Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Н.И.Костомаров и его сочинения(1817-1885).



Биография:

Незаконнорожденный сын помещика в Воронежской губ., учился в Харьковском ун-те, знал много языков. Во время службы в драгунском полку в Острогожске подготовил по архивам Описание Острогожского слободского полка – первый опыт работы по источникам. Возникает идея написать историю Слободской Украины.Оставляет военную службу, в Москве слушает лекции Погодина, Каченовского. Занимается лит.деятельностью, нге отделяет ист.повествование от художественного. В 1841г. – диссертация «О причинах и характере Унии в Западной России», рецензент – Устрялов, дал отрицательный отзыв за критику православного духовенства и сочувствие казачеству. В переработанном виде работа вышла под названием «Отрвыки по истории южнорусского казачества до Б.Хмельницкого» в 1865г. и «Южная Русь в к.16 века» в 1867г. Новая диссертация(1844)– «Об историческом значении русской народной поэзии». Белинский критиковал за несерьёзность исследования и самого источника. В 1845г. – «Славянская мифология». Преподавание в Киевском университете. Возникло Кирилло-Мефодиевское общество с программным документом «Книги бытия украинского народа». Идея федерации славянских народов, моноголы и московское самодержавие сломало естественный процесс федерализации русских земель и установления в них народоправства в форме вечевого строя – это оппозиция как народникам, так и государственникам. Удельно-вечевой уклад – в самом народе, а идеалы самодержавия принесены извне монголами. Примирение госуд-сти и народничества зависит от власти. В 1847г. арестован, в 1848г. отправлен в административную ссылку в Саратов, работает переводчиком и делопроизводителя, находит интересные материалы по истории раскола, пишет. Ал-рII снимет запрет печатать произведения, в 1857г. в ведущих журналах публикуются его “Богдан Хмелшьницкий”, “Бунт Степки Разина”, “Очерк торговли московского гос-ва в 16-17вв.”. Едет за границу, затем – на кафедре русской истории СПбГУ, с 1859г. – профессор. Постоянная полемика в печати К. с Погодиным по поводу происхождения Руси вылилась в публичный диспут в 1860г. В 1862г. в отставку из-за конфликта со студентами.

Ист.взгляды:

Периодизация:

1) удельно-вечевой уклад – совокупность народностей: южнорусская, северская, великорусская, белорусская, псковская, новгородская.

2) монархический период (=единодержавие) – с ИванаIII, подавление федерализма

Основная идея – федеративная теория. 1861г. – ст.”Мысли о федеративном начале в Др.Руси”. Народам внутренне присущи начала федерации, которые олицетворяют местные особенности. Федеративную связь определяют:

1) происхождение и быт, языковое сходство

2) единый княжеский род

3) христианская вера и единая церковь

→благодаря этим началам племена сознавали общую связь и постепенно превращались в федерацию, но монголы всё испортили, принесли рабство, московские князья усвоили самдерж-е принципы и начали борьбу с федерализмом. !870 – ст. “Начало самод-я в Др.Руси”: в основе дробления Руси лежали племенные различия. Варяги ничего не изменили, у них не было сознания государственного начала, “наездническое направление власти”. Единственный объединительный момент при варягах – частые походы на Византию, новая эпоха сплочения славян – при Владимире→христианство, но оно не вводило чужих адм-х форм, мирилось с местными, т.е. в дотатарский период не было никаких основ для самодержавия. Особенно ярко выражены федеративные начала в Новгороде и Юж.Руси. Согласен с Соловьёвым в признании важной роли географического фактора в истории. Большая роль в сохранении народной самобытности - образованность→ст. “Две русские народы”1861г. – ассимиляция происходит только со “скудными” народами., переход онарода от “страдательного” состояния к “сильному” (сравн. “возраст чувства”и “возраст мысли” Соловьёва) когда народ создаёт свою литературу.

1872г – «История раскола у раскольников» русский народ не был к нему готов, раскол рождался как отстаивание обычая в широком смысле, в народе – недовольство управлением, религиозное дело смешивалось с народными бунтами вообще, для крестьян раскол – новое явление, т.к. он научил крестьян думать. Казачество=народный ответ на закрепощение.

«Русская история в жизнеописаниях» 3 тома, 1873-1888гг. Интерес к понятию «великого человека» (Соловьёв по отношению к Петру), спор с Бестужевым-Рюминым о критериях «великого человека» применительно к Ивану IV. Критерий К.: достижение целей благосостояния чел.рода, его умственного и нравственного развития→ИванIV не крут, Пётр в целом велик.

Опубликовал новые источники – «Акты, относящиеся к истории Юж. И Зап.России» 12т., «Памятники старинной русской литературы» 3т. и т.п.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.