По общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на:
• угрозы конституционным правам и свободам граждан в области духовной жизни и информационной деятельности, духовному возрождению России;
• угрозы развитию отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникаций и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка, выходу ее продукции на мировые рынки, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
• угрозы безопасности информационных ресурсов, нормальному функционированию информационных и телекоммуникационных систем как развернутых, так и создаваемых на территории России.
В Концепции национальной безопасности особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации придается использованию возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.
По уровням угрозы И Б могут быть классифицированы следующим образом:
а) для личности:
• нарушение конституционных прав и свобод граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации;
• лишение права граждан на неприкосновенность частной жизни;
• нарушение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации;
• посягательства на объекты интеллектуальной собственности;
б) для общества:
• препятствия в построении информационного общества;
• лишение права на духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганду национального, культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;
• манипулирование массовым сознанием;
• создание атмосферы, препятствующей приоритетному развитию современных телекоммуникационных технологий, сохранению и развитию отечественного научного и производственного потенциала;
в) для государства:
противодействие:
• защите интересов личности и общества;
• построению правового государства;
• формированию институтов общественного контроля за органами государственной власти;
• формированию системы подготовки, принятия и реализации решений органами государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства;
• защите государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов;
• защите единого информационного пространства страны. По происхождению основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере включают:
а) внутренние:
• отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации;
• ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;
• размывание единого правового пространства страны вследствие принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
• разрушение единого информационного и духовного пространства России, активизация различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни общества, представляющих прямую опасность для жизни и здоровья граждан;
• отсутствие четко сформулированной информационной политики, отвечающей национальным целям, ценностям и интересам;
б) внешние:
• целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие информационных систем Российской Федерации;
• стремление сократить использование русского языка как средства общения за пределами России;
• попытки не допустить участия России на равноправной основе в международном информационном обмене;
• подготовка к информационным войнам и использование информационного оружия.
Информационная война
В Концепции национальной безопасности РФ отмечено усиление угроз безопасности Российской Федерации в информационной сфере и стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка, а также сделан вывод о том, что «серьезную опасность представляет разработка рядом государств концепции информационных воин, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов или получения несанкционированного доступа к ним».
С учетом того, что угроза ведения информационной войны и применения информационного оружия носит многоплановый и актуальный характер, рассмотрим подробнее содержание этой угрозы и особенности ее реализации.
Информационное противоборство присутствовало практически во всех войнах в таких основных формах, как ведение разведки и противодействие ей, распространение дезинформации, слухов и борьба с ними (в том числе при помощи цензуры) и т. п. С появлением новых информационных технологий и организацией международного информационного обмена на новом уровне информационная составляющая в стратегии обеспечения национальной безопасности, по оценкам Совета Безопасности Российской Федерации, руководителей российских спецслужб и Минобороны России, вышла на первый план. По данным ФАПСИ, за последние 15 лет расходы на приобретение средств информационной борьбы увеличились в США в четыре раза и занимают сейчас там первое место среди всех программ по вооружению. В интересах обеспечения информационной безопасности США Пентагон выделяет ежегодно более 90 млн. долл. для проведения экспериментальных исследований по ряду направлений, в том числе по созданию новых технологий распознавания образов, формированию электронного образа 'боевого пространства, автоматическому поиску, сбору и обработки информации с помощью спутников. Информационное противоборство в ходе ведения обычной войны начало переходить на новую, более высокую стадию — информационной войны.
Термин «информационная война» (далее — ИВ) появился в середине 80-х годов в связи с новыми задачами Вооруженных сил США после окончания «холодной войны» (разработка группы военных теоретиков США в составе Г. Экклз, Г. Саммерз и других); начал активно употребляться после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 году, когда новые информационные технологии впервые были использованы как средства ведения войны; официально впервые закреплен в директиве Министерства обороны США от 21 декабря 1992 года. В военных кругах США под информационной войной понимаются действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства в поддержке национальной военной стратегии посредством воздействия на информацию и информационные системы противника, при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственной информации и информационных систем.
