Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Гоу впо «магнитогорский государственный университет»
Г. С. Свиридова
ЛоГИСТИКА
практикум
Магнитогорск 2009
Рецензенты:
З.М. Уметбаев
доктор педагогических наук,
проректор по научной работе и международным отношениям
Магнитогорского государственного университета
А.Д. Яременко
кандидат экономических наук,
директор ООО ИК «РФЦ»
К 89 Свиридова Г.С.
Логистика: Практикум для студентов специальности «Менеджмент организации». – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – 62 с.
Практикум разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом ВПО и рабочей программой по курсу «Логистика». Адресован студентам дневной и заочной формы обучения и предназначен для организации аудиторной работы студентов, а также для помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Практикум содержит учебно – методические материалы к практическим занятиям по курсу «Логистика», вопросы к зачету (экзамену), тестовые контрольные материалы, список рекомендуемой литературы.
Практикум может быть рекомендован для студентов экономических специальностей, преподавателей, а также специалистам различных областей и сфер деятельности.
Оглавление
1. Практическая работа № 1……………………………………………………3
2. Практическая работа №2…………………………………………………….11
3. Практическая работа №3……………………………………………………..14
4. Практическая работа №4……………………………………………………..19
5. Практическая работа №5……………………………………………………..26
6. Практическая работа №6……………………………………………………..34
7. Практическая работа №7……………………………………………………...40
8. Практическая работа №8………………………………………………………50
9. Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) по курсу «Логистика»………52
10. Контрольные тестовые материалы по курсу «Логистика»…………………………………………………………………….54
11. Рекомендуемые источники и литература………………………………………………………………………61
Введение
Курс «Логистика» является одним из курсов цикла специальных дисциплин. Основу предмета составляют такие дисциплины как основы менеджмента, маркетинг, экономика и другие.
Логистический подход в управлении материалопроводящими системами позволяет существенно повысить эффективность их функционирования. Это обусловливает актуальность дисциплины «Логистика» и все возрастающий интерес к ее изучению.
Курс «Логистика» рассматривает концептуально – методологический аппарат логистики, а также проблемы управления в интегрированных и функциональных областях логистики: логистики снабжения, производства, складирования, распределения, транспортировки и управления запасами, логистического сервиса и информационного обеспечения логистических систем, практическое применение принципов логистического подхода к управлению материальными и сопутствующими им потоками.
Практикум по курсу «Логистика» направлен на закрепление теоретических знаний по основным разделам дисциплины, изучаемых в рамках подготовки специалистов в высших учебных заведениях и нацелен на помощь в изучении курса «Логистика», понимании сущности управления материальными и сопровождающими их потоками как особого вида бизнес – процесса, ориентированного на удовлетворение разнообразных потребностей рынка.
Материал практикума может быть использован для самостоятельной работы студентов, для работы в рамках аудиторных занятий.
Практикум адресован преподавателям, студентам всех форм обучения, а также заинтересованным лицам, самостоятельно изучающих курс «Логистика».
Практическая работа № 1
Логистика – наука и сфера профессиональной деятельности
Цель: формирование представления о месте логистики в сфере материального производства.
Практическое занятие представляет собой тест, содержащий 17 вопросов. На каждый вопрос предлагаются варианты ответов, из которых, пользуясь лекционным и справочным материалом, необходимо выбрать верные ответы.
Вопрос 1. Какие положения и ситуации характеризуют логистику как науку?
Вопрос 2. Какие положения и ситуации характеризуют логистику как направление хозяйственной деятельности?
Вопрос 3. Что является объектом и предметом исследования логистики?
Варианты ответов на вопросы 1, 2, 3:
1. Интеграция перевозочного и производственного процесса.
2. Новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками.
3. Система управления, позволяющая приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров.
4. Исследование рынка и конъюнктуры конкретных товаров и услуг позволяют разработать рекомендации по производственно – сбытовой стратегии и тактике компании.
5. Совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами.
6. Теория планирования различных потоков в человекомашинных системах.
7. Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров и услуг через исследования рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и пр.
8. Физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю.
9. Исследование материальных потоков, циркулирующих на рынке позволяет разработать проекты систем, отвечающие целям: нужный товар, в нужное время в необходимом количестве и с минимальными затратами.
10. Оптимизация процессов управления материальными потоками позволила фирме снизить совокупные издержки на 8 %.
Справочные материалы для ответов на вопросы 1, 2, 3 (табл.1):
Таблица 1
Подходы к определению понятия «логистика»
Подходы
Определение
Общий
Наука об оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных, финансовых и других потоков и управлении ими в определенной микро – или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей
С позиции бизнеса
Интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продукта и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками (финансовыми, информационными и др.)
Управленческий аспект
Планирование и контроль поступающего на предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока, а также управление ими
Экономический аспект
Совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции
Оперативно – финансовый аспект
Время расчета партнеров по сделке и деятельности, связанного с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю
Вопрос 4. Каковы функции логистики?
