Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Второй период русской истории (XIII-XV вв.)



Под влиянием новых географических и экономических условий в треугольнике между

Окой и верхней Волгой шел рост северо-восточной Руси, вырабатывался ее тип, характер и

строй быта, в результате чего возник иной, чем в Киеве, уклад социально-политических

отношений. Политическим следствием колонизации стал установившийся в XIII—XIV вв.

удельный порядок. Его устроителем и руководителем стал князь — наследственный

вотчинник своего удела. Так появилась новая историческая сцена, новая территория и другая

господствующая политическая сила. Русь днепровскую сменила Русь верхневолжская, а

волостной город уступил место князю, с которым прежде соперничал.

Важное историческое значение переходных времен Ключевский подчеркивал всегда

именно потому, что такие времена «нередко ложатся широкими и темными полосами между

двумя периодами». Эти эпохи «перерабатывают развалины погибшего порядка в элементы

порядка, после них возникающего». «Удельные века», по мнению Ключевского, и были

такими «передаточными историческими стадиями». Их значение он видел не в них самих, а в

том, что из них вышло.

О политике московских князей Ключевский рассказывал как о «фамильной»,

«скупидомной» и «расчетливой», а ее суть определял как усилия по собиранию чужих

земель. Слабость власти была продолжением ее силы, применявшейся в ущерб праву.

Невольно модернизируя механизмы исторического процесса в соответствии с собственными

общественно-политическими убеждениями, Ключевский обращал внимание студентов на

случаи безнравственных действий московских князей. Среди условий, определивших в конце

концов торжество московских князей, Ключевский выделил неравенство средств

боровшихся сторон. Если тверские князья в начале XIV в. еще считали возможной борьбу с

татарами, то московские князья «усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих

замыслов». «В награду за это Калита в 1328 г. получил великокняжеский стол...», — данному

событию Ключевский придавал исключительное значение.

XIV век ______________— заря политического и нравственного возрождения Русской земли. 1328—

1368 гг. были спокойными. Русское население постепенно выходило из состояния уныния и

оцепенения. За это время успели вырасти два поколения, не знавшие ужаса старших перед

татарами, свободные «от нервной дрожи отцов при мысли о татарщине»: они и вышли на

Куликово поле. Так была подготовлена почва для национальных успехов. Московское

государство, по Ключевскому, «родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке

Ивана Калиты».

Цементирующей основой (непременным условием) политического возрождения

является нравственное возрождение. Земное бытие короче духовного влияния сильной в

нравственном отношении личности (такой, как Сергий Радонежский...). «Духовное влияние

преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из

исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и

вошло в состав духовного богатства народа». Духовное влияние перерастает рамки просто

исторического воспоминания.

Московский период, по Ключевскому, является антитезой удельному. Из местных

условий верхневолжской почвы выросли новые общественно-исторические формы жизни,

типы, отношения. Источники московской силы и ее загадочных первых успехов крылись в

географическом положении Москвы и генеалогическом положении ее князя. Колонизация,

скопление населения давало московскому князю существенные экономические выгоды,

увеличивало количество плательщиков прямых податей. Географическое положение

благоприятствовало ранним промышленным успехам Москвы: «развитие торгового

транспортного движения по реке Москве оживляло промышленность края, втягивало его в

это торговое движение и обогащало казну местного князя торговыми пошлинами».

Экономические последствия географического положения Москвы давали великому

князю обильные материальные средства, а его генеалогическое положение в ряду потомков

Всеволода III «указывало» ему, как всего выгоднее пустить их в оборот. Это «новое дело» не

опиралось, по представлению Ключевского, ни на какую историческую традицию, а потому

могло лишь очень постепенно и поздно получить общее национально-политическое

значение.

Смута

Ключевский рассматривал зверства Ивана Грозного как реакцию на народное

возмущение, вызванное разорением. При малейшем затруднении царь склонялся в дурную

сторону. «Вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и

государственным благом». Ключевский отказал Грозному в «практическом такте»,

«политическом глазомере», «чутье действительности». Он писал: «...успешно предприняв

завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя

самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка». Поэтому то, что

терпеливо переносили, когда был хозяин, оказалось невыносимым, когда хозяина не стало.

Ключевский разграничивал понятия «кризис» и «смута». Кризис — еще не смута, но

уже сигнал обществу о неизбежности наступления новых отношений, «нормальная работа

времени», переход общества «от возраста к возрасту». Выход из кризиса возможен либо

путем реформ, либо путем революции. Если при расстройстве старых связей развитие новых

заходит в тупик, запущенность болезни приводит к смуте. Собственно смута и является

болезнью общественного организма, «исторической антиномией» (т. е. исключением из

правил исторической жизни), которая возникает под воздействием факторов, мешающих

обновлению. Ее внешними проявлениями становятся катаклизмы и войны «всех против

всех».

