Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дипломатические усилия России в отношении проблемы расширения НАТО 1991-1999 гг.



 

А что же Россия? Надо сказать, что до 2000 г. точка зрения России на возможность расширения НАТО была очень жесткой. Считалось, что такой курс является крупной политической ошибкой Запада. Хотя Россия и уважает право любого государства на выбор путей обеспечения национальной безопасности, но будет в любом случае соотносить последствия расширения НАТО со своими национальными интересами.

Российская дипломатия фактически констатировала согласие с военно-политическим господством НАТО в Европе. Признала дееспособность идей, вошедших в стратегическую концепцию НАТО, согласилась с ее первенством в разрешении конфликтов в Европе, с правом вмешиваться во внутренние дела в обход международных организаций. Наоборот, считалось, что с ней можно установить отношения сотрудничества, которые будут способствовать закреплению результатов окончания «холодной войны». В частности, в сотрудничестве с блоком НАТО можно было бы решить как общие военные вопросы (контроль за обычными вооружениями в Европе, предотвращение войны на континенте), так и относительно частные политические проблемы — положение в отдельных районах Евроатлантического региона без признания за этим блоком какой-либо полицейской роли[38].

Последствиями первой волны расширения НАТО было то, что альянс получил развитую сеть автомобильных и железных дорог в Восточной Европе, до 550 складов боеприпасов, вооружений, горюче-смазочных материалов, а также 33 военных полигона, что позволяет сократить время развертывания армий альянса до 30 суток.

При этом военная группировка союза, в том числе авиационная, продвинулась на Восток на 650-750 км. НАТО получила около 290 аэродромов, созданных советскими ВВС, на которых можно сосредоточить до 3500 боевых самолетов.

Использование этих аэродромов позволяет тактической авиации НАТО в той или иной компоновке наносить удары вплоть до Волги. Повысились возможности внезапного первого удара, так как авиация НАТО может наносить удары по приграничной полосе России уже через несколько минут после взлета.

Однако после 11 сентября 2001 г. как результат официальных и неофициальных встреч Президента России В.В.Путина с Дж.Бушем и Т.Блэром, позиция России в вопросе расширения НАТО претерпела эволюционные изменения. Отношение официальных кругов России к продвижению НАТО к границам России стало более терпимым.

Об этом свидетельствует и заявление В.В.Путина на пресс-конференции (июнь 2002 г.): "Было бы абсолютно неверным и с тактической, и со стратегической точки зрения препятствовать вступлению Эстонии в НАТО. Ну, хочет Эстония - пусть вступает'.

Это весьма легковесная оценка сложившейся ситуации в сфере национальной безопасности России. Как будто речь шла не о появлении баз ударной авиации НАТО в 100 км от Санкт-Петербурга и предоставлении ей возможности наносить удары по нашей территории на глубину до 1600 км с максимальным сокращением подлетного времени к объектам.

В результате первой волны расширения, блок получил 360 тыс. войск новых членов НАТО, пять дивизий, 550 боевых самолетов и вертолетов, 50 кораблей, около 7,5 тыс. танков, БМП и БТР, более 5 тыс. артиллерийских орудий, таким образом вторая волна принесла блоку к марту 2004 г., когда 7 указанных стран стали членами НАТО, увеличение численности ее вооруженных сил еще на 142 тыс. чел., а арсенал увеличился на 344 самолета, 1636 танков, более 100 боевых вертолетов и десятки военных кораблей.

А само НАТО вышло к границам России.

Оформление сотрудничества Россия — НАТО было закреплено подписанием 27 мая 1997 года Основополагающего акта "О взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического договора и Российской Федерацией". Подчеркивая демократичность принятия решений в альянсе, Акт, кроме Генерального секретаря НАТО и Президента России, подписали главы государств и правительств всех участников Организации Североатлантического договора[39].

В целом Акт представляет собой в основном политический документ, однако он содержит целый ряд существенных военно-политических обязательств, способных в значительной степени укрепить стабильность и безопасность в Евроатлантическом регионе.

С точки зрения международного права подписанный НАТО и Россией Основополагающий акт является в определенной степени уникальным документом. Определяя направления взаимоотношений и раскрывая широкое поле для сотрудничества, он, вместе с тем, не сковывает его участников какими-либо формальными юридическими обязательствами.

Для осуществления деятельности и целей, предусмотренных Основополагающим актом, стороны создали Совместный постоянный совет Россия — НАТО (СПС), который начал функционировать в 1997 году. СПС можно назвать рабочим органом Основополагающего акта.

СПС осуществляет три конкретных вида деятельности:

проведение консультаций;

выработка на основе этих консультаций инициатив, по которым Россия и НАТО договорятся делать официальные заявления или предпринимать совместные действия;

в случае достижения консенсуса в ходе консультаций принятие совместных решений и осуществление совместных действий в каждом конкретном случае, включая участие на равноправной основе в планировании и подготовке совместных операций, в том числе миротворческих операций под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ.

Для обсуждения военно-политических вопросов СПС два раза в год проводит встречи на уровне министров иностранных дел и два раза в год — на уровне министров обороны.

Первое заседание СПС на уровне министров обороны состоя­лось 3 декабря 1997 года. На нем обсуждались вопросы сотрудничества в военной области и намечены пути его расширения, в том числе и по мерам транспарентности и доверия.

