Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цели, задачи и принципы защиты



Безопасность в ЧС определяется как состояние защищенности основных объектов безопасности (населения, объектов техносфе-ры и окружающей природной среды) от опасности в чрезвычай­ных ситуациях. Защищенность в ЧС — состояние, при котором предотвращают или предельно снижают негативные последствия действий ИЧС, приводящих к возникновению ЧС. Защищенность объектов безопасности достигается организацией и проведением защиты территорий и населения.


Защита населения и территорий в ЧС — комплекс меропри­ятий, взаимосвязанных по месту, времени их проведения и ре­сурсам, направленных на предотвращение или предельное сни­жение потерь населения, максимальное снижение угрозы его жизни и здоровью от ПФ ИЧС.

Основная цель защиты — предотвращение или минимизация ущерба, который может возникнуть в результате ЧС. Объекты за­щиты совпадают с объектами безопасности: человек, общество, биосфера, техносфера, государство. Реально существующие и пер­спективные системы безопасности строятся в зависимости от осо­бенностей объектов защиты и совокупности опасностей, пред­ставляющих угрозу для них. Исторически приоритетными являют­ся системы личной и коллективной безопасности (защищенно­сти) человека в процессе его жизнедеятельности. Цель защиты достигается путем решения ряда взаимосвязанных задач защиты.

Первая задача — информационное обеспечение защиты — связа­на с получением информации об ожидаемой или свершившейся ЧС и ее источнике. Она решается выполнением информационных мероприятий защиты, к которым относятся:

прогнозирование возможных ЧС и их последствий;

непрерывный мониторинг состояния окружающей среды и объектов техносферы;

выявление и оценка радиационной, химической, эпидемио­логической, пожарной и иных видов обстановки;

оповещение населения об угрозе возникновения ЧС и возмож­ных (свершившихся) последствиях.

Вторая задача непосредственная защита — непосредствен­ное предотвращение или снижение уровня негативных послед­ствий в случае возникновения ЧС или реальной опасности ее воз­никновения. Мероприятия по ее решению:

инженерная защита населения и территорий;

радиационная, химическая, медицинская защита населения;

эвакуация населения;

применение режимов защиты на загрязненной территории или территории с нарушенными нормальными условиями жизнеде­ятельности.

Третья задача — ликвидация последствий ЧС и нормализация об­становки. Мероприятия по ее решению:

проведение аварийно-спасательных работ;

обеззараживание местности и объектов;

жизнеобеспечение населения в зонах ЧС.

Защита населения и территорий в ЧС мирного и военного вре­мени организуется в соответствии с системой принципов, к чис­лу которых относятся следующие.

Принцип ответственности устанавливает, что защита является важнейшей задачей органов государственной власти и управле-


ния, а также местного самоуправления всех уровней, руководите­лей предприятий, учреждений и организаций всех форм собствен­ности. Для объединения в области защиты усилий органов пред­ставительной и исполнительной власти по всей ее иерархической структуре, а также соответствующих сил и средств в 1995 г. в Рос­сии создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Принцип ответственности определяет ответственность за осу­ществление мероприятий по ликвидации ЧС силами и средства­ми организации, органов местного самоуправления, органов ис­полнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сло­жилась ЧС. При недостаточности этих сил и средств привлека­ются силы и средства федеральных органов исполнительной вла­сти.

Принцип комплексности, в соответствии с которым защита осу­ществляется одновременно от природных и техногенных ИЧС, при этом защите подлежит все население Российской Федерации, а так­же иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России (иными словами, принцип «все от всего»).

Принцип непрерывности («везде и всегда»), в соответствии с которым мероприятия защиты осуществляются по территориаль­но-производственному принципу на всей территории страны («вез­де» — непрерывность в пространстве), а во времени — заблагов­ременно, до возникновения ЧС, в процессе ее существования и в ходе нормализации обстановки («всегда») с акцентом на превен­тивные меры предупреждения ЧС логично вытекает из принципа комплексности. Комплексность и непрерывность придают защите всеобъемлющий характер, гарантируя обеспечение свойством за­щищенности все объекты защиты.

Принцип дифференцированности («каждому свое») — основа планирования и реализации мер защиты с учетом военно-эконо­мического и административно-политического значения террито­рий и их потенциальной опасности. Потенциальная опасность тер­ритории обусловлена размещением на них возможных ИЧС, их мощности, степени и продолжительности создаваемой ЧС.

В качестве показателей опасности регионов принимаются:

количество возможных Ч С любого вида в год;

количество пострадавших (погибших) в год;

материальный ущерб от ЧС в год;

число ПОО в регионе;

площади зон, в которых возможно действие ПФ ИЧС.

Для примера в табл. 4.1 приведены некоторые усредненные показатели опасности регионов России.

В регионах проводят дальнейшее, более мелкое, зонирование, для каждой зоны разрабатывают типовые варианты защиты, ко­торые учитывают:


Таблица 4.1 Показатели опасности регионов России

Регион   Индиви­дуальный риск смер­ти, 1(Г5/год   Относитель­ный ущерб, тыс. руб./ чел.   Количество   Числен­ность насе­ления в зонах ЧС, %  
РОО   хоо  
Северо-Западный   1,31          
Центральный   0,96          
Северо-Кавказский   1,0          
Приволжский   0,8          
Уральский   1,18          
Сибирский   1,66          
Дальневосточный   1,96          

градостроительство и заселение территорий с учетом интере­сов защиты населения;

рациональное размещение ПОО, городских и сельских поселений;

осуществление надзора в области защиты населения в ЧС и т.д.

Принцип разумной достаточности — основа определения объ­емов, содержания и сроков проведения защитных мероприятий исходя из экономических возможностей их реализации, степени потенциальной опасности. Ничего не должно быть больше, чем необходимо («не пересолить»). Реализация данного принципа пред­полагает максимальное использование имеющихся ресурсов (зда­ний, сооружений, технических средств, материального имуще­ства) по двойному назначению: в производственных интересах и для защиты населения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.