Ключевский различал «коренные причины» смуты — природные, национально-

исторические и текущие, конкретно-исторические. Он считал, что объяснение частых смут в

России нужно искать, в особенностях ее развития — природы, приучившей идти великоросса

окольными путями, «невозможности рассчитывать наперед», привычке руководствоваться

знаменитым «авось», а также в условиях формирования личности и общественных

отношениях.

Ключевский предложил многомерную характеристику смуты. Он увидел ее в

политике как кризис абсолютизма, писал не только о кризисе политики властей, но и их

влияния, ибо «власть... есть соединение силы с авторитетом». Смутой в экономике историк

считал «глубокое опустошение в хозяйственном положении народа» — главном источнике

социального дохода, расстройство производства. В социальной сфере смута проявляла себя в

разрушении классов, резкой дифференциации доходов, быстром наращивании нищеты,

вплоть до мора, и небывалом росте доходов верхушки; «расстройстве местничества» и росте

центробежных тенденций. В международной сфере смута имела также драматические

последствия: резкое ослабление позиций, угроза потери независимости. («Со всех сторон

позор и в укоризну стали».) В идеологической и нравственной сферах происходит

ослабление гражданского сознания; потеря ориентиров, конформизм, спячка или

эмоциональный стресс, неуверенность в завтрашнем дне, утомление и разочарование от

обманутых надежд; преобладание инстинкта над разумом; страх и агрессивность вместо

серьезных раздумий; попытки заимствовать чужие образцы и усиление подражательства;

паразитизм, выраженное стремление жить за чужой счет; стремление жить для себя.

Характерными, с точки зрения Ключевского, были следующие черты смуты: «Власть

без ясного сознания своих задач и пределов и с поколебленным авторитетом, с

оскудневшими... средствами без чувства личного и национального достоинства...»

«Старое получило значение не устарелого, а национального, самобытного, русского, а

новое — значение иноземного, чужого... но не лучшего, усовершенствованного».

Конфликт центра и мест. Усиление сепаратистского сознания. Отсутствие

общественных сил, способных оживить страну. Перерождение властных структур при

авторитарных традициях в России.

Ключевский внимательно изучил характер смут XIII и XVII вв. и их ход. Он пришел к

выводу, что смута развивается сверху вниз и является продолжительной по времени. Смута

XVII в. длилась 14 лет, а ее последствия — весь «бунташный» XVII в. Смута

последовательно захватывает все слои общества. Сначала в нее вступают правители (первый

этап смуты). Если верхи не способны или не хотят решать коренные проблемы, которые и

привели к смуте, то смута спускается «этажом ниже» (второй этап смуты). «Разврат высших

классов. Пассивная храбрость народа». «Высшие классы усердно содействовали

правительству в усилении общественного разлада». Они закрепляли старые обычаи в новой

оболочке, оставляли нерешенными насущные задачи — главную пружину смуты, и тем

предавали народ. А это, в свою очередь, усугубляло смуту. Такое разрушение

«национальных союзов» чревато вмешательством иностранцев. Так, смута спускается на

«нижний этаж» и недовольство становится всеобщим. Излечить смуту можно, только

устранив причины, вызвавшие эту болезнь, решив проблемы, вставшие перед страной

накануне смуты. Выход из смуты идет в обратном порядке — снизу вверх, особое значение

приобретает местная инициатива.

Выход из Великой смуты XVII в. в условиях развития крепостного права и

абсолютизма имел свои особенности (противоречивый, камуфляжный, антигуманный и

потенциально взрывной характер). Так, в российскую традицию вошел априорный,

кабинетный подход к реформам, когда народу предлагается готовая программа (или набор

лозунгов), а желания и возможности народа при этом не учитываются.

Ключевский «как бы предупреждает будущих реформаторов России, задумавших ее

европеизировать: опыт показывает, как важно учитывать в программах возрождения

глубинные причины болезни — и общее, и особенное, иначе их реализация может дать

противоположный результат», — считает исследователь данного сюжета Н.В. Щербень. Все

дело в преодолении инерции авторитарного мышления и тенденций к монополизму.

Положительную работу смуты Ключевский видел в печальной выгоде тревожных

времен: они отнимают у людей спокойствие и довольство и взамен того дают опыты и идеи.

Главное — это шаг вперед в развитии общественного самосознания. «Подъем народного

духа». Объединение происходит «не во имя какого-либо государственного порядка, а во имя

национальной, религиозной и просто гражданской безопасности». Освободившись от

«скреп» авторитарного государства, национальные и религиозные чувства начинают

выполнять гражданскую функцию, содействуют возрождению гражданского сознания.

Приходит понимание того, что можно заимствовать из чужого опыта, а что нельзя. Русский

народ слишком велик, чтобы быть «чужеядным растением». Ключевский размышлял над

вопросом о том, как «пользоваться огнем мысли европейской, чтобы он светил, но не жегся».

