Провозглашенные в Парижской хартии (1990 г.) для новой Европы принципы недопустимости применения силы или угрозы применения против какого-либо из государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) поставили под сомнение идею сохранения одной военной группировки при роспуске другой, ей противостоящей. В перспективе казалось бессмысленным и отстаиваемое НАТО американское военное присутствие в Европе. В совершенно новом свете предстала и проблема американских баз. Но вместе с тем трудно было не замечать стремления некоторых бывших союзников СССР расширить связи с НАТО.
Большое влияние повлиял на многие европейские процессы оказал Роспуск военной организации ОВД : переговоры в Вене, проходившие в рамках двух блоков, один из которых перестал существовать; влияние роспуска ОВД на судьбу Договора об обычных вооруженных силах в Европе, подписанного в ноябре 1990 г. в Париже[29].
Каких-то официальных аргументов в пользу существования НАТО, в качестве исключительно военного блока не было, потому что угроза со стороны ОВД и «советская угроза» в принципе отпали. Но Запад не спешил последовать примеру Востока и распустить военную организацию НАТО, а, наоборот, стал активно и настойчиво обосновывать необходимость дальнейшего ее сохранения и кроме того укрепления как уже единственного гаранта мира и стабильности в Старом Свете. Западный альянс не пытался изменить логику своего поведения. Так ,что все разговоры и предположения политиков «о добрых намерениях» и о том, каким образом «приспособить» Североатлантический союз к круто изменившимся условиям в Европе, остались всего лишь «добрыми намерениями» и ничем другим . Так что поводов к натовской кончине не было, нет и видимо не будет.
Несмотря на появившиеся тезисы о «потеплении международного климата» и «укреплении добрососедства» в Европе, Россия и в новых, еще только разрабатывавшихся доктринах Североатлантического альянса фигурировала в качестве главной потенциальной угрозы. Правда, делалась небольшая оговорка, что угроза эта связана не с «советской агрессивностью», а всего лишь «с нестабильностью ситуации в стране». Но эта оговорка сути дела не меняет.
Раз уж НАТО выступила за сохранение своего военного потенциала ради нейтрализации такой «угрозы», то следует проанализировать, а как она собирается на практике ей противостоять.
Ликвидация военной организации ОВД, хотя и внесла определенный дисбаланс в европейское стратегическое уравнение, тем не менее не вызвала у политического и военного руководства России тревоги. Войны в Европе никто не ждал и казалось не желал. Считали, что нарушение военного паритета по линии Восток — Запад можно пережить относительно спокойно. Если, конечно, оно не будет усугубляться милитаристскими усилиями НАТО[30].
Как заявил бывший генеральный секретарь НАТО М.Вернер, НАТО должна остаться, прежде всего — потому, что она защищает от опасности. Главная угроза исчезла. Угроза нападения Советского Союза или других государств на Центральную Европу или на Европу в целом, вряд ли возникнет вновь в ближайшем будущем. Но никто не нуждается в напоминании о том, что Европа пока еще не вступила в новый долговременный политический порядок...
По его мнению, другая функция Атлантического союза, должна состоять в том, чтобы обеспечить рамки для североамериканского участия в обеспечении безопасности в Европе на базе обязательств о коллективной обороне. Политические, а также военные обязательства США — это, как сказал один комментатор, умиротворитель Европы, который примеряет бывших противников и формирует основу для равенства и доверия среди западноевропейцев.
В-третьих, на взгляд руководства блока, НАТО вносит важнейший вклад в процесс СБСЕ. Использование арбитража и механизма урегулирования конфликтов СБСЕ нуждается в поддержке интегрированной оборонительной структуры НАТО, чтобы успешно решать задачу мирного разрешения кризисов[31].
Одним словом, союз является и останется основой общей судьбы Европы и Северной Америки, гарантирующей политическое единство и защищающей их общие интересы.
Юридическая основа расширения НАТО заложена в ст. 10 Североатлантического договора (1949 г.), в которой говорится: "Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору...".
На вашингтонской встрече на высшем уровне (апрель 1999 г.) союзники по НАТО выдвинули "План действий по подготовке к членству в НАТО" (ПДПЧ), чтобы помочь государствам-кандидатам в подготовке к вступлению в Североатлантический союз.
