Божий Дух гневается на человека за его отступничество. Апостол Иаков пишет: “Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Не злословьте друг друга, братия...” (Иак. 4:7-11).
Радость может приходить как от Бога, так и не от Него. Есть свобода в Боге, и есть поверхностность, которая не от Него. Есть серьезность в делах Божьих, но есть и мрачность, внушаемая религиозными духами. Нам необходимо иметь способность различать эти явления, даже если внешне между ними есть некоторое сходство. Когда мы живем для Бога и любим Его всем сердцем, мы способны различать ложные пути.
Люди, отступившие от Бога в своем сердце, имеют определенное религиозное поведение, ложную свободу. Их внимание обращено на внешние проявления, в то время как духовный человек, чье сердце горит для Иисуса, полон Божьих планов и с легкостью входит в ходатайство за других людей.
Отступники, имеющие лишь “вид благочестия”, в своем сердце отвели много места духовному блуду с миром. Им нужно покаяться, потому что сегодня их поведение - это самая большая помеха для пробуждения. Дело не в доктринах и не в том, к какой деноминации вы принадлежите. Важно, что в вашем сердце.
Если вы осознали свое истинное духовное состояние, покаялись, посвятили сердце Господу и приблизились к Нему, тогда Он непременно приблизится к вам. Когда Он придет, то сделает это во всей полноте. И это будет пробуждением!
Глава 8
Битва за разум
Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут. Но никто не спорь, никто не обличай другого; и твой народ - как спорящие со священником. И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его. Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет. (Осия 4:1-4,9-10,12,14)
Такова была ситуация в Израиле и Иудее в дни Осии. Ее естественным последствием стал вавилонский плен. Пророк описывает неверие и отступничество израильтян. Иеремия говорит об этом в своей книге так: “Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды” (Иер. 2:13). Читая о том, как оплакивает Иеремия Израиль, хочется плакать вместе с ним.
В одном стихе за другим Осия и Иеремия описывают то, как люди оставили Бога, как распространилось неверие и возросло отступничество. Результатом стало рабство, о котором и пророчествовал Иеремия.
Бог милостив и обещает народу возвращение в родную страну после того, как земля “отдохнет” от злых дел людских. Он желал, чтобы израильтяне заняли свое законное положение - стали народом священников пред Его лицом. Только тогда Его слава, Его любовь, Его святость и Его благословение смогли бы пребывать на земле. Богу нужна была своего рода база для Его присутствия в этом мире. Такой базой был еврейский народ в Ветхом Завете, а сегодня, в Новом, ею является церковь. Бог придет, когда будет построена платформа для Его присутствия. Именно поэтому дьявол изо всех сил старается погрузить верующих и церковь в сонливость, вероотступнические настроения и неверие.
Время взывать к Богу
Слово пробуждение в Библии в первую очередь связано с людьми - с Израилем в Ветхом Завете и церковью в Новом. Мы зачастую употребляем этот термин в более широком значении, включая в это понятие также обращение неспасенных людей к Богу. Если говорить конкретно, то библейское послание о пробуждении предназначено прежде всего для Божьего народа, для церкви. Пробуждение в первую очередь касается верующих, которые через непокорность оказались в той же спячке, что и Иона.
Иона был в непослушании и бунте по отношению к Богу. Он двигался в совершенно неправильном направлении, прочь от своего призвания, и спал, лежа в трюме корабля. Бог пробудил пророка весьма жесткими мерами: его выбросили за борт судна, он был проглочен рыбой и оказался в ее желудке, обвитый морскими водорослями. Пока Иона не попал в рыбий живот, он не понимал, что пришло время оставить отступничество и неверие. Только после того, что с ним случилось, он воззвал к небесам. Таким же образом Господь пробуждает и церковь. Люди начинают чувствовать тревогу за свою жизнь и страну. Это и есть пробуждение. Верующие возвращаются к славе Господа. Оно побуждает их начать все сначала и быть серьезными в послушании Богу. Во всей истории пробуждения мы видим, что были времена духовных высот и духовных долин.
В Ветхом Завете исход из Египта с уверенностью можно назвать духовной высотой. Вот это пробуждение! Весь Божий народ воспрянул и дружно вышел из Египта. Бог совершил чудеса и вывел их на свободу. Еще одним духовным взлетом были времена Иисуса Навина, который ввел израильский народ в землю Ханаана, завоевал ее и разделил между коленами. После того как Давид был коронован и восстановил страну, Израиль вошел в новое измерение, которого никогда не знал раньше. Когда Соломон посвящал храм, слава Господа сошла как огонь, все люди славили Бога и сотни тысяч волов и овец были принесены Ему в жертву.