Лучшая, хотя и тяжелая школа политического размышления, по мнению Ключевского, —

народные перевороты. Подвиг Смутной эпохи в «борьбе с самим собой, со своими

привычками и предубеждениями». Общество приучалось действовать самостоятельно и

сознательно. В переломные эпохи в муках рождаются новые прогрессивные идеи и силы.

Смута имела и негативные последствия для общественного сознания: «Разрушение

старых идеалов и устоев жизни вследствие невозможности сформировать из наскоро

схваченных понятий новое миросозерцание... А пока не закончится эта трудная работа,

несколько поколений будут прозябать и метаться в том межеумочном, сумрачном состоянии,

когда миросозерцание подменяется настроением, а нравственность разменивается на

приличие и эстетику». На заре «разделения властей» в России «вотчинность» власти

одержала верх над избранным народом представительным органом. Восстания «черных

людей» против «сильных» вызывали «приказную подделку под народную волю» —

феномен, сопровождавший всю последующую историю России. Произошли социальные

изменения в составе господствующего класса: «Смута разрешилась торжеством средних

общественных слоев за счет социальной верхушки и социального дна». За счет последних

дворяне получили «больше прежнего почести, дары и имения». Горечь вывода Ключевского

заключалась в том, что потенциальные возможности смуты в будущем сохранялись, т. е.

никакого иммунитета на будущее смуты не дают.

Мнение об установлении крепостной неволи крестьян Борисом Годуновым, считал

Ключевский, принадлежит к числу наших исторических сказок. Напротив, Борис готов был

на меру, имевшую целью упрочить свободу и благосостояние крестьян: он, по-видимому,

готовил указ, который бы точно определил повинности и оброки крестьян в пользу

землевладельцев. Это — закон, на который не решалось русское правительство до самого

освобождения крепостных крестьян. Характеризуя Бориса Годунова и анализируя его

ошибки, Ключевский в своих суждениях руководствовался собственными политическими

симпатиями: «Борису следовало взять на себя почин в деле, превратив при этом земский

собор из случайного должностного собрания в постоянное народное представительство, идея

которого уже бродила... в московских умах при Грозном и созыва которого требовал сам

Борис, чтобы быть всенародно избранным. Это примирило бы с ним оппозиционное

боярство и — кто знает— отвратило бы беды, постигшие его с семьей и Россию, сделав его

родоначальником новой династии». Ключевский подчеркивал двойственность политики

Годунова: за наушничество он начал поднимать на высокие степени худородных людей,

непривычных к правительственному делу и безграмотных.

Россия и Запад

С XVII в. не раз повторялось однообразное явление. «Государство запутывалось в

нарождавшихся затруднениях; правительство, обыкновенно их не предусматривавшее и не

предупреждавшее, начинало искать в обществе идей и людей, которые выручили бы его, и,

не находя ни тех, ни других, скрепя сердце, обращалось к Западу, где видело старый и

сложный культурный прибор, изготовлявший и людей и идеи, спешно вызывало оттуда

мастеров и ученых, которые завели бы нечто подобное и у нас, наскоро строило фабрики и

учреждало школы, куда загоняло учеников».

«Новая европеизированная Россия в продолжении четырех-пяти поколений была

Россией гвардейских казарм и барских усадеб». «Чужой западноевропейский ум призван был

нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум». Ставя

вопрос о западном влиянии в исторической перспективе Ключевский размышлял над

современными проблемами.

Характер государства

Повышенную конфликтность русского общества Ключевский связывал с наследством,

полученным от вечевых институтов, где спорные вопросы решались в кулачных боях. Из

века в век шло накопление нерешенных проблем. Процесс изменений протекал мучительно,

оставляя в сохранности прежние социальные силы и тенденции, возрождающие кризисные

явления. Так, попытки создания в XVII в. представительных органов в политике вылились в

камуфляж абсолютизма, а в экономике — в закрепощении крестьян.

Крепостное право имело развращающие и разлагающие для страны последствия. Уже

после его отмены Ключевский дал достаточно грустный прогноз: «...пройдет, быть Может,

еще целое столетие, пока наша жизнь и мысль освободится от следов этого гнета».

В условиях самодержавного правления и дворянского господства государство

задавило народ, его труд и жизнь. «Государственные требования, донельзя напрягая

народные силы, не поднимали их, а только истощали». «Государство пухло, а народ хирел».

Историк подчеркивал, что прогресс шел на костях народа. «Привычка расправляться без суда

и следствия была особенно наболевшим недугом государственного организма, от которого

хотели излечить власть возможно радикальнее».

Антимонархические и антидворянские взгляды Ключевского проявились в

характеристиках культурно-психологического облика дворянства, который в ряде случаев

историк нарочито доводил до гротеска.

«Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще

крепкие связи национальные и религиозные: они и спасали общество» в период смуты.

