Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация и развитие первичной медико-санитарной помощи,



в том числе сельскому населению области

Численность сельского населения Саратовской области – 660837 человек, что составляет 25,8 процента от общей численности.

Сохраняются проблемы по состоянию здоровья сельского населения. Показатель смертности сельского населения стабильно выше, чем городского. Так, за 2010 год
он превышает показатель смертности городских жителей на 5,5 процента
(16,2 на 1000 населения, в среднем по Российской Федерации – 16). Показатель смертности населения трудоспособного возраста среди сельских жителей в течение последних 5 лет также стабильно выше показателя смертности населения трудоспособного возраста среди городских жителей на 13-14 процентов. Несмотря на активное выявление патологии и за счет этого роста регистрации заболеваемости сельского населения, показатель общей заболеваемости (2010 год – 1139,9 человек на 1000 населения) ниже, чем в целом по области на 25 процентов (2010 год – 1521 на 1000 населения). Показатель младенческой смертности по сельской местности также превышает уровень смертности детей первого года жизни по городским территориям. Тем не менее за последние годы отмечена устойчивая динамика снижения показателя младенческой смертности. Данный показатель за 5 лет снизился на 38,6 процента и составил по итогам
2010 года до 6,2 человек на 1000 родившихся живыми. Прогнозируемый показатель младенческой смертности на 2011 год составляет 5,8 на 1000 родившихся живыми (на 2012 год – ожидается рост показателя на 16 процентов до 6,7 человек на 1000 родившихся живыми в связи с переходом на новые критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ).

В настоящее время медицинская помощь сельскому населению области, в том числе женщинам и детям, оказывается 36 центральными районными больницами,
1 участковой больницей, 40 отделениями центральных районных больниц (бывшие участковые больницы), 53 врачебными амбулаториями и 874 фельдшерско-акушерскими пунктами (далее – ФАП). В области 6 сельских районов (Александрово-Гайский, Балтайский, Воскресенский, Ивантеевский, Перелюбский, Питерский), где проживает 92353 человек, из них 33200 человек – в районных центрах, которые обслуживаются центральными районными больницами.

Медицинскую помощь населению, проживающему в селе, оказывают 307 врачей
и 2694 средних медработника, обеспеченность врачами на 10 тысяч – 4,6 (средний показатель по Российской Федерации – 12,1), средними медработниками – 40,8 человек (средний показатель по Российской Федерации – 55,0).

Для привлечения и закрепления медицинских кадров в области реализуется областная целевая программа «Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области на 2009-2011 годы», целью которой является эффективность использования трудовых ресурсов области и оптимизация системы управления занятостью, как основы устойчивого и динамичного развития области.

В 9 районах области реализуются муниципальные целевые программы, направленные на стабилизацию кадровой ситуации, повышение профессионального уровня медицинских работников, улучшение условий их труда и уровня жизни.

Реализуется областная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», в которой предусмотрено обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов.

Заключены дополнительные соглашения в сфере здравоохранения между главами администраций муниципальных районов и министерством здравоохранения области,
в которых были предусмотрены единовременные выплаты молодым специалистам по 30 тыс. рублей за первый год работы и по 15 тысяч рублей за последующие два года работы
и ежеквартальные выплаты врачам за квалификационные категории (6 тыс. рублей
за высшую, 4 тыс. рублей за первую и 2 тыс. рублей за вторую квалификационные категории). В 2010 году в 31 районе средства в бюджет были заложены и выплаты молодым специалистам производились. В 19 районах производились выплаты за квалификационные категории. Выплаты за квалификационные категории получили более 1000 врачей, единовременные выплаты – 72 молодых специалиста.

Кроме этого, в районах производятся 15 процентов выплаты от заработной платы молодым специалистам и предоставляются льготы по оплате за коммунальные услуги медицинским работникам, работающим в сельской местности.

Одним из путей решения проблем кадрового обеспечения, особенно сельских районов, является развитие целевого приема абитуриентов. В 2010 году поступили
в Саратовский государственный медицинский университет 108 выпускников школ районов области, в медицинские училища и колледжи 208 выпускников. Всего на всех факультетах в СГМУ обучается 554 студента, в медицинских училищах и колледжах – 672 студента.

