Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОВРЕМЕННОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО



 

То же самое можно сказать о промышленной и торго­вой буржуазии. Вследствие причин, которые мы указали в очерке об исторической роли государства (вторжение монголов, турок и мавров и причины внутреннего раз­ложения в коммунах), военное королевское государство успело утвердиться в Европе в течение 16-го, 17-го и 18-го веков на развалинах вольных общин. Но после двух с лишним столетий государственного строя про­мышленная и интеллектуальная буржуазия — сначала в Англии около 1648 года и сто сорок лет спустя во Франции — сделали новый шаг вперед. Они поняли, что невозможно будет достигнуть промышленного, торго­вого и умственного развития — мирового развития, ко­торое они уже предвидели, — если народные массы останутся под управлением бюрократии, выросшей вокруг Дворца, где какой-нибудь Людовик XIV мог говорить «Государство — это я!», и если еще продержится власть церкви, становившейся поперек всякого умственного развития.

Выдающиеся люди поняли, что промышленность, торговля, воспитание, наука, техника, искусства, обще­ственная мораль не смогут достигнуть развития, на ко­торое они способны, и что никогда народные массы не выйдут из ужасной нищеты, в которой они погрязли, пока судьба народов останется в руках придворных хо­лопов камарильи и духовенства, пока государство — властитель прошедших и будущих привилегий — управ­ляется церковью и двором, с их фаворитами и фаворит­ками.

Что же сделали английская и французская буржуа­зия, когда почувствовали свою силу? Ограничились ли они простой переменой династии и правительства? Удо­вольствовались ли они заменой короля в государстве, которое было создано королями? — Очевидно, нет!

Их деятели предпочли вовлечь народные массы в глубокие экономические революции, чем держать эти массы в гнилом болоте самодержавной королевской власти! И благодаря этим революциям были изменены сверху донизу политические учреждения, развившиеся при королевском самодержавии.

Революционеры сначала думали, что достаточно бу­дет уничтожить власть короля и окружавших его и пе­редать власть из рук людей королевского дворца и церкви в руки представителей того, что они называли третьим сословием. Но они скоро увидели, что этого не­достаточно, что необходимо уничтожить весь старый строй, переменить сверху донизу строение общества. И когда они увидели, что перед ними вновь встают ог­ромные силы королевского самодержавия, которое во­все не желало признать себя побежденным, то они не поколебались разнуздать страсть и бешенство народа против господ и священников и отнять у них их име­ния — главный источник их могущества.

— Однако, — наверное скажут нам, — они не пыта­лись уничтожить государство. Они воспротивились со всей силой, когда поняли, что народ желает идти даль­ше и разрушить государство, чтобы установить на его месте федерацию коммун, секций и совершенно новую экономическую организацию!

Совершенно верно. Но английская и французская буржуазии вовсе не желали разрушать учреждения, которые должны были дать им возможность использовать привилегии в свою пользу. Они желали только занять место дворянства и духовенства и воспользоваться их привилегиями. А потому буржуазия, конечно, не могла стремиться к разрушению государства. Учреждение, ко­торое служило для обогащения церкви и дворянства, должно было остаться; только теперь оно должно было помочь буржуазии разбогатеть в свою очередь, откры­вая, правда, новые пути обогащения благодаря разви­тию промышленности и наук, распространяя знание и вводя освобожденный труд, — но всегда пользуясь на­родным трудом для обогащения прежде всего самих себя, подобно тому как дворяне и церковь обогащались до тех пор.

Сделавшись наследницей установленных привиле­гий, буржуазия очевидно не стремилась к уничтожению государства. Наоборот, она работала, чтобы увеличить его могущество и расширить его деятельность, зная, что в конце концов именно она и ее дети будут глав­ным образом поставлять чиновников и пользоваться отныне их привилегиями.