Московский народ выработал особую форму политического протеста: люди, которые не

могли ужиться с существующим порядком, не восставали против него, а выходили из него,

«брели розно», бежали из государства. В обществе проснулась (под влиянием произвола

Грозного) смутная и робкая потребность в законном обеспечении лица и имущества от

усмотрения и настроения власти.

Обращаясь к личности, Ключевский пытался подойти к характеристике народа, его

духовности и этики. Инициатива исторического движения принадлежит личности.

Индивидуальность ума и талант Ключевский относил к области исторического изучения. Но

личность исторична и представляет первостепенную силу в «людском общежитии»;

личность, имеющая несчастье стать вне союза, теряется для истории. Личности присущи все

свойства социального. Она является носительницей нравственности и культуры. Особое

значение для чередующихся поколений имеет воспитание, которое создает историческое

преемство материального и духовного достояния.

Петр Великий

Русских правителей XVIII в. Ключевский делил на две категории. К «необычным» он

относил Петра Великого, а к «случайным» — всех остальных.

Познакомившись с Западной Европой, Петр навсегда остался под обаянием ее

промышленных успехов. Осматривая фабрики в Париже, Петр особенно пленился

шпалерной и гобеленовой и захотел основать такую же в Петербурге. «Ни за кем из своих

Петр не ухаживал так, как за заграничными мастерами: по инструкции Мануфактур-

коллегии в случае, если иноземный мастер захочет выехать за границу до контрактного

срока, производилось строгое расследование, не было ли ему какого стеснения, не обидел ли

его кто-нибудь, и хотя бы он не выразил прямо недовольства, а только показал вид

недовольного, предписывалось жестоко наказывать виновных».

По мнению Ключевского, Петр руководствовался соображением необходимости

разработки природных богатств, которые «должно вести само государство принудительными

мерами». «Он сравнивал свой народ с детьми: без понуждения от учителя сами за азбуку не

сядут и сперва досадуют, а как выучатся, благодарят». Но «от большой стройки всегда

остается много сора, и в торопливой работе Петра пропадало много добра».

С именем Петра Ключевский связывал перелом во внешней политике: «С поворота на

этот притязательный путь государство стало обходиться народу в несколько раз дороже

прежнего». Сословная разверстка специальных повинностей стала еще тяжелее, чем была в

XVII в. Ключевский считал, что «Петр стал преобразователем как-то невзначай, как будто

нехотя, поневоле. Война привела его и до конца жизни толкала к реформам».

Предварительной никакой программы реформ или продуманной политики у него не было.

Тем не менее Ключевский считал Петра «не должником, а кредитором будущего» на том

основании, что он создал то, что получило развитие позднее: «Так мирятся с бурной

весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает

всходам нового посева».

XVIII в. не стал предметом самостоятельного изучения Ключевского. И он позволил

себе карикатурность в средствах изображения. «Русские цари — не механики при машине, а

огородные чучела для хищных птиц». «Наши цари были полезны, как грозные боги,

небесполезны и как огородные чучела». Он считал недостойными преемников и преемниц

Петра Великого, писал о вырождении правителей, начиная с сыновей Павла I.

Екатерина II

Екатерину II Ключевский называл «последней случайностью на русском престоле».

Характеризуя эту эпоху, он практически проигнорировал явления «духовной культуры».

Основным фактом эпохи Екатерины II Ключевский считал заявление в Манифесте от 6 июля

1762 г. о том, что самодержавное самовластие есть зло, пагубное для государства,

требующее узды. Ею могут быть законы, которые бы указывали всем государственным

учреждениям пределы их законности. Так, по Ключевскому, в государственной жизни

России впервые было «возвещено» «начало законности».

Он подчеркивал «худое» происхождение Екатерины II — из Северо-Западной

Германии, где «немецкий феодализм донашивал тогда сам себя», маленькие женихи искали

больших невест, а бедные невесты тосковали по богатым женихам, наследники и

наследницы дожидались вакантных престолов. Ключевский писал: «Такие вкусы

воспитывали политических космополитов, которые думали не о родине, а о карьере и для

которых родина была везде, где удавалась карьера». «Вот почему этот мелкокняжеский

мирок получил в XVIII в. немаловажное международное значение». «Мир уже привыкал

видеть в мелком княжье головы, которых ждали чужие короны, оставшиеся без своих

голов».

Не лучше обстояло дело и с воспитанием Екатерины II: «Родители не отягощали ее

своими воспитательными заботами». За всякий промах она была приучена ждать

материнских пощечин. Невеста по матери приходилась троюродной сестрой своему жениху.

От приезда Екатерины II в Россию ничего хорошего ждать не приходилось: «Окутанные

глубокой тайной, под чужим именем, точно собравшись на недоброе дело, мать с дочерью

спешно пустились в Россию...» «Тотчас по приезду Екатерине приставили учителей Закона

Божия, русского языка и танцев — это были три основных предмета высшего образования

при национально-православном и танцевальном дворе Елизаветы».

