Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторические сюжеты в нелетописных сочинениях 16в.



Предмет историографии.

Основоположник – К.Н.Бестужев-Рюмин→ 1882, СПб «Биографии и характеристики».

В предмет и. входит:

1.ист.концепции, 2. процесс накопления знаний, 3. организация науч.исследований , 4. ист.представления общества.

Другие отрасли:

1. История общ.мысли, анализ через призму своих воззрений, часто кр.историки=кр.деятели общ.мысли→ Щербатов - один из праотцов рус.ист.конс.мысли, заметка о повреждении нравов, но ужасный язык. Карамзин – как осн-к конс-ма, Погодин – теория офиц.народности, Кавелин и Чичерин – либералы, Туган-Барановский - лев.либерал, ист.рус.прм.

2.история полит.борьбы. Изменения в полит.курсе влияют на историю, т.к. власть выбирает ту “историю”, которая ей приемлема→Татищев(уч-л в событиях1730), Карамзин; в 20в. Кареев, Лучицкий, ключ-й, милюков – в политике. 3. Теория и методология истории.Современная ист-графия – на основе идей А.М.Сахарова: ист-графия изучает сложный процесс развития иист.науки и его закон-сти. Ковальченко – “Методы историч.исследования” отметил основные варианты исп-я понятия и-фии.

 

2. Источники и общая литература.

Источник– всё то, что содержит инф-ю об исслед-м объекте.

Различаются:

1. по носителю информации - письменные (опублик-е и архивные), устные (предс-я о прошлом, об обыденном)

2. По видам ист-в – ист.труды; рецензии, отзывы;учебные программы;служебная докум-я;дневники, воспом-я;худ.лит.;к/ф и т.п.

3. По характеру информации – публичные, личные.

Литература.

Осн.жанры:

1.Монографии. Киреев «Изучение и-графии в дорев.России» 1963, Эйдельман «Последний летописец»1983, Лотман «Сотворение Карамзина»1987, Иллерицкий «С.М.Соловьёв»1980, Нечкина «В.О.Ключевский»1974, Вандалковская»Милюков:история и политика»1992.

2. Статьи(изд. «История и историки»), справочники и энц-и(«Историки России»ред.Чернобаев 2001, «Портреты историков:время и судьбы»)

3. Обобщающие труды – многот-к «Очерки истории сов.науки в СССР»

4. Учебники. Рубинштейн, Лачаева + Черепнин, Иллерицкий Сахаров, «Сов.ист-графия»1982 ред.Афанасьева, «Рус.ист.»Вернандский 1998.

 

3. Историческая проблематика в нелетописных произведениях Др.Руси.

Развитие Руси происходило с запада на восток, главная культурная точка отчёта – Европа. В СВ большая степень близости – неразделённая церковь(до с.11в), династические браки, транзитный торг.путь. Отличие – прямая преемственность между Римом и З.Европой, на Русь – влияние Востока, ЗО. Стадиальное отставание на уровне креп.права. Восприятие пространства(Данилевский) – очень условно, центр земли – Иерусалим, К-ль, восприятие растений и животных символично. Напр, символы саламандры, виноградной грозди. Восприятие времени циклично, Есть любимые дни, недели →эсхатологические мотивы. Восприятие соц.институтов – особая роль кровно-родственных связей. Отчество – в 14-15вв для знатных, полуотчество – ср.сосотояние функция фамилии. Патриархальное состояние, управление – насилие как нормальный элемент жизни. Политические отношения и институты власть за пределами обыденного сущ-я, как внешняя сила, норманизм. Рисуют картину тотальной несвободы человека – традиции+коллектив. Становление писаного права - с кодификации обычного права, мотивация – поступить так же, как предшественники(обращение к Свящ.писанию, решение вопроса суд.поединком, выполнение приказа старшего, подчинение институту как носителю власти). В 16в самодеожавие – личность+институт. Важно восприятие времени как совокупности знаков, приходящих из потустороннего мира. Собственно русская литература возникает в 11в.