Варианты ответов на вопрос 4:
1. Выбор тары.
2. Определение оптимального размера поставляемой партии товара.
3. Формирование благоприятного общественного мнения о производителе товара и услуг.
4. Управление запасами
5. Установление цен на транспортные услуги.
6. Управление технологическим процессом производства продукции.
7. Выбор условий поставки ресурсов.
8. Реклама.
9. Выбор поставщиков – продавцов материальных ресурсов.
10. Организация складирования и хранения.
11. Прогноз платежеспособного спроса на продукцию фирмы.
12. Управление движением внешних и внутренних материальных потоков.
13. Управление финансами на предприятии.
14. Рыночные исследования.
15. Выбор транспорта.
Вопрос 5. Какие ситуации, положения или материальные потоки относятся к микрологистике?
Вопрос 6. Какие ситуации, положения или материальные потоки относятся к макрологистике?
Варианты ответов на вопросы 5 и 6:
1. Через склад оптовой торговой базы проходит 10500 т грузов в год.
2. Глобальная логистическая стратегия предусматривает торгово – экономические связи между странами.
3. Телевидение 3 часа в неделю убеждает бизнесменов летать самолетами Аэрофлота.
4. Грузы доставляются на Крайний Север сначала речным, а затем морским транспортом.
5. Ежегодно грузооборот транспортного комплекса России составляет до 10 млрд т.
6. Грузооборот склада (т\ год) в 15 раз превышает средний запас (т).
7. 1 % роста расходов на рекламу увеличивает сбыт продукции фирмы на 1400 ед.\ мес.
8. Обновив свою продукцию, фирма увеличила спрос на нее на 6700 комплектов в год.
9. Товарооборот склада составил 7500 холодильников в год.
10. 28 поставщиков обслуживают четырех потребителей так, что суммарные расходы минимальны.
11. Исследования рынка показали, что фирма может увеличить спрос на свой товар на 17%.
12. Страны Европейского сообщества формируют единый внутренний рынок.
13. Внутрицеховая транспортно - складская логистика рассматривает цех как систему.
14. Вероятность срыва поставок из Японии в США втрое ниже средней по другим поставщикам.
15. Концерн Шелл (США) занимается нефтью – от скважин до автозаправочных станций по всему миру.
Вопрос 7. Какие производственные вопросы решает логистическое подразделение фирмы?
Вопрос 8. Как руководство фирмы помогает работе своей службе логистики?
Вопрос 9. Какую пользу приносит служба логистики в плане «легко выполняемого бизнеса»?
Варианты ответов на вопросы 7, 8, 9:
1. Руководство фирмы направило на курсы двоих сотрудников службы логистики.
2. Финансовый директор выделил деньги на компьютерные программы для решения транспортных задач.
3. Фирма, одна в регионе, выполняет заказы на перевозку механизмов массой до 80 т.
5. Разработана методика компьютерных расчетов оптимального уровня складских запасов.
6. Зарплата начальника цеха определяется объемом реализации готовой продукции.
7. Создана компьютерная база данных о поставщиках и клиентах фирмы.
8. Издан красочный рекламный буклет, посвященный новым товарам и услугам фирмы.
9. До 95% заказов фирма получает за 2 – 3 месяца вперед по электронной почте.
10. На складе внедрена система связи между диспетчером и постами погрузки и разгрузки.
11. Фирма приглашает на работу троих выпускников вузов по специальности логистика.
12. 70 % годовой премии выделено отделам материально – технического обеспечения и сбыта.
13. При отсутствии газа печи завода автоматически переходят на отопление мазутом.
14. Заключен договор на поставку хлебозаводу в третьем квартале текущего года 1300 т муки.
15. При выходе из строя двух станков заказ выполнен в срок на резервном оборудовании.
Справочный материал для ответа на вопрос 9:
Оценка качества работы службы логистики заключена в термине «легко выполнимы бизнес», который подразумевает следующее:
o Фирма получает заказы без особых усилий с применение электронной системы обмена информацией.
o Запасы, возможности фирмы обеспечивают отгрузку продукции в соответствии с требованиями потребителей точно в запланированный срок.
o При отсутствии необходимых ресурсов предусмотрены альтернативные варианты снабжения.
o Глубокое проникновение на рынок.
o Создание специфической рыночной ниши.
o Предоставление потребителю ряда уникальных услуг.
Вопрос 10. В чем заключается научность логистики?
Вопрос 11. Что такое конкретность логистики?
Вопрос 12. В чем состоит комплексность логистики?
Вопрос 13. В чем проявляется системность логистики?
Варианты ответов на вопросы 10, 11, 12, 13:
1. Использование водного транспорта уменьшило транспортные расходы фирмы на 3 руб\ т.
2. Фирма последовательно устраняет все узкие места в логистической цепи.
