Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗУМНО ЛИ УСИЛИВАТЬ СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО?



 

Итак, для освобождения народа безусловно необхо­димо, чтобы народные массы — которые производят все, но которых не допускают к распределению между по­требителями того, что они производят,— нашли средст­ва, которые дали бы им возможность развернуть свои творческие силы и выработать самим новые уравнитель­ные формы потребления и производства.

Государство и национальное представительное прав­ление не могут найти эти формы. И только сама жизнь потребителя и производителя, его ум и его организатор­ский дух могут найти эти формы и усовершенствовать их для приложения к повседневным потребностям жизни.

То же самое относится и до форм организации по­литической. Чтобы освободиться от эксплуатации, которой они подвергаются под опекой государства, народ­ные массы не могут оставаться под господством полити­ческих форм, мешающих проявлению и развитию народ­ного почина. Эти формы были выработаны правительствами с целью увековечения рабства народа, — чтобы мешать развитию его творческой силы и выработки учреждений уравнительной взаимопомощи. А потому должны быть найдены новые формы, чтобы служить противоположным целям.

 

Но если мы признаем, что для того, чтобы преобразо­вать формы потребления и производства, класс произво­дителей должен преобразовать политические формы ор­ганизации общества, то мы, следовательно, видим, насколько ложно вооружать современное буржуазное го­сударство тою огромною силою, которую ему дает уп­равление громадными экономическими монополиямипромышленными и торговыми, — не говоря уже о поли­тических монополиях, которыми обладает государство.

Не будем говорить о воображаемом государстве, в котором правительство, состоящее из ангелов,— сошед­ших, должно быть, с неба, чтобы доказать правильность суждений господ государственников, — было бы врагом тех видов власти, которыми его теперь вооружают. Раз­вивать такие утопии есть не что иное, как вести револю­цию на скалы и подводные камни, о которые она неиз­бежно разобьется. Нужно брать современное буржуаз­ное государство так, как оно есть, и спросить себя, ра­зумно ли вооружать это учреждение властью и силой, все более и более огромной?

Разумно ли давать учреждению, которое существует в данный момент для удержания рабочего в рабстве, — ибо кто станет сомневаться, что такова ныне главная функция государства, — разумно ли укреплять его, да­вая ему обладание над громадной сетью железных до­рог? Разумно ли оставлять за ним монополию на спирт­ные напитки, на табак, сахар и т. д., также кредит и бан­ки, не говоря уже о суде, народном образовании, защите территории и эксплуатации колоний?

Надеяться, что механизм, созданный для угнетения и вновь усиленный таким образом, станет орудием рево­люции — не значит ли закрыть глаза на все, чему учит нас история о рутинном духе всякой бюрократии и о си­ле сопротивления учреждений? Не значит ли это именно впадать в ошибку, в которой упрекают революционе­ров, — воображать, что достаточно сослать короля, что­бы иметь республику, или назначить диктатора-социали­ста, чтобы иметь коллективизм?

Кроме того, разве не видели мы совсем недавно — в 1905 и 1906 годах в России — опасность, проистекающую от вооружения реакционного государства силой, ко­торую ему дают железные дороги и разные монополии?

Тогда как правительство Людовика XVI, видя, что ему угрожает банкротство, должно было сдаться перед буржуазией, желавшей конституции; тогда как Маньч­журская династия, царившая столько столетий в Китае, должна была отречься от престола, не найдя возможно­сти сделать миллионный заем, чтобы бороться с респу­бликанцами, — династия Романовых, припертая к стене революцией, торжествовавшей в 1905 году, могла легко занять в1906 году 1200 миллионов во Франции. И когда члены русской думы выпустили Манифест, в котором го­ворилось иностранным финансистам: «Не давайте денег взаймы, русское государство будет банкротом», — то эти финансисты, лучше осведомленные, ответили: «Но так как вы отдали вашему государству 60000 верст желез­ных дорог, выкупленных у компаний, которые их строи­ли, и так как вы отдали ему громадную монополию на водку, то мы не боимся банкротства. Это не монархия Людовика XVI, которая не имела ничего!»

И они дали России тысячу двести миллионов. Между тем, что делают радикалы и социалисты? Они работают над тем, чтобы увеличить капитал, которым обладают современные буржуазные государства. Они даже не дают себе труда обсудить — как меня однажды запросили английские кооператоры,— нет ли способа передать железные дороги прямо и непосредственно про­фессиональным железнодорожным союзам, чтобы изба­вить предприятие от капиталистического ярма, вместо то­го чтобы создавать нового капиталиста, еще более опас­ного, чем буржуазные компании, — именно государство?