Основные жанры:

1.Поучения – а) дидактические→нравоучительные→церковные и светские

б) торжественные→эпидиктические 2. Жития 3. Летописи

1. Церковные поучения «Поучение Феодосия Печорского»11в, «Послание князю Святославу Изяславичу о вере христианской и латинской» – о прочности православия, не брататься с католиками, они нечисто живут,обосрали всё католичество(( Светские поучения «Поучение Владимира Мономаха» 1096 включ.автобиографию, описывает войны(междоусобицы, с поляками, половцами). Свод правил – командовать женой, всё проверять, власть – не делегируется,должени быть договор. 1097 – мономах «душа» Люблинского съезда. «Моление (Слово) Даниила Заточника» несколько загадочный текст, т.к. слово обращено к 1му, а моление к др. Также разная датировка+ничего не известно об авторе. Есть версия, что его не сущ-ло, это просто легендарная фигура. Будовниц→это памятник ранней дворянской публицистики, автор служилый человек. Начало «Слова» – с описания тягостного положения, много высокопарных оборотов. Князь – сосредоточие всех замечательных качеств, не ему необходимо «добавить» правильные поступки – щедрость, советоваться со сведущими людьми. Божья помощь может не помочь, если князь не проявит стремления. Критика боярства. Ценность книжного знания

Торжественные поучения «Слово о законе и благодати»митрополита Иллариона к40х гг.11в – 1й рус.глава церкви. Три части: 1.рассуждение о законе и благодати 2. Хвала Владимиру Святому 3. Молитва богу от всей земли. 1е свидетельствует о том, что среди русского священства сущ-ло богословие, 2 важных понятия: закон – внешняя форма поведения(10 заповедей), истина=благодать –принцип морального совершенств-я для обеспечения вечной жизни. Закон предшествовал благодати, без соблюдения закона благодати не будет, закон может навязываться силой, а благодать воспринимается свободно. Подчёркивается историчность христиантсва на Руси: 1.прагматич.объяснение – навязано Владимиром 2.провиденциальное об-е – князь получил знамение свыше. Ярослав продолжает дело отца.

2. Жития агиография, биографии святых как образец поведения, не история как таковая, а иллюстрация святости. «Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе». Есть нестерово житие →проблема автора – его приписывают Нестору, не непонятно какому(автор ПВЛ иди другой?). Похоже на классическое житие, большие фрагменты из священной истории, герои послушны, кротки и ничего не боятся, есть описание посмертных чудес. «Житие Феодосия Печорского» умер 1074, канонизирован 1108. Духовный лидер, суровый, прямодушный, сам колет дрова, месит тесто. Осуждает Святослава.

 

4. Историографическая характеристика «ПВЛ»

ПВЛ лежит в основании большинства летописных сводов 15-16вв.

До нас дошло два основных списка:

1. Лаврентьевский, сделан в 1377г группой писцов под рук-м Лаврентия, переписывалась с рукописи Суздальской летописи 1305г.+ПВЛ до 1100г. (описание заканчивается рассказом о «знамении» над Печерским монастырём)

2.Ипатьевский по месту хранения – Ипатьевский м-рь в Костроме, вкл. ПВЛ+Киевскую летопись до 1201г.+Галицко-Волынскую летопись1292г. + также Новгородская Первая летопись. Историки бились над задачей найти наиболее древний список. Лихачёв перевёл Лаврентьевский список, после 1100г. приводится Ипатьевская л-сь.

Шахматов пытался реконструировать текст ПВЛ и предшествующих ей сводов, выделял 3 редакции ПВЛ: 1. Несторовская 1113г. 2. Лаврентьевская 1116г. (Сильвестр) 3. Ипатьевская 1118г. Для реконструкции недошедшего оригинала использовал также «Летописец старый ростовский» (Киево-Печерский патерик), но в итоге Шахматов признал свою задачу невыполнимой, что подрывало его гипотезу о предшествующих ПВЛ сводах – печерский «Начальный свод 1095» и «Древнейший свод 1093», т.е по Шахматову предполагалось, что почти всё летописание велось в КПмон-ре, А.Г.Кузьмин – др.версия. Однако именно Шахматов создал схему рус.летописания+шахматовский метод→обязательное снятие пластов, продвижение вглубь при изучении летописей.

