеральный секретарь НАТО М.Вернер, НАТО должна остаться, прежде всего — потому, что она защищает от опасности. Главная угроза исчезла. Угроза нападения Советского Союза или других государств на Центральную Европу или на Европу в целом, вряд ли возникнет вновь в ближайшем будущем. Но никто не нуждается в напоминании о том, что Европа пока еще не вступила в новый долговременный политический порядок...

По его мнению, другая функция Атлантического союза, должна состоять в том, чтобы обеспечить рамки для североамериканского участия в обеспечении безопасности в Европе на базе обязательств о коллективной обороне. Политические, а также военные обязательства США — это, как сказал один комментатор, умиротворитель Европы, который примеряет бывших противников и формирует основу для равенства и доверия среди западноевропейцев.

В-третьих, на взгляд руководства блока, НАТО вносит важнейший вклад в процесс СБСЕ. Использование арбитража и механизма урегулирования конфликтов СБСЕ нуждается в поддержке интегрированной оборонительной структуры НАТО, чтобы успешно решать задачу мирного разрешения кризисов[31].

Одним словом, союз является и останется основой общей судьбы Европы и Северной Америки, гарантирующей политическое единство и защищающей их общие интересы.

Юридическая основа расширения НАТО заложена в ст. 10 Североатлантического договора (1949 г.), в которой говорится: "Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору...".

На вашингтонской встрече на высшем уровне (апрель 1999 г.) союзники по НАТО выдвинули "План действий по подготовке к членству в НАТО" (ПДПЧ), чтобы помочь государствам-кандидатам в подготовке к вступлению в Североатлантический союз.

В его основе лежит опыт создания и первого этапа расширения Североатлантического союза в период и после "холодной" войны. Цель ПДПЧ - оказать содействие странам, стремящимся вступить в

Североатлантический союз, в их подготовке членству в НАТО. С самого начала в реализации ПДПЧ участвуют 9 стран: Албания, Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Македония, Словакия, Словения и Эстония. В мае 2002 г. к ним присоединилась Хорватия.

Участие в ПДПЧ не гарантирует вступление в НАТО, но позволяет всем заинтересованным странам сосредоточиться на целях и первостепенных задачах, определенных в плане, получать помощь специалистов НАТО, в том числе в области политики, экономики, обороны, ресурсов, информации, безопасности и права.

Каждая страна-участница выбирает те элементы ПДПЧ, которые лучше всего соответствуют ее потребностям, и устанавливает свои собственные плановые показатели и временные графики. Участие в программе "Партнерство ради мира" и связанном с этой программой Процессе планирования и анализа ППА является важным, позволит государствам-претендентам развивать оперативную совместимость с вооруженными силами НАТО и подготовить организационную структуру своих вооруженных сил к возможному будущему членству в Североатлантическом союзе.

Для наблюдения за подготовкой и обеспечения гарантии того, что участникам предоставляются необходимые консультации и помощь, проводятся регулярные совещания по анализу результатов с участием союзников по НАТО. Реализация ПДПЧ находится под постоянным контролем Североатлантического совета.

Наряду с пространственным расширением Североатлантического альянса происходило расширение зоны действия блока через установление и развитие так называемых партнерских отношений со странами, не входящими в НАТО[32].

Начало этому было положено принятием в 1994 г. главной программы партнерства "Партнерство ради мира" (ПРМ).

К Программе присоединилось 30 стран: Австрия, Азербайджан, Албания, Армения,

Беларусь, Болгария, Венгрия, Грузия, Ирландия, Казахстан, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.

10 из них впоследствии стали членами НАТО.

"Партнерство ради мира" основано на практическом сотрудничестве для повышения стабильности и формирования прочных отношений в сфере безопасности между государствами-партнерами и НАТО. Суть программы ПРМ - партнерство, создаваемое на индивидуальной основе между каждым из государств-партнеров и НАТО с учетом индивидуальных потребностей и совместно реализуемое на том уровне и такими темпами, которые определяются правительством страны-участницы.

Официальной основой Партнерства ради мира служит Рамочный документ.

В нем излагаются конкретные обязательства каждого государства-партнера, и закрепляется обязательство союзников по НАТО консультироваться с любым из государств-партнеров, которые усматривают прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности.

Каждый партнер принимает ряд политических обязательств:

- защищать демократические основы общества;

- поддерживать принципы международного права;

- выполнять обязательства по Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека, хельсинкскому Заключительному акту и международным договорам о разоружении и контроле над вооружением;

- воздерживаться от угрозы или использования силы против других государств;

- соблюдать существующие границы;

- мирно урегулировать споры.

Принимаются также определенные обязательства по содействию развитию прозрачности в национальном военном планировании, формировании бюджета под демократическим контролем над вооруженными силами и повышении способности этих сил к объединенным действиям с НАТО при проведении миротворческих и гуманитарных операций.

С каждым из государств-партнеров разрабатывается и согласуется совместно с НАТО Индивидуальная программа партнерства.

Двухлетние программы составляются на основе обширного "меню" мероприятий - Рабочей программы партнерства - в соответствии с конкретными интересами и потребностями каждой из стран.

Сотрудничество, главное внимание в котором уделяется оборонной деятельности, выходит далеко за рамки диалога и консультаций и включает аспекты, которые касаются практически всех направлений деятельности НАТО[33].