И только сам народ или, скорее, часть его — те, ко­го Демулен называл «дальше Марата», — желали осво­бождения, не стремясь подчинить своему управлению и своей эксплуатации какой-либо слой или класс обще­ства. Они действительно начали было закладывать ос­новы новой политической организации, которая долж­на была заменить собой государство. Это была комму­на — независимый город, независимая община. И так как эта децентрализация была недостаточна в больших городах, то она пошла дальше и дошла до секций, т. е. До независимых союзов в различных частях города. Мы видим, действительно, как во время революции 1789 года совершалось поразительное явление. Так как Национальное собрание неизбежно было составлено из представителей прошлого, противившихся тому, чтобы Революция расширялась и росла в глубину, и особенно тому, чтобы народные массы могли действительно за­воевать себе свободу, то коммуны стали двигать дальше Революцию. В 1789 году, как правильно указали Мишле и Олар, совершилась муниципальная революция. И так как революция не делается декретами; так как именно на местах должно было опрокинуть и распреде­ление власти, то на долю тысячей сельских и городских «муниципалитетов» пала обязанность совершить на местах уничтожение феодальных прав. Прежде чем На­циональное собрание решилось заявить это в принципе 4 августа 1789 года и задолго до того, как оно объяви­ло это на деле четыре года спустя, после изгнания жирондистов из Конвента, муниципалитеты в некото­рых частях Франции уже действовали в этом смысле.

Но муниципалитеты и в особенности передовые сек­ции больших городов не ограничивались этим. Когда Национальное собрание решило объявить конфискацию земель духовенства и их продажу, государство не имело никакого механизма для приведения этого решения в исполнение. И тогда именно коммуны, а в больших городах секции предложили себя, чтобы провести в жизнь этот громадный революционный переход зе­мельной собственности. Только они и могли серьезно заняться этим переходом, — и они его выполнили на деле.

Но творческий дух народа вне государства проявил­ся еще лучше, когда началась война в 1792 году. Ког­да вооруженная борьба сделалась вопросом жизни или смерти для революции, когда во Францию вторглись иностранцы, призванные королевскою властью, и когда нужно было сделать невозможное: изгнать этих ино­странцев из французской территории, не имея для это­го ни армии, ни республиканских офицеров, то именно секции и коммуны взялись за выполнение этого огром­ного дела, для которого государство не имело даже не­обходимого механизма. Нужно было набрать добро­вольцев, то есть выбрать людей, решить, кому из тех, кто являлись, нужно было дать сапоги, хлеб, ружье, пуль и пороха, потому что в этот решительный момент все отсутствовало: ничего не хватало у республиканца: хлеба, пуль, ружей, сапог, платья.

Действительно, кто сумеет отобрать подходящих людей среди тех, кто приходит в качестве добровольцев? Кто может быть убежден, что доброволец, получив «же­лезо, свинец и хлеб», не бросит ружья на первом же этапе и не пойдет присоединиться к роялистским бан­дам? Кто займется тем, что найдет сукно и кожи? Кто будет шить платье, добывать селитру? Кто скажет, на­конец, добровольцу, когда он будет около границы, всю правду о движении революции в его родном городе и об интригах контрреволюционеров? Кто внушит ему священный огонь, без которого нельзя сделать невоз­можного и добиться победы? И вот секции и коммуны выполнили все это громадное дело. Историки-государ­ственники могут это игнорировать, но французский на­род сохранил об этом воспоминание, и он учит нас правде!

Разве Бастилия и Тюильри были бы когда-нибудь взяты без этого усилия народа, неизвестных героев на­рода? разве республиканцы изгнали бы врага и уничто­жили бы королевскую власть и феодализм, если бы они не поняли (не выражая этого, может быть, в тех словах, которые выходят из-под нашего пера), что для новой фазы общественной жизни необходим орга­низм, который служит тому, чтобы она могла вполне выявиться? И разве они могли бы асе это сделать, если бы они не нашли такой организм в коммуне, а предан­ности и деятельности революционных секций, которые были почти независимы от коммуны и связывались между собой временными комитетами, создаваемыми каждый раз, когда события показывали их необходи­мость?

 

XIII

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.