В его основе лежит опыт создания и первого этапа расширения Североатлантического союза в период и после "холодной" войны. Цель ПДПЧ - оказать содействие странам, стремящимся вступить в
Североатлантический союз, в их подготовке членству в НАТО. С самого начала в реализации ПДПЧ участвуют 9 стран: Албания, Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Македония, Словакия, Словения и Эстония. В мае 2002 г. к ним присоединилась Хорватия.
Участие в ПДПЧ не гарантирует вступление в НАТО, но позволяет всем заинтересованным странам сосредоточиться на целях и первостепенных задачах, определенных в плане, получать помощь специалистов НАТО, в том числе в области политики, экономики, обороны, ресурсов, информации, безопасности и права.
Каждая страна-участница выбирает те элементы ПДПЧ, которые лучше всего соответствуют ее потребностям, и устанавливает свои собственные плановые показатели и временные графики. Участие в программе "Партнерство ради мира" и связанном с этой программой Процессе планирования и анализа ППА является важным, позволит государствам-претендентам развивать оперативную совместимость с вооруженными силами НАТО и подготовить организационную структуру своих вооруженных сил к возможному будущему членству в Североатлантическом союзе.
Для наблюдения за подготовкой и обеспечения гарантии того, что участникам предоставляются необходимые консультации и помощь, проводятся регулярные совещания по анализу результатов с участием союзников по НАТО. Реализация ПДПЧ находится под постоянным контролем Североатлантического совета.
Наряду с пространственным расширением Североатлантического альянса происходило расширение зоны действия блока через установление и развитие так называемых партнерских отношений со странами, не входящими в НАТО[32].
Начало этому было положено принятием в 1994 г. главной программы партнерства "Партнерство ради мира" (ПРМ).
К Программе присоединилось 30 стран: Австрия, Азербайджан, Албания, Армения,
Беларусь, Болгария, Венгрия, Грузия, Ирландия, Казахстан, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.
10 из них впоследствии стали членами НАТО.
"Партнерство ради мира" основано на практическом сотрудничестве для повышения стабильности и формирования прочных отношений в сфере безопасности между государствами-партнерами и НАТО. Суть программы ПРМ - партнерство, создаваемое на индивидуальной основе между каждым из государств-партнеров и НАТО с учетом индивидуальных потребностей и совместно реализуемое на том уровне и такими темпами, которые определяются правительством страны-участницы.
Официальной основой Партнерства ради мира служит Рамочный документ.
В нем излагаются конкретные обязательства каждого государства-партнера, и закрепляется обязательство союзников по НАТО консультироваться с любым из государств-партнеров, которые усматривают прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности.
Каждый партнер принимает ряд политических обязательств:
- защищать демократические основы общества;
- поддерживать принципы международного права;
- выполнять обязательства по Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека, хельсинкскому Заключительному акту и международным договорам о разоружении и контроле над вооружением;
- воздерживаться от угрозы или использования силы против других государств;
- соблюдать существующие границы;
- мирно урегулировать споры.
Принимаются также определенные обязательства по содействию развитию прозрачности в национальном военном планировании, формировании бюджета под демократическим контролем над вооруженными силами и повышении способности этих сил к объединенным действиям с НАТО при проведении миротворческих и гуманитарных операций.
С каждым из государств-партнеров разрабатывается и согласуется совместно с НАТО Индивидуальная программа партнерства.
Двухлетние программы составляются на основе обширного "меню" мероприятий - Рабочей программы партнерства - в соответствии с конкретными интересами и потребностями каждой из стран.
Сотрудничество, главное внимание в котором уделяется оборонной деятельности, выходит далеко за рамки диалога и консультаций и включает аспекты, которые касаются практически всех направлений деятельности НАТО[33].
Программой работы предусматривается деятельность по более чем 20 направлениям, в том числе в областях оборонной политики и планирования, военно-гражданских отношений, образования и учебной подготовки, противовоздушной обороны, систем информации и связи, кризисного регулирования и гражданского чрезвычайного планирования.
Для участников разработаны рекомендации по оперативной совместимости и требования к повышению военного потенциала с тем, чтобы расширить возможности сил государств-партнеров к взаимодействию с воинскими формированиями НАТО в миротворческих операциях. Этот механизм построен по модели системы планирования строительства вооруженных сил НАТО и предлагается партнерам на необязательной основе. Плановые показатели, или "Цели Партнерства", обговариваются с каждой страной-участницей, а прогресс по программе определяется на основе подробного анализа достигнутого. Все это оказало существенное содействие в налаживании сотрудничества между государства- ми-партнерами 8 миротворческих операциях на Балканах[34].
