Определение места расположения распределительного склада на обслуживаемой территории (ссылка на Гаджинского)
Цель: ознакомление с различными методами определения места расположения распределительного склада на обслуживаемой территории.
Задача определения места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории может формулироваться как поиск оптимального решения или как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. Наукой и практикой выработаны различные методы решения задач обоих видов.
Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ методами математического программирования. Однако на практике в условиях разветвленных транспортных сетей данный метод может оказаться неприменимым, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети, а с ними и трудоемкость решения растут.
Гораздо менее трудоемки субоптимальные методы определения места размещения распределительных центров. Эти методы эффективны для решения больших практических задач. Они не обеспечивают отыскания оптимального решения, однако дают хорошие, близкие к оптимальным результаты при невысокой сложности вычислений.
Задание 1. Методом определения центра тяжести грузопотоков найти ориентировочное место для расположения склада, снабжающего магазины.
На территории района (рис.3) имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами.
Рис. 3. Карта района обслуживания
В табл. 18 приведены координаты обслуживаемых магазинов (в прямоугольной системе координат), а также их месячный грузооборот.
Таблица 18
Грузооборот и координаты обслуживаемых магазинов
№ магазина
Координата Х, км
Координата Y, км
Грузооборот,
т \ мес
Методические указания
Пользуясь приведенными в теоретических пояснениях к заданию формулами, необходимо найти координаты точки (Х склад, Yсклад), в окрестностях которой рекомендуется организовать работу распределительного склада, а также указать эту точку на чертеже.
Прежде чем приступить к расчетам, необходимо выполнить чертеж к заданию. Для этого на миллиметровой бумаге следует нанести координатные оси, а затем точки, в которых размещены магазины. Рекомендуемый масштаб: одно миллиметровое деление — 1 км.
Задачу выбора места расположения склада решим для распределительной системы, включающей один склад. Основным (но не единственным) фактором, влияющим на выбор места расположения склада, является размер затрат на доставку товаров со склада. Минимизировать эти затраты можно, разместив склад в окрестностях центра тяжести грузопотоков.
В качестве примера решения задачи рассмотрим распределительную систему, обслуживающую пять потребителей. Нанесем на нашу карту координатные оси таким образом, чтобы обслуживаемый район разместился в первой четверти системы координат (рис.4). Найдем координаты точек, в которых размещены магазины — потребители материального потока.
Рис. 4. Определение места расположения склада методом поиска центра тяжести грузовых потоков
Координаты центра тяжести грузовых потоков (Хсклад , Yсклад), т. е. точки, в окрестностях которой может быть размещен распределительный склад, определятся по формулам:
,
,
где Гi — грузооборот i-го потребителя;
Xi, Yi — координаты i-го потребителя;
п — число потребителей.
Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести (в рамках данной работы не проводится). При этом необходимо оценить транспортную доступность местности, размер и конфигурацию возможного участка, а также учесть планы местных органов власти в отношении намеченной территории.
Применение описанного метода имеет ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования — принцип подобия модели и моделируемого объекта.
Задание 2. Определить узел транспортной сети прямоугольной конфигурации, в котором размещение распределительного склада обеспечит минимум грузооборота транспорта по доставке грузов в обслуживаемую сеть.
На территории района (см. рис.3) имеется восемь магазинов, торгующих продовольственными товарами.
Методические указания
Задание выполняется на чертеже, сделанном при выполнении задания 1. Изучив теоретические пояснения к заданию 2, найдите и укажите на чертеже рекомендуемую точку размещения склада.
Основой выполнения задания 2 является изучение метода определения оптимального места размещения распределительного склада в случае прямоугольной конфигурации сети автомобильных дорог ("метод пробной точки").
Сначала на примере отдельного участка транспортной сети разберем суть метода.
Пусть на участке дороги длиной 30 км (участок AD на рис .5) имеется четыре потребителя материального потока: А, В, С и D. Месячный грузооборот каждого из них указан в скобках. Оптимальное место расположения распределительного склада легко oпределить методом, который можно назвать "метод пробной точки")(ссылка на Гаджинского, стр 95).
Рис. 5. Определение оптимального места расположения распределительного склада на участке обслуживания
Суть метода состоит в последовательной проверке каждого отрезка обслуживаемого участка.
Введем понятие пробной точки отрезка, а также понятия левого и правого грузооборотов пробной точки.
Пробной точкой отрезка назовем любую точку, находящуюся на этом отрезке и не принадлежащую его концам (т. е. пробная точка не совпадает с точками А, В, С и D).
Левый грузооборот пробной точки — грузооборот потребителей, расположенных на всем участке обслуживания слева от пробной точки.
Правый грузооборот пробной точки — грузооборот потребителей, расположенных справа.