Впервые с ПВЛ познакомился Татищев, заложил основы для изучения др.истории отеч.авторами. 1е спец.исследование – А.Л.Шлёцер – «Нестор»(сначала по-немецки, затем перевод на русский), 1й, кто пытался «очистить» текст. Большое внимание – у Карамзина. Также исследователи Присёлков, Лурье – представитель СПб школы, чёткое изучение источника в его реконструкции. Другая традиция в московской школе – Соловьёв, Ключевский, Карамзин. Использование источника для подтверждения глобальной исторической схемы – Погодин, Рыбаков, Кузьмин. То., вечный спор между подходами.

С 12 по 15 вв. областные летописи, в которые входит ПВЛ, противоречия. 15-16вв – эпоха общерусских летописных сводов, в 17-18вв традиция постепенно умирает.

Источники повести: 1. Византийские – хроника. Теория Маркова(библейское происх-е мира) 2. фольклор – истор.предания, поговорки(«погибшие как авары»), дружинная поэзия, дипломатические документы(договор с греками). 3.жития святых, церковные сказания(о крещении Руси) 4. Рассказы участников событий, мемуары 5. Летописные тексты

Политические тенденции в ПВЛ: принцип провиденциализма, непрерывное вмешательство божества, чаще всего опосредованное, большое значение – знамения. В лит-ре разные представления о степени беспристрастности Нестора: 1. Активный публицист; Шахматов – «русским летописцем управляли полит.страсти» 2. Беспристрастность, простое протоколирование событий без цели поддержать ту или иную политику→Ерёмин. Протокольная манера – Лихачёв.3. Тесная связь с монастырями, критические суждения о киевских князьях, хотя общая оценка положительная. Осуждение феод.раздробленности, усобицы, однако нет призыва к самодерж-ю. Объединение на «федеративных началах»(друж-я федерация), право на власть признаётся только за Рюриковичами. Осуждается неповиновение подданных князьям. Обязанности князя:забота о дружине и о населении. Главные задачи в ПВЛ- «откуда есть пошла русская земля» и «кто в ней начал первее княжити» → Ключевые моменты рус.ист. в ПВЛ: 1. Расселение славян. Идея равноправия всех из Священного текста(типа у рус.народа место такое же, как у всех остальных) Для автора варяги и русь – одно и то же? Кузьмин → две версии начала Руси– 1. Миграция славян и руси с верх-в Дуная из Норика(Ругиланд, территория, примыкающая к Дунаю с юга) по Дунайско-Днепровскому пути 2. Миграция славян, варягов и руси по Волго-Балтийскому пути. Варяги= всё население от Дании до Волжской Болгарии («предел Сима»), либо одно племя наряду с др.прибалтийскими, либо совокупность прибалтийских племён. Призвание – славянская масса сама решает, кого звать. Признаки народного суверенитета,но тут же отдаёт суверенитет властителям(Гоббс). 3. Крещение Руси. В основе решения – свободный выбор Владимира. Мусульманство отвергается по эмоц-м мотивам (обрезание, свинина, мясо – «фии»), иудаизм отвергается рационально(т.к. они рассеяны по всему свету и не имеют гос-ва), католичество – это против заветов отцов, против традиций. 4. Многочисленные войны, конфликты. Нейтральные харак-ки участников. Проблема Нестора: Нестор – автор ПВЛ и Нестор – агиограф, автор «Чтения о Борисе и Глебе» и «Житии Феодосия», - одно лицо? Вряд ли. Кузьмин считает,что нестор-агиограф даже не был знаком с ПВЛ, а в ПВЛ есть сюжеты из сочинений Н-агиографа, но в др.версии(«Сказание о Борисе и Глебе – Иакова).

 

5. Историческая проблематика в русской литературе 2п.13-2п15вв.