С годами усиливалась оперативная направленность Партнерства ради мира, а также расширялось участие государств-партнеров в принятии решений и планировании в рамках ПРМ. Для того, чтобы повысить боевую эффективность много национальных сил в военном сотрудничестве была принята Концепция оперативного потенциала. Кроме того, были разработаны "Военно-политические рамки", позволяющие углубить консультации с государствами-партнерами во время эскалации кризиса, который может потребовать развертывания миротворческих сил, и уже на ранних этапах привлекать их к обсуждению оперативных планов и участию в формировании сил.
Для облегчения интеграции государств-партнеров в повседневную деятельность по программе Партнерства при нескольких штабах НАТО были созданы "штабные элементы ПРМ", укомплектованные офицерами из государств-партнеров. Кроме того, в штабе Верховного главного командования ОВС НАТО в (штаб ВГК ОВС НАТО в Европе) в г. Моне (Бельгия) была создана Группа координации партнерства, которая содействует координации боевой подготовки и учений в рамках ПРМ, а Международный координационный центр предоставляет помещения для проведения брифингов и планирования для представителей всех стран-членов НАТО, воинские контингенты которых участвуют в миротворческих операциях под руководством НАТО на Балканах и в Афганистане.
Последующее расширение ПРМ ,включало в себя меры по совершенствованию учебно-образовательной деятельности в рамках программы ПРМ по повышению роли обучения и образования (ПРООБР), Цели этой программы - совершенствование оперативной совместимости сил и средств, содействие расширению сотрудничества и диалога между широкими кругами специалистов в областях обороны и безопасности в странах НАТО и ее партнеров, а также оптимизация использования людских и других ресурсов[35].
Как указывалось ранее, в 1997 г. было принято решение о создании вместо ССАС Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). Это - многосторонний орган, выступающий в качестве политической основы для индивидуальных двустронних отношений, развивающихся между НАТО и странами, участвующими в программе "Партнерство ради мира".
Создание СЕАП направленно на повышение роли Партнерства ради мира и придание ему большей оперативной направленности. Цель этого - расширение участия стран-партнеров в процессе принятия решений и планирования по всем вопросам партнерской деятельности.
В 1999 г были приняты дальнейшие меры по укреплению Партнерства.
В дополнение к краткосрочным консультациям в СЕАП по текущим вопросам политики и безопасности, Планом действий СЕАП предусматриваются долгосрочные консультации и сотрудничество по широкому кругу вопросов.
К ним относятся:
- операции по урегулированию кризисов и поддержанию мира; региональные вопросы;
- контроль над вооружениями и вопросы распространения оружия массового поражения;
- международный терроризм;
- вопросы обороны (планирование, формирование бюджета, политика и стратегия);
- гражданское чрезвычайное планирование и готовность к действиям при различных бедствиях;
- военно-техническое сотрудничество;
- ядерная безопасность;
- военно-гражданская координация управления воздушным движением;
- научное сотрудничество.
Страны принимают участие в тех инициативах, которые их интересуют, что обеспечивает гибкий характер всей работы и является залогом успешной деятельности СЕАП[36].
Заседания СЕАП проводятся ежемесячно на уровне послов, дважды в год на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов, а также иногда на высшем уровне.
Чего ждут народы Европы от объединения в Союз и куда он их приведет? Осмелимся предположить, что привести он может (в отдаленной перспективе, конечно) к созданию единого государства. Если такой прогноз верен, то объединенная Европа сделала серьезную заявку на решение своих геополитических задач на века.
Интеграционные процессы по сути своей стали самым ярким выражением глобализации, и мы надеемся, самым отрадным ее проявлением. Ведь совсем не случайно очень живучи идеи создания на Ближнем Востоке единого Исламского государства. В юго-восточной Азии намечается очень перспективная ось Дели-Пекин-Токио. Одним словом, процесс интеграции представляется на сегодня необратимым[37].
Похоже, человечество неожиданно для самого себя постепенно выходит на новый уровень развития, апофеозом которого должны стать формирование мирового правительства и появление единой оценочной категории для людей, населяющих нашу планету, которые в самом обозримом будущем будут называться земляне.
Писатели-фантасты давно предрекали подобный путь развития. Более того, почти никто из них не видел, не желал видеть другого.