Программа «АУРС-СибАДИ» предназначена для расчета ресурсов, необходимых для выполнения работ по всем видам деятельности дорожных организаций: строительство, ремонт, содержание дорог, подсобное производство. Для работы необходимо ознакомиться с инструкцией [24]. Расчет ресурсов может быть выполнен с разбивкой до 12 интервалов. В качестве интервалов могут выступать месяцы года, отдельные объекты, структурные подразделения (ДРСУ, участки). Потребность в ресурсах, необходимых для выполнения требуемых объемов работ, рассчитывается в физическом и стоимостном выражении. В первом случае результатом расчета является потребное количество машин, материалов, трудозатрат с интервальной разбивкой; во втором – стоимость работ с интервальной разбивкой или сметная стоимость работ на один из интервалов в базовых и текущих ценах.
Стоимостные нормативы представлены в виде калькуляций стоимости материалов, конструкций, изделий, полуфабрикатов и стоимости 1 маш.-ч эксплуатации машин, транспортных калькуляций. Расчеты ресурсов выполняют по видам работ и на их основе формируют сводные ведомости по видам ресурсов.
Расчеты ведут по следующим формулам.
Машины:
, (5.1)
где – потребность в j-х машинах для i-го вида работ в n-ом интервале; – объем i-го вида работ в n-ом интервале; – норма потребности в маш.-ч j-го вида машин на единицу измерения i-го вида работ.
Материалы:
(5.2)
где – потребность в j-ом материале в соответствующих единицах измерения для i-го вида работ в n-ом интервале; – норма в единицах измерения j-го материала для i-го вида работ.
Трудозатраты:
(5.3)
(5.4)
(5.5)
где – потребность трудозатрат соответственно общая, рабочих на ручных работах, механизаторов для i-го вида работ в n-ом интервале; – норма трудозатрат, чел.-ч, соответственно общая, рабочих на ручных работах, механизаторов для i-го вида работ.
В соответствии с инструкциями [24] выполняют ввод видов и объемов работ. Наименование объекта: фамилия и номер группы студента; количество интервалов планового периода – 12 (двенадцать месяцев года). Первый расчет выполняют для получения сводной ведомости потребности материалов. Это делают с целью получения необходимой информации для загрузки подсобного производства дорожной организации выпуском полуфабрикатов. По данным расчета составляют ведомость выпуска полуфабрикатов подсобным производством с месячной разбивкой. Работа подсобного производства должна быть организована так, чтобы обеспечить потребности основного производства, т.е. строительство участка дороги. В дополнение к файлу объемов работ основного производства (созданный объект) вводят виды и объемы работ подсобного производства, и после этого выполняют все расчеты ресурсов (сводные ведомости).
По результатам расчета потребности машин j-го вида в n-ом месяце строят эпюры потребности машино-часов с месячной разбивкой по трем основным дорожным машинам по собственному выбору. Используя данные о режиме работы машин по месяцам в течение года (коэффициент сменности ), месячные балансы рабочего времени (прил. 9) определяют потребное количество машин данного вида в каждом месяце для выполнения полного комплекса работ по формуле
. (5.6)
Расчет потребности трудовых ресурсов используют также для построения эпюр трудозатрат (чел.-ч) с месячной разбивкой, раздельно: общие трудозатраты, ручные работы, затраты труда механизаторов. Численность рабочих в n-ом месяце определяют с учетом баланса рабочего времени в n-ом месяце и общей потребности трудовых ресурсов в n-ом месяце :
. (5.7)
Количество эпюр ограничено по указанию преподавателя. На рис. 5.1, а, б приведены: общая эпюра потребности трудозатрат (чел.-ч), эпюра потребности рабочих с месячной разбивкой.
Сводные ведомости расчета ресурсов: машин, материалов, трудозатрат оформляют в виде приложения к курсовому проекту.
Деятельность дорожно-строительного предприятия должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить рациональное использование всех видов ресурсов.
Ритмичная работа организации оказывает непосредственное влияние на рост производительности труда, улучшение использования основных и оборотных производственных фондов, повышение эффективности производства, повышение эффективности производства [4]. Для определения ритмичности дорожно-строительного производства используют понятия «ритмичность выпуска продукции» и «ритмичность производства».