Программой работы предусматривается деятельность по более чем 20 направлениям, в том числе в областях оборонной политики и планирования, военно-гражданских отношений, образования и учебной подготовки, противовоздушной обороны, систем информации и связи, кризисного регулирования и гражданского чрезвычайного планирования.

Для участников разработаны рекомендации по оперативной совместимости и требования к повышению военного потенциала с тем, чтобы расширить возможности сил государств-партнеров к взаимодействию с воинскими формированиями НАТО в миротворческих операциях. Этот механизм построен по модели системы планирования строительства вооруженных сил НАТО и предлагается партнерам на необязательной основе. Плановые показатели, или "Цели Партнерства", обговариваются с каждой страной-участницей, а прогресс по программе определяется на основе подробного анализа достигнутого. Все это оказало существенное содействие в налаживании сотрудничества между государства- ми-партнерами 8 миротворческих операциях на Балканах[34].

С годами усиливалась оперативная направленность Партнерства ради мира, а также расширялось участие государств-партнеров в принятии решений и планировании в рамках ПРМ. Для того, чтобы повысить боевую эффективность много национальных сил в военном сотрудничестве была принята Концепция оперативного потенциала. Кроме того, были разработаны "Военно-политические рамки", позволяющие углубить консультации с государствами-партнерами во время эскалации кризиса, который может потребовать развертывания миротворческих сил, и уже на ранних этапах привлекать их к обсуждению оперативных планов и участию в формировании сил.

Для облегчения интеграции государств-партнеров в повседневную деятельность по программе Партнерства при нескольких штабах НАТО были созданы "штабные элементы ПРМ", укомплектованные офицерами из государств-партнеров. Кроме того, в штабе Верховного главного командования ОВС НАТО в (штаб ВГК ОВС НАТО в Европе) в г. Моне (Бельгия) была создана Группа координации партнерства, которая содействует координации боевой подготовки и учений в рамках ПРМ, а Международный координационный центр предоставляет помещения для проведения брифингов и планирования для представителей всех стран-членов НАТО, воинские контингенты которых участвуют в миротворческих операциях под руководством НАТО на Балканах и в Афганистане.

Последующее расширение ПРМ ,включало в себя меры по совершенствованию учебно-образовательной деятельности в рамках программы ПРМ по повышению роли обучения и образования (ПРООБР), Цели этой программы - совершенствование оперативной совместимости сил и средств, содействие расширению сотрудничества и диалога между широкими кругами специалистов в областях обороны и безопасности в странах НАТО и ее партнеров, а также оптимизация использования людских и других ресурсов[35].

Как указывалось ранее, в 1997 г. было принято решение о создании вместо ССАС Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). Это - многосторонний орган, выступающий в качестве политической основы для индивидуальных двустронних отношений, развивающихся между НАТО и странами, участвующими в программе "Партнерство ради мира".

Создание СЕАП направленно на повышение роли Партнерства ради мира и придание ему большей оперативной направленности. Цель этого - расширение участия стран-партнеров в процессе принятия решений и планирования по всем вопросам партнерской деятельности.

В 1999 г были приняты дальнейшие меры по укреплению Партнерства.

В дополнение к краткосрочным консультациям в СЕАП по текущим вопросам политики и безопасности, Планом действий СЕАП предусматриваются долгосрочные консультации и сотрудничество по широкому кругу вопросов.

К ним относятся:

- операции по урегулированию кризисов и поддержанию мира; региональные вопросы;

- контроль над вооружениями и вопросы распространения оружия массового поражения;

- международный терроризм;

- вопросы обороны (планирование, формирование бюджета, политика и стратегия);

- гражданское чрезвычайное планирование и готовность к действиям при различных бедствиях;

- военно-техническое сотрудничество;

- ядерная безопасность;

- военно-гражданская координация управления воздушным движением;

- научное сотрудничество.

Страны принимают участие в тех инициативах, которые их интересуют, что обеспечивает гибкий характер всей работы и является залогом успешной деятельности СЕАП[36].

Заседания СЕАП проводятся ежемесячно на уровне послов, дважды в год на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов, а также иногда на высшем уровне.

Чего ждут народы Европы от объединения в Союз и куда он их приведет? Осмелимся предположить, что привести он может (в отдаленной перспективе, конечно) к созданию единого государства. Если такой прогноз верен, то объединенная Европа сделала серьезную заявку на решение своих геополитических задач на века.

Интеграционные процессы по сути своей стали самым ярким выражением глобализации, и мы надеемся, самым отрадным ее проявлением. Ведь совсем не случайно очень живучи идеи создания на Ближнем Востоке единого Исламского государства. В юго-восточной Азии намечается очень перспективная ось Дели-Пекин-Токио. Одним словом, процесс интеграции представляется на сегодня необратимым[37].

Похоже, человечество неожиданно для самого себя постепенно выходит на новый уровень развития, апофеозом которого должны стать формирование мирового правительства и появление единой оценочной категории для людей, населяющих нашу планету, которые в самом обозримом будущем будут называться земляне.

Писатели-фантасты давно предрекали подобный путь развития. Более того, почти никто из них не видел, не желал видеть другого.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.