Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическая работа № 5



 

Определение места расположения распределительного склада на обслуживаемой территории (ссылка на Гаджинского)

 

Цель: ознакомление с различными методами опре­деления места расположения распределительного склада на обслуживаемой территории.

Задача определения места расположения распредели­тельного центра на обслуживаемой территории может формулироваться как поиск оптимального решения или как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) реше­ния. Наукой и практикой выработаны различные методы решения задач обоих видов.

Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных ва­риантов размещения распределительных центров и выпол­няется на ЭВМ методами математического программирова­ния. Однако на практике в условиях разветвленных транс­портных сетей данный метод может оказаться непримени­мым, так как число возможных вариантов по мере увели­чения масштабов сети, а с ними и трудоемкость решения растут.

Гораздо менее трудоемки субоптимальные методы определения места размещения распределительных центров. Эти методы эффективны для решения больших прак­тических задач. Они не обеспечивают отыскания оптимального решения, однако дают хорошие, близкие к оптимальным результаты при невысокой сложности вычислений.

Задание 1. Методом определения центра тяжести грузопотоков найти ориентировочное место для расположения склада, снабжающего магазины.

На территории района (рис.3) имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами.

 

 
 

 

 


Рис. 3. Карта района обслуживания

 

В табл. 18 приведены координаты обслуживаемых магазинов (в прямоугольной системе координат), а также их месячный грузооборот.

Таблица 18

Грузооборот и координаты обслуживаемых магазинов

 

№ магазина Координата Х, км Координата Y, км Грузооборот, т \ мес

Методические указания

Пользуясь приведенными в теоретических пояснениях к заданию формулами, необходимо найти координаты точ­ки (Х склад, Yсклад), в окрестностях которой рекомендуется организовать работу распределительного склада, а также указать эту точку на чертеже.

Прежде чем приступить к расчетам, необходимо выпол­нить чертеж к заданию. Для этого на миллиметровой бума­ге следует нанести координатные оси, а затем точки, в ко­торых размещены магазины. Рекомендуемый масштаб: одно миллиметровое деление — 1 км.

Задачу выбора места расположения склада решим для распределительной системы, включающей один склад. Основ­ным (но не единственным) фактором, влияющим на выбор места расположения склада, является размер затрат на доставку товаров со склада. Минимизировать эти затраты можно, разместив склад в окрестностях центра тяжести грузопотоков.

В качестве примера решения задачи рассмотрим распре­делительную систему, обслуживающую пять потребителей. Нанесем на нашу карту координатные оси таким образом, чтобы обслуживаемый район разместился в первой четвер­ти системы координат (рис.4). Найдем координаты точек, в которых размещены магазины — потребители материаль­ного потока.

 

 
 

 


Рис. 4. Определение места расположения склада методом поиска центра тяжести грузовых потоков

 

Координаты центра тяжести грузовых потоков (Хсклад , Yсклад), т. е. точки, в окрестностях которой может быть разме­щен распределительный склад, определятся по формулам:

,

,

где Гi — грузооборот i-го потребителя;

Xi, Yi — координаты i-го потребителя;

п — число потребителей.

Точка территории, обеспечивающая минимум транс­портной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размеще­ния в окрестностях найденного центра тяжести (в рамках данной работы не проводится). При этом необходимо оце­нить транспортную доступность местности, размер и кон­фигурацию возможного участка, а также учесть планы ме­стных органов власти в отношении намеченной территории.

Применение описанного метода имеет ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый рай­он должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования — принцип подобия модели и моделируемого объекта.

Задание 2. Определить узел транспортной сети прямоугольной кон­фигурации, в котором размещение распределительного скла­да обеспечит минимум грузооборота транспорта по доставке грузов в обслуживаемую сеть.

На территории района (см. рис.3) имеется восемь магазинов, торгующих продовольственными товарами.

Методические указания

Задание выполняется на чертеже, сделанном при выполнении задания 1. Изучив теоретические пояснения к заданию 2, найдите и укажите на чертеже рекомендуемую точку размещения склада.

Основой выполнения задания 2 является изучение ме­тода определения оптимального места размещения распре­делительного склада в случае прямоугольной конфигура­ции сети автомобильных дорог ("метод пробной точки").

Сначала на примере отдельного участка транспортной сети разберем суть метода.

Пусть на участке дороги дли­ной 30 км (участок AD на рис .5) имеется четыре потре­бителя материального потока: А, В, С и D. Месячный гру­зооборот каждого из них указан в скобках. Оптимальное место расположения распределительного склада легко oпределить методом, который можно назвать "метод проб­ной точки")(ссылка на Гаджинского, стр 95).

 
 

 

 


Рис. 5. Определение оптимального места расположения распределительного склада на участке обслуживания

 

Суть метода состоит в последовательной проверке каждого отрезка обслуживаемого участка.

Введем понятие пробной точки отрезка, а также поня­тия левого и правого грузооборотов пробной точки.

Пробной точкой отрезка назовем любую точку, находя­щуюся на этом отрезке и не принадлежащую его концам (т. е. пробная точка не совпадает с точками А, В, С и D).