12 июня этого года министр обороны Российской Федерации принял участие в работе второго заседания Совместного постоянного совета Россия — НАТО на уровне министров обороны. На этом заседании была рассмотрена ситуация в Боснии и Герцеговине и вокруг нее, проблема Косово, состояние и перспективы сотрудничества Россия — НАТО в области обороны. Министр обороны РФ провел брифинг "О ходе реформирования Вооруженных сил Российской Федерации". Соответствующий брифинг был проведен и с натовской стороны. Заседание этого СПС получило высокую оценку с обеих сторон по информативности и транспарентности. По результатам встречи активизировалась работа по развертыванию в Москве военной миссии связи НАТО, а также по обсуждению вопросов возможности развития военной инфра структуры альянса на территории стран Центральной и Восточной Европы. На этом заседании было принято предложение министра обороны России очередной СПС (в декабре) провести в Москве. Это поистине станет историческим событием во взаимоотношениях России с НАТО[40].

По конкретным областям или вопросам сотрудничества СПС может создавать комитеты и рабочие группы. Реализуя эту возможность, в настоящее время под эгидой СПС образован Совместный постоянный военный комитет (СПВК) на уровне начальников генеральных штабов и постоянных военных представителей. Заседания СПВК проводятся два раза в год. Первое заседание СГГВК состоялось 4 декабря 1997 года, в мае этого года генерал армии В.Квашнин принял участие во втором заседании СПВК. На этом заседании обсуждались военные аспекты сотрудничества России и НАТО в Боснии и Герцеговине, произошел обмен мнениями по практическим шагам в военной области в интересах усиления транспарентности и доверия между Россией и НАТО подведен итог выполнения рабочего плана встреч военных представителей и начальников генеральных штабов под эгидой СПС Россия — НАТО. В ходе встречи был принят Консолидированный отчет о военном сотрудничестве России и НАТО под эгидой СПС и намечен план работ на очередное полугодие. В частности, для придания российско-натовскому диалогу большей конкретики ,было решено развернуть дискуссию по проблеме развития военных инфраструктур, военным аспектам новой стратегической концепции НАТО и военной доктрине России; вопросам, связанным с модернизацией Договора об обычных вооруженных силах в Европе и Венского документа 1994 года по мерам укрепления доверия и безопасности на континенте. Очередное заседание СПВК планируется провести в штаб-квартире НАТО в ноябре этого года.

На заседаниях СПС (СПВК) не принимаются конкретные решения. Но их роль от этого нисколько не уменьшается. Заседания являются своего рода местом освещения и продвижения сторонами своих точек зрения на существующие проблемы и пути их решения[41].

В рамках реализации положений Основополагающего акта решением правительства РФ в Брюсселе (Королевство Бельгия) было учреждено Постоянное представительство России в НАТО. Для координации взаимодействия с военными структурами НАТО в составе этого представительства учреждены должность Главного военного представителя России при НАТО (ГВП) и его аппарат. Главным военным представителем РФ при НАТО назначен генерал-лейтенант

М.Заварзин. Структурно его аппарат состоит из заместителя ГВП и двух групп: по вопросам военно-политического и военно-технического сотрудничества, а также технического персонала. Все­го по штату в аппарате 11 человек. Аппарат ГВП осуществляет свою самостоятельную деятельность и деятельность по подготовке и обеспечению проведения заседаний СПС и СПВК.

В настоящее время решается проблема по учреждению присутствия НАТО в Москве. Эта проблема требует кропотливой проработки. Тем не менее надеемся, что нам удастся в соответствии с решением министра обороны РФ открыть военную миссию связи НАТО в Москве до конца 1998 года.

Основополагающий акт предусматривает взаимоотношения между Россией и НАТО в форме консультаций, совместных действий и информационного обмена.

Важным политическим шагом сторон явилось включение в Акт заявления сторон о том, что Россия и НАТО более не рассматривают друг друга как противников; они полны решимости всемерно содействовать созданию единой и свободной, стабиль­ной, мирной и неразделенной Европы.

На уровне взаимных обязательств стороны закрепили важное условие сотрудничества: оно будет осуществляться исходя из принципа неделимости безопасности всех государств евроатлантического сообщества. При этом основные усилия сторон будут сосредоточены на:

обеспечении совместного вклада в создание в Европе общей, всеобъемлющей модели безопасности, основанной на приверженности общим ценностям, обязательствам и нормам поведения в интересах всех европейских государств;

укрепление ОБСЕ, включая развитие ее роли в качестве основного инструмента превентивной дипломатии, предотвращении конфликтов, урегулировании кризисов. ОБСЕ рассматривается как единственная общеевропейская организация по поддержанию европейского мира и стабильности;

развитии сотрудничества между государствами — участниками ОБСЕ в целях создания в Европе общего пространства безопасности и стабильности без разделительных линий и сфер влия­ния, ограничивающих суверенитет любого государства;

своевременной и решительной реакции на новые риски и вызовы.

В Акте зафиксировано обоюдное стремление сторон продолжить работу по адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе и по снижению общего количества ограничиваемых договором вооружений и техники в соответствии с законны­ми потребностями в области обороны каждого государства[42].

В одностороннем порядке НАТО взяла на себя обязательство пересмотреть с учетом веления времени свою стратегическую доктрину и осуществить глубокую трансформацию организации. НАТО продекларировала, что не имеет намерений, планов или причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов, изменения построения ядерных сил и ядерной поли­тики и не предвидит делать это в будущем.

В то же время НАТО подтвердила, что задача коллективной обороны альянса не снимается, но поддержание готовности к ее решению не будет осуществляться путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил и совершенствования военной инфраструктуры альянса.

Со своей стороны Россия обязалась привести военную доктрину в соответствие с новыми реалиями в сфере безопасности, подтвердила приверженность к дальнейшему сокращению своих обычных и ядерных сил, а также готовность активно участвовать в осуществлении миротворческих операций под эгидой ООН и ОБСЕ.

Взятые на себя обязательства стороны в целом выполняют, по крайней мере, на заседании СПС вопросы об их нарушении не поднимались.[43]

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.