Разные версии о влиянии монгольского завоевания. Карамзин: сильное воздействие на развитие. Позитив: прекращение усобиц, объединение, рост правосл.церкви→самодержавие. негатив: потеря нравственного раболепия. Соловьёв и Ключевский: «иго» - внешнее событие, а не отдельный этап. Евразийцы: монголы завоевали Русь→гармоническое сожительство, создаётся евразийская империя против подчинения Западу, предельная политизация. +Гумилёв. Влияние на экономическое развитие(↓ремесло, т.к. оно передавалось от отца к сыну, сейчас цепочка прервалась) , большие десятины – большой убыток крестьянам. Отражение в рус.текстах – летописи, жития, ист.повести.На рубеже 12-13вв. появляются новые центры летописания - Владимир, Суздаль, Переяславль-Залесский, Чернигов, Переславль. В 14в летописание зарождается в Твери и Москве. Усиление интересов летописцев к местной тематике, погодным явлениям, развитие местного патриотизма. Появление княжеских летописцев, кот. пишут биографии князей например, л-сь Ю.Долгорукого). Сохранение общерусских тенденций в летописании: включение текста ПВЛ. В н 15в появляется 1я общерусская летопись – Троицкая 1408-1409гг, критически по отношению к Д.Донскому. 2й общерусский летописный свод – 1448- вкл. пространное описание Куликовской битвы. Корректировка инф-и, сод. в ПВЛ, появляются фольклорные вставки: Алёша Попович, который якобы погиб в битве на Калке. 1479-1480 – 3й летописный свод, новации – Новгород=Московская вотчина, осуждение флорентийской унии.

Житийная литература Житие А.Невского, С.Радонежского,в качестве образцов – более ранние тексты. Биография+чудеса. Старец пелугий(?). К этому времени подчинение ЗО становится нормой. «Повесть о разорении Рязани Батыем» - яркий герой – евпатий Коловрат, который собрал войско. «Сказание о Мамаевом побоище» (Донской, Радонежский, Пересвет и Челубей и т.п.), первонач.текст не сохранился (его заменяли воспоминаниями и переделками, Киприан стремился в них принизить Донского). В центре внимания – событие, а не хронология, как в летописи. Ист.повесть-предтеча монографии.

 

Исторические сюжеты в нелетописных сочинениях 16в.

Переписка Курбского и Грозного К. – сторонник более демокр.правления. Платонов→Грозный «+», Курбский «-», это перекочевало в сов.и-фию. К. – провиденциальные установки, гл.фактор Бог, важен момент альтернативы власти→гл.фактор – право, резкая критика репрессий, осторожно апеллирует цитатами из Писания, идеал – Избранная Рада. У Грозного главное власть, кто ей противится, тот противится Богу. Важно, что появляется ссылка на историческую традицию – генеалогия самодержавия. Послание№2 швед.королю Юхону и англ.колролеве Елизавете. В целом, 16в – расцвет рус.публицистики.

Степенная книга 60е гг.16в, составил духовник Ивана Грозного Андрей(Афанасий). Это княжеский летописец, основа – история князей, выстроен не по годам, а по степеням – граням, каждая из которых соотв-т правлению к-л – от ВладимираI до Ивана Грозного→16(17?) степеней, что-то вроде «биографической повести», русская история представлена как деяния «святых» московских государей. Резкое осуждение всех противников княжеской власти, связь между государством и церковью. Соединение летописных и агиографических текстов. Исторические повести отличие от летописи- нет погодной сетки. «Казанская история» – очень популярна, 230 списков, составлена в период опричнины, попытка её оправдания. Главный герой взятия Казана – царь, а бояре- изменники и «инструменты». Квинтэссенция рус.ист. мысли – «История о великом княжестве Московском» А.Курбского Это 1)житийное произведение 2) истор.повесть(даже что-то вроде монографии) 3)полит.памфлет(Грозный=антигерой). Изображение Ивана грозного, Василий – в негативном свете, описание детства Ивана. Возносит понятие Избр.Рады, опричнина=террор, этому посвящено 4 из 8 глав→Итог: страну постигает катастрофа, Иван грозный=Ирод.

Спиридон-Савва «Послание» пишет о происхождении рус.царей от Августа, о получении Вл.Мономахом царских регалий от Конст.Мономаха.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.