Ключевский дал нелестную оценку Екатерине II: «Она больше дорожила вниманием

современников, чем мнением потомства, за то и ее при жизни ценили выше, чем стали

ценить после смерти. Как она сама была вся созданием рассудка без всякого участия сердца,

так и в ее деятельности больше эффекта, блеска, чем величия, чтобы ее самое помнили

дольше, чем ее деяния».

В течение всей жизни Ключевский оставался человеком 60-х гг. XIX в., как бы мы

сейчас сказали «шестидесятником». Он считал себя человеком XIX в. и говорил, что в XX в.,

который своим не считал, попал по ошибке. Знание русской истории не прибавляло историку

оптимизма. У него были мрачные предчувствия относительно будущего. В январе 1905 г.

Ключевский записал о Николае II: «Это последний царь, Алексей царствовать не будет».

Историк понимал, что для России революция обернется катастрофой. Предсказав в 1901 г.

то, что династия будет изгнана, «вымрет раньше, чем перестанет быть нужной», Ключевский

писал: «В этом ее счастье и несчастье ее народа, России, притом повторное. Ей еще раз

грозит бесцарствие, смутное время».

Крах государственности не был единственной угрозой для России. Всему миру

угрожал рост милитаризма: «Пролог XX века — пороховой завод. Эпилог — барак Красного

Креста». «Впредь будут воевать не армии, а учебники химии и лаборатории, а армии будут

нужны только для того, чтобы было, кого убивать по законам химии снарядами

лабораторий».

Ключевский оставил глубокий след в истории отечественной науки и культуры. И

дело не только в формальном признании научным сообществом его заслуг (в 1900 г.

Ключевский стал академиком, в 1908 г. почетным членом по разряду изящной словесности),

что самому Ключевскому было важно. Его учениками были А.А. Кизеветтер, М.К.

Любавский, М.М. Богословский, П.Н. Милюков, М.Н. Покровский, А. Юшков. Ключевского

читали Н.С. Лесков, А.П. Чехов, А. Блок. Он оказал глубокое влияние на современников и

потомков.

Источники

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989.

Ключевский В.О. Соч. В 9 т. М., 1987—1990.

Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983.

Ключевский В.О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в

Москве. М., 1997.

Хрестоматия по «Курсу русской истории» В.О. Ключевского. Пенза, 1993.

Литература

Иллерицкий В.Е. В.О. Ключевский — выдающийся буржуазный историк пореформенного

периода// Историография истории СССР. М., 1971.

Зимин А.А. Формирование исторических взглядов В.О. Ключевского в 60-е гг. XIX в. //

Исторические записки. М., 1961. Т.69.

Карагодин А.И. Философия истории В.О. Ключевского. Саратов, 1976.

Киреева Р.А. В.О. Ключевский как историк русской исторической науки. М., 1966.

Киреева Р.А. Василий Осипович Ключевский // Историки России. XVIII—XX века. М., 1996.

Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М., 1974.

Черепнин Л.В. В.О. Ключевский // Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1960.

Т.2.

Щербень Н.Н. В.О. Ключевский о Смуте // Отечественная история. 1997. №3—4.

3.9. Исторические взгляды П.Н. Милюкова, А.А. Кизеветтера, С.Ф. Платонова

Хорошо знавший Павла Николаевича Милюкова современник, историк Н.П. Павлов-

Сильванский определил его воззрения как «теорию контрастов». И в самом деле, при всех

«оговорках» Милюкова о существовании неких общих закономерностей, его восприятие

истории России было основано па противопоставлении ее Западу. России, по его мнению,

самой исторической судьбой была уготована подчиненная культурная роль: участь

подражать и догонять «высшую культуру»: «Различия с Западом, объяснимые особой средой

национального развития, особенно велики в начале русского исторического пути, а по мере

приближения к современности эти различия сглаживаются и уступают место все более

явственно выраженному параллелизму. Параллелизм этот, и в данном случае, сперва

выражается в непосредственном подражании образцам, данным высшей культурой, а затем,

после того как подражание принесло свой плод и вызвало самостоятельное национальное

творчество, параллелизм становится результатом взаимодействия равноправных культур,

или, в более глубоком смысле, однообразия законов развития коллективной психики

культурных народов».

Становление историка

Гносеологические корни дисгармоничного восприятия истории следует искать в среде

обитания ученого, прежде всего в детские годы. Они прошли в неблагополучной семейной

обстановке. Бесконечное противостояние матери (помещицы Ярославской губернии М.А.

Султановой, «кичившейся» «султановской породой») и отца-интеллигента болезненно

отражалось на Милюкове и его брате. Деду Милюкова по отцу, надворному советнику,

дворянство получить не удалось. Отец ж нашел возможность самозащиты в увлеченности

профессией архитектора. Однако для обеспечения материального благополучия семьи Н.П.