Участок обслуживания проверяют с крайнего левого конца. Сначала анализируют первый отрезок участка (в нашем случае — отрезок АВ). На данном отрезке ставится пробная точка и подсчитывается сумма грузооборотов потребителей, находящихся слева и справа от поставленной точки. Если грузооборот потребителей, находящихся справа, больше, то проверяется следующий отрезок. Если меньше, то принимается решение о размещении склада в начале анализируемого отрезка.
Проверка пробных точек продолжается до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма грузооборотов потребителей с левой стороны не превысит сумму грузооборотов потребителей с правой стороны. Решение принимается о размещении склада в начале этого отрезка, т. е. слева от пробной точки. В нашем примере — это точка С.
Рассмотрим вариант, когда сумма грузооборотов слева и справа от пробной точки очередного отрезка становится одинаковой. Начало этого отрезка (точка М, рис.6) является первым, а конец (точка N) последним из возможных мест расположения распределительного склада на участке обслуживания. Распределительный центр может быть расположен в любой из точек отрезка MN участка обслуживания.
Рис. 6. Определение оптимального расположения распределительного склада при равенстве «левого» и «правого» грузооборота пробной точки
Для определения методом пробной точки оптимального узла прямоугольной транспортной сети (для размещения распределительного склада) следует нанести на карту района координатные оси, сориентированные параллельно дорогам. Определив координаты потребителей, необходимо на каждой координатной оси найти методом пробной точки оптимальное место расположения координаты X и координаты Y искомого узла.
В качестве примера рассмотрим обслуживаемую систему, состоящую из четырех потребителей (рис.7). Сеть дорог — прямоугольная. Присваивая ординатам и абсциссам потребителей соответствующие значения грузооборота, найдем методом пробной точки ординату и абсциссу оптимального узла транспортной сети. Размещение распределительного склада в найденном узле (точка О) обеспечит минимальный грузооборот по доставке товаров со складов
Рис. 7. Определение оптимального места расположения распределительного склада в условиях прямоугольной сети автомобильных дорог (точками на схеме обозначены потребители материального потока, числами – грузооборот потребителей, т \ мес.)
Задание 3. Методом частичного перебора найти узел транспортной сети, рекомендуемый для размещения склада, снабжающего магазины.
На территории района (рис.3) имеется восемь магазинов, торгующих продовольственными товарами.
Методические указания
Выполняется на основе решений, полученных при выполнении заданий 1 и 2. Чертеж зоны обслуживания содержит две возможные для размещения склада точки, что позволяет ограничить зону поиска узлами, находящимися в окрестностях этих точек.
Расчет производится в следующей последовательности. Выбирается узел транспортной сети, в котором возможно размещение склада. Затем по участкам транспортной сети определяются расстояния от этого узла (склада) до каждого из магазинов. В результате умножения величины расстояния на величину грузооборота магазина получим грузооборот транспорта по доставке. Суммарный грузооборот транспорта по доставке товаров во все магазины из данного узла сравнивается с соответствующими показателями для других узлов. Узел транспортной сети, обеспечивающий минимальный грузооборот транспорта, и будет искомым местом размещения склада.
Расчет рекомендуется выполнить по форме табл. 19.
Таблица 19
Расчет количества транспортной работы для некоторых узлов транспортной сети
№ магазина
G, т \ мес.
Количество транспортной работы
для узла №
для узла №
для узла №
для узла №
S, км
g, ткм\мес
S, км
g, ткм\мес
S, км
g, ткм\мес
S, км
g, ткм\мес
…
Итого
Обозначения:
G – грузооборот магазина, т\мес.;
S – расстояние от склада, км;
g - грузооборот транспорта, ткм\мес.
Вопросы для самоконтроля и обсуждения
1. Дайте определение распределительной логистике и раскройте ее сущность.
2. Какие факторы являются ключевыми (решающими) в развитии сбытовых процессов и почему?
3. Существует ли необходимость выявления границ компетенции маркетинга и логистики в общей цепи поддержки жизненного цикла продукции?
4. Чем определяется специфика объектов, субъектов и функционального обеспечения сбытовой логистики?
5. Дайте определение логистическому каналу, логистической цепи. В результате каких действий логистический канал преобразуется в логистическую цепь?
6. Какое значение имеет вид распределительного канала и какими характеристиками он определяется?
7. Какую роль играют посредники в сбытовых процессах микро- и макроуровней?
8. По каким классификационным признакам и на какие группы можно разделить посреднические институты в системе сбытовой логистики?
9. Опишите последовательность ваших действий при создании логистической сбытовой цепи (ЛСЦ).
10. Назовите критерии выбора посредника.
11. Из чего складываются затраты ЛСЦ и как определяется ее эффективность?