Но нет! Эти так называемые интеллигенты-государст­венники ничему не научились в школе, кроме веры в го­сударство-спасителя, в государство всемогущее! И они никогда не желали даже послушать тех, кто кричал им: «Берегитесь, сломаете себе шею», когда они шли, загип­нотизированные капиталистическим государственническим коллективизмом Видаля*, который они воскресили под именем «научного социализма».

 

* Французский социалист-фурьерист сороковых годов, писавший во время революции 1848-го года и которого мысли были широко использованы позднейшими социалистами.

 

Результаты этого можно видеть не только в критиче­ские моменты, как в России, но каждый день в Европе. Там, где железные дороги принадлежат государству, правительству достаточно, если ему грозит стачка, выпу­стить декрет в две строчки, чтобы «мобилизовать» всех железнодорожных рабочих. Тогда стачка сразу стано­вится мятежническим актом. Расстреливать забастовав­ших железнодорожников уже не будет уступкой по отно­шению к плутократии, а «долгом» по отношению к госу­дарству. То же самое с угольными копями и крупными заводами, выделывающими военное снабжение, сталели­тейными заводами и даже фабриками пищевых про­дуктов.

Таким образом в обществе слагается целое новое ум­ственное движение, не только среди буржуазии, но и сре­ди рабочих. Эксплуатация труда вместо того, чтобы быть ограниченной, поступает под покровительство закона. Она становится учреждением, с теми же правами, как само государство. Она становится частью конституции так же, как было крепостное право во Франции перед Великой Революцией или разделение, которое мы видим в России, на классы крестьян, мещан, купцов, с их обя­занностями по отношению к двум другим классам: дво­рянству и духовенству.

«Право бить эксплуатируемым!» — вот куда мы идем с этой идеей о государстве-капиталисте.

 

XIV

ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Мы видим из всего предыдущего, как ошибочно ви­деть в государстве что-либо другое, кроме лестничной организации чиновников, избранных или назначенных для управления различными отраслями общественной жизни и для согласования их действий. Мы видели, как ошибочно думать, что достаточно переменить их персо­нал, чтобы заставить машину идти в каком угодно нап­равлении.

Если бы историческая — политическая и социаль­ная — функция государства была бы ограничена только этим, то оно бы не уничтожило, как оно это сделало на самом деле, всю свободу местных учреждений; оно не централизировало бы в своих министерствах все: суд, об­разование, религию, искусства, науки, армию и т. д.; оно не стало бы употреблять налог, как оно это сделало в интересах богатых, чтобы держать бедных постоянно ниже уровня «линии бедноты», как выражаются молодые английские экономисты; оно не употребило бы, как оно это сделало, монополию, чтобы дать возможность богатым присвоить себе весь прирост богатств, являю­щийся в результате успехов техники и науки.

Дело в том, что государство — нечто гораздо боль­шее, чем организация администрации в целях водворе­ния «гармонии» в обществе, как это говорят в универси­тетах. Это — организация, выработанная и усовершенст­вованная медленным путем на протяжении трех столе­тий, чтобы поддерживать права, приобретенные извест­ными классами, и пользоваться трудом рабочих масс; чтобы расширить эти права и создать новые, которые ве­дут к новому закрепощению обездоленных законодатель­ством граждан по отношению к группе лиц, осыпанных милостями правительственной иерархии. Такова истин­ная сущность государства, Все остальное — лишь слова, которые государство само велит внушать народу и кото­рые повторяются по привычке, не разбирая их более вни­мательно, — слова столь же ложные, как и те, которым учит церковь, чтобы прикрыть свою жажду власти, бо­гатства и опять-таки власти!

Однако давно уже пора подвергнуть эти слова серь­езной критике и спросить себя, откуда происходит при­страстие радикалов девятнадцатого столетия и их про­должателей-социалистов к всемогущему государству? Тогда увидели бы, что пристрастие вытекает, прежде всего, из ложного представления, которое делали себе вообще якобинцы Великой Революции: из легенды, кото­рая родилась или была сочинена вокруг Клуба якобин­цев, потому что именно этому Клубу и его отделениям в провинции буржуазные историки Революции (кроме Мишле) приписывали всю славу великих принципов, провозглашенных Революцией, и страшной борьбы, кото­рую она должна была выдержать против королевской власти и ее приверженцев — роялистов.