Милюков оставил государственную службу в чине надворного советника и перешел

служащим в частный банк.

Из детства будущий историк вынес важное впечатление, определившее его

собственное отношение к труду. Примером стала творческая натура отца. От него Милюков

почерпнул широкие знания об истории архитектурных форм в России, унаследовал свое

главное качество — увлеченность, которую проявлял и в истории, и в политике.

Милюков обладал абсолютным музыкальным слухом, любил музыку, приобретенные

музыкальные познания использовал в исторических трудах, в частности в «Очерках по

истории русской культуры».

Призвание историка Милюков открыл в себе далеко не сразу. Глубокого интереса к

истории у него не было ни в московской гимназии, ни на первых курсах историко-

филологического факультета Московского университета. Отсутствие интереса Милюков

объяснял формальным преподаванием в гимназии по учебнику Д.И. Иловайского. На уроках

ему было скучно. В университете все изменилось только с началом лекций В.О.

Ключевского и семинара П.Г. Виноградова. Студенты сразу оценили Виноградова за

созданную им атмосферу творчества. Педагог никогда не проявлял высокомерной

снисходительности к студентам: он учил работе с источниками и навыкам научного труда. В

результате к Милюкову и другим участникам семинара пришло понимание истории, прежде

всего как истории социальной и истории учреждений.

Ключевский поразил Милюкова талантом и научной проницательностью.

Однокурсникам Милюкова (среди них были М.К. Любавский и В.В. Розанов)

посчастливилось стать первыми слушателями Ключевского в университете. По

свидетельству Милюкова, семинар Ключевского сводился к личному, яркому, но сугубо

индивидуальному комментарию учителем источников, и это не удовлетворяло ученика.

Основной упрек, брошенный Милюковым, заключался в том, что между окончательным

выводом профессора и уровнем знаний слушателей зияла непроходимая пропасть.

Милюкову так и не удалось преодолеть этой юношеской обиды на Ключевского впрочем,

едва ли здесь следует искать истинную причину размолвки. Милюков не простил

Ключевскому его педагогику. Профессор не поддержал в качестве диссертационной

предложенную Милюковым тему о реформах Петра Великого, а рекомендовал разработать

«грамоты какого-нибудь из северных монастырей», отложив петровскую тему для

докторской диссертации. Во время защиты Ключевский воспротивился присуждению

Милюкову докторской степени, минуя магистерскую (такие прецеденты были), за труд

«Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра

Великого».

Впрочем, для истории науки личные обиды не главное, хотя они и характеризуют

событийность научной деятельности и повседневность научного процесса. Важно отметить

другое — то, с какой настойчивостью Милюков сохранял и развивал свою природную

самостоятельность. В этом он преуспел, имея столь влиятельного в научном отношении

учителя, как Ключевский. Ему помогали не только характер и склад ума, но и

разносторонняя подготовка.

Еще ______________в гимназии и в первые университетские годы, т. е. в период, когда закладывались

основы мировоззрения, формировались философские и исторические взгляды,

вырабатывались политические пристрастия, Милюков проявлял способности к

аналитическому мышлению, обобщениям, синтезу и умению мыслить ассоциативно.

Теоретический склад ума служил ему спасительным кругом. Увлечение философией

Древнего мира открывало метод познания от частного к целому, становясь незаменимой

опорной точкой, откуда радиусы шли в разнообразных направлениях.

Милюкова интересовала проблема исключительности и подражательности. Позднее

она получила развитие в его концепции. Исключительность рассматривалась им и как

источник национальной оригинальности, и признак односторонности. Он считал

подражательность неизбежной и оценивал ее как прогрессивное явление, даже отстаивал

право на подражание. Гимназист Милюков читал труды О. Конта и Д. Милля.

Выработать самостоятельную позицию в годы научного становления по окончании

университета Милюкову помогло углубленное изучение трудов С.М. Соловьева. Студентом

ему довелось слушать лекции позднего Соловьева, но оказалось, что он не был готов оценить

их по достоинству. Понимание значения концепции великого предшественника пришло

позднее, как, впрочем, и осознание серьезного влияния Соловьева на творчество

Ключевского.