К особенностям информационной войны можно отнести следующие:
• информационная война охватывает в качестве самостоятельных объектов все виды информации и информационных систем, отделяя информацию от среды использования;
• объекты могут выступать и как оружие, и как объект защиты;
• информационная война расширяет территорию и пространство ведения войн, ведется как при объявлении войны, так и в кризисных ситуациях в различных сферах жизнедеятельности;
• информационная война ведется как специализированными военными/так и гражданскими структурами.
Концепция «информационной войны», по оценкам российских спецслужб, предусматривает:
• подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления (поражение центров командования и управления);
• электромагнитное воздействие на элементы информационных и телекоммуникационных систем (радиоэлектронная борьба);
• получение разведывательной информации путем перехвата и дешифрования информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям и за счет специально внедренных в помещения и технические средства электронных устройств перехвата информации (радиоэлектронная разведка);
• осуществление несанкциониронного доступа к информационным ресурсам (путем использования программно-аппаратных средств прорыва систем защиты информационных и телекоммуникационных систем противника) с последующим их искажением,
уничтожением или хищением либо нарушением нормального функционирования этих систем («хакерная война»);
• формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на оценки, намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих решения (психологическая война);
• получение интересующей информации путем перехвата и обработки открытой информации, передаваемой по незащищенным каналам связи, циркулирующей в информационных системах, а также публикуемой в средствах массовой информации.
Оценка основных направлений ведения информационной войны подтверждается выделением в программах Университета национальной обороны США таких форм ИВ, как радиоэлектронная борьба (РЭБ), война с использованием средств разведки, психологическая война, борьба с хакерами, кибернетическая война.
В целях реализации этой концепции (как в наступательном, так и в оборонительном плане) в США проведены и осуществляются следующие основные мероприятия.
1. Создана объединенная (Министерством обороны и ЦРУ) комиссия по безопасности, которая с июня 1993 года по февраль 1994 года исследовала эту проблематику и пришла к выводу, что вторжение в информационные системы и сети — это важнейшая угроза безопасности в XXI веке, что сети передачи данных превращаются в поле битвы будущего. Информационное оружие, стратегию и тактику применения которого еще предстоит тщательно разработать, будет использоваться с «электронными скоростями» при обороне и нападении. Информационные технологии позволят обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни одного выстрела. Политика обеспечения национальной безопасности и процедура ее реализации должны быть направлены на защиту возможностей по ведению информационных войн и на создание всех необходимых условий для воспрещения противоборствующим США государствам вести такие войны.
2. Начата разработка стратегии подготовки и ведения ИВ. Во всех видах Вооруженных сил США созданы специализированные центры по ведению ИВ: Центр информационных боевых действий ВВС США — AF1WC (расположен в штате Техас на базе ВВС Келли); Служба наземных информационных боевых действий Армии США — LIWA (расположена в штате Вирджиния в форте Белвуар). При этом в Пентагоне каждый из видов войск имеет свою рабочую группу по этой проблематике. В уставах Вооруженных сил
США и нормативных документах изложены принципы и способы ведения ИВ.
3. Во всех видах Вооруженных сил США созданы спецподразделения ведения ИВ и введены специальные должности офицеров. Во всех военных учебных заведениях введены спецкурсы по ИВ и идет подготовка специалистов ведения ИВ (в 1995 году состоялся первый выпуск).
4. В Вооруженных силах США проводятся учения и штабные игры по этой проблематике (опыт учений 1994—1995 годов обобщен в Пентагоне). Во время практических боевых действий за пределами США отрабатываются конкретные операции ИВ с применением информоружия.
5. Проведено пять международных конференций по ИВ под эгидой правительства США.
6. Принимаются меры по ежегодному совершенствованию национальной информационной инфраструктуры, где, по оценкам представителей правительства США, циркулирует до 80 процентов конфиденциальной информации, в том числе особо важной.
Администрация Клинтона в феврале 1998 года приняла решение о развертывании проекта по созданию новой сети Internet (Next Generation Internet) на территории США с новыми качественными характеристиками.
7. Ежегодно увеличиваются ассигнования на разработку новых видов информационного оружия (в Министерстве обороны, Агентстве национальной безопасности, ЦРУ США) и оснащение им национальных структур в объеме, превышающем, по оценкам экспертов, уровень затрат на ракетно-ядерные и космические программы 1994 года.