Давно пора, однако, сбыть эту легенду в архивы, сре­ди других легенд церквей и государств. Люди теперь на­чинают уже понемногу узнавать правду о Революции и понимать, что Клуб якобинцев был клубом не народа, а буржуазии, пришедшей к власти и богатству, не Рево­люции, а тех, кто сумел ею воспользоваться. Ни в один из великих моментов смуты этот Клуб не был авангар­дом Революции, Наоборот, он всегда ограничивался тем, что вводил в берега угрожающие волны, заставляя их войти в рамки государства, и сводил их на нет, уничтожая гильотиною тех, кто шел дальше его буржуазных взглядов.

Будучи рассадником чиновников, которых он постав­лял в большом количестве после каждого шага вперед, сделанного Революцией (10 августа, 31 мая), Клуб якобинцев был укрепленным лагерем буржуазии, при­шедшей ко власти, против уравнительных стремлений народа. Именно за это — за то, что он сумел помешать народу идти по пути уравнения и коммунизма, его я про­славляет большинство историков.

Нужно сказать, что этот Клуб имел очень неопреде­ленный идеал, а именно всемогущее государство, не тер­певшее в своей среде никакой местной власти, как, на­пример, независимых суверенных коммун, никакой про­фессиональной силы, как, например, рабочих союзов, и ничьей воли, кроме воли якобинцев Конвента, что при­вело неизбежно, фатально, к диктатуре полицейского Комитета общественной безопасности и, так же неизбеж­но, к Консульской диктатуре и к Империи. Вот почему якобинцы разбили силу коммун, и в особенности париж­ской коммуны и ее секций (преобразовав их сначала в простые полицейские участки, поставленные под над­зор Комитета безопасности). Вот почему они начали войну против церкви, стараясь, однако, поддержать ду­ховенство и церковное служение; и вот почему они не до­пускали ни тени провинциальной независимости и ни те­ни профессиональной независимости в организации ре­месел, в народном образовании и даже в научных иссле­дованиях, в искусстве.

Фраза Людовика XIV «Государство — это я!» была игрушкой в сравнении со словами якобинцев «Государ­ство — это мы». Это было поглощение всей националь­ной жизни пирамидою чиновников. И все это должно бы­ло служить для обогащения известного класса граждан и в то же время для удержания в бедности всех осталь­ных, то есть всего народа, кроме этих привилегирован­ных. Но такой бедности, которая не есть полное лишение всего, нищенство, как это было при старом режиме, пото­му что голодные нищие не становятся рабочими, в кото­рых нуждается буржуазия; но бедности, которая застав­ляет человека продавать свою рабочую силу кому бы то ни было, кто желает эксплуатировать его, и продавать ее по цене, которая позволит человеку лишь в виде исклю­чения выйти из состояния пролетария, перебивающего­ся заработком.

Вот в чем состоял идеал якобинцев. Прочтите всю ли­тературу эпохи, кроме писаний тех, кого называли беше­ными, анархистами, и кого поэтому гильотинировали или устраняли другим образом, — и вы увидите, что та­ков именно был идеал якобинцев.

Но тогда напрашивается вопрос: каким образом про­изошло, что социалисты второй половины девятнадцато­го века признали своим идеалом якобинское государст­во, тогда как этот идеал был построен с буржуазной точ­ки зрения, в прямую противоположность уравнительным и коммунистическим стремлениям народа, проявившим­ся во время Революции? — Вот объяснение, к которому меня привело мое изучение этого вопроса и которое, ес­ли не ошибаюсь, верно.

Объединяющим звеном между Клубом якобинцев 1793 года и выдающимися социалистами-государствен­никами был, по моему мнению, заговор Бабефа. Неда­ром этот заговор, так сказать, канонизирован социали­стами-государственниками.

Бабеф, прямой и чистый потомок якобинского Клуба 1793 года, выступил с мыслью, что внезапный удар рево­люционной руки, подготовленный заговором, может дать Франции коммунистическую диктатуру. Но раз он, как истый якобинец, решил, что коммунистическая револю­ция может быть произведена декретами, то он пришел еще к двум другим заключениям: демократия сначала подготовит коммунизм, — думал он, — и тогда один чело­век, диктатор, лишь бы только он имел сильную волю и желание спасти мир, может ввести коммунизм!*

 

* См. мою работу «Великая французская революция». Гл. VIII,

 

В этом представлении, которое передавалось как свя­щенное предание тайными обществами в течение всего 19-го века, кроется то загадочное слово, которое позво­ляет социалистам, вплоть до наших дней, работать над созданием всемогущего государства. Вера (потому что в конце концов это не что иное, как член мессианской веры), вера в то, что явится наконец человек, который будет иметь «сильную волю и желание спасти мир» ком­мунизмом и который, достигнув «диктатуры пролетариа­та», осуществит коммунизм своими декретами, — эта ве­ра упорно жила в течение всего девятнадцатого века. Мы видим, в самом деле, веру французских рабочих в «цезаризм» Наполеона III в 1848 году и двадцать пять лет спустя видим, что вождь революционных немецких социалистов Лассаль, после своих разговоров с Бисмар­ком на тему об объединенной Германии, пишет, что со­циализм будет введен в Германии королевскою династиею, но, вероятно, не династией Гогенцоллернов.