Продолжается проведение информационно-пропагандистских мероприятий
по привлечению выпускников к работе в муниципальных учреждениях здравоохранения. Информация о вакантных ставках ежегодно передается в Саратовский государственный медицинский университет. Представители министерства здравоохранения области
и главные врачи учреждений здравоохранения принимают участие в Ярмарках вакансий. За 2010 год трудоустроено 443 врача – молодых специалиста, что на 18,3 процента больше, чем в 2009 году и 643 средних медработника, что на 16,5 процента больше, чем
в 2009 году, в том числе в районы области прибыло 67 молодых специалистов – врачей
и 249 средних медработников.

В области на начало 2010 года функционировало 893 ФАПа, из которых 69 расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек. В то же время число посещений ФАП на 1 жителя в среднем всего 4 посещения в год. Несмотря
на дополнительные выплаты из федерального бюджета, нагрузка на фельдшера низкая, механизмы контроля за его деятельностью практически отсутствуют, ответственность за охрану здоровья обслуживаемого населения не определена. Материально-техническое состояние ФАПов не соответствует современным требованиям. Большинство зданий ФАПов требует либо капитального, либо текущего ремонта. Все ФАПы телефонизированы и оснащены санитарным транспортом. Ряд ФАПов (49 процентов) укомплектованы только медицинской сестрой, что не соответствует возложенным на них функциям. В соответствии с приказом Минздрава СССР от 26 сентября 1978 года № 900
с учетом перечисленных условий и отсутствием перспективы укомплектования медицинскими работниками в рамках модернизации количество ФАПов будет оптимизировано путем укрупнения фельдшерских участков (до 700 человек обслуживания) с перспективой дооснащения их медицинским оборудованием, санитарным транспортом, организацией выездных форм медицинского обслуживания.

Поставленная задача повышения эффективности работы фельдшера ФАПа
в условиях дефицита врачебных кадров на селе будет решаться путем включения фельдшеров в реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования
с сокращением чрезмерной нагрузки на врачебный персонал, а также передачей средним медицинским работникам неврачебных функций и разделением ответственности за состояние здоровья прикрепленного населения. В 2010 году разработан пакет документов
по организации деятельности ФАПов и регламентации работы фельдшеров с расширением объемов оказания профилактической и неотложной медицинской помощи. В 4 районах, участвующих в пилотном проекте по переводу учреждений на одноканальное финансирование, работа фельдшеров 36 ФАПов с 2011 года включена в программу обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), с 2012 года планируется включение всех ФАПов в реализацию программы ОМС. Кроме того, в целях достижения максимальной доступности сельскому населению в малонаселенных пунктах, где отсутствуют ФАПы, предусматривается организация домовых хозяйств с выделением ответственных лиц, прошедших обучение по программе первой помощи (само- и взаимопомощь),
и оснащением необходимыми средствами для оказания первой помощи. Домовые хозяйства будут обеспечены телефонной связью с ЛПУ, в зоне ответственности которой они расположены.

Всего на селе организовано 40 стационарных отделений (бывшие участковые больницы). Отделения с коечной мощностью менее 20 коек с недостаточной материально-технической базой планируется реорганизовать во врачебные амбулатории с кабинетом врача общей практики, дневным стационаром и бригадами скорой медицинской помощи, что позволит выполнять стандарты и объемы медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования по первичной медико-санитарной помощи.

В состав центральных районных больниц (ЦРБ) входят также амбулаторно-поликлинические отделения (врачебные амбулатории). В 53 населенных пунктах развернуто 53 амбулаторно-поликлинических отделения (врачебных амбулаторий).

Преемственность между стационарными и амбулаторно-поликлиническими медицинскими организациями, особенно в сельской местности, является основой эффективной работы здравоохранения. Своевременная передача данных о проведенных
и диагностических мероприятиях, а также их результаты, с одного этапа на другой, способствует улучшению качества лечения, повышению удовлетворенности пациентов медицинской помощью. Данный механизм будет реализован в полном объеме при внедрении информационных систем и создании единого информационного пространства
в здравоохранении.