Соловьев оказался Милюкову ближе, чем Ключевский. В «Очерках по истории

русской культуры» Милюков подчеркнуто опирался на выводы Соловьева, считая,

безусловно, правильным его тезис о зависимости каждой национальной культуры от

географического места, где совершается его развитие. Милюков принял концепцию

колонизации С.М. Соловьева, тезис борьбы леса и степи, писал о задерживающей

историческое развитие роли степи и ее разрушающих для культуры плодах. Он сосредоточил

свое внимание на детализации колонизационных процессов, опираясь на новейшие

археологические данные. И это позволило ему внести коррективы в концепцию колонизации

Ключевского. Милюков, сам участник ряда археологических раскопок, чувствовал здесь свое

превосходство. Он оспорил фактическую основу направленности ряда колонизационных

потоков, которую Ключевский воссоздал главным образом на основе письменных

источников. В целом Милюков продвинул изучение колонизации за счет анализа ее

региональных ветвей. Переселения XIX в. он рассматривал как составную часть понятия

колонизации, придерживаясь смешанного этногеографического принципа. Однако к

Ключевскому Милюков часто был несправедлив. У Ключевского вызвала внутренний

протест демонстративная амбициозность и честолюбие ученика. Учителя особенно обидела

критика Милюковым за глаза его взглядов в студенческой аудитории, тем более что

Милюков часто вел продолжительные беседы за чашкой чая в доме Ключевского, никак не

обнаруживая своего несогласия в личной беседе. Скорее всего, именно за это Милюков и

был подвергнут «порке» во время защиты магистерской диссертации. Поскольку научный

руководитель тогда одновременно являлся и главным официальным оппонентом,

Ключевский использовал свое право, и назревший конфликт получил общественный

резонанс. Воспитательные усилия Ключевского вызвали у Милюкова, в свою очередь,

глубокий протест, имевший долговременные последствия.

За внешними признаками взаимной неудовлетворенности Р.А. Киреева увидела

концептуальные различия и отметила, что Ключевскому была присуща неудовлетворенность

работами Милюкова. По ряду конкретных вопросов русской истории он был с ним не

согласен.

Тем не менее Ключевский и Милюков прекрасно понимали научное значение друг

друга. Ключевский считал Милюкова не худшим в своей рати: «В заблуждениях своих такие,

как Милюков, все же хранят нечто культурное и благомыслящее, на что у меня есть данные

бесспорные». В предисловии к диссертационному исследованию Милюков, предварительно

заявив, что прямого участия Ключевский к данному исследованию не имеет, тем не менее

отдал должное его университетским лекциям, которые в «весьма значительной степени

определили самое содержание» воззрений Милюкова о реформаторской деятельности Петра

и ее роли в русской истории. В трудные для своего ученика времена правительственных

гонений Ключевский защищал его перед властью.

В целом университетский период преподавательской деятельности (с сентября 1886

по февраль 1895 г., с перерывами в весенних семестрах 1889 и 1892 гг.) был самым

плодотворным в научной жизни Милюкова. Тогда созрели и воплотились замыслы его

главных научных трудов. Он разработал и прочитал семь курсов: по русской историографии,

истории русской колонизации, русской исторической географии, реформе Петра Великого,

источникам по русской истории XVI—XVII вв., исторической статистике России, введению

в русскую историю. В университете проявился бурный общественный темперамент

Милюкова. Студентом второго курса в 1878 г., он от имени своих друзей (кн. Н.

Долгорукова, К. Старынкевича, Д. Некрасова, К. Иова) написал письмо Ф.М. Достоевскому с

просьбой к писателю изложить взгляды по вопросу о взаимоотношениях народа и

интеллигенции. Позднее эта тема приобретет в концепции Милюкова важное значение.

Рассуждениям о взаимосвязи науки и политики в жизни историка он придавал

серьезное значение задолго до того, как стал политиком. Милюков-политик заявил о себе в

творчестве Милюкова-историка уже во «Введении» в «Очерках по истории русской

культуры». Здесь проявилась не только внутренняя предрасположенность Милюкова к

политическим занятиям и его интерес к данной сфере, но и тенденции усиления

политической ангажированности науки. Историческое творчество подготовило Милюкова к

политической деятельности, но и будучи политиком, он применял подход историка к анализу

современных международных отношений

Постоянный интерес у Милюкова-исследователя вызывали такие проблемы, как

финансовый аспект Петровских реформ (и их предпосылок), русская культура (в ее

всеобъемлющем значении), а также международные отношения современной России

(«Восточный вопрос», роль России на Балканах и др.). Сквозными для всех проблем были

вопросы о роли государства в русской истории и история влияний «Россия — Запад».

Милюков изучал документальные материалы с XVI в. до первой трети XX в. Если он писал о

событиях и явлениях более раннего времени, то предпочитал ссылаться на литературу.

Историографический компонент играет в его трудах важную роль и постоянно сопровождает

рассуждения о событиях и явлениях XVI — начала XX в.

Вместе с тем историография имела для Милюкова и самостоятельное значение как

средство ведения научной полемики и механизма развития науки, осознания ее

первоочередных задач. В качестве таковых для исторической науки Милюков выделил:

«изучение материальной стороны исторического процесса, изучение истории экономической

и финансовой, истории социальной, истории учреждений».

