В 30–е годы ведущим жанром становится роман, представленный и романом–эпопеей, и социально–философским, и публицистическим, психологическим романом.
В 30–е годы все большее распространение получает новый тип сюжета. Эпоха раскрывается через историю какого–либо дела на комбинате, электростанции, колхозе и т.п. И поэтому авторское внимание привлекают судьбы большого числа людей, и ни один из героев уже не занимает центрального положения.
Примеры (здесь лучше внимание обратить на «Мастера и Маргариту», так как точно читали):
1) В «Гидроцентрали» М.Шагинян «идея плановости» хозяйствования не только стала ведущим тематическим центром книги, но и подчинила себе основные компоненты ее структуры. Сюжет в романе соответствует этапам строительства гидроэлектростанции. Судьбы героев, связанных с возведением Мезингэса, подробно анализируются в соотношении со строительством (образы Арно Арэвьяна, главинжа, учительницы Малхазян).
2) В «Соти» Л.Леонова разрушается тишина безмолвной природы, древний скит, откуда брали песок и гравий для строительства. Строительство бумажного комбината на Соти представляется как часть планомерного переустройства страны.
3) В новом романе «Энергия» Ф.Гладков несравненно подробнее, детализированнее изображает трудовые процессы, чем это было в «Цементе». При воссоздании картин индустриального труда автор реализует новые приемы, развивает старые, имевшиеся в наметках в «Цементе» (обширные производственные ландшафты, создаваемые приемом панорамирования).
4) В русло искания новых форм крупного прозаического жанра с целью отражения новой действительности органически входит и роман И.Эренбурга «День второй». Это произведение воспринимается как лирико–публицистический репортаж, написанный непосредственно в гуще больших дел и событий. Герои этого романа (бригадир Колька Ржанов, Васька Смолин, Шор) противостоят Володе Сафонову, который избрал для себя сторону наблюдателя. Принцип контрастности, вообще–то составляющий важный момент в любом произведении искусства, в прозе Эренбурга нашел оригинальное выражение. Этот принцип не только помогал писателю полнее показать многообразие жизни. Он ему был нужен, чтобы воздействовать на читателя. Поразить его свободной игрой ассоциаций остроумных парадоксов, основу которых составлял контраст.
Утверждение труда как творчества, возвышенное изображение производственный процессов – все это изменило характер конфликтов, обусловило формирование новых типов романов. В 30–е годы среди произведений выделился тип социально–философского романа («Соть»), публицистического («День второй»), социально–психологического («Энергия»). Поэтизация труда в сочетании с горячим чувством любви к родному краю нашла свое классическое выражение в книге уральского писателя П.Бажова «Малахитовая шкатулка». В те годы существовала также и линия социально–психологического (лирического) романа, представленная «Последним из Удэге» А.Фадеева и произведениями К.Паустовского и М.Пришвина.
5) В 30–е годы работает над крупным произведением – романом «Мастер и Маргарита» М. Булгаков. Это многоплановый философский роман. В нем слилось воедино несколько творческих тенденций, характерных для произведений Булгакова 20–х годов. Центральное место в романе занимает драма мастера–художника, вошедшего в конфликт со своим временем. Роман первоначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрав в себя судьбу самого писателя.
История пребывания Сатаны в Москве 1930–х годов вторит легенде о явлении Иисуса, произошедшего два тысячелетия назад. Точно так же, как некогда не узнали бога, москвичи не узнают и дьявола, хотя Воланд и не скрывает своих общеизвестных признаков. Причем с Воландом встречаются просвещенные, казалось бы, герои: литератор, редактор антирелигиозного журнала Берлиоз и поэт, автор поэмы о Христе Иван Безродный. События совершались на глазах множества людей и, тем не менее, остались не понятыми. И лишь Мастеру в созданном им романе дано восстановить осмысленность и единство течения истории. Творческим даром вживания Мастер «угадывает» истину в прошлом. Верность проникновения в историческую реальность, засвидетельствованная Воландом, подтверждает тем самым и верность, адекватность описания Мастером и настоящего. Вслед за пушкинским «Евгением Онегиным», роман Булгакова может быть назван, по общеизвестному определению, энциклопедией советской жизни. Быт и нравы новой России, человеческие типы и характерные поступки, одежда и еда, способы общения и занятия людей, – все это развернуто перед читателем с убийственной иронией и одновременно пронзительным лиризмом в панораме нескольких майских дней.