Решить проблему доступности первичной врачебной помощи жителям отдаленных сельских участков позволяет проводимое в области реформирование амбулаторной помощи по принципу семейного врача. На 1 января 2010 года в области организовано
99 подразделений общеврачебной практики, в которых работает 143 врача (1 врач обслуживает в среднем 1500 человек), около 35 процентов сельского населения обслуживаются семейными врачами. Однако обеспеченность населения врачами общей практики составляет всего 0,5 врачей на 10 тыс. населения (средний показатель
по Российской Федерации – 0,54 при оптимальном – не менее 0,8 врача на 10 тыс. населения). Задачи по дальнейшему внедрению службы врача общей практики решаются
в рамках Концепции развития семейной медицины на территории Саратовской области.
За 2010 год открыто дополнительно 3 кабинета врача общей практики.

В 2011-2012 годах после принятия и вступления в силу нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и передачи полномочий по организации медицинской помощи органам исполнительной власти
в сфере здравоохранения планируется объединение учреждений четвертого уровня, расположенных на территории одного района, в одно юридическое лицо. Тем самым будет устранен имеющийся профицит учреждений четвертого уровня.

В рамках программы модернизации в 2011 и 2012 годах планируется открыть еще 13 кабинетов (отделений) врача общей практики: в 2011 году – 6 кабинетов (Аткарский, Краснокутский, Петровский, Саратовский, Федоровский, Энгельсский районы, г.Саратов), в 2012 году – 7 кабинетов (Базарно-Карабулакский, Питерский, Пугачевский, Самойловский, Энгельсский районы, г.Саратов). Кабинеты врача общей практики
в рамках областной целевой программы «Семейная медицина» с общим объемом финансирования 350 млн рублей оснащались оборудованием, санитарным транспортом, был проведен текущий и капитальный ремонт, проведены противопожарные мероприятия.

Одним из приоритетных направлений в развитии сельской медицины является совершенствование службы родовспоможения и детства. В целях приближения специализированной медицинской помощи жителям отдаленных районов с 2001 года работа службы организована по принципу трехуровневой системы. Медицинская помощь беременным женщинам и детям, проживающим в сельских районах области, оказывается на ФАПах, в акушерских и детских отделениях, 35 центральных районных больниц, профильных межрайцентрах. Специализированная медицинская помощь наиболее тяжелому контингенту больных оказывается в государственных учреждениях здравоохранения (ГУЗ «Перинатальный центр», ГУЗ «Саратовская областная детская клиническая больница», ГУЗ «Областная детская инфекционная клиническая больница»).

В рамках модернизации здравоохранения области с целью улучшения качества
и доступности медицинской помощи сельскому населению планируется проведение дальнейшей централизации службы. В целях приближения консультативной
и кураторской помощи врачам, работающим на селе, запланировано внедрение региональной информационной системы мониторинга родовспоможения, включающей автоматизацию рабочих мест с ведением электронной индивидуальной карты беременной и родильницы, а также развитие телемедицинских технологий в межрайцентрах. На эти цели запланировано вложение финансовых средств в размере 20 млн рублей.

Для повышения доступности и качества оказания скорой медицинской помощи, прежде всего сельским жителям, в области проведена оптимизация работы службы скорой медицинской помощи со стопроцентным охватом населения. За три года дополнительно организованы 92 бригады скорой медицинской помощи, в том числе на селе – 66,
на содержание которых из областного бюджета были выделены субсидии местным бюджетам в объеме 18,1 млн рублей.

Численность бригад увеличилась с 194 до 287. Своевременность выездов бригад скорой помощи увеличилась с 80 до 95 процентов. Одна бригада скорой помощи
в среднем обслуживает 4,5-5 тыс. сельских жителей, что является оптимальным показателем. В результате проведенных мероприятий вдвое сократился дисбаланс доступности скорой медицинской помощи для городского и сельского населения.

