Драматургия такая жестко ограничивала представление о художественном пространстве, то есть события происходили в помещениях для официальных собраний, в кабинетах начальников
Возведение частного случая до необоснованных обобщений – самый большой недостаток. Один случай превращался в якобы типичность, хотя это не так.
Эта драматургия была шажком к теории бесконфликтности.
Второе направление – лирическая мелодрама. Александр Володин – ленинградский драматург. Его классика «Пять вечеров». В Молодежном театре на Фонтанке идут его постановки. Леонид Зорин «Варшавская мелодия» в Александринском театре. Особенности:
Сужение пространства и сужение времени. В «Пять вечеров» все происходит в коммунальной квартире
Отказ от социально значимой проблематики. Володин произнес: «Мы отказываемся от казенщины»
3. Ставили вопросы о смысле человеческой жизни и о способе человеческого существования
Отказ от счастливых финалов. Это был прямой вызов теории бесконфликтности.
Третье направление – военная драматургия. Открытие – Виктор Розов «Вечно живые» (1956). Это пьеса о войне, написанная в русле военной прозы. Ни одного выстрела. О событиях в тылу. О любви, ожидании, верности. Война была выиграна усилием воли огромного кол-ва людей, объединившегося фантастическим стремлением к победе.
Четвертое направление – сатирическая драма. Советская сатира – Шукшин. Пьеса «Энергичные люди». Энергичные люди – чичиковы советской эпохи.
Анализ одного произведения (по выбору студента):
Александр Валентинович Вампилов (1937-1972). Любит Гоголя, Чехова. Был однокурсником Валентина Распутина. Историко-филологический факультет Иркутского университета. Вампилов написал 10 юмористических рассказов. За ним закрепилась слава юмориста. Потом «Провинциальные анекдоты» у него были. Все стали считать, что он драматург-сатирик. Сам он был глубоко трагической фигурой. Был талантливым и невероятно гордым. Примерно такая же аура, которой сейчас обладает Захар Прилепин. В каждом городе России ставят пьесы Вампилова. Он трагически погиб на Байкале с частыми наездами на Москву. Поехал на рыбалку с товарищем на Байкал. Лодка перевернулась в ледяной воде. Товарищ держался за края лодки и звал на помощь. А Вампилов не любил звать на помощь, ибо борец, стал плыть до берега, и у него свело ноги судорогой, и он при всех умер. Он считал, что каждый должен выбираться сам.Индивидуальность его как драматурга:
1.В его пьесах всегда случай, пустяк, стечение обстоятельств становится самым драматическим моментом в жизни человека. Ситуация-испытание.
2. Человек Вампилова – человек обыкновенный. Его герои, как правило, это герои российской глубинки. Он ввел понятие провинции. Напоминало чеховское понятие провинции. В то время московский снобизм имел масштабные размеры.
3. Вампилов умел в микросцене, в детали, в жесте, в коротком монологе, передать ощущение всей прежней жизни героя.
4. Большой жанровый диапазон: от лирико-комедийной сценки до трагикомедии
5. Принципиально новый образ автора. Его автор ироничен. Кто-то говорил, что в его авторе главное – доброта. Был добрым, но очень требовательным.
Когда жизнь идет враздробь, надежда и человека только на самого себя. Вампилов был за таких людей. Которые могут противостоять всему миру. В чем ущербность сегодняшнего мира? Это один из вопросов Вампилова. «Провинциальные анекдоты».Анекдот – это не выдуманный, экстраординарный случай с парадоксальной концовкой. У Вампилова это анекдоты, сделанные на локальном материале в локальном пространстве. Главные герои – персонажи, немаркированные временем. «Двадцать минут с ангелом».
«Провинциальные анекдоты» — это две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», которые были написаны Александром Вампиловым в начале шестидесятых годов, много раньше, чем объединены в «Провинциальные анекдоты», что произошло, вероятно, в первой половине 1968 года.
История с метранпажем
Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете,— редко, но бывают. Н. В. Гоголь
Действующие лица
· Калошин — администратор гостиницы «Тайга».
· Потапов — командированный, по профессии метранпаж.
· Рукосуев — врач, приятель Калошина.
· Камаев — молодой человек, преподаватель физкультуры.
· Марина — жена Калошина, официантка ресторана «Тайга».