На протяжении 30–х годов значительно расширяется диапазон тем, разрабатываемых мастерами исторической художественной прозы. Это обогащение тематики происходит не только за счет хронологически большего охвата различных тем и моментов истории. Что знаменательно и важно, меняется сам подход литературы к исторической действительности, который постепенно становясь более зрелым, углубленным и разносторонним. В художественном освещении прошлого появляются новые аспекты. Творческие устремления романистов 20–х годов почти всецело замыкались в кругу одной главной темы – изображения борьбы различных социальных групп. Теперь в историческом романе в дополнение к этой прежней линии возникает новая, плодотворная и важная идейно–тематическая линия: писатели все чаще обращаются к героической истории борьбы народа за свою независимость, берутся за освещение формирования важнейших этапов национальной государственности, в их книгах воплощаются темы воинской славы, истории национальной культуры.
Во многом по–новому решает теперь литература и проблему положительного героя в историческом романе. Пафос отрицания старого мира, которым был проникнут исторический роман 20–х годов, обуславливал преобладание в нем критической тенденции в отношении к прошлому. Вместе с преодолением такой односторонности в исторический роман входят новые герои: выдающиеся государственные деятели, полководцы, деятели науки и искусства.
30–е годы – время подведения значительных социально–исторических, философско–этических итогов в прозе. Не случайно все крупнейшие эпопеи, берущие начало в 20–е годы («Тихий Дон», «Жизнь Клима Самгина», «Хождение по мукам»), получают завершение именно в этот период.
11. Жизненный путь и творческая эволюция И.А. Бунина.
Бунин (1870-1953)
Из древнего дворянского рода, гибнущего. Тема уходящего в прошлое традиций. С 17 лет печатается в периодике. С 19 лет становится корреспондентом и всю жизнь зарабатывает писательством. В 1895 приезжает в СПб, потом в Москву, где знакомится с известными писателями, печатается у Брюсова в издательстве «Скорпион». Для Бунина Брюсов равный.
1901 – «Листопад», сборник стихов
С 1902 не любитель символистов, плохо отзывался о них. Бунин боготворит действительность. Инструменты – зрение и слух. Глаголов много. Очень подробно. Через четкие описания природы можно обрести гармонию. Про бунинского героя мало что можно сказать, как и про героя Пастернака.
Сюжеты в прозе часто подчинены эмоциям. События скрепляются лейтмотивами.
Мотив памяти и мотив аромата антоновских яблок. Время движется от осени к зиме. Идеальный мир, усадебный. Мир усадебный духовно и интеллектуально разомкнут. Господа и слуги. Их объединяет охота. В усадебном мире восстанавливается связь времен. Жизнеутверждающей ноты нет.
В 1907 Бунин уехал в длительное путешествие из России. Для него революция – гибель, вырождение человеческой культуры.В начале 1910-ых получил признание.
1911 – путевые поэмы «Тень птицы»
1910 – повесть «Деревня» http://briefly.ru/bunin/derevnya/
1911 – повесть «Суходол» http://briefly.ru/bunin/suhodol/
Это трилогия. Прапамять – предшествующая обычная, связь веков воедино.
Путевые поэмы об исчезнувших цивилизациях. Картины, рисованные в памяти 1 рассказчика. Герой обладает прапамятью, воссоздает картины прошлого в голове.
В «Суходоле» и в «Деревне» хотел изобразить мужиков, мещан и психику славянина. Остро социально. О творческих исканиях смысла жизни. Память теряет славянин, связь с прошлым. В «Деревне» - жизнь двух мужиков. В «Суходоле» - жизнь дворян. Суходол – это 1) овражек, 2) исчезнувший источник. Господа Хрущевы в «Суходоле». Петр Кириллович – щедрый, но крутого нрава, не скрывал эмоций, сопричастность к жизни. Его дети: Петр, Аркадий, Тоня. Их дети: рассказчик с сестрой. Герваська – незаконный сын Петра Кирилловича – случайно убивает отца. Тоня и Войкевич – не смогли объясниться, расстались, истерят. Наталья – молочная сестра Петра Петровича. Влюблена в него. Сошлют в соседний хутор из-за украденного зеркала. Потом она вернется к Тоне сумасшедшей. В конце смерть овладеет Суходолом. В Суходоле память и связь с предками терялась.Надо вообразить и помнить!
1914 – рассказ «Братья»
1915 – рассказ «Господин из Сан-Франциско». Под влиянием Андреева. Фальшь во всем, в отношениях. Не типично для Бунина. «Сны Чанга».
Новеллы 1910-ых
Новелла – случай об одном событии. Сюжет в финале разрешается. Бунин трансформирует новеллу, смещает границы.