На базе ГУЗ «Саратовская областная детская клиническая больница» функционирует дистанционный реанимационно-консультативный центр с выездными реанимационными педиатрическими и неонатальными бригадами. Ежегодно в реанимационно-консультативном центре консультируется от 1200 до 1300 детей, из них до 300 новорожденных, около
60 процентов из которых являются жителями сельской местности. В реанимационно-консультативном центре на базе ГУЗ «Областная клиническая больница» создано 5 выездных акушерско-гинекологических бригад для оказания медицинской помощи наиболее тяжелому контингенту беременных женщин, ежегодно осуществляется более 150 выездов, в том числе в 55 процентов случаев к сельским жителям. В связи с внедрением новых стандартов регистрации новорожденных с весом от 500 грамм в 2012 году планируется увеличение числа выездов акушерских и неонатальных анестезиолого-реанимационных бригад в сельские районы области, в том числе на каждые преждевременные роды.

В области на базе многопрофильных больниц пяти муниципальных образований (г.Балаково, г.Энгельс, г.Балашов, г.Вольск, г.Саратов) организуются межрайонные центры с обслуживанием населения и близлежащих районов не менее 200-300 тыс.человек.

Педиатрические межрайонные центры функционируют на базе детских больниц г.Энгельса, г.Балаково, г.Балашова, акушерские межрайонные центры – на базе МУЗ «Перинатальный центр» г.Энгельса, МУЗ «Родильный дом» г.Балаково, МУЗ «Балашовский родильный дом», ГУЗ «Вольский перинатальный центр», родильного отделения МУЗ «Пугачевская ЦРБ».

В целях приведения межрайонных центров в соответствии с требованиями порядков и стандартов оказания медицинской помощи в рамках программы модернизации планируется дооснащение необходимым оборудованием, доукомплектование подготовленными кадрами, что позволит увеличить доступность и приблизить специализированную медицинскую помощь сельским жителям. В целях выполнения федеральных стандартов оказания медицинской помощи в указанных межрайцентрах планируется развитие, в первую очередь, специализированных видов помощи по профилям кардиология, неврология, травматология, родовспоможения и детства, формирующих основные причины смертности населения.

Один межрайонный центр в среднем будет организован на 120 тыс. населения, что обеспечит доступность и качество оказания первичной медико-санитарной помощи жителям малонаселенных сельских пунктов.

На приобретение медицинского оборудования для межрайонных центров запланировано 267852,0 тыс. рублей (2011 год – 197925,0 тыс. рублей, 2012 год – 69927,0 тыс. рублей), в том числе компьютерных томографов, рентгенодиагностических аппаратов, аппаратов УЗИ, оборудования для анестезии и реанимации. На оснащение современным медицинским оборудованием акушерских и педиатрических межрайонных центров
и профильных отделений центральных районных больниц планируется направить
166,757 млн рублей.

В целях совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению для выполнения порядков и стандартов в 34 ЦРБ на приобретение медицинского оборудования запланировано 146 371,8 тысяч рублей (2011 год – 67828,0 тыс. рублей, 2012 год – 78544,2 тыс. рублей).

В течение трех последних лет (2008-2010 годы) на проведение капитального
и текущего ремонта муниципальных учреждений здравоохранения (без муниципальных учреждений г.Саратова) выделено 336386,4 тыс. рублей, в том числе на ремонт больниц – 253912,4 тыс. рублей, на ремонт поликлиник – 39103,0 тыс. рублей, на ремонт учреждений сельской медицины – 43371,0 тыс. рублей.

В Программу включены мероприятия по проведению капитального ремонта муниципальных лечебных учреждений, находящихся в 37 районах области и ЗАТО Светлый. В 49 муниципальных учреждениях здравоохранения на ремонт 69 объектов предусматривается выделение финансовых средств в размере 893505,0 тыс. рублей,
в том числе в 2011 году 626575,0 тыс. рублей, в 2012 году 266930,0 тыс. рублей.
На финансирование ремонтных работ из местного бюджета предусматривается выделение финансовых средств в размере 70050,0 тыс. рублей. На проведение капитального ремонта акушерских и педиатрических подразделений центральных районных больниц
и межрайцентров планируется направить 134,288 млн рублей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.