Ритмичность выпуска характеризуется сдачей готовой продукции. В зависимости от стадии производственного процесса ею могут быть отдельные конструктивные элементы дороги в натуральных показателях (м3, км), а также законченные участки дороги.
Ритмичность производства характеризуется использованием имеющихся в наличии ресурсов: рабочей силы и средств механизации. Ритмичность дорожно-строительного производства рассматривается в совокупности для основного, подсобного и обслуживающего производств, так как только такой комплексный подход дает достаточно наглядную картину использования ресурсов и мощности предприятия [5,10].
Коэффициент ритмичности производства рассчитывается по формуле
, (6.1)
где – среднее квадратическое отклонение от равномерного уровня трудозатрат, %; – равномерный уровень производства в j-м интервале, % к годовому объему;
, (6.2)
здесь Оj – величина отклонения от равномерного уровня в j-м интервале, %;
; (6.3)
– уровень ритмичности (удельный вес трудовых затрат в j-м интервале), % к годовому объему.
Для расчета внутригодовой ритмичности дорожно-строительного производства целесообразно в качестве j-го интервала рассматривать 1 месяц.
При этом равномерный уровень производства в каждом месяце можно определить по формуле:
; (6.4)
По методике, приведенной выше, рассчитывают коэффициент ритмичности производства ; делают вывод о ритмичности производства применительно к данной организации и указывают возможные мероприятия по ее повышению.
7. РАСЧЕТ ТРАНСПОРТНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Общая схема организации транспортных перевозок в дорожной организации приведена на рис. 7.1. Исходные данные по вариантам для расчета транспортной работы приведены в табл. П. 7.1, П. 7.2), все условные обозначения в которых совпадают с обозначениями на рис. 7.1. В таблице П. 7.1 приведены расстояния перевозок по основным дорожно-строитель- ным материалам. По всем остальным материалам, если задан расчет стоимости работ, принять внешние поставки на основной склад дорожной организации. Битум, цемент, минеральный порошок перевозят в соответствии со схемой – от железнодорожной станции до перерабатывающего предприятия автомобильным транспортом, минуя основной склад. Перевозки битума и цемента на дорогу предусмотреть только из складов на перерабатывающем предприятии.
Расчет транспортной работы можно проводить в зависимости от задания преподавателя по нескольким вариантам:
Вариант 1. Объемы перевозок и грузооборот рассчитывают на ПЭВМ с использованием программы «АУРС-СибАДИ». Эти показатели определяют при расчете локальных ресурсных ведомостей и договорной цены.
Вариант 2. Построить эпюры потребности автомобилей для обеспечения темпов производства работ линейными специализированными отрядами при строительстве дороги. Возможно использование литературы [4,11].
Вариант 3. Рассчитать объем транспортной работы с месячной разбивкой и в целом на годовую программу. Объемы перевозок определяют по сводной ведомости потребности материалов. Среднее расстояние перевозки материалов для строительства определяют с учетом линейного календарного графика.
Расчет ведут по формулам:
; (7.1)
, (7.2)
где j – месяц ; i – материал; k – частный грузопоток (перевозка i-го материала от одного грузообразующего пункта к одному грузопотребляющему); – объем перевозок i-го материала в j-ом месяце по k-му грузопотоку, т; – общий объем перевозок всех материалов в j-ом месяце, т; – общий грузооборот по всем материалам в j-ом месяце, ткм; – среднее расстояние перевозки i-го материала в j-ом месяце по k-му грузопотоку, км.
Рис. 7.1. Транспортная схема: – расстояния перевозки соответственно по железной дороге, водным путем, автомобилем; – расстояния перевозки: – от железнодорожного тупика до основного склада, –от речного порта до основного склада, –от основного склада до начала строящейся дороги, – от перерабатывающего предприятия до начала строящейся дороги, – от основного склада до перерабатывающего предприятия.
Годовой объем перевозок и грузооборот в целом по дорожной организации определяют суммированием по месяцам года.
Расчет транспортной работы по вариантам 2 или 3 осуществляется в том случае, если в дополнительном задании поставлены соответствующие задачи.