Всегда все та же вера в Мессию! Вера, создавшая по­пулярность Луи Наполеону после побоищ в июне 1848 года, — это все та же вера во всемогущество дикта­туры, соединенная с боязнью великих народных восста­ний, в чем заключается объяснение того трагического противоречия, которое являет нам современное развитие государственнического социализма*.

 

* Прочитывая теперь, в 1920-м году, русские корректуры этих очерков, я оставляю их совершенно в том же виде, в каком они были написаны в конце 1912 года, хотя все время является желание проводить сравнения с тем, что произошло с тех пор и происходит теперь. — П. К.

 

Если представители этого учения требуют, с одной стороны, освобождения рабочего от буржуазной эксплуатации и если, с другой стороны, они работают над ук­реплением государства, которое является истинным соз­дателем и защитником буржуазии, то очевидно, что они всегда верят в то, что они найдут своего Наполеона, сво­его Бисмарка, своего лорда Биконсфильда, который в один прекрасный день использует объединенную силу государства на то, чтобы заставить его идти против своей миссии, против своего механизма, против своих традиций.

 

Тот, кто спокойно обдумает мои мысли об историче­ской роли государства и о современном государстве, на­бросанные в двух предыдущих очерках, — тот поймет од­но из главнейших положений анархии. Он поймет, поче­му анархисты отказываются поддерживать каким бы то ни было образом государство и становиться самим ча­стью государственного механизма. Он увидит, почему, пользуясь явным стремлением нашего времени к основа­нию тысяч групп, стремящихся заменить собой государ­ство во всех отправлениях, которыми оно завладело, анархисты скорее работают над тем, чтобы массы работ­ников земли и фабрик старались создать полные жизни организмы в этом направлении, чем над укреплением го­сударства, созданного буржуазною.

Он поймет также, почему и как анархисты стремятся к разрушению государства, подрывая всюду где они могут идею централизации земельной и централизации всех проявлений общественной жизни, противопоставляя им независимость каждой местности и каждой группи­ровки, образовавшейся для выполнения какой-нибудь общественной службы; и почему они ищут объединения в действии: не в иерархической пирамиде, не в прика­заниях центрального комитета тайной организации, а в свободной, федеративной группировке от простого к сложному.

И он поймет тогда, какие зародыши новой жизни зак­лючаются в свободных объединениях, относящихся с уважением к проявлениям человеческой личности, ког­да дух добровольного рабства и мессианской веры усту­пит место духу независимости и добровольной круговой поруки, а также вольного разбора исторических и обще­ственных фактов, — духу, освобожденному наконец от государственнических и полурелигиозных предрассуд­ков, которые нам вдолблены школой и государственнической буржуазной литературой.

Он увидит также, в тумане не очень отдаленного бу­дущего, очертания того, чего человек сможет достигнуть тогда, когда, устав от своего рабства, он будет искать своего освобождения в свободном действии свободных людей, которые сплотятся, объединятся в одной общей цели — в обеспечении друг другу своим коллективным трудом, известного необходимого благосостояния, чтобы дать возможность человеку работать над полным разви­тием своих способностей, своей индивидуальности и достигнуть, таким образом, своей индивидуации, о ко­торой нам столько говорили в последнее время.

И он поймет наконец, что индивидуация, то есть на­сколько возможно полное развитие индивидуальности, вовсе не состоит в том (как этому учат представители буржуазии и их посредственности), чтобы урезывать у творческой деятельности человека его общественные наклонности и инстинкты взаимности, оставляя ему только узкий, нелепый индивидуализм буржуазии. Глу­пые люди могут советовать забвение общества и мечтать об изолированной личности. Но человек мыслящий пой­мет, наоборот, что именно общественные наклонности и общественное творчество, когда им дан свободный вы­ход дадут возможность человеку достигнуть своего полного развития и подняться до высот, куда до сих пор только одни великие гении умели возвыситься в некото­рых прекраснейших произведениях своего искусства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.