Левый грузооборот пробной точки — грузооборот потребителей, расположенных на всем участке обслужи­вания слева от пробной точки.

Правый грузооборот пробной точки — грузооборот потребителей, расположенных справа.

Участок обслуживания проверяют с крайнего левого конца. Сначала анализируют первый отрезок участка (в на­шем случае — отрезок АВ). На данном отрезке ставится пробная точка и подсчитывается сумма грузооборотов по­требителей, находящихся слева и справа от поставленной точки. Если грузооборот потребителей, находящихся спра­ва, больше, то проверяется следующий отрезок. Если мень­ше, то принимается решение о размещении склада в нача­ле анализируемого отрезка.

Проверка пробных точек продолжается до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма грузооборотов потребителей с левой стороны не превысит сумму грузо­оборотов потребителей с правой стороны. Решение прини­мается о размещении склада в начале этого отрезка, т. е. слева от пробной точки. В нашем примере — это точка С.

Рассмотрим вариант, когда сумма грузооборотов сле­ва и справа от пробной точки очередного отрезка стано­вится одинаковой. Начало этого отрезка (точка М, рис.6) является первым, а конец (точка N) последним из возмож­ных мест расположения распределительного склада на участке обслуживания. Распределительный центр может быть расположен в любой из точек отрезка MN участка обслуживания.

 

 
 

 

 


Рис. 6. Определение оптимального расположения распределительного склада при равенстве «левого» и «правого» грузооборота пробной точки

Для определения методом пробной точки оптимального узла прямоугольной транспортной сети (для размещения распределительного склада) следует нанести на карту рай­она координатные оси, сориентированные параллельно до­рогам. Определив координаты потребителей, необходимо на каждой координатной оси найти методом пробной точки оп­тимальное место расположения координаты X и координа­ты Y искомого узла.

В качестве примера рассмотрим обслуживаемую сис­тему, состоящую из четырех потребителей (рис.7). Сеть дорог — прямоугольная. Присваивая ординатам и абсцис­сам потребителей соответствующие значения грузооборо­та, найдем методом пробной точки ординату и абсциссу оп­тимального узла транспортной сети. Размещение распре­делительного склада в найденном узле (точка О) обеспечит минимальный грузооборот по доставке товаров со складов

 

 
 

 

 


Рис. 7. Определение оптимального места расположения распределительного склада в условиях прямоугольной сети автомобильных дорог (точками на схеме обозначены потребители материального потока, числами – грузооборот потребителей, т \ мес.)

 

 

Задание 3. Методом частичного перебора найти узел транспортной сети, рекомендуемый для размещения склада, снабжающего магазины.

На территории района (рис.3) имеется восемь ма­газинов, торгующих продовольственными товарами.

Методические указания

Выполняется на основе решений, получен­ных при выполнении заданий 1 и 2. Чертеж зоны обслужи­вания содержит две возможные для размещения склада точки, что позволяет ограничить зону поиска узлами, на­ходящимися в окрестностях этих точек.

Расчет производится в следующей последовательности. Выбирается узел транспортной сети, в котором возможно размещение склада. Затем по участкам транспортной сети определяются расстояния от этого узла (склада) до каждого из магазинов. В результате умножения величины расстояния на величину грузооборота магазина получим грузооборот транспорта по доставке. Суммарный грузооборот транспорта по доставке товаров во все магазины из данно­го узла сравнивается с соответствующими показателями для других узлов. Узел транспортной сети, обеспечивающий минимальный грузооборот транспорта, и будет искомым местом размещения склада.

Расчет рекомендуется выполнить по форме табл. 19.

Таблица 19

 

Расчет количества транспортной работы для некоторых узлов транспортной сети

 

№ магазина G, т \ мес. Количество транспортной работы
для узла № для узла № для узла № для узла №
S, км g, ткм\мес S, км g, ткм\мес S, км g, ткм\мес S, км g, ткм\мес
                 
                 
                 
Итого                  

Обозначения:

G – грузооборот магазина, т\мес.;

S – расстояние от склада, км;

g - грузооборот транспорта, ткм\мес.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Дайте определение распределительной логистике и раскройте ее сущность.

2. Какие факторы являются ключевыми (решающими) в развитии сбытовых процессов и почему?

3. Существует ли необходимость выявления границ компетенции маркетинга и логистики в общей цепи поддержки жизненного цикла продукции?

4. Чем определяется специфика объектов, субъектов и функционального обеспечения сбытовой логистики?

5. Дайте определение логистическому каналу, логистической цепи. В результате каких действий логистический канал преобразуется в логистическую цепь?

6. Какое значение имеет вид распределительного канала и какими ха­рактеристиками он определяется?

7. Какую роль играют посредники в сбытовых процессах микро- и мак­роуровней?

8. По каким классификационным признакам и на какие группы можно разделить посреднические институты в системе сбытовой логистики?

9. Опишите последовательность ваших действий при создании логистической сбытовой цепи (ЛСЦ).

10. Назовите критерии выбора посредника.

11. Из чего складываются затраты ЛСЦ и как определяется ее эффек­тивность?

12. Прокомментируйте «три золотых правила» сбытовой логистики.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.