3. Заведующий складом с дипломом кандидата экономических наук получает повышенную зарплату.
4. Фирма приобрела компьютерную программу оптимизации розничной торговой сети.
5. Изменение маршрутов движения сократило износ транспортных средств на 18%.
6. Бухгалтерия фирмы подтвердила высокую экономическую эффективность службы логистики.
7. Транспортная фирма изменяет свои тарифы в строгой зависимости от изменения цен на горючее.
8. Контроль движения грузов в пути существенно сократил потери товаров.
9. По рекомендации службы логистики цех организовал послепродажное обслуживание.
10. Расчетом определено количество складов, которые целесообразно построить в регионе.
11. Ценообразование поручено службам маркетинга и логистики.
12. Диспетчерская составляет график загрузки автотранспорта на неделю вперед.
13. Изменение упаковки сократило потери товаров на 7 %.
14. Методами математического программирования оптимизировано использование ресурсов.
15. На складе ведется учет прихода и расхода каждой единицы хранения.
Справочный материал для ответа на вопрос 10, 11, 12, 13 (табл.2):
Таблица 2
Исходные принципы логистики
Принцип
Характеристика
Системность
· означает организацию и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса
Комплексность
· формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потока в конкретных условиях;
· координация действий непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов и продуктов;
осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм.
Научность
· усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа;
· признание за квалифицированными кадрами статуса важного ресурса логистических структур фирмы.
Конкретность
· четкая и точная оценка всех ресурсов используемых при осуществлении логистического процесса: финансовых, трудовых, материальных и т.д.
· осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов;
· руководство логистикой со стороны структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью.
Конструктивность
· диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально – технического обеспечения и транспортировки товаров.
Надежность
· обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока;
· широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.
Вариантность
· возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие воздействия внешней среды;
· целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными планами фирмы.
Вопрос 14. Какие ситуации и положения относятся к производственной логистике?
Вопрос 15. Какие ситуации и положения относятся к транспортной логистике?
Вопрос 16. Какие ситуации и положения относятся к логистике склада?
Вопрос 17. Какие ситуации и положения относятся к распределительной логистике?
Варианты ответов на вопросы 14, 15, 16, 17:
1. Грузы на большие расстояния дешевле всего перевозить речным транспортом.
2. В тянущей системе управления материальными потоками на производстве материальные запасы в 6 – 7 раз меньше, чем в толкающей.
3. Автомобильный транспорт способен доставить груз в любую точку региона.
4. Трубопроводный транспорт является наиболее надежным из всех видов транспорта.
5. Рациональное размещение распределительных центров в районе минимизирует сумму складских и транспортных затрат.
6. Удельные издержки на хранение товаров тем ниже, чем быстрее оборачиваются запасы.
7. Торгово – посредническая фирма производит 40 % - ную наценку на стоимость товаров.
8. Торговая фирма считает экономически целесообразным арендовать, а не строить склад.
9. Транспортные расходы в значительной мере зависят от массы груза и расстояния перевозки.
10. Фирма сознательно использует производственные мощности в среднем только на 70 %.
11. Самыми дорогостоящими являются перевозки воздушным транспортом.
12. Численность постоянных рабочих фирмы – 200 чел.; временных работников – 500 чел.
13. Оптовая продовольственная база обслуживает все магазины района.
14. Унифицированная и стандартизированная тара позволяет рациональнее использовать объем склада.
15. Фирма перешла к выпуску только той продукции, на которую имеются заказы.
Справочный материал для ответа на вопросы 14, 15, 16, 17:
Исходя из конкретно выполняемых операций единого логистического процесса, логистику можно подразделить на функциональные области:
o производственная логистика, связанная непосредственно с производственным процессом;
o транспортная логистика, занимающаяся вопросами перемещения и транспортировки грузов;
o распределительная логистика, занимающаяся вопросами сбыта, реализации готовой продукции предприятия;
o информационная логистика, предназначенная для информационного обслуживания логистических систем.
Производственная логистика
Толкающая система в сфере производства представляет собой систему подачи материалов, деталей или узлов в производственный процесс ( или с предыдущей технологической операции на последующую) по команде центральной системы управления.
Толкающая система в торговле: стратегия сбыта, направленная на опережающее ( по отношению к спросу) формирование товарных запасов на складах оптовых и розничных торговых предприятий.
Тянущая система в сфере производства – это система подачи деталей и комплектующих изделий с предшествующей технологической операции на последующую в соответствии с заказом звена, выполняющего последующую операцию.
Тянущая система в торговле: стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к формированию товарных запасов) стимулирование спроса на продукцию в розничном торговом звене.
Распределительная логистика выполняет следующие задачи:
o выбор схемы передачи продукции от производителя к потребителю (через агентскую фирму, склады оптовой или розничной торговли, предприятия посылочной торговли др.);
o размещение распределительных центров (складов) в регионе.