Заметное влияние на жанр и стиль работ Милюкова-историка оказал его

преподавательский опыт. Современники отмечали сильное впечатление, которое он

производил на слушателей и читателей. Во многом успех достигался за счет особого

внимания Милюкова к приемам, средствам и формам подачи материала. Не случайно и для

рассказа о культурной истории нашей страны он избрал жанр очерков. Блестяще работая с

аудиторией, активно воздействуя на восприятие (учителем был сам Ключевский!), он

поражал богатством и разнообразием сообщаемых сведений. Милюков любил образные

сравнения. Так, он называл Карла Брюллова Державиным русской живописи, Венецианова

— Карамзиным русской живописи, а Левитана — родным братом Кольцова, Тургенева и

Тютчева. Позднее, глубокая потребность общественного признания ускорила превращение

историка в политического деятеля, лидера кадетской партии. Связь с современностью —

характерная черта исторических работ Милюкова, которому удавалось заставить звучать

актуально даже сюжеты глубокой древности.

Система доказательств, материал и наблюдения Милюкова обычно богаче и

интереснее его выводов. Если конкретным наблюдениям и сравнениям присуща внутренняя

сила, то выводы больше напоминают «кирпичики», обязательные для схемы,

продиктованной концепцией органического характера отсталости России. Таким образом,

Милюкову не удалось избежать тех же дефектов, в которых он обвинял православие, а

именно: упрощения и стремления к оформлению в определенные, но тесные ему рамки.

Сформулировав тезис о том, что православие не оставляет за художником свободы, а его

уделом может быть только техника, Милюков повторил ту же судьбу, став заложником

собственной концепции, при этом, подобно древнерусским иконописцам,

продемонстрировав блестящую профессиональную технику. Но в обоих случаях «техника»

имела столь глубокое содержание, что она не укладывалась в определенные ей Милюковым

рамки.

Воздействие марксизма

«Капитал» К. Маркса Милюков читал на младших курсах университета и, по его

признанию, «при написании первых своих работ в основу исторического изучения полагал

то, что мы тогда называли «экономическим материализмом». Ленин считал Милюкова

«одним из наиболее сведущих историков, кой чему научившихся у исторического

материализма, под явным влиянием которого был этот историк... в бытность свою

историком».

Тезис о влиянии марксизма на Милюкова в бытность его историком имеет как бы два

плана: собственно сам фактор идеологического влияния и формы его проявления; а также

сознательное использование Милюковым составных частей марксистской концепции в своих

целях. Поэтому в наступательной полемике Милюкова с марксизмом на страницах

«Очерков» присутствует его неприятие марксизма, как истинное, так и мнимое.

Милюков полагал, что настало время изучать «культурную историю». Этот термин у

него «обнимал» «все стороны внутренней истории — и экономическую, и социальную, и

государственную, и умственную, и нравственную, и религиозную, и эстетическую». Критику

марксизма (исторического материализма) Милюков проводил с позиций принципиального

отрицания монистического понимания исторического процесса.

Излагая свою теорию исторического процесса и методологию изучения истории,

Милюков начинал с признания исторической закономерности, но последняя понималась им

не как объективно существующие законы исторического развития, а как сумма отдельных

факторов, физических, химических, физиологических и психических, проявляющихся в

общественной жизни. Историк, по Милюкову, должен «разложить» целостный исторический

процесс на указанные факторы. Он называл дедукцией «... сочетание элементов при

бесконечной сложности явлений, которые будут бесконечно разнообразны. Закономерности

надо искать в действии отдельных элементов, а потом уже в их сочетаниях, таким образом,

задача анализа сводится к тому, чтобы выделить из сложного социологического итога

отдельные слагаемые и определить сферу их влияния». Но Милюков признавал для историка

и другой путь: «Можно взять прямо готовый итог и попытаться выяснить роль создавших

его причин путем известных приемов индуктивного исследования. Этим методом с

блестящим успехом пользовались статистики; но употребление его зависит от того, имеется

ли подходящий материал для наблюдений, а значение выводов ограничивается пределами

исследованного материала».

В своих рассуждениях Милюков пытался «примирить» марксизм с либеральной

теорией эволюционного пути развития России. Он утверждал, что «в России государство

имело огромное влияние на общественную организацию, тогда как на Западе общественная

организация обусловила государственный строй». Этот тезис кажется Милюкову парадоксом

только на первый взгляд. Он как будто резко противоречит той очень распространенной

теории, что политический строй всякого государства должен быть «надстройкой» над

экономическим «фундаментом» (так, не называя марксизм, Милюков полемизирует с ним).

«Мы, однако, нисколько не отрицаем зависимости политической надстройки от

экономического фундамента. Напротив, мы предполагаем лишний раз иллюстрировать эту

зависимость на примере России. Именно элементарное состояние экономического

фундамента вызвало у нас в России гипертрофию государственной надстройки и обусловило

сильное обратное воздействие этой «надстройки» на самый «фундамент». Разрешение

проблемы Милюков видел в получении конституции. Столь тесное соединение истории и

политики также объясняло характер пристального интереса Милюкова к марксизму.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.